Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические указания и рекомендации
I. Простейшие задачи, рассмотренные в главе, раскрывают кван- тово-механический подход к описанию движения и взаимодействия, не отягощенный еще применением абстрактного математического аппарата, дают материал для пояснения ниже сущности этого ап- аппарата, приводят к очень общим и характерным закономерностям микромира. То, что эти задачи можно решить, не применяя понятия об операторе, операторной форме уравнения Шредингера, всей совокуп- совокупности необходимых в других случаях сведений по гильбертову пространству и операторному исчислению, на наш взгляд, сущест- существенно в методическом отношении для выявления главных этапов и итогов решения. В то же время подбор задач определяется типичностью описы- описываемых в них ситуаций. В этом отношении обязательно нужна задача на прохождение потенциального барьера, хотя она довольно гро- громоздка в выкладке. (Лектор может перенести вычисления на практи- практические занятия.) На практических занятиях нужно рассмотреть задачу о трехмерной яме, так как результаты ее решения используются далее в курсе статистической физики. Задача об осцилляторе имеет фундаментальное для квантовой физики значение и анализируется подробно как на лекциях, так и на практических занятиях. II. При изучении материала студентам рекомендуется ответить на следующие вопросы: — В какой связи находится непрерывность волновой функции с определением вектора плотности потока вероятности? Как объяснить попадание микрочастиц в запрещенные законом сохранения энергии для их движения области пространства? Назовите явления, которые объясняются туннельным эффектом. Перечислите микросистемы, по- поведение которых можно моделировать квантовым осциллятором. Сделайте общие выводы о характерных особенностях движения в си- силовых полях в микромире на основе решенных в главе задач. Вы- Выполните упражнения к главе. Упражнение II 1. Пользуясь результатами задачи об одномерной прямоугольной потенциальной яме (см. § 5, п. 2), решите задачу о трехмерной по- потенциальной яме с бесконечно высокими стенками. Решение. 67Потенциальная энергия задана условием: U(x,y,z) = 0, Уравнение Шредингера для частицы внутри ямы имеет вид ^ A) Волновая функция обращается в нуль на краю ямы. Уравнение A) допускает разделение переменных. После под- подстановки Мр(х,у, z) = q>, (ж)ф2 (у)фз (z) получаем три однотипных уравнения причем и выполняются граничные условия: / г\\ ___ //-»\ а (г\\ _ /а\ а (г\\ / Используя формулы E.7), E.8) и E.9), получаем , -in ""'* -in пП2У -.in "Z Состояние частицы задается тройкой квантовых чисел п\, п2 и п3, пробегающих независимо друг от друга значения 1, 2, 3,... В кубической яме а = Ь = с. В этом случае уровни энергии вы- вырождены, т. е. одному значению энергии соответствует несколько квантовых состояний. 2. С помощью формулы E.23) оцените вероятность прохождения электроном прямоугольного потенциального барьера высотой 10 эВ при энергии частицы 5 эВ, если ширина барьера равна Ы0~'° м, 2-10~'° м, 5-10~'° м. Константу Ро принять равной 1. Ответ. Я = 0,1; 0,008; 5,5-10. 3. С помощью формулы E.24) выведите закон Гейгера — Нэт- тола, связывающий период полураспада с энергией а-частицы: ln T=A+B/√E. Решение. Предположим, что внутри ядра а-частица движется свободно. Чтобы выйти из ядра, ей нужно преодолеть потенциальный барьер, образованный силами кулоновского отталкивания (см. рис. 5.4). При г>Гй где Z — заряд ядра. Для коэффициента прохождения через барьер имеем формулу В ней Ра — постоянная, зависящая от свойств ядра; точка R опре- определяется из условия U (R) = 0; нижний предел интегрирования по- полагаем равным го. Период полураспада обратно пропорционален вероятности вылета а-частицы за единицу времени, которая в свою очередь пропорцио- пропорциональна коэффициенту прохождения Р. Поэтому Т = c0"s и In r = const-ln P = После подстановки г'=2^-имеем it i. i In 7=constH 2W2m где B) Так как энергия а-частицы значительно ниже пика барьера, то нижний предел в формуле B) можно принять равным нулю. 4. Запишите выражения для волновой функции гармонического осциллятора при п = 0, 1, 2. Ответ. Xo 695. С помощью формулы (6.14) вычислите коэффициенты полино- полиномов Чебышева — Эрмита #з и Н*. 6. Запишите выражения плотности вероятности для координаты х в случае гармонического осциллятора, находящегося в квантовых состояниях при п = 0, 1,2. (Данные возьмите из задачи 4.) Сравните результаты с плотностью вероятности для классичес- классического осциллятора. Указание. Вероятность обнаружения классической матери- материальной точки на отрезке dx пропорциональна времени нахождения частицы на этом отрезке. Так как то dW= const У£ —{/ 7. Колебательные подуровни молекулы водорода расположены на расстоянии 0,545 эВ друг от друга. Вычислите энергию нулевых ко- колебаний и частоту колебаний. Указание. Ознакомьтесь с материалом § 19, п. 5.
Date: 2015-05-19; view: 465; Нарушение авторских прав |