Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткая характеристика подросткового возраста





Ведущая деятельность: интимно-личностное общение со сверстниками.

Новообразования: критичность, мировоззрение, индивидуальная система эталонов самооценивания и самоотношения.

Поведение: Определяется несколькими факторами: половым созревание подростков и изменениями, происходящими в его организме, социальным положением подростка, а также сформировавшимися к этому времени индивидуальными особенностями. Актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых (реакция эмансипации), а также к интенсификации общения со сверстниками (реакция группирования). Однако полной свободы подростки не хотят, поскольку ещё не готовы к ней. Они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки. В связи с половым созреванием у подростков появляется влечение к противоположному полу.

Стремление к познанию мира, своих возможностей, желание самореализоваться проявляются в «хобби-реакциях», т.е. появлении устойчивых увлечений.

Когнитивное развитие: Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом возрасте имеет две стороны – количественную и качественную. Подростки легче, быстрее и эффективнее решают интеллектуальные задачи, чем младшие школьники. Приоритетным становится логическое мышление, проявляется способность оперировать гипотезами. Отдельные умственные операции превращаются в единую целостную структуру. У подростков происходит становление мировоззрения, что связано с появлением способности анализировать абстрактные идеи и интересом к философским, религиозным, политическим и этическим проблемам. Активно развивается логическая память и замедляется развитие механической. Многие подростки начинают серьёзно заниматься различными видами творчества (писать стихи, рисовать, музицировать, петь, сочинять музыку). Некоторые авторы полагают, что в этот период интеллектуальные возможности человека достигают своего максимума (Я.А.Пономарёв).

Личностное развитие: Для подростков характерны резкая смена настроений, повышенная возбудимость, импульсивность. Однако мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения. Многие интересы принимают характер стойких увлечений. Первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется потребность в аффилиации, в принадлежности какой-нибудь группе, в глубокой эмоциональной привязанности. Одной из важнейших особенностей является повышенный интерес к вопросам полового развития и сексуальной сфере. В этот период возникают мотивы делинквентного и аддиктивного поведения.

Содержание самооценки переносится с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества. Самооценка становится более независимой от внешних оценок. Неадекватная самооценка детерминирует делинквентное поведение подростков.

 

Школьный тест умственного развития (ШТУР)

(М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова, В. Г. Зархин)

Школьный тест умственного развития (ШТУР) предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста и контроля за процессом умственного раз­вития в период школьного обучения.

Сфера применения: профконсультация, контроль обучения, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции умственного развития учащегося.

Тест включает шесть наборов заданий (субтестов): «осведом­ленность» (два субтеста), «аналогии», «классификация», «обоб­щение», «числовые ряды». Тест имеет две эквивалентные фор­мы — А и Б.

Апробация теста проводилась на выборке учащихся VI—VIII классов московских школ (411 человек).

Валидность теста определялась путем сопоставления успешно­го его выполнения со школьной успеваемостью. Коэффициенты ранговых корреляций для отдельных форм были: r /А/ = 0,57, r /Б/ = 0,54.

Еще один способ определения валидности — с помощью со­поставления успешности выполнения ШТУР и теста интеллекта Р. Амтхауэра. Коэффициент корреляции оказался равным 0,75.

Все полученные данные позволяют считать, что разработан­ный школьный тест умственного развития имеет хорошие пока­затели надежности и валидности.

Процедура тестирования

Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субте­стов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при вы­полнении ими заданий.

Общая инструкция испытуемым по всему тесту дается экспе­риментатором в устной форме. Для этого он обращается к ним со следующими словами: «Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для выявления вашего умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам приходится выполнять на уроках. Для выполнения заданий пона­добятся ручки и бланки, которые мы вам раздадим.

Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого набора заданий дается их описание, на при­мерах объясняется способ решения. На выполнение каждого набо­ра заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчи­вать работу надо по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок!»

После прочтения этой инструкции экспериментатор раздает бланки и просит заполнить в них графы, в которых должны ука­зываться фамилия учащегося, дата проведения эксперимента, но­мера класса и школы, где он учится. Проконтролировав правиль­ность заполнения этих граф, экспериментатор просит учащихся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем экс­периментатор зачитывает инструкцию первого субтеста и разбира­ет примеры. Далее он спрашивает, есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования были всегда одинаковыми, при ответе на вопрос экспериментатору следует вновь зачитать соответствующее место текста. После этого дается указание перевернуть страницу и начинать выполнять задания. При этом экспериментатор незаметно вклю­чает секундомер, чтобы не фиксировать на этом внимания испы­туемых и не создавать у них чувства напряженности. По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтеста, экспери­ментатор решительно прерывает работу испытуемых, предлагая им положить ручки, и начинает читать инструкцию к следующему субтесту. Время проведения каждого субтеста приведено в таблице. При проведении теста необходим периодический контроль пра­вильного выполнения испытуемыми процедуры тестирования.

Время проведения субтестов

Название Число заданий Время выполнения
    субтеста в субтесте (мин)
  «Осведомленность I»    
  «Осведомленность 2»    
  «Аналогии»    
  «Классификации»    
  «Обобщение»    
  «Числовые ряды»    

 

 

ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ № 1

Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из пяти при­веденных слов подчеркнуть то, которое правильно дополняет дан­ное предложение. Подчеркнуть можно только одно слово. Пример.

Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и...?

а) случай б) подвиг в) жизнеописание г) книга д) писатель.

Правильным будет слово «жизнеописание». Поэтому оно под­черкнуто.

Следующий пример:

Противоположным слову «отрицательный» будет слово...?

а) неудачный б) спорный в) важный г) случайный д) поло­жительный.

В этом случае правильным ответом является слово «положи­тельный», оно и подчеркнуто.

Набор заданий № 1А

1. Начальные буквы имени и отчества называются...?

а) вензель б) инициалы в) автограф г) индекс д) анаграмма.

2. Гуманный — это...?

а) общественный б) человечный в) профессиональный г) аг­рессивный

д) пренебрежительный.

3. Система взглядов на природу и общество есть...?

а) мечта б) оценка в) мировоззрение г) кругозор д) иллюзия.

4. Одинаковыми по смыслу являются слова «демократия» и...?

а) анархия б) абсолютизм в) народовластие г) династия д) классы.

5. Наука о выведении лучших пород животных и сортов растений называется...?

а) бионика б) химия в) селекция г) ботаника д) физиология.

6. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада — это...?

а) абзац б) цитата в) рубрика г) отрывок д) конспект.

7. Начитанность, глубокие и широкие познания — это...?

а) интеллигентность б) опытность в) эрудиция г) талант д) самомнение.

8. Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающе­му — это...?

а) рациональность б) пассивность в) чуткость г) противоре­чивость д) черствость.

9. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности, называется...?

а) резолюцией б) постановлением в) традицией г) кодексом д) проектом.

10. Противоположностью понятия «лицемерный» будет...?

а) искренний б) противоречивый в) фальшивый г) вежли­вый д) решительный.

11. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о...?

а) компромиссе б) общении в) объединении г) переговорах д) противоречии.

12. Этика — это учение о...?

а) психике б) морали в) природе г) обществе д) искусстве.

13. Противоположностью понятия «идентичный» будет...?

а) тождественный б) единственный в) внушительный г) раз­личный д) изолированный.

14. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах — это...?

а) закон б) эмиграция в) воззрение г) действие д) эмансипа­ция.

15. Оппозиция — это...?

а) противодействие б) согласие в) мнение г) политика д) решение.

16. Цивилизация — это...?

а) формация б) древность в) производство г) культура д) общение.

17. Одинаковыми по смыслу являются слова «приоритет» и...?

а) изобретение б) идея в) выбор г) первенство д) руковод­ство.

18. Коалиция — это...?

а) конкуренция б) политика в) вражда г) разрыв д) объеди­нение.

19. Одинаковыми по смыслу являются слова альтруизм и...?

а) человеколюбие б) взаимоотношение в) вежливость г) эго­изм д) нравственность.

20. Человек, который скептически относится к прогрессу, являет­ся...?

а) демократом б) радикалом в) консерватором г) либералом д) анархистом.

Набор заданий № 1Б

1. Эволюция — это...?

а) порядок б) время в) постоянство г) случайность д) разви­тие.

2. Бодрое и радостное восприятие мира — это...?

а) грусть б) стойкость в) оптимизм г) сентиментальность д) равнодушие.

3. Одинаковыми по смыслу являются слова «антипатия» и...?

а) окружение б) симпатия в) отношение г) расположение д) неприязнь.

4. Государство, не находящееся в зависимости от других государств, является...?

а) суверенным б) малоразвитым в) миролюбивым г) процве­тающим д) единым.

5. Систематизированный перечень каких-либо предметов (книг, картин и пр.) — это...?

а) аннотация б) словарь в) пособие г) каталог д) абонемент.

6. Предельно краткий и четкий ответ называется...?

а) красноречивым б) лаконичным в) детальным г) много­словным д) спонтанным.

7. Миграция — это...?

а) развитие б) условие в) изменение г) переселение д) жизнь.

8. Человек, который обладает чувством меры, умением вести себя подобающим образом, называется...?

а) общительным б) объективным в) тактичным г) компетен­тным д) скромным.

9. Интересная или законченная мысль, выраженная коротко и мет­ко, называется...?

а) афоризм б) отрывок в) рассказ г) эпос д) диалог.

10. Универсальный — это...?

а) целенаправленный б) единый в) распространенный г) по­лезный д) разносторонний.

11. Противоположностью понятия «уникальный» будет...?

а) прозрачный б) распространенный в) хрупкий г) редкий д) точный.

12. Отрезок времени, равный десяти дням, называется...?

а) декада б) каникулы в) неделя г) семестр д) квартал.

13. Одинаковыми по смыслу являются слова «самоуправление» и...?

а) автономия б) закон в) право г) прогресс д) зависимость.

14. Противоположностью понятия «стабильный» будет...?

а) постоянный б) знающий в) непрерывный г) изменчивый д) редкий.

15. Совокупность наук, изучающих язык и литературу, — это...?

а) логика б) социология в) филология г) эстетика д) фило­софия.

16. Высказывание, которое еще не полностью проверено, обозна­чается как...?

а) парадоксальное б) правдивое в) двусмысленное г) гипоте­тическое д) ошибочное.

17. Одинаковыми по смыслу являются слова «гегемония» и...?

а) равноправие б) господство в) революция г) союз д) отста­вание.

18. Тотальный — это...?

а) частичный б) редкий в) всеохватывающий г) победонос­ный д) быстрый.

19. Равноценный заменитель чего-либо — это...?

а) сырье б) эквивалент в) ценность г) суррогат д) подделка.

20. Конфронтация — это...?

а) солидарность б) переговоры в) сотрудничество г) агрессия д) противоборство.

ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ № 2

К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т.е. слово-синоним, это слово следует подчеркнуть. Выбрать можно только одно слово.

Пример. Век — а) история б) столетие в) событие г) прогресс.

Правильный ответ — «столетие», поэтому это слово подчерк­нуто.

Пример. Прогноз — а) погода б) донесение в) предсказание г) причина.

Здесь правильным ответом будет слово «предсказание». Оно и подчеркнуто.

Набор заданий № 2А

1. Прогрессивный — а) интеллектуальный б) передовой в) лов­кий г) отсталый.

2. Аннулирование — а) подписание б) отмена в) сообщение г) отсрочка.

3. Идеал — а) фантазия б) будущее в) мудрость г) совершен­ство.

4. Аргумент — а) довод б) согласование в) спор г) фраза.

5. Миф — а) древность б) творчество в) предание г) наука.

6. Аморальный — а) устойчивый б) трудный в) неприятный г) безнравственный.

7. Анализ — а) факты б) разбор в) критика г) умение.

8. Эталон — а) копия б) форма в) основа г) образец.

9. Сферический — а) продолговатый б) шаровидный в) пустой г) объемный.

10. Социальный — а) принятый б) свободный в) запланирован­ный г) общественный.

11. Гравитация — а) притяжение б) отталкивание в) невесомость г) подъем.

12. Сентиментальный — а) поэтический б) чувствительный

в) радостный г) странный.

13. Экспорт — а) продажа б) товары в) вывоз г) торговля.

14. Эффективный — а) необходимый б) действенный в) реши­тельный г) острый.

15. Мораль — а) этика б) развитие в) способность г) право.

16. Модифицировать — а) работать б) наблюдать в) изучать г) видоизменять.

17. Радикальный — а) коренной б) ответный в) последний г) отсталый.

18. Негативный — а) неудачный б) ложный в) отрицательный г) неосторожный.

19. Субъективный — а) практический б) общественный в) лич­ный г) скрытый.

20. Аграрный — а) местный б) хозяйственный в) земельный г) крестьянский.

Набор заданий № 2Б

1. Аналогия — а) случай б) явление в) свойство г) сходство.

2. Интернациональный — а) многочисленный б) международ­ный в) нерушимый

г) известный.

3. Адаптироваться — а) приспосабливаться б) научиться в) дви­гаться г) присмотреться.

4. Ироничный — а) мягкий б) насмешливый в) веселый г) на­стоящий.

5. Симптом — а) характер б) система в) желание г) признак.

6. Импорт — а) собственность б) товары в) ввоз г) фирма.

7. Компенсировать — а) терять б) истратить в) увеличить г) воз­местить.

8. Надменность — а) чуткость б) скрытность в) высокомерие г) торжественность.

9. Антагонистический — а) враждебный б) убежденный в) чу­жой г) классовый.

10. Интеллектуальный — а) опытный б) умственный в) деловой г) хороший.

11. Абсолютный — а) властный б) спорный в) раздельный г) нео­граниченный.

12. Порицание — а) равнодушие б) обсуждение в) внушение г) преступление.

13. Дискуссия — а) мнение б) спор в) убеждение г) беседа.

14. Утопический — а) невыполнимый б) идеальный в) жизнен­ный г) неопытный.

15. Консерватизм — а) косность б) самостоятельность в) героизм г) повседневность.

16. Интерпретация — а) толкование б) чтение в) беседа г) сооб­щение.

17. Нюанс — а) образ б) чувство в) оттенок г) слух.

18. Сентиментальный — а) поэтический б) радостный в) чувстви­тельный г) странный.

19. Абстрактный — а) практический б) опытный в) несуществен­ный г) отвлеченный.

20. Объективный — а) беспристрастный б) полезный в) созна­тельный г) верный.

ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ № 3

Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словом существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная (та же са­мая) связь. Это слово вам следует подчеркнуть.

Пример. Песня: композитор = самолет:?

а) аэропорт б) полет в) конструктор г) горючее д) истреби­тель.

Правильный ответ — «конструктор». Поэтому это слово под­черкнуто.

Следующий пример. Добро: зло = день:?

а) солнце б) ночь в) неделя г) среда д) сутки.

Здесь правильным ответом будет слово «ночь», поэтому оно подчеркнуто.

Набор заданий № ЗА

1. Глагол: спрягать = существительное:?

а) изменять б) образовывать в) употреблять г) склонять д) пи­сать.

2. Холодно: горячо ^ движение:?

а) инерция б) покой в) молекула г) воздух д) взаимодей­ствие.

3. Колумб: путешественник = землетрясение:?

а) первооткрыватель б) образование гор в) извержение г) жер­твы д) природное явление.

4. Слагаемое: сумма = множители:?

а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) число.

5. Рабовладельцы: буржуазия = рабы:?

а) рабовладельческий строй б) буржуазия в) рабовладельцы г) наемные рабочие

д) пленные.

6. Папоротник: спора = сосна:?

а) шишка б) иголка в) растение г) семя д) ель.

7. Стихотворение: поэзия = рассказ:?

а) книга б) писатель в) повесть г) предложение д) проза.

8. Горы: высота = климат:?

а) рельеф б) температура в) природа г) географическая ши­рота д) растительность.

9. Растение: стебель = клетка:?

а) ядро б) хромосома в) белок г) фермент д) деление.

10. Богатство: бедность = крепостная зависимость:?

а) крепостные крестьяне б) личная свобода в) неравенство г) частная собственность

д) феодальный строй.

11. Старт: финиш = пролог:?

а) заголовок б) введение в) кульминация г) действие д) эпи­лог.

12. Молния: свет = явление тяготения:?

а) камень б) движение в) сила тяжести г) вес д) земля.

13. Первобытно-общинный строй: рабовладельческий строй = ра­бовладельческий строй:?

а) социализм б) капитализм в) рабовладельцы г) государство д) феодализм.

14. Роман: глава = стихотворение:?

а) поэма б) рифма в) строфа г) ритм д) жанр.

15. Тепло: жизнедеятельность = кислород:?

а) газ б) вода в) растение г) развитие д) дыхание.

16. Фигура: треугольник = состояние вещества:?

а) жидкость б) движение в) температура г) вода д) молекула.

17. Роза: цветок = капиталисты:?

а) эксплуатация б) рабочие в) капитализм г) класс д) фабри­ка.

18. Понижение атмосферного давления: осадки = антициклон:?

а) ясная погода б) циклон в) климат г) влажность д) метео­служба.

19. Прямоугольник: плоскость = куб:?

а) пространство б) ребро в) высота г) треугольник д) сторона.

20. Война: смерть = частная собственность:?

а) феодалы б) капитализм в) неравенство г) рабы д) крепос­тные крестьяне.

21. Числительное: количество = глагол:?

а) идти б) действие в) причастие г) часть речи д) спрягать.

22. Север: юг = осадки:?

а) пустыня б) полюс в) дождь г) засуха д) климат.

23. Диаметр: радиус = окружность:?

а) дуга б) сегмент в) отрезок г) линия д) круг.

24. Эпителий: ткань = аорта:?

а) сердце б) внутренний орган в) артерия г) вена д) кровь.

25. Молоток: забивать = генератор:?

а) соединять б) производить в) включать г) изменять д) на­гревать.

Набор заданий № ЗБ

1. Светло: темно = притяжение:?

а) металл б) молекула в) отталкивание г) взаимодействие д) движение.

2. Крепостные крестьяне: рабы = феодалы:?

а) король б) рабовладельцы в) церковь г) сеньоры д) дворя­не.

3. Глагол: спрягать = существительное:?

а) понятие б) склонять в) название г) обозначать д) образо­вывать.

4. Гольфстрим: течение = цунами:?

а) Япония б) катастрофа в) шторм г) Куросио д) волна.

5. Глаз: зрение = нос:?

а) осязание б) обоняние в) лицо г) рот д) запах.

6. Запад: восток = обмеление:?

а) фарватер б) засуха в) юг г) паводок д) пороги.

7. Существительное: предмет = глагол:?

а) бежать б) деепричастие в) спряжение г) действие д) при­знак.

8. Квадрат: площадь = куб:?

а) сторона б) перпендикуляр в) ребро г) периметр д) объем.

9. Жара: жажда = классы:?

а) крестьяне б) капитализм в) рабовладельцы г) государство д) неравенство.

10. Лучи: угол == отрезки:?

а) диагональ б) точка в) прямоугольник г) хорда д) линия.

