Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Циклическое мышление
· Системный подход — это не прямолинейное, а циклическое мышление. Связи между элементами образуют циклы обратной связи. Обратная связь — выходной сигнал системы, поданный на ее вход, или прошедшая цикл обработки информация, используемая на следующем шаге. · Существуют два вида обратной связи. Усиливающая обратная связь возникает, когда изменения в системе возвращаются на вход системы и усиливают первоначальное изменение, приводя к еще большим изменениям в том же направлении. Система удаляется от начального состояния с возрастающей скоростью. Усиливающая обратная связь может привести к бесконтрольному экспоненциальному росту. Уравновешивающая обратная связь возникает, когда изменения во всей системе вызывают уменьшение первоначального изменения и тем самым ослабляют общий эффект. Уравновешивающая обратная связь поддерживает систему в устойчивом состоянии и вызывает сопротивление системы попыткам в нее вторгнуться с целью изменения. · У каждой системы имеется своя цель, если даже эта цель заключается только в самосохранении. Цель системы — ее оптимальное состояние, а именно условия, при которых система будет находиться в покое или равновесии. Уравновешивающая обратная связь сокращает различие между текущим состоянием системы и тем состоянием, в котором ей «следует быть». Она ведет систему в направлении к цели. Упреждающая связь возникает, когда ожидание или программирование будущего оказывает влияние на настоящее, что в пределе создает самоосуществляющееся или саморазрушающееся пророчество. Для работы систем характерна задержка во времени между причиной и следствием — то время, которое требуется для полного завершения цикла обратной связи. Чем сложней система, тем больше может понадобиться времени, чтобы проявилась обратная связь. Если не принимать в расчет обратную связь, это может привести к перегрузке системы вплоть до ее разрушения. МЫСЛЕННЫЕ МОДЕЛИ Убеждения — то, что отстаивают вопреки любой очевидности.
Теперь мы знаем, что представляет собой системный подход, и можем связать его с теми базовыми предпосылками, которые лежат в основе нашего мышления и определяют подход к решению проблем. Качество решения соответствует качеству процесса, с помощью которого это решение получено. Приготовьтесь исследовать свое мышление со всеми его загадками и иллюзиями. Мы будем применять системный подход в четырех основных направлениях, а именно: 1. Непосредственное решение той или иной проблемы, которое начинается с выявления того образа мыслей, который привел к её возникновению. Системный подход— это мышление не только вширь, но и по вертикали, по горизонтали, вглубь и по кругу. 2. Выявление и исследование своих привычных способов мышления. 3. Выявление и оценка того, насколько неразрывно наше мышление связано с теми проблемами, с которыми мы сталкиваемся. Как правило, проблема не возникает сама по себе. Она является результатом взаимодействия касающихся вас событий и ваших мыслей о них. Во всех наших проблемах мы оказываемся их неотъемлемой составляющей, или, как говорил Эйнштейн, мы не в состоянии решить проблему, оставаясь на том же уровне мышления, на котором она возникла. 4. Наконец, вы сможете лучше понять собственные убеждения и соответствующий способ действий, применив системный подход к своей системе мышления, потому что сами убеждения образуют систему.
Во все, что мы делаем, мы вкладываем свою точку зрения, — свои глубинные ожидания, планы и прогнозы. В литературе, популяризирующей идеи системного подхода, всё это носит название мысленные модели. «Мысленные» — потому, что они существуют в нашей голове и руководят нашими действиями; «модели» — потому, что мы создаем их из элементов своего опыта. Это те наиболее общие идеи, которые формируют наши мысли и действия и приводят нас к ожиданию определенных результатов. Это наши практические теории, основанные главным образом на наблюдении и жизненном опыте, но с проблесками мудрости, разбавленной надеждой. Это те идеи, которые сработали в прошлом, поэтому мы естественно предполагаем, что они будут работать и в будущем. Это своеобразные «карты местности», используемые нами в исследованиях будущего и выстраиваемые из таких элементов опыта, связанного с прошлым, которые, судя по всему, и принесли нам успех. Когда мы применяем их к реальной жизни, они формируют наши убеждения. Они отнюдь не универсальны, их никто не проповедует, но на самом деле именно они лежат в основе всех наших действий. Создание мысленных моделей — дело вполне обычное, они есть у каждого, они существуют даже в том случае, если мы их не осознаем; сквозь них мы смотрим на окружающий мир. Для каждого они индивидуальны и потому представляют особую ценность. Это наши модели. Мы живем в них, чему свидетельство — сам язык, которым мы пользуемся. Мы говорим, что «у нас есть убеждения», которые мы «приобретаем» либо «заимствуем», «питаем», «утрачиваем» их или от них «отрекаемся». Убеждение — то, что «отстаивают» и «защищают» от нападок. Если же мы «расстаемся» с каким-либо убеждением, оно обычно уходит навсегда, оставляя при этом после себя место, которое должно быть заполнено новым убеждением. Наши мысленные модели — наша собственность, нам они принадлежат, но и развиваются и меняются по мере того, как мы приобретаем новый опыт, так что может появиться необходимость их «пересмотреть», когда мы попадаем в непривычную ситуацию. Короче говоря, наши мысленные модели руководят всеми нашими действиями. Они обеспечивают устойчивость и дают нам некую основу — то, на что можно положиться. Поэтому неудивительно, что мы постоянно ищем усиливающую обратную связь, чтобы еще и еще раз убедиться в их адекватности, причем столь упорны в этом, что готовы даже призвать в союзники несчастье, лишь бы оно подтверждало нашу правоту: «А что я говорил!» Таким образом, именно мысленные модели наделяют тем или иным смыслом то или иное событие. В свете этих моделей мы интерпретируем свой жизненный опыт. Сами по себе модели — еще не факты, хотя порой именно в этом качестве мы их воспринимаем. Например, мы сходимся во мнении относительно основных физических свойств материи в той мере, в какой они на нас воздействуют. Такие свойства, как масса и объем, называют свойствами первого порядка. На эти свойства первого порядка каждый из нас накладывает свое толкование, свой смысл — то есть свойство второго порядка. Металлическое кольцо обладает вполне определенными свойствами первого порядка, о которых вам расскажет любой металлург. Если же это обручальное кольцо, то у него имеются особая ценность и особое значение, которые значительно перевешивают все его физические свойства. В фильме «Поиски утерянного Ковчега» есть эпизод, когда герой фильма — Индиана Джонс, профессиональный археолог, — в споре со своим противником Беллоком наталкивается на следующий аргумент. «Посмотри на эти часы, — говорит Беллок. — Для тебя и для меня в них нет никакой ценности, но пролежи они в песке тысячу лет, и им цены бы не было. Люди убивали бы друг друга, чтобы завладеть ими». Простой кусок металла может быть для археологов настоящим сокровищем. Наши мысленные модели имеют глубокие корни и создают в нас предрасположенность воспринимать и интерпретировать внешний мир совершенно определенным образом. Опираясь именно на них, мы решаем, что важно, а что нет. И тогда нередко случается, что мы принимаем свою точку зрения за единственно реальную, а карту местности — за саму местность, которую она представляет. Вы можете сами в этом убедиться, посмотрев на рисунок. Эта фигура носит имя изобретшего ее психолога — Гаэтано Каницзы.
