Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спрос, предложение, цена товара





Поступающий на рынок товар может пользоваться у потреби­телей большим или меньшим успехом, или, как говорят, большим или меньшим спросом. Спрос на товар — понятие рыноч­ное. С ним связаны практически все рыночные категории, регу­ляторы и механизмы производства. Это ключевое понятие ры­ночной экономики. Оно означает желание и способность покупа­телей приобрести (купить) конкретный товар. Спросом можно назвать количество товара определенного качества и назначения, которое будет куплено потребителями в данном временном ин­тервале по конкретной цене.

В рыночной экономике действует закон спроса. Он гласит, что величина покупательного спроса обратно пропорциональна цене товара при прочих равных условиях. Следовательно, при повышении цены товара спрос на него сокращается, а при сни­жении цены спрос растет (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Действие закона спроса

Как видно из рисунка, в соответствии с законом спроса при цене Ц1 спрос С1, а при цене Ц2 спрос С2. При этом Ц1 2 , а С1 < С2. Линия, в соответствии с которой изменяется величина спроса под влиянием изменения цены товара, называется кривой спроса. Для каждого конкретного товара она имеет свою форму и свой наклон к осям координат.

Закон спроса универсален и действует (при прочих равных условиях) практически всегда, за одним лишь исключением: оно касается ажиотажного спроса, возникающего в ожидании по­вышения цен на товар. В таком случае описанная закономер­ность нарушается, и спрос на товар возрастает, несмотря на по­вышение цен.

Не менее важным понятием рыночной экономики является понятие предложение товара.

Предложение — это желание и способность продавцов предоставить товары для продажи на рынке. По сути дела предложение представляет собой количество товаров, которое произво­дители готовы продать по определенной цене в данном временном интервале.

В рыночной экономике действует закон предложения, со­гласно которому предложение при прочих равных условиях из­меняется в прямой зависимости от изменения цены. Это значит, что по мере роста цен производители предлагают к продаже большее количество товаров, а при снижении цен — меньшее количество товаров (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Действие закона предложения

 

Как видно из рисунка, при Ц1 2 имеет место С1> С2. Линия, в соответствии с которой изменяется величина предло­жения под влиянием изменения цены товара, называется кривой предложения.

Направление изменения предложения товара от изменения цены на него объясняется двумя причинами. Во-первых, пред­приятия включают в производство резервные мощности, прово­дят модернизацию, реконструкцию и техническое перевооруже­ние производства, с тем чтобы произвести и продать больше то­варов, цены на которые в данный момент высоки. Во-вторых, предприятия других отраслей срочно начинают осваивать про­изводство тех товаров, цены на которые столь высоки.

Однако изменение предложения на рынке не может проис­ходить мгновенно, по мере повышения цены товара. Это требует определенного времени, в течение которого производство от­реагирует на конъюнктуру рынка соответствующим образом.

Закон предложения так же универсален, как и закон спроса, но и у него есть исключение: он не будет действовать, если в недалеком будущем ожидается падение спроса на данный товар. Тогда фирмы не будут стремиться увеличивать производство данного товара в будущем, если даже цены на него растут в на­стоящем времени.

Итак, спрос и предложение товара встречаются на рынке. Их совместное взаимодействие представлено на рис. 5.3.

 

Рис.5.3. Формирование цены равновесия спроса и предложения

Представим, что на рынке появился новый товар. Объем его производства и продаж вначале незначителен, ибо очень высока цена, поэтому спрос на данный товар значительно превышает предложение. Учитывая сложившуюся конъюнктуру рынка, про­давцы поставят для покрытия дефицита дополнительное количе­ство данного товара. Тогда предложение превысит спрос и цена товара упадет.

Как только это произойдет, количество товара на рынке со­кратится, и цикл колебания цен повторится. При этом колеба­ния цен относительно некоторой стабильной величины с каж­дым новым циклом будут сокращаться, закручиваясь в спираль. Это будет продолжаться до тех пор, пока не установится равно­весие между спросом и предложением товара (точка равнове­сия). Цена товара в этой точке называется ценой равновесия. Она довольно быстро устанавливается на рынке и с небольшими колебаниями может существовать длительное время, обеспечивая равновесие между спросом и предложением товара.


Таким образом, в рыночной экономике не издержки произ­водства формируют цены товаров, а соотношение спроса и предложения товаров. Поэтому цена может быть больше издер­жек производства, равна им и меньше издержек. Она стремится к такому уровню, при котором спрос будет больше предложе­ния, т.е. если товар в дефиците, то цена на него будет высокой; если предложение превысит спрос, то цена упадет.

Однако все это будет справедливо в процессе регулирования спроса и предложения, когда они выступают в качестве функ­ции цены товара (спрос превышает предложение — цена больше равновесной при сложившемся дефиците товара; спрос меньше предложения — цена меньше равновесной при сложившемся излишке товара).

Но цена также может выступать регулятором спроса и пред­ложения товара, когда соотношение между ними является функцией цены (рис. 5.3). Ведь в рынке все товаропроизводите­ли свободны в политике установления цен на свои товары. И если, игнорируя законы рынка, продавцы установят цены своих товаров выше равновесной цены, то это приведет к появлению излишка продукции (предложение превысит спрос), а если, на­оборот, продавцы установят на свой товар цену ниже равновес­ной цены, то это создает на рынке дефицит продукции (пред­ложение окажется меньше спроса). В конечном счете продавцы не захотят оставаться в убытке и путем корректирования цен на свои товары придут к равновесной цене.

Вместе с тем не только цены могут регулировать спрос и предложение товаров на рынке. Такую роль выполняют и дру­гие, неценовые факторы регулирования: доходы потребителей, качество товаров, расходы производителей и др. Поэтому следу­ет различать такие понятия, как «изменение величины спроса» и «изменение спроса», «изменение величины предложения» и «изменение предложения» и некоторые другие термины.

Изменение величины спроса — это изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, происходящее в резуль­тате изменения цены товара (движение вдоль кривой спроса).

Изменение спроса — изменение количества товара, которое покупатели желают и могут купить, происходящее вследствие изменения неценового фактора (сдвигом кривой спроса).

Изменение величины предложения — изменение того количе­ства товара, которое производители желают и могут продать, происходящее в результате изменения цены товара (движение вдоль кривой предложения).

Изменение предложения — изменение количества товара, ко­торое производители желают и могут продать, происходящее в результате изменения неценового фактора (сдвиг кривой пред­ложения).

Различия в этих понятиях представлены на рис. 5.4 и 5.5. Кро­ме отмеченных различий имеются различия в понятиях товара.

Взаимозаменяющие товары (субституты) — такие пары това­ров, для которых рост цены одного товара приводит к росту спроса на другой товар.

Взаимодополняющие товары (комплементы) — пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой товар.

Нормальный товар — товар, спрос на который растет при росте потребительских доходов.

Низший товар (товар низкого качества) — товар, спрос па который падает при росте потребительских доходов.

Рис. 5.4. Влияние изменения спроса и его величины на цену товара

Рис. 5.5. Влияние изменения предложения

и его величины на цену товара

 

Сдвиги кривых спроса и предложения происходят по сле­дующим причинам (табл.5.1).







Date: 2015-05-18; view: 524; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию