Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Спрос, предложение, цена товара
Поступающий на рынок товар может пользоваться у потребителей большим или меньшим успехом, или, как говорят, большим или меньшим спросом. Спрос на товар — понятие рыночное. С ним связаны практически все рыночные категории, регуляторы и механизмы производства. Это ключевое понятие рыночной экономики. Оно означает желание и способность покупателей приобрести (купить) конкретный товар. Спросом можно назвать количество товара определенного качества и назначения, которое будет куплено потребителями в данном временном интервале по конкретной цене. В рыночной экономике действует закон спроса. Он гласит, что величина покупательного спроса обратно пропорциональна цене товара при прочих равных условиях. Следовательно, при повышении цены товара спрос на него сокращается, а при снижении цены спрос растет (рис. 5.1). Рис. 5.1. Действие закона спроса Как видно из рисунка, в соответствии с законом спроса при цене Ц1 спрос С1, а при цене Ц2 спрос С2. При этом Ц1 >Ц2 , а С1 < С2. Линия, в соответствии с которой изменяется величина спроса под влиянием изменения цены товара, называется кривой спроса. Для каждого конкретного товара она имеет свою форму и свой наклон к осям координат. Закон спроса универсален и действует (при прочих равных условиях) практически всегда, за одним лишь исключением: оно касается ажиотажного спроса, возникающего в ожидании повышения цен на товар. В таком случае описанная закономерность нарушается, и спрос на товар возрастает, несмотря на повышение цен. Не менее важным понятием рыночной экономики является понятие предложение товара. Предложение — это желание и способность продавцов предоставить товары для продажи на рынке. По сути дела предложение представляет собой количество товаров, которое производители готовы продать по определенной цене в данном временном интервале. В рыночной экономике действует закон предложения, согласно которому предложение при прочих равных условиях изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Это значит, что по мере роста цен производители предлагают к продаже большее количество товаров, а при снижении цен — меньшее количество товаров (рис. 5.2). Рис. 5.2. Действие закона предложения
Как видно из рисунка, при Ц1 >Ц2 имеет место С1> С2. Линия, в соответствии с которой изменяется величина предложения под влиянием изменения цены товара, называется кривой предложения. Направление изменения предложения товара от изменения цены на него объясняется двумя причинами. Во-первых, предприятия включают в производство резервные мощности, проводят модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение производства, с тем чтобы произвести и продать больше товаров, цены на которые в данный момент высоки. Во-вторых, предприятия других отраслей срочно начинают осваивать производство тех товаров, цены на которые столь высоки. Однако изменение предложения на рынке не может происходить мгновенно, по мере повышения цены товара. Это требует определенного времени, в течение которого производство отреагирует на конъюнктуру рынка соответствующим образом. Закон предложения так же универсален, как и закон спроса, но и у него есть исключение: он не будет действовать, если в недалеком будущем ожидается падение спроса на данный товар. Тогда фирмы не будут стремиться увеличивать производство данного товара в будущем, если даже цены на него растут в настоящем времени. Итак, спрос и предложение товара встречаются на рынке. Их совместное взаимодействие представлено на рис. 5.3.
Рис.5.3. Формирование цены равновесия спроса и предложения Представим, что на рынке появился новый товар. Объем его производства и продаж вначале незначителен, ибо очень высока цена, поэтому спрос на данный товар значительно превышает предложение. Учитывая сложившуюся конъюнктуру рынка, продавцы поставят для покрытия дефицита дополнительное количество данного товара. Тогда предложение превысит спрос и цена товара упадет. Как только это произойдет, количество товара на рынке сократится, и цикл колебания цен повторится. При этом колебания цен относительно некоторой стабильной величины с каждым новым циклом будут сокращаться, закручиваясь в спираль. Это будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие между спросом и предложением товара (точка равновесия). Цена товара в этой точке называется ценой равновесия. Она довольно быстро устанавливается на рынке и с небольшими колебаниями может существовать длительное время, обеспечивая равновесие между спросом и предложением товара. Таким образом, в рыночной экономике не издержки производства формируют цены товаров, а соотношение спроса и предложения товаров. Поэтому цена может быть больше издержек производства, равна им и меньше издержек. Она стремится к такому уровню, при котором спрос будет больше предложения, т.е. если товар в дефиците, то цена на него будет высокой; если предложение превысит спрос, то цена упадет. Однако все это будет справедливо в процессе регулирования спроса и предложения, когда они выступают в качестве функции цены товара (спрос превышает предложение — цена больше равновесной при сложившемся дефиците товара; спрос меньше предложения — цена меньше равновесной при сложившемся излишке товара). Но цена также может выступать регулятором спроса и предложения товара, когда соотношение между ними является функцией цены (рис. 5.3). Ведь в рынке все товаропроизводители свободны в политике установления цен на свои товары. И если, игнорируя законы рынка, продавцы установят цены своих товаров выше равновесной цены, то это приведет к появлению излишка продукции (предложение превысит спрос), а если, наоборот, продавцы установят на свой товар цену ниже равновесной цены, то это создает на рынке дефицит продукции (предложение окажется меньше спроса). В конечном счете продавцы не захотят оставаться в убытке и путем корректирования цен на свои товары придут к равновесной цене. Вместе с тем не только цены могут регулировать спрос и предложение товаров на рынке. Такую роль выполняют и другие, неценовые факторы регулирования: доходы потребителей, качество товаров, расходы производителей и др. Поэтому следует различать такие понятия, как «изменение величины спроса» и «изменение спроса», «изменение величины предложения» и «изменение предложения» и некоторые другие термины. Изменение величины спроса — это изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, происходящее в результате изменения цены товара (движение вдоль кривой спроса). Изменение спроса — изменение количества товара, которое покупатели желают и могут купить, происходящее вследствие изменения неценового фактора (сдвигом кривой спроса). Изменение величины предложения — изменение того количества товара, которое производители желают и могут продать, происходящее в результате изменения цены товара (движение вдоль кривой предложения). Изменение предложения — изменение количества товара, которое производители желают и могут продать, происходящее в результате изменения неценового фактора (сдвиг кривой предложения). Различия в этих понятиях представлены на рис. 5.4 и 5.5. Кроме отмеченных различий имеются различия в понятиях товара. Взаимозаменяющие товары (субституты) — такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к росту спроса на другой товар. Взаимодополняющие товары (комплементы) — пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой товар. Нормальный товар — товар, спрос на который растет при росте потребительских доходов. Низший товар (товар низкого качества) — товар, спрос па который падает при росте потребительских доходов. Рис. 5.4. Влияние изменения спроса и его величины на цену товара Рис. 5.5. Влияние изменения предложения и его величины на цену товара
Сдвиги кривых спроса и предложения происходят по следующим причинам (табл.5.1). Date: 2015-05-18; view: 524; Нарушение авторских прав |