Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 2. Коррекционно-образовательные цели.Актуализация словаря по теме «Зима





Коррекционно-образовательные цели. Актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Совершенствование навыков зву­кового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Вв. Профилактика наруше­ний письменной речи. Совершенствование навыка печатания. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение). Автоматизация правильного произношения звука [ж]. Совершенствование грамматического строя речи (употребле­ние существительных мужского и женского рода, употребление простых предлогов). Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильной чувствительности. Совер­шенствование тактильного восприятия.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброже­лательности, самостоятельности, инициативности, ответствен­ности. Развитие чувства справедливости.

Оборудование. Мольберт, магнитная доска, коврограф, тет­радь №2 и «Мой букварь» по числу детей, контейнер с карандаша­ми, контейнер с деталями букв, контурные изображения зиму­ющих птиц и корма для них, разноцветные шнурочки с закреп­ленными на их концах «липучками», альбом «Живая природа. И мире животных»1.

Предварительная работа. Изготовление с помощью родителей кормушки для птиц, вывешивание ее на участке, подкармливание зимующих птиц, наблюдение за ними. Беседа с воспитателями о зимующих птицах. Разучивание пальчиковой гимнастики «Сне­жинки».

Ход занятия

I. Организационный момент. [Создание эмоционально поло­жительного фона занятия. Развитие тактильной чувствительно­сти. Совершенствование тактильного восприятия. Актуализация словаря по теме «Зимующие птицы». Развитие памяти и зритель­ного внимания.]

Логопед встречает детей в кабинете, организует приветствие, предлагает детям занять места около стульчиков, стоящих вокруг стола.

Логопед. Я разрешу сесть тому, кто вспомнит название зи­мующей птицы.

Дети по очереди называют зимующих птиц и садятся.

Логопед. А теперь я хочу проверить, действительно ли вы хорошо знаете зимующих птиц. Сейчас вы закроете глаза, а я по­ложу перед вами контурные изображения птиц. Обведите изобра­жение пальцем, постарайтесь угадать, кто это.

Дети выполняют задание логопеда. Если ребенку трудно, логопед предлагает ему открыть глаза и назвать птицу, а потом закрыть глаза и обвести контурное изображение пальцем. Затем логопед по­мещает контурные изображения птиц вертикально на коврограф.

Логопед. Еще раз назовите птиц.

Дети. Клест, снегирь, синица, воробей.

Логопед. Почему мы называем этих птиц зимующими?

Дети дают объяснения. Логопед закрепляет рядом с изображе­нием каждой птицы яркий шнурочек с помощью «липучки», а вторым столбиком располагает изображения «угощения» (кисть рябины, ку­сочек сала, горка семечек, шишка) (рис. 20).

Логопед. Вспомните, чем вы угощаете птиц, прилетающих к кормушке на нашем участке. Протяните шнурочек от каждой птицы к угощению, предназначенному ей, расскажите, кого и чем вы угостили.

 

 

1 Живая природа. В мире животных. Выпуск 1.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

Логопед. Вы хорошо выполнили мое первое задание. И се­годня мы вновь будем говорить о зиме и зимующих птицах, позна­комимся с новой буквой, почитаем и поиграем.

2. Игра с мячом «Слова одной семейки». [Образование однокоренных слов от слова воробей.]

Логопед приглашает детей на ковер, предлагает им встать в круг, берет в руки мяч.

Логопед. Первая игра называется «Слова одной семейки». Попробуем образовывать слова от названия зимующей птицы во­робей. Я даю задание и бросаю мяч, вы ловите мяч, образуете слово из одной семейки со словом воробей и бросаете мяч мне. Как на­звать маленького воробья?

1 - ребенок. Воробьишко.

Логопед. А еще как?

2-й ребенок. Воробышек.

Логопед. А как вы назовете большого воробья?

3-й ребенок. Воробьище.

Логопед. Как можно назвать хвост воробья?

4-й ребенок. Воробьиный.

Логопед. Молодцы! Отлично!

3. Упражнение «Присядь, когда услышишь звук [в]». [Развитие фонематического восприятия, речевого слуха, памяти.]

Логопед убирает мяч и предлагает детям рассредоточиться по ковру.

Логопед. А теперь скажите мне, с какого звука начинаются; все образованные вами слова?


Дети. Со звука [в].

Логопед. Произнесите этот звук и дайте ему характеристи­ку. Расскажите все об этом звуке.

Дети. Это согласный звонкий твердый звук.

Логопед. Сейчас я буду произносить названия птиц. Вы бу­дете приседать, когда услышите звук [в] в названии птицы. Воро­на, сова, снегирь, воробей, журавль, клест, иволга, щегол, выпь, синица.

Дети выполняют задание логопеда.

Логопед. Вы услышали только названия зимующих птиц?

Дети. Нет. Вы называли и перелетных птиц. Логопед. Перечислите их названия, пожалуйста. Дети перечисляют названия перелетных птиц. Логопед. Хорошо. А теперь пройдите за стол.

4. Упражнение «Посмотри и назови». [Развитие зрительного внимания и восприятия, фонематических представлений.]

Логопед помещает на мольберт перед детьми альбом «Живая природа».

Логопед. Посмотрите на картинки. Кто на них изображен?

Дети перечисляют изображенных на картинках зимующих птиц.

Логопед. Есть ли тут птица со звуком [в] в названии?

Дети. Да. Это сова.

Логопед. Хорошо. А теперь произнесите звук [в'] и расска­жите о нем.

Дети. Это мягкий согласный звонкий звук.

Логопед. Есть ли на картинках птицы с этим звуком в на­звании?

Дети. Да. Это свиристель.

Логопед. Звуки [в] и [в'] обозначает буква Вв. Вот с ней мы и познакомимся сегодня.

5. Работа по книге «Мой букварь». [Знакомство с буквой Вв. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.]

Логопед раздает детям буквари, открытые на стр. 37, ставит па стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страни­цы. Я прочитаю вам стихотворение к ней. Послушайте и подумай­те, в каких словах этого стихотворения есть звук [в].

 

В ванне Вовочку купают

И водою поливают.

Дети. В ванне, Вовочку, водою, поливают.

Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Вв. Что обозначают пиши и зеленый кружки под ними?

Дети. Значит, буква Вв обозначает два звука: [в] и [в'].

Логопед. Верно. Давайте выполним задание в нижней части страницы. Придумайте каждому из детей имя, которое начинается с буквы, написанной на его одежде.

Дети. Даша, Боря, Галя, Ваня.

Логопед. Молодцы! Соедините с каждым ребенком мячик с той буквой, с которой начинается имя ребенка.

Дети выполняют задание. Логопед убирает карандаши и ставит на стол контейнер с деталями букв.

Логопед. Отлично. А теперь возьмите необходимые детали и составьте по одной букве В.

Дети составляют по одной букве В.

Логопед. Какие детали вам потребовались?

Дети. Нужны длинная палочка и два полукруга.

Логопед. С какой стороны от палочки расположены полу­круги?

Дети. Справой.

Логопед. Правильно. А теперь сложите буквы в контейнер.

Дети выполняют задание.

Логопед. Переверните страницу. Давайте почитаем, что на­писано рядом с зелеными кружками.

1-йребенок. Ва.

2-й ребенок. Ву.

3-й ребенок. Во.

4-й ребенок. Ви.

1-йребенок. Вата.

2-й ребенок. Ванна.

3-й ребенок. Вода.

4-й ребенок. Вова.

1-йребенок. Вика.

2-й ребенок. Вита.

3-й ребенок. Буква.

4-й ребенок. Диван.

1-йребенок. Вагон.

Логопед. Очень хорошо. Посмотрите на картинки. Давайте прочитаем, что написано под ними.


2-й ребенок. Диван.

3-й ребенок. Вагон.

4-й ребенок. У Вики вата.

Логопед. Обратите внимание: слова Вова, Вика, Вита напи­саны с большой буквы. Почему?

Дети. Имена людей и клички животных всегда пишутся с большой буквы.

Логопед. Хочу обратить ваше внимание на то, что Арина прочитала предложения. Мы с вами уже говорили о том, что наша речь состоит из предложений. Давайте все вместе прочитаем пред­ложение.

Дети. У Вики вата.

Логопед. Хорошо. Закройте буквари и сложите их в контей­нер.

Дети закрывают буквари и кладут их в контейнер.

6. Пальчиковая гимнастика «Снежинки». [Развитие тонкой мо­торики, координации речи с движением.]

Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сде­лать пальчиковую гимнастику.

Стою и снежинки в ладошку Ритмичные удары пальцами левой

ловлю. руки, начиная с указательного, по ла-

дони правой руки.

Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой

и снежинки люблю, руки, начиная с указательного, по ла­дони

левой руки.

Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ —

В ладошке вода, разжать.

Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на

второй — разжать.

Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Мелкие потряхивания расслабленны-
Как видно, ладошки мои горячи, ми ладонями.

Н. Нищева

7. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики.]
Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в верхней части?

Дети. Волка, ванну, большую и маленькую буквы Вв.

Логопед. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой ка­рандаш вам для этого потребуется?

Дети. Синий, потому что буква Вв — согласная.

Дети раскрашивают буквы.

Логопед. А теперь подумайте, как правильно раскрасить волка и ванну. Выполняйте задание.

Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.

Логопед. Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые, давайте напишем букву В. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала пишу сверху вниз длинную палочку, потом справа от нее — два полукруга, сначала верхний, потом нижний. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных заня­тиях. Закройте тетради.

8. Упражнение «Повтори за мной». [Развитие артикуляционной моторики. Автоматизация звука [ж] в открытых слогах и цепочках слогов.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает повторить слоги, цепочки слогов и слова с отработанными слогами для автома­тизации произношения звука [ж]. Использует материал из пособия «Будем говорить правильно».

9. Игра «Веселый воробей». [Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов). Совершенствование слоговой структуры слов, произнесение предложений с трехслож­ными словами с одним закрытым слогом.]


Логопед приглашает детей к магнитной доске и помещает на нее контурные изображения снеговика и воробья.

Логопед. Поиграем в игру «Веселый воробей». Кстати, с ка­ких звуков начинаются эти слова?

Дети отвечают. Логопед помещает воробья на метлу снеговика.

Логопед. Сейчас я буду помогать воробью двигаться, а вы будете рассказывать, что делает воробей. Старайтесь говорить четко и правильно.

Дети. Воробей сидит на метле.

Логопед. Верно.

Логопед предлагает детям еще 2—3 задания, дети составляют предложения с предлогами, закрепляют правильное произношение трехсложного слова воробей.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед убирает пособия с магнитной доски и предлагает детям вспомнить, чем они занимались, какие задания выполняли. Можно предложить детям оценить работу друг друга, напомнив, что следу­ет быть справедливыми и честными.







Date: 2015-05-19; view: 773; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию