Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уровня школьной тревожности Филлипса
Методика предназначена для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, т.к. здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-»,если не согласны. Текст опросника 1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? 2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал? 3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? 4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок? 5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя? 6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит? 7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? 8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку? 9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать? 10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры? 11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? 12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год? 13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают? 14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать? 15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты? 16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание? 17. Трудно ли тебе получать такие отметки, какие ждут от тебя родители? 18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе? 19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе? 20. Похож ли ты на своих одноклассников? 21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? 22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь? 23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя? 24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески? 25. Работаешь ли ты усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравнивать в классе с результатами твоих одноклассников? 26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? 27. Боишься ли ты временами вступать в спор? 28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку? 29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться? 30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым другие ребята относятся с особым вниманием? 31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает? 32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой? 33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания? 34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо? 35. Доволен ли ты тем, как к тебе относится учитель? 36. Помогает ли твоя мама в организации классных вечеров, как другие мамы твоих одноклассников? 37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие? 38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше? 39. Считаешь ли ты, что одеваешься также хорошо в школу, как и твои одноклассники? 40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие? 41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе? 42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? 43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся твои одноклассники? 44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем? 45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение? 46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята? 47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? 48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе? 49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше? 50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием? 51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание? 52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? 53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним? 54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты? 55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты? 56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу? 57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо? 58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед классом? Обработка и интерпретация результатов При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом- это проявление тревожности. При обработке подсчитывается: 1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%,можно говорить о повышенной тревожности, если больше 75% от общего числа вопросов теста- о высокой тревожности. 2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется также, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов)и их количеством..
HПППРрРРРВА
Ключ к вопросам
«+»-Да «-»- Нет 1- 20+ 39+ 58- 2- 21- 40- 3- 22+ 41+ 4- 23- 42- 5- 24+ 43+ 6- 25+ 44+ 7- 26- 45- 8- 27- 46- 9- 28- 47- 10- 29- 48- 11+ 30+ 49- 12- 31- 50- 13- 32- 51- 14- 33- 52- 15- 34- 53- 16- 35+ 54- 17- 36+ 55- 18- 37- 56- 19- 38+ 57- Результаты
Для каждого респондента:
Содержательная характеристика каждого синдрома(фактора) 1. Общая тревожность в школе- общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. 2. Переживание социального стресса- эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты(прежде всего со сверстниками). 3. Фрустрация потребности в достижении успеха- неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. 4. Страх самовыражения- негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрация своих возможностей. 5. Страх ситуации проверки знаний- негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки(особенно публичной) знаний, достижений, возможностей. 6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих- ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок. 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу- особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями- общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Анкета «Самооценка личности» (С.А. Будасси, интерпретация Ю.Я.Киселёва) На бланке с перечислением 20 различных качеств личности испытуемый в левой колонке (N) ранжирует эти качества в той мере, в которой они ему более нравятся, более значимы (20 – высший балл, 1 – низший балл). Затем, в правой колонке (N) он ранжирует эти качества относительно себя самого, в какой мере они ему присущи. Далее вычисляется разница между желаемым и реальным уровнем развития каждого качества (d), эта разница возводится в квадрат, и вычисляется общая сумма (Σ). Затем вычисляется коэффициент корреляции по данным формулам. Чем более коэффициент приближается к 1, тем более высокая самооценка личности присуща данному испытуемому.
R = 1- 6 Σ d2 r = 1 – 0,00075 * Σ d2 n3 – n В конечном итоге вы определите коэффициент ранговой корреляции, который может иметь значение от +1 до –1. Он выражает характер и тесноту связи между отношением человека к качествам, названным в бланке, и самооценкой тех же качеств у самого себя. Чем ближе коэффициент корреляции к +1, тем выше самооценка личности.
Методика «Кто Я?» Методика «Кто Я?» впервые была предложена и опубликована американскими психологами М.Н. Куном и Т.С. Портландом в 1954 году. В нашей стране наибольшую известность получила ее модификация, известна как методика «Кто Я? – 20 суждений», разработанная Ф. Патаки. Тест выполнялся письменно в течение 15 минут. Общее количество высказываний, каждое из которых испытуемый начинал с новой строки под цифрой, рассматривается автором как уровень самопрезентации, тесно связанной с развитием личностной рефлексии и социальной активности. В исследованиях с использованием методики, «Кто Я? – 20 суждений» опубликованных под редакцией И.В. Дубровиной, подросткам давались 15 минут вне зависимости от того, сколько суждений он успевал написать за это время. Такое построение исследования позволяет с определенной долей вероятности судить о том, насколько данное задание трудно для испытуемого, насколько дифференцировано он способен себя описать, то есть, позволяет в определенной степени выявить уровень развития его рефлексии. Показателем его в этом исследовании служит среднее количество суждений в каждом из обследованных классов. Результаты приведены в таблице. Средние значения и вариативность уровня самопрезентации учащихся 7-9 классов
Хорошо видно, что в 8-м классе (13-14 лет) уровень самопрезентации подростков значительно (особенно у мальчиков) снижается. Это связано с особой для этого возраста эмоциональной значимостью острых переживаний, связанных с качественными изменениями представлений подростков о себе, о важнейшем моменте развития их смыслообразующей активности на пороге юности. В ходе анализа содержания Образа Я был проведен контент-анализ высказываний о сферах деятельности, различных сторонах собственной жизни в текстах ответов «Кто Я». Кроме того, в процессе выделения наиболее существенных категорий привлекались эксперты. Всего по итогам анализа самоописаний подростков и испытуемых юношеского возраста были выделены 10 категорий. Величина индекса их встречаемости в конкретном классе или возрастной группе определялась авторами по формуле: К=n1/n2, где n1 – количество испытуемых, которые использовали эту категорию; n= общее количество испытуемых. Сами категории и обнаруженная статистика приведена в таблице.
Индексы встречаемости категорий высказывания по методике «Кто Я?- 20 высказываний» (учащиеся 7-10 классов)
Конечно, современный подросток может значительно отличаться от подростка 80-х годов. Новые исследования, на подростках начала 21 века, могут дать иные результаты, как по наиболее существенным категориям описания, так и по частоте их встречаемости. Описание техники проведения и обработки результатов методики «Кто Я?» В нашем варианте количество высказываний не ограничивается. Опрос проводится фронтально или с группой испытуемых. Испытуемые любого возраста получают предельно короткую инструкцию: «В течение 15 минут Вам предлагается письменно ответить на единственный вопрос: «Кто Я?» ответы нумеруйте, начиная каждый из них с новой цифры и новой строки». После этого раздаются стандартные индивидуальные листы ответов. На вопросы о том, как и о чем писать, дается универсальный ответ: «Вы можете написать любые ответы на вопрос «Кто Я?». Испытуемый по желанию может завершить ответы ранее отведенных ему 15 минут. При обследовании школьников очень важно усадить их за отдельные столы, исключая возможность обсуждения ответов или их списывания. Обработка полученных текстов: Проще и прежде всего вычисляется показатель КВ (общее количество высказываний). Данный показатель интерпретируется как общий уровень самопрезентации, рефлексивного интереса к себе или стремления о себе заявить, презентовать себя (как себе, так и окружающим). Затем проводится анализ содержания высказываний. Все они разделяются на 10 категорий: 1. Формально-биографические, ролевые сведения (я ученик, я родился в, я девочка и т.п.) 2. Самооценка, принятие себя, качества личности, характера (я хороший, я лентяй, у меня сильная воля, я добрый, искренний, добросовестный, тревожный и т.д.) 3. Умения, интересы, способности, интеллект (я умный, я занимаюсь в кружке) 4. Отношения с окружающими (взрослые, сверстники). 5. Ценности, убеждения, идеалы, права, обязанности (я защищаю маленьких, я должен закончить школу…) 6. Чувства, переживания, потребности, интересы, мотивы (я веселый человек, я хочу компьютер, я люблю музыку, я ненавижу школу и …) 7. Отношения к своему возрасту, взрослости, самостоятельности (я еще маленький, я уже взрослый человек …) 8. Жизненные планы (кем быть, каким быть) (я в будущем крутой бизнесмен, я хочу быть) 9. Внешность, отношение к противоположному полу (я очень сильный, нравлюсь мальчикам…) 10. Особенности поведения (я хулиган, я часто дерусь, я вежливый человек…) После этого для каждого испытуемого вычисляется его индивидуальны индекс по каждой из 10 категорий. Тем самым мы получаем достаточно подробную картину индивидуальных способностей самосознания школьника и того, что в нем занимает центральное место. Подсчет ведется следующим образом: Вычисляется показатель КВ (общее количество высказываний). Вычисляется и карандашом в таблицу данных записывается число высказываний (ЧВ) каждого испытуемого по каждой из 10 категорий. Таблица похожа на лист классного журнала. Подсчитывается индивидуальный индекс по каждой категории, который записывается уже чернилами или пастой по карандашу. Индекс по первой категории вычисляется так: Индекс 1 = (ЧВ1: КВ) * 100 %, где ЧВ1 – число высказываний испытуемого по категории № 1 (оно записано карандашом), КВ – общее количесво его высказываний по всем категориям. Округление идет до первого знака после запятой (например – 15,2).
Образец таблицы результатов
Примечание: под № 1-10 данные в примере записаны еще карандашом. Поверх карандаша записываются индивидуальные индексы по каждой категории уже в процентном выражении. Затем вычисляется среднее арифметическое по каждой категории для класса в целом и строится график. Такой график – прекрасный материал для сообщения на классном часу по теме «Кто мы» или родительском собрании о том, «Кто они».
Методика «Выявление уровня тревожности у подростков» (на основе шкалы социально-ситуационной тревоги Кондаша) Методика позволяет выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги. В меньшей степени, чем другие виды опросников, оказывается зависимым от особенностей развития у учащихся интроспекции. Методика включает ситуации трёх типов: · Ситуации, связанные со школой и общением с учителями; · Ситуации, актуализирующие представление о себе; · Ситуации общения. Соответственно выделяется три вида тревожности: школьная, самооценочная, межличностная. Ключ
Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому виду тревожности и по методике в целом. Результаты сравниваются с данными, представленными в таблице. Стандартизация проводилась в городских школах. Уровень тревожности определялся для каждой половозрастной группы исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве показателя интервала взято среднее квадратичное отклонение от результатов группы. Инструкция: Ниже перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могли быть для Вас неприятными, вызвать волнение, тревогу, беспокойство, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4. Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0. Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру 1. Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать её, обведите цифру 2. Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3. Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести её и она вызывает у Вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4. Ваша задача, представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, страх.
В таблице предлагаются нормы для мальчиков и девочек, обучающихся в 8-10 классах
Date: 2015-05-19; view: 1201; Нарушение авторских прав |