Здесь нет белого треугольника, однако имеется полная иллюзия его присутствия. Почему? Наши глаза — отнюдь не какая-нибудь бездушная видеокамера, бесстрастно фиксирующая то, на что направлен объектив. Они постоянно взаимодействуют с мозгом, определенным образом интерпретируя форму воспринимаемых предметов. Поэтому то, что мы осознаем как увиденное нами, является результатом творчества наших глаз в не меньшей степени, нежели «само по себе». Совершенно сходным образом наши мысленные модели формируют всё, что мы видим, слышим или ощущаем. Исследовать мысленные модели так же трудно, как наблюдать за тем, как на самом деле работают наши глаза. Нам кажется, что все наши пристрастия находятся вне нас, точно так же как призрачный треугольник Каницзы. Однако мы можем узнать их истинную природу, исследуя то, что делаем и как реагируем, и делая собственные предположения относительно того, что воспринимаем. Мысленные модели подобны фильтрам в наших глазах и в мозге, которые создают треугольник Каницзы, но если эти фильтры встроены в нашу физиологию и, следовательно, изменениям недоступны, мы можем изменять свои мысленные модели. КАК СОЗДАЮТСЯ МЫСЛЕННЫЕ МОДЕЛИ
Если у каждого имеются свои мысленные модели, то откуда они возникли? Дети никогда не рождаются со встроенным набором убеждений, у них есть лишь способность их строить. Разные люди могут иметь сходный жизненный опыт, но совершенно по-разному его интерпретировать, тем самым находя в нем различный смысл. Мы создаем свои мысленные модели частично из общественных нравов, частично из особенностей культуры и частично из тех идей, которые заимствуем в детстве у взрослых, представляющих для нас авторитет. Все остальное мы строим из собственного жизненного опыта. При этом используются следующие четыре способа.
Стирание
То, что мы замечаем, мы замечаем очень избирательно. В каждое мгновение бодрствования наши органы чувств испытывают воздействие внешних стимулов, и нет никакой возможности фиксировать и обрабатывать в сознании всю поступающую таким образом информацию. Так что мы совершаем ее отбор и фильтрацию в соответствии со своим настроением, интересами, заботами и общим самочувствием. Проведите такой эксперимент. Направьте взгляд на черное пятно, изображенное на рисунке, с расстояния 15 см. Затем закройте правый глаз и, продолжая глядеть на пятно левым, начните медленно перемещать книгу влево. В некоторый момент пятно пропадет, потому что его визуальные очертания поглотит слепое пятно левого глаза, — тот участок, в котором оптический нерв соединяется с сетчаткой и отсутствуют чувствительные к свету клетки, воспринимающие образ. Мы стираем часть получаемой информации и формируем свои идеи из остатка — из того, что в ней замечаем. Всегда имеется, в качестве «дополнительной», иная информация, но для наших предпочтений, целей и намерений она ничего не значит и потому просто не существует. Кроме того, стирание укрепляет наши мысленные модели, раз уж они были созданы, Например, нередко родители не замечают, что их ребенок уже вырос: они продолжают видеть в нем малыша и остается слепы ко все более отчетливым проявлениям самостоятельности и независимости до тех пор, пока однажды это не заявит о себе в полный голос. (Порой со взрывоопасными последствиями!)
Конструирование
Конструирование — обратный аналог стиранию: мы начинаем видеть то, чего нет. Видеть — значит верить. Посмотрите на следующий рисунок. Держите книгу на расстоянии 30 см, сосредоточьтесь на маленьком крестике справа и закройте правый глаз. Теперь, продолжая смотреть на крестик, начните медленно приближать книгу к лицу. Через несколько сантиметров не только исчезнет из поля зрения черный круг, но и средняя линия будет казаться непрерывной. Сам ваш мозг заполнил промежуток. По этой же причине мы не замечаем «дыру» в нашем поле зрения, вызванную наличием слепого пятна. Мы заполняем пробел, чтобы мир вокруг нас приобрел некий смысл и предстал перед нами в том виде, каким, по нашему мнению, он должен быть. С авторами этой книги во время работы над ней произошел забавный случай. Несколько далее в этой главе вы найдете выдержки из работ, автор которых — психолог Васон. Просматривая их в первый раз, мы несколько раз прочли «Васон» как «Ватсон», потому что «Ватсон» — фамилия достаточно распространенная, и потому невольно ожидаешь встретить именно такое сочетание букв. Увидев «Васон» в ссылках в другой книге, мы решили, что ее составители просто ошиблись! И лишь после того, как оказалось, что в еще одной книге по этой тематике фигурирует именно «Васон», мы усомнились в своей трактовке и перепроверили все свои ссылки. Неопределенность или двусмысленность почти наверняка вызовет бессознательное домысливание, то есть конструирование. Двусмысленную информацию мы воспринимаем подобно тому, как гадалка читает по кофейной гуще, отыскивая нужные нам закономерности и тайный смысл в самых неопределенных и случайных событиях. Безусловно, та мысленная модель, которая помогает нам находить закономерности и смысл в этом мире, является одной из самых сильных и весьма полезных, только порой мы слишком быстро хватаемся лишь за один из выявляемых смыслов либо сами выстраиваем такой, который в действительности просто фикция. Такое поведение объясняется тем, что каким бы ни было принятое решение, оно все равно покажется предпочтительней затянувшейся неопределенности. Замечательная иллюстрация механизма конструирования — серия экспериментов, которые в 1960 г. проделал психолог Джон Райт. В распоряжение каждому подопытному предоставили игровой автомат по типу «однорукого бандита», с восемнадцатью кнопками и счетчиком на панели. Цель игры — опуская детали — состояла в том, чтобы набрать как можно большее количество очков, нажимая кнопки в определенном порядке. Испытуемые не получали никаких подсказок и никаких инструкций по поводу того, каким должен быть этот порядок, их лишь предупреждали, что каждый раз, когда они угадают правильный порядок нажатия кнопок, будет звенеть звонок, и единственное, что требуется, — заставить звонок звенеть как можно чаще. Представьте себя одним из подопытных. Перед вами игровой автомат, и вам приходится полностью полагаться на собственную память, потому что записывать ничего нельзя (в этом одно из условий эксперимента). Вам отведены, в виде менов, двадцать три серии по двадцать пять попыток. В течение первых десяти серий вы экспериментируете с разными комбинациями, и примерно половина из них оказывается правильным ответом. Однако ответы в следующих сериях не приносят успеха, и вы пересматриваете свою теорию, чтобы ее откорректировать, после чего ответы становятся совершенно безошибочными: звонок звенит всякий раз. Разгадав, таким образом, секретный код, вы с гордостью и удовлетворением вспоминаете все свои действия и готовы сообщить «экзаменатору» правильную последовательность, а также то, каким образом вы ее обнаружили. И тут вам сообщают, что на самом деле весь эксперимент — сплошная «липа». Все было устроено таким образом, чтобы для каждого подопытного, совершенно независимо от его действий, на протяжении первых десяти серий звонок регулярно звенел ровно в половине случаев, в следующих двух сериях упорно молчал, а в последних десяти звенел каждый раз. Другими словами, не было никакой связи между тем, что вы делали, и сигналами об успехе. Почти все участники эксперимента были уверены, что нашли правильную последовательность, и не подозревали, насколько случайной она могла оказаться. Она настолько соответствовала их собственной стратегии, что, даже узнав о подлоге, многие все равно оставались в убеждении, что его не было, что эксперимент был настоящим. Этот эксперимент показал, как легко сконструировать правдоподобное объяснение и ошибиться в тех закономерностях и связях, которые мы находим в происходящих с нами событиях. Постфактум оценивая случившееся, легко решить, что в нем нет ничего случайного, что во всем имеется свой смысл. И мы стараемся связать вероятную причину с возможным следствием, выстраивая описание события таким образом, чтобы событие совпадало с нашим представлением о нем. ИСКАЖЕНИЕ Искажение проявляется в том, как мы изменяем свой жизненный опыт, выделяя одни его составляющие за счет замалчиваемых других. Оно лежит в основе как творческих способностей, так и паранойи. Здесь вновь поможет зрительный аналог. Параллельные линии на этом рисунке (его называют «фигура Геринга») кажутся искривленными, хотя на самом деле они прямые. Когда мы искажаем события, придавая одним воспоминаниям больше веса, чем другим, это само по себе не плохо, но может завести нас неизвестно куда. Наш опыт слишком доступен пересмотру, с тем чтобы найти в нем подкрепление уже сложившемуся представлению. Например, многие страстные игроки, несмотря на постоянные поражения, остаются в убеждении, что просто одарены к победе и вот-вот все отыграют. Это убеждение настолько сильно, что даже свои поражения они называют «почти победами». Хороший пример — ревность: он показывает, до какой боли, до какой патологии может довести искажение. Ревнивец способен в любом самом случайном и незначительном факте найти пищу для подозрений и предлог для мучительства себя и других.
Обобщение
Пользуясь обобщением, мы создаем мысленные модели, взяв за основу один случай и сделав из него представителя целой группы. Например, ребенок видит, как его родители обращаются друг с другом, и на этой основе делает вывод о том, как вообще должны обращаться друг с другом мужчины и женщины. Обобщение — та основа, опираясь на которую мы получаем знания и применяем их в новых ситуациях. Мы распознаем в них то, что уже знаем, и начинаем действовать по уже отработанной схеме. Не научившись обобщать, мы оказались бы вынужденными каждую проблему решать с нуля. Обобщение мы делаем, к примеру, всякий раз, когда произносим слова типа «всегда», «никогда», «все», «никто», «каждый». Опасность обобщения состоит в том, что вы можете взять какую-либо ситуацию и, расценив ее как типичную, распространить извлеченные из нее выводы на все сходные, по вашему мнению, ситуации, став слепым в отношении любого факта, который бы эти выводы опровергал. Например, менеджер может быть непоколебимо убежденным в бессмысленности какой-либо помощи консультантов в его области деятельности, просто потому, что у него уже был один опыт общения с консультантами, оказавшийся неудачным. Такое обобщение должно подкрепляться стиранием всех тех случаев, когда консультанты выполнили свою работу хорошо и достигли необходимых результатов. Обобщение вкупе с предубеждением образуют весьма разрушительную смесь. Именно она лежит в основе расовой и сексуальной дискриминации. Эти четыре принципа — стирание, конструирование, искажение и обобщение — не являются сами по себе ни плохими, ни хорошими: все они составляют основу наших способностей к обучению и творчеству, а также всех наших убеждений, включая и те убеждения, которые служат нам верой и правдой. Полезно было бы знать, каким образом, с точки зрения системного подхода, взаимодействуют эти принципы, когда они создают те усиливающие и стабилизирующие обратные связи, которые поддерживают целостность нашей системы убеждений. Тогда мы сможем увидеть, в чем они нас ограничивают и нет ли возможности расширить границы нашего мышления.
МЫСЛЕННЫЕ МОДЕЛИ КАК СИСТЕМА
Наши мысленные модели образуют систему. У каждой системы есть своя цель. Цель вашей системы убеждений состоит в том, чтобы объяснить и придать смысл вашему жизненному опыту, и если посмотреть на нее только с этой точки зрения, то легко заметить, что она вовсе не обязательно обеспечивает вам счастливую и здоровую жизнь. Можно иметь множество ограничивающих и нереалистичных убеждений о самом себе и о других. Однако в ваших силах время от времени устраивать экзамен своей системе убеждений и при необходимости корректировать ее. Нам необходимы такие мысленные модели, которые будут реалистичными и полезными в плане обеспечения нас самыми широкими возможностями для счастливой и благополучной жизни. Всего этого можно достичь, если вы посмотрите на свои мысленные модели беспристрастно, именно как на систему, отбирая те модели, которые следует принять, из тех, необходимость в которых уже отпала.
Такой подход предполагает три вида действий: · Рассмотреть, каким образом вы получаете усиливающую обратную связь, которая подкрепляет существующие убеждения, и как уравновешивающая обратная связь между вашими мысленными моделями удерживает систему в целом от изменений. · Определить качества тех мысленных моделей, которые вы хотели бы иметь: они должны быть реалистичными и предоставлять вам и другим самые широкие возможности для построения здоровой и благополучной жизни. · Получить уравновешивающую обратную связь, основанную на вашей цели построения реалистичных мысленных моделей, которые расширят ваши возможности на пути к здоровью и благополучию. После этого новый жизненный опыт будет корректировать и обновлять ваши модели. Существуют три основных фактора, которые могут заставить нас неправильно интерпретировать свой жизненный опыт, в результате чего могут возникнуть усиливающие обратные связи, которые будут подкреплять существующие мысленные модели. Эти три фактора — регрессия, неопределенность во времени и одностороннее восприятие событий.
Регрессия
Регрессия — это принцип своеобразного статистического подсчета, который может привести к ошибочному отнесению связи к причине. Обобщение такой связи может еще больше усугубить положение. Например, предположим, что сегодня выдался исключительно солнечный и теплый день. Какова вероятность того, что и завтра будет такой же теплый день? Не слишком велика. Чем более исключительным оказывается одно событие, тем больше вероятность того, что следующее будет ближе к среднему. За любой выдающейся из общего числа ситуацией, скорее всего, последует какая-нибудь средняя, другими словами, все исключительное со временем превращается в среднее. Очень плохую погоду, вероятно, сменит погода получше. У родителей очень высокого роста чаще бывают дети роста ближе к среднему. Спад в бизнесе со временем сменится подъемом. За грандиозным успехом, наверное, последует нечто более приземленное. Предположим, вы совершили некие магические заклинания погоды, будучи уверенным в том, что вы сможете так повлиять на нее, чтобы завтра стало более прохладно. Будет ли установившаяся на следующий день прохладная погода доказательством того, что ваша магия возымела действие? Нет. Гораздо более вероятным является то, что смена погоды следовала принципу регрессии. Поскольку события имеют тенденцию к изменению в сторону среднего состояния, то весьма рискованно делать прогнозы, основываясь на исключениях. Многие фирмы развалились и многие инвестиции были безвозвратно потеряны лишь из-за того, что этот принцип не принимался в расчет. Регрессия представляет собой статистическую закономерность, однако вместо того, чтобы учесть ее, мы зачастую склоняемся к созданию сложной теории, которая объясняла бы все события. Но остерегайтесь таких предсказаний и объяснений, в основе которых лежат чрезвычайно удачные или слишком неудачные результаты, в особенности, если они подтверждают ваши убеждения. Например, за слабым исполнением задания чаще всего следует более добросовестное, и без всяких наград, поощряющих усердие, или наказаний, порицающих небрежность. То, что обычно принимают в качестве доказательства эффективности действия наград и наказаний, по большей части объясняется действием принципа регрессии. Месяц застоя в продажах обычно сменяется месяцем подъема, но улучшение могут связать с проведением нового тренинга или с разработкой новой схемы поощрительных призов. Мы строим объяснение, которое не подтверждается фактами, либо используем регрессию в качестве доказательства того, что именно наши действия привели к нужному результату, и тем самым находим еще одно подтверждение своим мысленным моделям.
Неопределенность во времени
События часто воспринимаются как усиливающая обратная связь лишь по той причине, что заранее не были установлены определенные временные рамки. Другими словами, мы делаем А и ожидаем, что произойдет Б. И когда бы ни произошло Б после А, — через час, день, неделю, месяц или год, — мы воспринимаем его как следствие события А и как подтверждение связи между ними. Это подтверждение оказывается неопределенным во времени. (Не следует путать с анализом состояния системы в настоящем и прогнозированием временной задержки между причиной и следствием, — при этом запаздывание часто может быть предсказано довольно точно.) Приведем типичный пример такого рода. Многие менеджеры уверены в том, что денежным вознаграждением пробуждается творческий подход. Довольно легко убедиться в справедливости такого убеждения: дайте какому-нибудь работнику денежную премию и ждите, когда в нем проснется творчество. И когда бы это ни произошло — сегодня, завтра или месяц спустя, — у вас появится готовое подтверждение вашему убеждению. Если же действительно придется уж очень долго ждать, у вас под рукой всегда окажется какое-нибудь удобное убеждение типа: «Людям требуется некоторое время, чтобы понять, что это делается в их собственных интересах». Принцип регрессии дает почти полную гарантию, что когда-нибудь в будущем работник выполнит какую-нибудь творческую работу, и это не обязательно должно быть связано с фактом вознаграждения. На самом деле существует довольно четкое доказательство, что вознаграждение служит стимулом к творчеству лишь в весьма немногих случаях. Двадцать пять лет исследований не принесли ни одного доказательства того факта, что люди якобы начинают работать сколько-нибудь более продуктивно, ожидая награды, чем в том случае, когда они надеются просто на достойную оплату своего труда или работают по необходимости. Исключение составляют те случаи, когда задача оказывается очень простой и не слишком интересной, т. е. когда само выполнение работы не приносит внутреннего удовлетворения. Вы поступите гораздо менее рискованно, если будете искать доказательство в определенных временных рамках, тогда результат оставит более глубокий след в памяти и будет иметь большой вес независимо от того, подтверждает ли он ваше убеждение.
Одностороннее и двустороннее восприятие событий
Если вы не поставили определенные временные рамки, вы начинаете замечать только те подтверждения, которые предоставляют вам усиливающую ваши убеждения обратную связь. А это значит, что вы воспринимаете опыт односторонне: только один результат оказывается для вас имеющим значение и достойным вашего внимания. Например, менеджер может с особым энтузиазмом приступить к работе над новой рекламной кампанией. Когда, в конце концов, уровень сбыта повышается, он обращает на него внимание и получает удовлетворение. Это внимание и удовлетворение определяются тем значением, которое менеджер придавал работе в прошлом. Не кажется ли вам, что постоянно приходится заезжать на заправку именно в те моменты, когда вы особенно торопитесь? Или телефон начинает звонить как раз в то время, когда вы принимаете ванну? То же самое на работе. Вы хорошо помните те случаи, когда это произошло, и не очень хорошо — те случаи, когда этого не произошло, потому что все это были не столь важные события. Человек, который в поисках подтверждения своим догадкам рассматривает все события лишь с одной стороны, подобен человеку, который удивляется, почему ему всегда отвечают по телефону, когда он набирает неверный номер. Двусторонне воспринимаемые события — это такие события, которые запоминаются независимо от того, что в них произошло — что-то благоприятное или не очень. Свидание, выходной день или игра на бирже — все это двусторонне воспринимаемые события. Все возможные исходы этих событий вызывают эмоции примерно одной и той же интенсивности или даже одни и те же эмоции. Тем не менее, существует возможность получать подкрепление своей мысленной модели, воспринимая события двусторонне и находя соответствующее объяснение любому результату, который не согласуется с вашей моделью. Например, вышеупомянутый менеджер, который твердо уверен в эффективности своей рекламной кампании, может дать свое объяснение снижению уровня сбыта (слишком значительное, чтобы его проигнорировать), приписывая его внешним трудностям, экономическим факторам или тому, что сама кампания была проведена не совсем аккуратно, но уж в следующий раз... Односторонне воспринимаемый, неопределенный во времени опыт будет всегда предоставлять усиливающую обратную связь существующим убеждениям. Здесь нет никакой возможности для возникновения уравновешивающей обратной связи и, следовательно, для появления новой информации. Вы ожидаете ровно столько времени, сколько необходимо для получения подтверждения вашей идеи. Пример мысленной модели, которая настраивает вас на одностороннее восприятие событий без определенных временных рамок: «Люди изменятся лишь тогда, когда они будут к этому готовы». Одностороннее восприятие в определенных временных рамках может также предоставлять подтверждение существующим мысленным моделям. Примером может служить ожидание повышения уровня сбыта в следующем квартале благодаря применению новой схемы стимулирования. Если результат появляется в пределах установленных временных рамок, то к нему относятся как к доказательству эффективности новой схемы. Если же этого не происходит, он все равно может получить свое объяснение, не нарушая целостности мысленной модели. Порой временные рамки становятся расплывчатыми и растяжимыми... События, воспринимаемые с разных сторон в неопределенных временных рамках, формируются нашими долговременными стратегиями. Все результаты имеют одинаковое значение, но их бывает трудно оценить, потому что нет никаких ограничений на тот момент времени, когда они возникли. Примером может служить человек, ищущий себе работу. Результат каждого собеседования достаточно важен — успех или очередной провал, но трудно измерить эффективность его стратегии, потому что он будет упорно воспроизводить ее до тех пор, пока не добьется успеха. События, воспринимаемые с разных сторон в определенных временных рамках, предоставляют наиболее ценную обратную связь для наших мысленных моделей. Мы обращаем внимание на все возможные результаты, которые могут появиться в определенный промежуток времени. Если прогнозируемый эффект следует за причиной, мы получаем некоторое подтверждение нашей модели в качестве подкрепляющей обратной связи, при условии, что мы приняли в расчет регрессию. Если же наш прогноз не реализовался, это тоже достаточно важный результат, который становится полезной обратной связью, которая ставит под сомнение существующее убеждение. Самоосуществляющиеся пророчества (уравновешивающая упреждающая связь), в которых предсказание или предвидение изменения начинает вести систему к предсказываемому состоянию, опираются главным образом на односторонне воспринимаемые вне всяких временных рамок события, служащие подтверждением ожидаемых результатов. Что мы можем узнать о своих мысленных моделях из собственного опыта? · События, не уложенные в определенные временные рамки, почти ничего не говорят нам о степени адекватности наших мысленных моделей. Обратная связь полезна тогда, когда она ограничена во времени. · События, воспринимаемые с разных сторон, предоставляют нам наиболее полезную обратную связь. Когда очередной полученный вами опыт вроде бы подтверждает существующую мысленную модель, задайтесь вопросом: если бы произошло все наоборот, стал бы я относиться к этому как к подтверждению своей мысленной модели? Если ответ «да», значит, вы воспринимаете происходящие с вами события таким образом, что оказываетесь не в состоянии получать полезную обратную связь, которой проверялась бы адекватность вашей модели. Это не означает, что вам следует представлять все свои доказательства в том виде, в котором их можно воспринимать в определенных временных рамках и рассматривать с разных сторон. Такое просто невозможно. На самом деле это означает, что вам следует проявлять осторожность, принимая в качестве подтверждения своей мысленной модели односторонний и неопределенный во времени опыт, потому что на него нельзя полностью полагаться. Мы должны обращаться со своими мысленными моделями так, как обращаются со своими теориями ученые. Ведь ученые извлекают пользу из своих экспериментов в любом случае — будут ли те подтверждать их гипотезы или отрицать. Эксперименты с отрицательным результатом имеют особую ценность, потому что они показывают, что какая-то информация была упущена из виду и существует предмет для новых исследований, а сама модель, стало быть, еще далека от совершенства. Те случаи, которые оказываются противоречащими нашей мысленной модели, тем самым предоставляют нам ценную уравновешивающую обратную связь, если только обратить на них должное внимание. Как только возникает расхождение между нашими ожиданиями и тем, что на самом деле происходит, не упустите возможность обогатить свой опыт и свои познания. Задайтесь вопросом: что вы проглядели? Как правило, мы бессознательно предпочитаем опираться на тот опыт, который дает нам усиливающую обратную связь: относительно его содержания мы задаем такие вопросы, на которые ожидаем положительный ответ. Когда события совпадают с нашими убеждениями и их подкрепляют, мы склонны задаваться вопросом: «Могу ли я в это поверить?» Если же события не совпадают с нашими убеждениями, мы задаемся вопросом: «Должен ли я в это поверить?» Изменение только одного слова коренным образом изменяет наш внутренний опыт. Произнесите про себя обе фразы несколько раз поочередно, как бы взвешивая, — и обратите внимание, насколько по-разному они влияют на ваше внутреннее состояние.
Date: 2015-05-19; view: 2453; Нарушение авторских прав |