Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обратная связь с будущим





 

Как правило, обратная связь формирует цепочку при­чин и следствий, в которой каждое действие оказывает влия­ние на все последующие. Например, жажда заставляет нас пить, а, выпив воды, мы чувствуем, как жажда ослабевает. Или, например, в общении: наши слова заставляют собесед­ника отвечать, а его ответ, в свою очередь, вызывает следу­ющую нашу реакцию. Или, скажем, падение температуры, заставляющее терморегулятор включить печь, отчего тем­пература повышается, и терморегулятор вновь отключает печь. Причины и следствия по кругу сменяют друг друга, и то, что было причиной с одной точки зрения, оказывается следствием с другой. Причина в настоящем порождает след­ствие в будущем.

Имеется любопытная разновидность обратной связи — так называемая упреждающая связь (feed forward). Этот своеобразный эффект коренится в человеческой склонности прогнозировать будущее и возникает тогда, когда ожидаемое событие, которое еще не произошло, уже вызывает к бытию в настоящем, причем именно по принципу причинной обус­ловленности, другое событие, которое иначе вообще не име­ло бы места. То есть в данном случае будущее оказывает влияние на настоящее. Например, если вы ожидаете прова­ла, то, скорее всего, его и получите. Здесь на бессознатель­ном срабатывает некая психологическая установка: стоит ли стараться, если все равно нет никакой надежды на успех? Совершенно сходным образом, если вы настраиваетесь на успешный исход, ваша энергия и оптимизм помогают вам и повышают ваши шансы. Ничто так не влечет к успеху, как сам успех. (И ничто так не настраивает на провал, как сам провал.)

Наши ожидания и тревоги, опасения и надежды способ­ствуют формированию именно того будущего, которое мы себе представляем. Так что нет более верного способа обес­печить себе нескончаемый тоскливый день, чем убедить себя заранее в серости бытия, заранее ожидать худшего, проиг­рывая это худшее у себя в голове и убеждая себя, будто вам известно все, что сегодня будет. В таком случае, поскольку вы уже «знаете», что день будет полон скуки, вы убежите в мир грез и постараетесь как можно быстрее разделаться со всеми делами, чтобы приблизить счастливый момент окон­чания рабочего дня. Если к тому же вы будете беспрестанно сравнивать происходящее вокруг с теми моментами вашей жизни, когда все было значительно лучше, тогда уж наверня­ка день сложится в полном соответствии вашим ожиданиям. Напротив, чтобы наполнить день радостью, подумайте о том, что ждет вас сегодня, с удовольствием, представьте себе все те интересные вещи, которыми предстоит заняться, и пусть грядущий день начнет проявляться в виде большой цветной картинки в вашем воображении. Каждому занятию отдавайтесь полностью. Чем бы все ни обернулось — при­ятным удивлением или горьким разочарованием, — само ожидание события как раз и способствует ему именно в том качестве, в каком его себе представляют.

Упреждающая связь создает так называемые самоосу­ществляющиеся пророчества. На биржевом рынке синони­мом выражения «ничто так не привлекает успех, как сам ус­пех» является фраза «деньги тянутся к деньгам». Все начи­нается с появления слуха, что определенная акция должна подняться в цене. И хотя на самом деле эта акция еще не подорожала, слух привлекает покупателей. И тогда акция начинает расти. Чем больше она растет, тем больше покупа­телей она привлекает, то есть включается цикл усиливаю­щей обратной связи. Тогда со временем маклеры-распоря­дители вводят в действие механизм уравновешивающей об­ратной связи, с позиций экспертов заявляя, что акция завышена в цене, и ее цена начинает падать по мере роста предложе­ния.

Аналогично действуют прогнозы на предмет ожидае­мой нехватки какого-либо вида продукции. Что делают по­тенциальные покупатели, прослышав о готовящемся возмож­ном дефиците? Они спешат купить то, что якобы вот-вот ис­чезнет, просто «на всякий случай», «про запас», и, покупая больше обычного, то есть в итоге, буквально подметая при­лавки, тем самым как раз и создают дефицит, которого боя­лись. Когда несколько лет назад рабочие хлебозаводов уст­роили забастовку, небольшое количество хлеба, испеченно­го независимой пекарней, покупатели расхватали в первые три часа после открытия магазина. Когда возникали трудно­сти с доставкой бензина на заправочные станции, целые ве­реницы машин выстраивались в многочасовые очереди, что­бы только долить в почти полный бак несколько литров го­рючего — просто «на всякий случай». Такие действия лишь усугубляли нехватку бензина. Постоянное и бесперебойное снабжение бензином вовсе не означает, что каждый води­тель в каждый момент будет непременно обеспечен полным баком с канистрами в придачу. Мы могли бы создать топ­ливный кризис просто на голом месте, заполни мы все свои баки одновременно.

Еще один пример — деньги. Если каждый клиент в каж­дом банке снимет со счета все свои сбережения, тотчас рух­нет вся финансовая система. Слух о том, что данный банк неплатежеспособен, вызовет рост очередей его клиентов, желающих перевести свои счета в наличные. В банке полу­чится дефицит наличных, в результате чего возникнет пани­ка, которая и приведет к тому, что слух подтвердится. Что в данном случае причина, а что следствие? На этот вопрос невозможно ответить, если думать о причинах и следствиях как о вещах совершенно обособленных.

Слух может не иметь под собой никакого основания, пророчество может быть, в сущности, обыкновенным наду­вательством, а «пророк» — шарлатаном, и, однако, такого рода предсказания вполне могут сбываться — не потому, что они составлены на основе точного анализа предстоящих собы­тий, а просто потому, что сам факт их оглашения формирует будущее. Суть в том, что люди верят в пророчества и по­ступают в соответствии с ними. Наше будущее строят наши убеждения.

Упреждающая связь

 

В упреждающей связи есть один приме­чательный момент. Те самые усилия, которые направлены на то, чтобы избежать нежела­тельного события, как раз к нему и приводят. Это примерно то же самое, что, пятясь, угодить в ту самую яму, которую хочешь обойти. Несколько знакомых Джозефа получили травмы при игре в крикет потому лишь, что постоянно думали о том, как бы не травмироваться. Прошлые травмы крепко засели у них в памяти, поэтому они всякий раз перед нанесением удара безотчетно напря­гались и мешкали, что и приводило к получению новых травм.

Попав в новое общество, человек может быть озабо­чен тем, чтобы завести себе друзей, так что будет усердно предлагать свою дружбу почти каждому, но если его усилия окрашены беспокойством и заведомой безнадежностью, они скорее оттолкнут предполагаемых новых знакомых, чем при­влекут какой-либо интерес.

Примерно сходный механизм у бессонницы. Предполо­жим, вас мучит опасение, что уснуть не удастся, и потому вы стараетесь уснуть, но чем сильнее стараетесь, тем хуже получается. И чем хуже получается, тем упорней ваши уси­лия, которые в действительности только прогоняют сон и ук­репляют вас в мысли, что так и пройдет вся ночь. Чтобы разорвать порочный круг и все-таки уснуть, нужно попросту перестать стараться.

Эта упреждающая связь лежит в основе парадокса «будьте непринужденны!». Чем больше вы стараетесь сде­лать что-то такое, что требует от вас спонтанности, тем бо­лее вы скованны. Мы способны завязать себя и других в мор­ской узел, требуя от себя и от других таких действий, кото­рые уместны и эффективны лишь если следуют сами собой.

Упреждающая связь, в конце концов, приводит к самоупраздняемым пророчествам, когда ожидание и соответствую­щий прогноз относительно какого-либо события влияет на настоящее таким образом, что прогнозируемое событие ока­зывается вообще исключенным. Например, скажите полно­му веры в себя спортсмену, что его ждет поражение, и вы, скорее всего, получите совершенно противоположный резуль­тат. Чем упорней вы будете стремиться убедить его в неиз­бежности поражения, тем более его дух будет укрепляться в растущей решимости, так что он вступит в состязание полный энергии и воли к победе, каковую и обеспечат как раз активизированные вами ресурсы.

 

Date: 2015-05-19; view: 510; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию