Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 летСтр 1 из 21Следующая ⇒
(автор – Э.Ф. Замбицявичене)
Описание: тест состоит из 4 субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учётом программного материала начальных классов. 1 субтест – исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого; 2 субтест – исследование операций обобщения и отвлечения. Способности выделить существенные признаки предметов и явлений; 3 субтест – исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями; 4 субтест – выявление умения обобщать. Лучше всего проводить этот тест индивидуально с испытуемым. Это даёт возможность выяснить причины ошибок и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов. Пробы читаются вслух экспериментатором, ребёнок читает одновременно про себя.
Текст методики 1 субтест Выбери одно из слов, заключённых в скобки, которое правильно закончит начатое предложение: 1. У сапога есть … (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы). 2. В тёплых краях обитает … (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень). 3. В году … (24, 3, 12, 4, 7) месяцев. 4. Месяц зимы … (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март). 5. Самая большая птица … (ворона, страус, сокол, воробей, орёл, сова). 6. Розы – это … (фрукты, овощи, цветы, дерево). 7. Сова всегда спит … (ночью, утром, днём, вечером). 8. Вода всегда … (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная). 9. У дерева всегда есть … (листья, цветы, плоды, корень, тень). 10. Город России … (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София). 2 субтест Здесь в каждой строке написано 5 слов, из которых 4 можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить его: тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка река, озеро, море, мост, болото кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса тополь, берёза, орешник, липа, осина окружность, треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей курица, петух, лебедь, гусь, индюк число, деление, вычитание, сложение, умножение весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный. 3 субтест Внимательно прочитайте эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например, лес/деревья). Справа – одно слово над чертой и 5 слов под чертой (например, библиотека/сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти под чертой, которое связано со словом над чертой, точно также как это сделано в первой паре слов.
Лес библиотека ________ = ____________________________ деревья сад, двор, город, театр, книги
бежать кричать ________ = ______________________________________ стоять молчать, ползать, шуметь, звать, плакать
1. огурец георгин __________ = ___________________________________ овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля
2. учитель врач ________ = ____________________________________ ученик кочки, больные, палата, термометр
3. огород сад ________ = _________________________________________ морковь забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы
4. цветок птица ________ = ___________________________________ ваза клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
5. перчатка сапог ________ = __________________________________ рука чулки, подошва, кожа, нога, щётка
6. тёмный мокрый ________ = _____________________________________________ светлый солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный
7. часы термометр _______ = _________________________________________ время стекло, температура, кровать, больной, врач
8. машина лодка ________ = _________________________________ мотор река, моряк, болото, парус, волна
9. стул игла ________ = __________________________________________ деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
10. стол пол ________ = _________________________________ скатерть мебель, ковёр, пыль, доска, гвозди
4 субтест Эти пары слов можно назвать одним названием/ Например: брюки, платье … - одежда; треугольник, квадрат … - фигура. Придумай название каждой паре: метла, лопата … окунь, карась … лето, зима … огурец, помидор … сирень, шиповник … шкаф, диван … день, ночь… слон, муравей… июнь, июль… дерево, цветок… Ключ
Оценка и интерпретация результатов 1 субтест Если ответ на 1-ое задание правильный, задаётся вопрос: «Почему не шнурок?». После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном – 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребёнку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слова «всегда», что важно для решения 6 и 10 проб того же субтеста. При решении последующих проб первого субтеста уточняющие вопросы не задаются. 2 субтест Если ответ на 1-ое задание правильный, задаётся вопрос: «Почему?». При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном – 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7,9,10 проб дополнительные вопросы не задаются, т.к. дети младшего школьного возраста ещё не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8 пробы дополнительный вопрос также не задаётся, т.к. эмпирически обнаружено, что если ребёнок правильно решает эту пробу, то он владеет такими понятиями как «имя» и «фамилия». 3 субтест За правильный ответ – 1 балл, за ответ после второй попытки – 0,5 балла. 4 субтест При неправильном ответе предлагается подумать ещё. Оценки аналогичны выше приведённым. При решении 3 и 4 субтестов уточняющие вопросы не задаются.
При обработке результатов для каждого ребёнка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за 4 субтеста в целом. Максимальное количество баллов – 40 (100% оценки успешности по всему тесту), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытке (после стимулирующей помощи). Увеличение числа правильных ответов, после помощи экспериментатора может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку – дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей ЗПР относится обследуемый. Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле:
ОУ = Х * 100% где Х – сумма баллов, полученных испытуемым.
На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учётом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР): 4-ый уровень успешности – 32 балла и более (80-100% ОУ); 3-ий уровень успешности – 31,5 – 26 баллов (79,9 -65%); 2-ой уровень успешности – 25,5 – 20 баллов (64,9 – 50%) 1-ый уровень успешности – 19,5 и менее (49,9 и ниже).
Date: 2015-05-19; view: 3155; Нарушение авторских прав |