Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обратная связь с будущим
Как правило, обратная связь формирует цепочку причин и следствий, в которой каждое действие оказывает влияние на все последующие. Например, жажда заставляет нас пить, а, выпив воды, мы чувствуем, как жажда ослабевает. Или, например, в общении: наши слова заставляют собеседника отвечать, а его ответ, в свою очередь, вызывает следующую нашу реакцию. Или, скажем, падение температуры, заставляющее терморегулятор включить печь, отчего температура повышается, и терморегулятор вновь отключает печь. Причины и следствия по кругу сменяют друг друга, и то, что было причиной с одной точки зрения, оказывается следствием с другой. Причина в настоящем порождает следствие в будущем. Имеется любопытная разновидность обратной связи — так называемая упреждающая связь (feed forward). Этот своеобразный эффект коренится в человеческой склонности прогнозировать будущее и возникает тогда, когда ожидаемое событие, которое еще не произошло, уже вызывает к бытию в настоящем, причем именно по принципу причинной обусловленности, другое событие, которое иначе вообще не имело бы места. То есть в данном случае будущее оказывает влияние на настоящее. Например, если вы ожидаете провала, то, скорее всего, его и получите. Здесь на бессознательном срабатывает некая психологическая установка: стоит ли стараться, если все равно нет никакой надежды на успех? Совершенно сходным образом, если вы настраиваетесь на успешный исход, ваша энергия и оптимизм помогают вам и повышают ваши шансы. Ничто так не влечет к успеху, как сам успех. (И ничто так не настраивает на провал, как сам провал.) Наши ожидания и тревоги, опасения и надежды способствуют формированию именно того будущего, которое мы себе представляем. Так что нет более верного способа обеспечить себе нескончаемый тоскливый день, чем убедить себя заранее в серости бытия, заранее ожидать худшего, проигрывая это худшее у себя в голове и убеждая себя, будто вам известно все, что сегодня будет. В таком случае, поскольку вы уже «знаете», что день будет полон скуки, вы убежите в мир грез и постараетесь как можно быстрее разделаться со всеми делами, чтобы приблизить счастливый момент окончания рабочего дня. Если к тому же вы будете беспрестанно сравнивать происходящее вокруг с теми моментами вашей жизни, когда все было значительно лучше, тогда уж наверняка день сложится в полном соответствии вашим ожиданиям. Напротив, чтобы наполнить день радостью, подумайте о том, что ждет вас сегодня, с удовольствием, представьте себе все те интересные вещи, которыми предстоит заняться, и пусть грядущий день начнет проявляться в виде большой цветной картинки в вашем воображении. Каждому занятию отдавайтесь полностью. Чем бы все ни обернулось — приятным удивлением или горьким разочарованием, — само ожидание события как раз и способствует ему именно в том качестве, в каком его себе представляют. Упреждающая связь создает так называемые самоосуществляющиеся пророчества. На биржевом рынке синонимом выражения «ничто так не привлекает успех, как сам успех» является фраза «деньги тянутся к деньгам». Все начинается с появления слуха, что определенная акция должна подняться в цене. И хотя на самом деле эта акция еще не подорожала, слух привлекает покупателей. И тогда акция начинает расти. Чем больше она растет, тем больше покупателей она привлекает, то есть включается цикл усиливающей обратной связи. Тогда со временем маклеры-распорядители вводят в действие механизм уравновешивающей обратной связи, с позиций экспертов заявляя, что акция завышена в цене, и ее цена начинает падать по мере роста предложения. Аналогично действуют прогнозы на предмет ожидаемой нехватки какого-либо вида продукции. Что делают потенциальные покупатели, прослышав о готовящемся возможном дефиците? Они спешат купить то, что якобы вот-вот исчезнет, просто «на всякий случай», «про запас», и, покупая больше обычного, то есть в итоге, буквально подметая прилавки, тем самым как раз и создают дефицит, которого боялись. Когда несколько лет назад рабочие хлебозаводов устроили забастовку, небольшое количество хлеба, испеченного независимой пекарней, покупатели расхватали в первые три часа после открытия магазина. Когда возникали трудности с доставкой бензина на заправочные станции, целые вереницы машин выстраивались в многочасовые очереди, чтобы только долить в почти полный бак несколько литров горючего — просто «на всякий случай». Такие действия лишь усугубляли нехватку бензина. Постоянное и бесперебойное снабжение бензином вовсе не означает, что каждый водитель в каждый момент будет непременно обеспечен полным баком с канистрами в придачу. Мы могли бы создать топливный кризис просто на голом месте, заполни мы все свои баки одновременно. Еще один пример — деньги. Если каждый клиент в каждом банке снимет со счета все свои сбережения, тотчас рухнет вся финансовая система. Слух о том, что данный банк неплатежеспособен, вызовет рост очередей его клиентов, желающих перевести свои счета в наличные. В банке получится дефицит наличных, в результате чего возникнет паника, которая и приведет к тому, что слух подтвердится. Что в данном случае причина, а что следствие? На этот вопрос невозможно ответить, если думать о причинах и следствиях как о вещах совершенно обособленных. Слух может не иметь под собой никакого основания, пророчество может быть, в сущности, обыкновенным надувательством, а «пророк» — шарлатаном, и, однако, такого рода предсказания вполне могут сбываться — не потому, что они составлены на основе точного анализа предстоящих событий, а просто потому, что сам факт их оглашения формирует будущее. Суть в том, что люди верят в пророчества и поступают в соответствии с ними. Наше будущее строят наши убеждения. Упреждающая связь
В упреждающей связи есть один примечательный момент. Те самые усилия, которые направлены на то, чтобы избежать нежелательного события, как раз к нему и приводят. Это примерно то же самое, что, пятясь, угодить в ту самую яму, которую хочешь обойти. Несколько знакомых Джозефа получили травмы при игре в крикет потому лишь, что постоянно думали о том, как бы не травмироваться. Прошлые травмы крепко засели у них в памяти, поэтому они всякий раз перед нанесением удара безотчетно напрягались и мешкали, что и приводило к получению новых травм. Попав в новое общество, человек может быть озабочен тем, чтобы завести себе друзей, так что будет усердно предлагать свою дружбу почти каждому, но если его усилия окрашены беспокойством и заведомой безнадежностью, они скорее оттолкнут предполагаемых новых знакомых, чем привлекут какой-либо интерес. Примерно сходный механизм у бессонницы. Предположим, вас мучит опасение, что уснуть не удастся, и потому вы стараетесь уснуть, но чем сильнее стараетесь, тем хуже получается. И чем хуже получается, тем упорней ваши усилия, которые в действительности только прогоняют сон и укрепляют вас в мысли, что так и пройдет вся ночь. Чтобы разорвать порочный круг и все-таки уснуть, нужно попросту перестать стараться. Эта упреждающая связь лежит в основе парадокса «будьте непринужденны!». Чем больше вы стараетесь сделать что-то такое, что требует от вас спонтанности, тем более вы скованны. Мы способны завязать себя и других в морской узел, требуя от себя и от других таких действий, которые уместны и эффективны лишь если следуют сами собой. Упреждающая связь, в конце концов, приводит к самоупраздняемым пророчествам, когда ожидание и соответствующий прогноз относительно какого-либо события влияет на настоящее таким образом, что прогнозируемое событие оказывается вообще исключенным. Например, скажите полному веры в себя спортсмену, что его ждет поражение, и вы, скорее всего, получите совершенно противоположный результат. Чем упорней вы будете стремиться убедить его в неизбежности поражения, тем более его дух будет укрепляться в растущей решимости, так что он вступит в состязание полный энергии и воли к победе, каковую и обеспечат как раз активизированные вами ресурсы.
Date: 2015-05-19; view: 533; Нарушение авторских прав |