11. Стихотворение: поэзия = былина:?

а) сказка б) богатырь в) лирика г) эпос д) драма.

12. Нагревание: расширение = сила упругости:?

а) пружина б) взаимодействие в) деформация г) тело д) вес.

13. Береза: дерево = рабовладельцы:?

а) рабы б) рабовладельческий строй в) класс г) эксплуатация д) буржуазия.

14. Начало: конец = гармония:?

а) беспорядок б) мораль в) антоним г) гротеск д) понятие.

15. Число: дробь = состояние вещества:?

а) объем б) молекула в) железо г) газ д) температура.

16. Птицы: воробьиные = млекопитающие:?

а) кенгуру б) лошадь в) теленок г) насекомые д) грызуны.

17. Круг: окружность = шар:?

а) сфера б) пространство в) дуга г) радиус д) сегмент.

18. Слово: буква = предложение:?

а) союз б) фраза в) слово г) запятая д) тетрадь.

19. Феодализм: капитализм = капитализм:?

а) социализм б) феодализм в) капиталисты г) общественный строй д) классы.

20. Повышение атмосферного давления: ясная погода = циклон:?

а) осадки б) солнце в) антициклон г) погода д) метеослужба.

21. Дыхание: углекислый газ = фотосинтез:?

а) воздух б) кислород в) хлорофилл г) свет д) лист.

22. Пила: пилить = аккумулятор:?

а) включать б) проводить в) нагревать г) превращать д) на­капливать.

23. Человек: толпа = клетка:?

а) растение б) плод в) микроскоп г) ядро д) ткань.

24. Океан: глубина = климат:?

а) географическая долгота б) влажность в) растительность г) местность д) рельеф.

25. Абсолютизм: демократия = товарно-денежные отношения:?

а) натуральное хозяйство б) торговля в) ремесло г) товар д) промышленность.

ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ № 4

Вам даны пять слов. Четыре из них объединены общим призна­ком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно олово.

Пример:

а) тарелка б) чашка в) стол г) кастрюля д) чайник. Первое, второе, четвертое и пятое слова обозначают посуду, а третье — мебель, поэтому оно подчеркнуто.

Следующий пример:

а) идти б) прыгать в) танцевать г) сидеть д) бежать. Четыре слова обозначают состояние движения, а слово «си­деть» — состояние покоя, поэтому подчеркнуто слово «сидеть».

Набор заданий № 4А

1. а) приставка б) предлог в) суффикс г) окончание д) корень.

2. а) прямая б) ромб в) прямоугольник г) квадрат д) треуголь­ник.

3. а) барометр б) флюгер в) термометр г) компас д) азимут.

4. а) рабовладелец б) раб в) крестьянин г) рабочий д) ремеслен­ник.

5. а) пословица б) стихотворение в) поэма г) рассказ д) повесть.

6. а) цитоплазма б) питание в) рост г) раздражимость д) размно­жение.

7. а) дождь б) снег в) осадки г) иней д) град.

8. а) треугольник б) отрезок в) длина г) квадрат д) круг.

9. а) пейзаж б) мозаика в) икона г) фреска д) кисть.

10. а) очерк б) роман в) рассказ г) сюжет д) повесть.

11. а) параллель б) карта в) меридиан г) экватор д) полюс.

12. а) литература б) наука в) живопись г) зодчество д) художе­ственное ремесло.

13. а) длина б) метр в) масса г) объем д) скорость.

14. а) углекислый газ б) свет в) вода г) крахмал д) хлорофилл.

15. а) пролог б) кульминация в) информация г) развязка д) эпи­лог.

16. а) скорость б) колебание в) сила г) вес д) плотность.

17. а) Куба б) Япония в) Вьетнам г) Великобритания д) Ислан­дия.

18. а) товар б) город в) ярмарка г) натуральное хозяйство д) деньги.

19. а) описание б) сравнение в) характеристика г) сказка д) ино­сказание.

20. а) аорта б) вена в) сердце г) артерия д) капилляр.

Набор заданий № 4Б

1. а) запятая б) точка в) двоеточие г) тире д) союз.

2. а) глобус б) меридиан в) полюс г) параллель д) экватор.

3. а) морфология б) синтаксис в) пунктуация г) орфография д) терминология.

4. а) движение б) инерция в) вес г) колебание д) деформация.

5. а) круг б) треугольник в) трапеция г) квадрат д) прямоуголь­ник.

6. а) картина б) мозаика в) икона г) скульптура д) фреска.

7. а) рабочий б) крестьянин в) раб г) феодал д) ремесленник.

8. а) легенда б) драма в) комедия г) трагедия д) пьеса.

9. а) аорта б) пищевод в) вена г) сердце д) артерия.

10. а) Канада б) Бразилия в) Вьетнам г) Испания д) Норвегия.

11. а) тело б) площадь в) объем г) вес д) скорость.

12. а) направление б) курс в) маршрут г) азимут д) компас.

13. а) корень б) стебель в) лист г) тычинка д) цветок.

14. а) землетрясение б) цунами в) стихия г) ураган д) смерч.

15. а) метафора б) монолог в) эпитет г) аллегория д) преувели­чение.

16. а) товар б) город в) ярмарка г) натуральное хозяйство д) деньги.

17. а) цилиндр б) куб в) многоугольник г) шар д) параллелепи­пед.

18. а) пословица б) басня в) поговорка г) сказка д) былина.

19. а) история б) астрология в) биология г) астрономия д) меди­цина.

20. а) питание б) дыхание в) раздражимость г) рост д) сознание.

ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ № 5

Вам предлагаются два слова. Нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в

каждом случае найти наиболее существенные общие признаки общих слов. Напишите

свой ответ рядом с предложенной парой слов.

Пример. Ель — сосна

Правильным ответом будет: «хвойные деревья». Эти слова нуж­но написать рядом с предложенной

парой слов.

Следующий пример. Дождь — град

Правильным ответом будет слово «осадки», это его и следует написать.

 

Набор заданий № 5А

1. Азия — Африка

2. Ботаника — зоология

3. Феодализм — капитализм

4. Сказка — былина

5. Газ — жидкость

6. Сердце — артерия

7. Копенгаген — Манагуа

8. Атом — молекула

9. Жиры — белки

10. Наука — искусство

11. Стойкость — мужество

12. Ампер — вольт

13. Канал — плотина

14. Мозаика — икона

15. Облачность — осадки

16. Сумма — произведение

17. Иносказание — описание

18. Классицизм — реализм

19. Цунами — ураган

Набор заданий № 5Б

1. Европа — Австралия

2. Жидкость — твердое тело

3. Почки — желудок

4. Деление — вычитание

5. Лиссабон — Луанда

6. Феодализм — социализм

7. Нос — глаз

8. Алгебра — геометрия

9. Сила тока — напряжение

10. Предательство — трусость

11. Государство — церковь

12. Землетрясение — смерч

13. Мастерская — мануфактура

14. Водохранилище — арык

15. Роман — рассказ

16. Температура — атмосферное давление

17. Реформа — революция

18. Спора — семя

19. Метафора — аллегория

ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ № б

Предлагаем Вам ряды чисел, расположенных по определенно­му правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы найти число, кото­рое было бы продолжением соответствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда Вам необходимо будет пользоваться умножением, делением и другими действиями.

Пример: 2 4 6 8 10...

В этом ряду каждое последующее число больше предыдущего на 2. Поэтому следующее число будет — 12. Его и нужно записать.

Следующий пример: 9 7 10 8 11 9 12...

В этом ряду поочередно отнимается 2 и прибавляется 3. Следу­ющее число должно быть 10. Его Вам и нужно написать.

 

Набор заданий № 6А

1.            
2.            
3.            
4.            
5.            
6.            
7.            
8.            
9.            
10.            
11.            
12.            
13.            
14.            
15.            

Набор заданий № 6Б

1.            
2.            
3.            
4.            
5.            
6.            
7.            
8.            
9.            
10.            
11.            
12.            
13.            
14.            
15.            

 

Ключ к форме А

(Приведены правильные ответы, обозначенные буквами и цифрами)

 

Задание №1А Задание №2А Задание №3А Задание №4А Задание №6А
1. б 1. б 1. г 1. б 1. 24
2. б 2. б 2. б 2. а 2. 3
3. в 3. г 3. д 3. д 3. 11
4. в 4. а 4. в 4. а 4. 7
5. в 5. в 5. г 5. а 5. 36
6. д 6. г 6. г 6. а 6. 24
7. в 7. б 7. д 7. в 7. 18
8. б 8. г 8. б 8. в 8. 64
9. г 9. б 9. а 9. д 9. 37
10. а. 10. г 10. б 10. г 10. 49
11. а 11. а 11. д 11. б 11. 92
12. б 12. б 12. в 12. б 12. 4
13. г 13. в 13. д 13. б 13. 5
14. д 14. б 14. в 14. г 14. 2
15. а 15. а 15. д 15. в 15. 4
16. г 16. г 16. а 16. б  
17. г 17. а 17. г 17. в  
18. д 18. в 18. а 18. г  
19. а 19. в 19. а 19. г  
20. в 20. в 20. в 20. в  
    21. б    
    22. г    
    23. а    
    24. в    
    25. б    

 

Задания № 5А

1. Части света

2. Биология; наука о живой природе

3. Общественный строй; строй; социально-экономическая формация

4. Устное народное творчество

5. Агрегатное состояние вещества; состояние вещества

6. Органы кровообращения; кровообращение

7. Столицы

8. Мельчайшие частицы вещества; состав вещества; составные части вещества

9. Органические вещества

10. Культура

11. Положительные черты характера

12. Электрические единицы измерения

13. Искусственные водные сооружения; водные сооружения

14. Изобразительное искусство; произведение изобразительного искусства

15. Атмосферные явления; климатические (погодные) явления

16. Результаты математических действий

17. Литературные приемы

18. Направления в искусстве; художественный стиль

19. Стихийное бедствие

Ключ к форме Б

(Приведены правильные ответы)

 

Задание №1Б Задание №2Б Задание №3Б Задание №4Б Задание №6Б
1. д 1. г 1. в 1. д 1. 29
2. в 2. б 2. б 2. а 2. 12
3. д 3. а 3. б 3. д 3. 7
4. а 4. б 4. д 4. в 4. 21
5. г 5. г 5. б 5. а 5. 30
6. б 6. в 6. г 6. г 6. 34
7. г 7. г 7. г 7. г 7. 8
8. в 8. в 8. д 8. д 8. 2
9. а 9. а 9. г 9. б 9. 43
10. д 10. б 10. в 10. в 10. 3
11. б 11. г 11. г 11. а 11. 94
12. а 12. б 12. в 12. д 12. 14
13. а 13. б 13. в 13. г 13. 8
14. г 14. а 14. а 14. в 14. 4
15. в 15. а 15. г 15. б 15. 198
16. г 16. а 16. д 16. г  
17. б 17. в 17. а 17. в  
18. в 18. в 18. в 18. б  
19. б 19. г 19. а 19. б  
20. д 20. а 20. а 20. д  
    21. б    
    22. д    
    23. д    
    24. б    
    25. а    

Задание № 5Б

1. Части света

2. Состояние вещества

3. Внутренние органы

4. Математические действия

5. Столицы государств

6. Социальный строй; общественно-экономическая формация

7. Органы чувств
8. Разделы математики; математические науки

9. Характеристики электрического тока

10. Отрицательные черты характера

11. Средства угнетения
12. Стихийное бедствие

13. Способы производства

14. Искусственные водные сооружения

15. Проза; прозаические произведения

16. Характеристики погоды

17. Социальные изменения; преобразования
18. Способы размножения

19. Литературные приемы

 

Отнесённость заданий к разным школьным предметам по субтесту 5

 

  Форма А Форма Б
Литература, русский язык № 4, 11, 17, 10 № 15,19
Математика, физика № 5, 8, 12, 16 № 2, 4, 9
История № 3, 10, 14, 18 № 6, 11, 13, 17
Биология № 2, 6, 9 № 3, 7, 18
География № 1, 7, 13, 15, 19 № 1, 5, 12, 14, 16

 

Обработка результатов тестирования

1. Индивидуальные показатели по каждому набору заданий (за исключением задания

№ 5) выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Пример: если испытуемый в на­боре заданий № 3 правильно решил 13 заданий, то его балл по этому субтесту будет равен 13.

 

2. Результаты набора заданий № 5 в зависимости от качества обобщения оцениваются в 2 балла, 1 балл и 0 баллов. Оценку 2 балла получают обобщения, приведенные в таблице правильных ответов (возможны синонимические замены понятий). Более широкие по сравнению с приведенными в таблице категориальные обобщения оцениваются в 1 балл. Например, если испытуемый в задании № 3 (форма А) дал ответ «науки», он получает оценку 1 балл. Оценкой в 1 балл оцениваются также правильные ответы, но более узкие, частные обобщения, чем приведены в таблице, например ответ в задании № 18 (форма А) «литературные направления». Нулевую оценку получают неправильные ответы. Максимальное количество баллов, которое может получить испытуемый при выполнении этого субтеста, равно 38. Эта цифра соответствует 100% выполнения на­бора заданий № 5.

 

3. Индивидуальным показателем выполнения теста в целом яв­ляется сумма баллов, полученных при сложении результатов ре­шения всех наборов заданий.

 

4. Если предлагается сравнение групп испытуемых между со­бой, то групповыми показателями по каждому набору заданий могут служить значения среднего арифметического и моды. Для анализа групповых данных относительно их близости к социально-психо­логическому нормативу, условно рассматриваемому как 100% вы­полнения каждого субтеста, испытуемые по результатам тестиро­вания подразделяются на 5 подгрупп:

1) наиболее успешные — 10% всех испытуемых;

2) близкие к успешным — 20% испытуемых;

3) средние по успешности — 40% испытуемых;

4) мало успешные — 20% испытуемых;

5) наименее успешные — 10% испытуемых.

Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент пра­вильно выполненных заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идут номера групп, по оси ординат — процент выполненных каждой группой заданий. После нанесения соответ­ствующих точек вычерчивается график, отражающий приближе­ние подгрупп к социально-психологическому нормативу.


 

График расположения подгрупп относительно социально-психологического норматива.

(по вертикали - % выполненных заданий; по горизонтали – подгруппы испытуемых по результатам тестирования)

 

Такой же вид обработки проводится и по результатам всего теста в целом.

Пример: тестирование проведено на группе в 100 человек. На основании полученных по тесту баллов выделяем первую груп­пу — 10 человек, получивших наибольшие баллы. Допустим, сред­ний процент выполнения в этой группе равен 85%. Вторая группа (20 чел.) в среднем выполнила задания на 67%, третья группа (40 чел.) — на 43%, четвертая группа (20 чел.) — на 27%, пятая груп­па (10 чел.) — на 11%. Находим в системе координат соответству­ющие точки: А с параметрами 1 и 85, Б — 2 и 67, В — 3 и 43, Г — 4 и 27, Д — 5 и 11. По точкам строим график (рис. 29).

5. Качественный анализ тестовых результатов (как индивиду­альных, так и групповых) проводится по следующим направле­ниям:

а) типичные ошибки при установлении логических связей;

б) наиболее усвоенные и наименее усвоенные области содержания теста (литература, география, история, математика, физика, биология) и циклы школьных дисциплин (общественно-гуманитарный, естественно-научный, физико-математический);

в) задания какого типа (с конкретными или с абстрактными понятиями) выполняются хуже, провоцируют большее количество ошибок.

 

Методика «Пиктограмма»

(А.Р.Лурия)

Методика была предложена отечественным нейропсихологом А.Р. Лурией в 1936 году. Цели и сферы использования: позволяет получить обширные сведения, касающиеся особенностей наглядно-образного мышления, особенностей эмоционального состояния, направленности сознания испытуемых, личностных свойств; используется при арт-терапии, оценке межличностных отношений, установлении иерархических ценностей.

Сущность методики состоит в передаче какого-либо вербально обозначенного понятия через его образ. Само название – пиктограмма – обозначает рисуночное письмо, когда предметы, события, действия обозначаются рисунками или условными знаками. Это характерно для неграмотных людей, детей, некоторых народностей, например, американских индейцев, некоторых народностей крайнего Севера. Иногда, такой способ коммуникации признаётся самым эффективным в некоторых службах, например УВД, где достаточно скрупулёзно конструируются различные типы запрещающих или разрешающих знаков.

Испытуемому не даётся никаких ограничений по поводу полноты и содержания образов, так же как и по поводу используемых материалов: цвета, размера, времени. Для удобства проведения эксперимента рекомендуется испытуемым придерживаться определённого порядка выполнения задания в виде таблицы.

 

Понятие Пикто- грамма Критерий адекватности (+ или -) Критерий воспроизведения спустя отсроченный период (+ или -) Критерий конкретности-абстрактности образа в баллах (от 1 до 3) Критерий стандартности-оригинальности образа в баллах (от 1 до 3)
Весёлый праздник          
Развитие            
Тяжёлая работа          
Зимний день          
Разлука            
Лёгкая работа          
Болезнь            
Счастье            
Обман            
Бедность            
Всего, %          

При обработке экспериментальных данных учитываются не только показатели всех 4 критериев, но и процедурные вопросы (лёгкость выполнения задания, эмоциональное отношение к нему, потребность в более широком пространстве и пр.)

Норма по критерию адекватности характеризуется высокими показателями – от 70% и выше.

Способность испытуемого восстановить список исходных понятий по его собственным пиктограммам проверяется через 15-20 минут после выполнения задания. Для этого закрывается список понятий, и испытуемому в случайном порядке предлагается восстановить их.

Второй критерий – восстанавливаемость – в норме тоже достаточно высок – от 80% и выше. По этому показателю можно судить о роли памяти в мышлении. Некоторые исследователи считали её роль настолько важной, что, например Блонский определял ум даже как память, т.е. он в мышлении ориентировался прежде всего на запоминаемость признаков.

Третий критерий – конкретность-абстрактность – оценивается экспертом по степени соответствия пиктограммы реальному объекту. Если соответствие максимально конкретно (например, весёлый праздник изображается в виде застолья с конкретными гостями и сервировкой стола), то пиктограмма оценивается в 1 балл. Если же образ носит достаточно абстрактный характер (например, весёлый праздник изображается в виде ряда восклицательных знаков), то пиктограмма оценивается в 3 балла. Могут быть и смешанные образы, которые трудно отнести к крайним типам. В таком случае они получают оценку в 2 балла. Экспертные оценки суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют 2 баллам.

Четвёртый критерий – стандартность-оригинальность оценивается экспертом по своему субъективному представлению и по степени совпадения образов у разных испытуемых. Совпадения говорят о стандартности выполнения задания, и такие пиктограммы получают низший балл, равный 1. Уникальные, неповторяющиеся пиктограммы получают оценку в 3 балла, промежуточные варианты получают 2 балла. Результаты суммируются и подсчитывается средний балл, который в норме равен 2 баллам.

 

Date: 2015-05-19; view: 1036; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию