Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояния-аттракторы





 

На какой грани куба находится круглая метка — на пе­редней или на задней? Несколько мгновений вы видите ее на передней грани, а затем она соскакивает на заднюю грань. И то, и другое визуальное прочтение достаточно устойчиво, но пытаться увидеть метку внутри куба все равно, что удержи­вать водопроводный кран во «взвешенном состоянии» меж­ду двумя устойчивыми состояниями струи. Метка будет пе­рескакивать то к одной грани куба, то к другой.

Проявления этой закономерности удивительны. Если рассматривать общество, то кажется весьма спорным воп­рос о том, будет ли демократия оставаться аттрактором и после того, как социальная система достигнет определенно­го уровня сложности. Остальные виды политического уст­ройства являются недостаточно стабильными. В области бизнеса каждая организация тоже стремится перейти в то или иное устойчивое состояние. Подобно желобу, в который охотно скатывается шарик, аттрактор притягивает к себе систему, и порой требуются огромные усилия для того, что­бы вытолкнуть ее обратно. Иногда изменение управления напоминает труд Сизифа, который в древнегреческой мифо­логии был обречен вечно выкатывать огромные камни на вершину горы только для того, чтобы в последний момент увидеть, как камень скатывается обратно в долину, и снова приступить к своей работе. Однако если вам все-таки уда­лось выкатить камень на вершину горы, то само изменение может оказаться удивительно легким.

Организационное изменение включает в себя, во-пер­вых, выведение системы из ее текущего устойчивого состо­яния, а во-вторых, создание другого устойчивого состояния-аттрактора, в которое должны входить не только структура организации и происходящие в ней процедуры, но и представ­ления о её будущем и установленные в ней ценности.

В индивидуальном случае, то есть в приложении к про­блемам конкретного индивида, у нас могут быть свои экви­валенты аттракторов. Вероятно, у вас есть преобладающее эмоциональное состояние, некоторое привычное течение мыслей, устоявшиеся стратегии и привычки. Хотите ли вы что-то изменить? Имеете ли вы дело с изменением социаль­ной системы, организации или собственной жизни? Задайте себе следующие вопросы:

· Что удерживает в постоянстве текущую ситуацию?

· К какому новому состоянию, сохранившему преимуще­ства старого и лишенного его недостатков, я стремлюсь?

Если вы собираетесь изменить привычку, вам необхо­димо для начала выявить, что ее удерживает и каковы ре­зультаты ее действия — именно в них кроется ее сила. Урав­новешивающие циклы удерживают ее с определенной целью (или целями). Эти цели могут быть известны вам, а могут оставаться совершенно неведомыми. Поэтому спросите себя:

· Какие существенные выгоды для меня связаны с этой при­вычкой?

· Насколько важны они для меня сейчас?

· Как я мог бы добиться того же, но другим, более подходя­щим способом?

Эти вопросы расшатают устоявшееся положение при­вычки в вашей жизни. Теперь вам предстоит создать новый аттрактор:

· Что я хотел бы делать вместо этого?

· Могу ли я заменить эту старую привычку новой, которая сохранит все преиму­щества старой?

Нейтрализовав старый аттрактор и создав новый, вы сможете переместить себя в критическое промежуточное состояние, из которого уже легко будет, что называется, «ска­титься» к новому аттрактору.

Приведем для иллюстрации историю с одним из наших друзей. У него была привычка кусать ногти. Когда он спро­сил себя, что удерживает эту привычку, к нему в голову при­шла догадка, что она связана со стрессом, возникающим во время работы. Его коллеги не слишком добросовестно вы­полняли свои обязанности, и поэтому на его долю оставалось довольно много работы, не имеющей к нему прямого отно­шения. Это его раздражало, но он всегда скрывал раздраже­ние. Обыкновенное невнимание к нему со стороны других также подкрепляло эту привычку. Кусая ногти, он не осозна­вал своего тела и своих ощущений. Первоначальная пробле­ма заключалась в том, что он грыз ногти, но она привела к целому ряду открытий. Отвечая на вопрос о том, что удер­живает привычку, вы приходите к более глубокому понима­нию механизмов, поддерживающих привычку, чем если бы вы отвечали на вопрос: «Каким образом я могу от нее изба­виться?». Наш друг сделал целый ряд усилий, чтобы для на­чала подготовить подходящее состояние-аттрактор. Он ку­пил четки и научился уделять больше внимания своим ощущениям и своему телу. Он стал более настойчивым на работе и отказался выполнять чужие задания. На все это потребовалось некоторое время, но сейчас он на работе совсем другой человек, который давно уже не кусает ногти. Вот при­мер того, как наши привычки действуют согласованно, обра­зуя систему. Все они связаны между собой. Чтобы прекратить такие, казалось бы, малозначительные действия, свя­занные с ногтями, нашему другу пришлось совершить несколько весьма значимых открытий и соответствующих изменений, касающихся образа его мыслей и действий, связанных и с другими людьми.



Как оставаться в пределах ограничивающих мысленных моделей

 

1. Настаивайте на том, что ваши идеи в точности совпадают с реальностью.

2. Располагайте достаточно узким кругом интересов, исклю­чая из него по возможности большую часть своего опыта.

3. Всячески избегайте какой-либо неоднозначности и как мож­но быстрее делайте выводы.

4. Всякий раз, когда поведение людей или ход событий будет расходиться с вашими ожиданиями, ищите для этого самые необычные объяснения.

5. Используйте по возможности весь арсенал модальных опе­раторов («должен», «не должен», «следует», «не следует», «не могу») и никогда не ставьте под сомнение их действенность и адекватность.

6. Как можно чаще употребляйте в своей речи универсалии («все», «каждый», «никто», «никогда») и не допускайте ника­ких исключений.

7. Как можно быстрей обобщайте любой опыт.

8. Располагайте как можно большим количеством односто­ронне воспринятых случаев из жизни в качестве доказатель­ства для любых своих идей.

9. В провалах и неудачах ищите конкретных виноватых, не за­бывая собственных заслуг.

10. Неуклонно совершенствуйтесь в мышлении линейными причинно-следственными связями.

11. Ни к чему и никогда не проявляйте интереса.

12. Никогда не пересматривайте своих убеждений, как бы ни противоречил им новый жизненный опыт.

 

Как обеспечить оптимальное использование системных мысленных моделей

 

1. Исходите из предположения, что ваша мысленная модель для данного момента может оказаться оптимальной, но будь­те всегда настороже и постоянно ищите более адекватные модели

2. Неустанно расширяйте круг интересов

3. Научитесь испытывать комфорт в условиях неоднозначности

4. Уделяйте особое внимание именно тем событиям, которые противоречат вашим мысленным моделям.

5. Расширяйте временные горизонты для поиска обратной связи.

6. Столкнувшись с проблемой, рассматривайте в целом, как саму ситуацию, так и те предположения, которые вы делаете по ее поводу.

7. Выявляйте и анализируйте взаимосвязи между отдельными событиями,

8. Выявляйте замкнутые циклы причинно-следственных связей, в которых результат воздействия однойпричины может стать причиной для другого результата.

 







Date: 2015-05-19; view: 549; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию