Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Н а I р
А.Я. Галина Алексеевна! Какое место в педагогическом методе Нины Львовны занимал такой важный способ воспитания вокаль но художественных сторон творчества посредством исполнительских Ii из музыкального материала? Нина Львовна всегда демонстрировала Г.П. Безусловно! Она так хорошо знала, какое воздействие ока- I ii мне г на голос каждое произведение, что, составляя репертуар учени- Я могу привести свой пример. Когда я поступила в театр, первы ми партиями были Елена и Фьердилиджи. Я справилась с ними весьма > in пню. И мне предложили роль Чио-Чио-сан. Сточки зрения испол нения верхних нот я не испытывала уже никаких затруднений — верх- ........ I регистр голоса был всегда стабильным. Директор и режиссер угова- рпмади меня готовить партию, считая, что я без труда ее исполню. Но, V |нав об этом, Нина Львовна вынесла мне приговор: «Сейчас — ни в | нем случае! У тебя легкое лирическое сопрано! Для него достаточно со- ||.ню оперного репертуара. Если сейчас будешь петь Чио-Чио-сан, то
обязательно потеряешь хрустальный, легкий верхний регистр». И я от казалась от такой партии, которую мечтают исполнить многие певицы. Правда, в концертное исполнение монолог Чио-Чио-сан я включала, но всю оперную партию никогда не пела. И сейчас, по прошествии мно гих лет, я понимаю — насколько прозорлива была Нина Львовна. И я бесконечно ей благодарна за такое предвидение. Но это можно было сделать только благодаря безмерной вере своему педагогу. А.Я. Такую глубокую вокальную эрудицию Нины Львовны я уви дела во время моей работы над программой по «Истории вокальною искусства», включающей три составляющие: 1) вокальная музыка, 2) ее воздействие на исполнительство певцов и 3) вокальная педагоги ка. Эта программа, по которой читается курс, подробнейшим образом рассматривает пути эволюции четырех европейских певческих школ: итальянской, французской, немецкой и, конечно, русской в контек сте развития вокальной музыки, исполнительского искусства и педагогики. Первым серьезным рецензентом стала Нина Львовна. Так скрупулезно, с широким пониманием стоящих проблем, означенных в материалах программы, стремлением помочь, предложить оригинальный ракурс решения, восполнить пробелы, неизбежные в таких случаях, мог только музыкант-художник уровня компетентности Нины Львовны. Я безмерно благодарна Нине Львовне за такую заинтересованность и поддержку и, конечно, за драгоценные замечания. Я имела честь при обсуждении своей программы услышать от Нин ы Львовны слова одобрения работы. А главное, подчеркнутую ею важ ность донесения этих знаний до студентов. Безусловно, это был чело век огромной эрудиции, и не только в отношении глубины, но и широ ты диапазона знаний. Г.П. Не могу не упомянуть о еще одной удивительной стороне му зыкально-педагогического дарования Нины Львовны. В искусстве вон рос исполнительских стилей чрезвычайно сложен. Зачастую словами все не объяснишь. Безусловно, имеются характерные стилистические черты различных композиторских направлений. Вспоминаю время, когда в классе я пела произведения Баха, Генделя и очень старалась пс редать в исполнении, как мне виделось, дух композиторского замысла. И вдруг я услышала от Нины Львовны: «Галя! Не выдумывайте Баха и Генделя! Пойте их с открытым сердцем, искренне. Тогда это и будут -Бах и Гендель». И ведь действительно, музыка данных композиторов требует естества, свободы, строгой классической простоты.
А.Я. Мне кажется, что в приведенном случае помимо огромных Г. П. Абсолютно точное замечание. В этой музыке нет «открытых» I I рае гей, там нет так называемых «рыданий». И все-таки я считаю, что в ю время недостаточно точно исполняла замысел, рекомендуемый Ниной Львовной. Но она очень щедро меня вела — что-то корректируя, убирая лишнее, добавляя необходимое. Следовать ее замечаниям было Просто, естественно, и главное, доступно пониманию. Нина Львовна in е i па находила такие слова и рекомендации, которые сразу ставили все на | вой места — и вокальную технику, и проблемы интерпретации. За ним всегда ощущались огромные знания и широчайшая эрудиция. Ileai., предостерегая меня от исполнения партии Чио-Чио-сан, Нина II ми 1вна четко и ясно представляла перспективу развития моего певчес- i■ I н < 1 i ютенциала. А подобное способен предугадать только мастер, об-ИДающий высочайшим профессионализмом. Я всегда об этом помню п необычайно благодарна моей великой наставнице. А.Я. Нина Львовна владела несколькими иностранными языка ми, чао играет немаловажную роль в интерпретации произведений. Hi поминаю свои посещения ее класса: всегда слышала исполнение | ОЧИНения на языке оригинала. Г.П. Да, действительно, это так, но вы застали уже поздний пери- I hi А ведь раньше было принято петь только в русском переводе. Нина II ввоина в своей артистической практике многое пела на русском языке. ......... использовать оригинал языка сочинений, Нина Львовна неукос- и н i ел ьно этому следовала. Причем ее эрудиция простиралась и на знание фонетики разных языков. Она никогда не прибегала к консультации специалистов — настолько хорошо владела произносительными Нормами. А.Я. Скажите, каковые были взгляды Нины Львовны на развитие i имосгоятельности вокально-музыкального мышления и работы учеников пне класса? Какие требования она предъявляла к разучиванию Произведения?
Г.П. Первое, как считала Нина Львовна, это обязательное ознакомление студента с произведением в исполнении хорошего музыканта, тонкого интерпретатора. Необходимым условием было — сочинение должно увлечь будущего исполнителя, заинтересовать его и пробудить желание к разучиванию. Как только вокально-инструментальный образ у него уже эскизно наметился, студент получал задание самостоятельно выучить мелодический и поэтический текст. А.Я. Создается впечатление, что Нина Львовна придерживалась тактики от синтеза к анализу, и обратно. Вначале формировалось необходимое эмоциональное воображение, которое сопровождало произведение, затем находились пути реализации. Музыка рождала необходимые средства выразительности как с точки зрения вокальной техники, так и музыкального воплощения. Г. П. Да, да. Безусловно, вы правильно подметили. А.Я. Наблюдая за методикой занятий Нины Львовны, я ни разу не была свидетелем того, чтобы студенты пели, как это нередко бывает, «из-за спины концертмейстера». То есть были не уверены в музыкально-поэтической основе произведения. Г.П. Это верно. Только в редких случаях дозволялось «подглядывать» в музыкальный текст. Но в целом, как правило, мы все быстро самостоятельно выучивали произведения. К великому сожалению, в настоящее время наблюдается иная картина. Студенты слишком долго не могут расстаться с нотами, что, конечно, мешает развитию музыкально-артистической стороны исполнения. А.Я. Вероятно, по системе обучения, которую прошла сама Нина Львовна, а именно — продолжительность урока с педагогом составляла всего 25 минут (и было их всего два раза в неделю), — сыграла свою определяющую роль в необходимости самостоятельной работы. К тому же в учебной программе не предусматривались концертмейстерские часы, и учащийся обязан был быть компетентным в разборе музыкального материала, не перекладывая его разучивание на время урока с педагогом. Те 50 минут в неделю общения с профессором ценились учениками необычайно высоко. Необходимо было овладевать вокальной техникой, осознать то, чего хочет добиться педагог. И все молодые певцы это хорошо понимали. Думается, этот настрой невольно передавался Ниной Львовной в занятиях со студентами. Пиетет профессора, ее необыкновенный и уникальный профессионализм были тем критерием, который и диктовал вам, студентам, отношение к обучению пению. Щ Г. П. Вы абсолютно правы! С первых же уроков вырабатывалась Колоссальная ответственность и глубочайшее уважение к требованиям Нины Львовны, что абсолютно исключало легковесное отношение к Проведению самого занятия. Это складывалось как бы само собой, бессознательно, но абсолютно определенно. А.Я. Нина Львовна успешно занималась со всеми типами голо- I он, включая и мужские. Г. П. Да, ее вокальное ухо, знания и, конечно, представление эта-юнности звучания любого типа голоса являлись той основой, на которой шло развитие вокальных данных. Ведь Нина Львовна, путешествуя 60 < вятославом Теофиловичем, имела огромную возможность слышать И впитывать лучшие достижения мирового певческого искусства, ·к мы сливать и анализировать их применительно к русским певцам. Ее ·Пуховые впечатления постоянно пополнялись. И вы это знаете лучше Меня, какое огромное влияние на голос исполнителя оказывают нренетавления вокального эталона, то есть той цели, к которой следует . фСМИТЬСЯ. А.Я. Мне видится необычайно важным в воспитании певца не ГОЛько совершенствование вокального инструмента со всеми ему необходимыми атрибутами, как-то: ровность и красота тембра, подвижность и кантиленность звучания, овладение динамической палитрой и II х п'иетствующим каждому типу голоса объемом диапазона. Этого еще Г. П. Да, это так. Ученики Нины Львовны очень хорошо это пони мали и ценили. Я вспоминаю Сашу Науменко. Его благодарность педа-ioiv за полученные знания и умения была безгранична. Когда бы ни ЮЗвращалась Нина Львовна из-за границы, особенно последнее время в период болезни Святослава Теофиловича, на рояле уже стоял бу- i е г цветов. И каждый раз абсолютно необычный. Создавалось впечатление, что этим соцветием красок он хотел выразить свою самую серистую признательность за все то, что получил в ее классе. Не случайно (нша стал солистом Большого театра. И слава богу, что он это хорошо
понимал. Я должна отметить еще одно замечательное качество личное ти Нины Львовны. Если она поверила в человека, то для нее абсолютно было неважным, что говорят о нем другие. Она любила его уже до конца и старалась помогать во всем. Так произошло и с Сашей Науменко. Они очень много работали. Вспоминаю занятия над циклом Д. Шостаковича «Сонеты Микеланджело Буонарроти» — сложнейшим произведени ем со всех сторон исполнительского творчества. Или над музыкой Брамса! А.Я. Это, конечно, уникальная черта музыкальной педагогической практики Нины Львовны. С одной стороны, продолжение русских певческих традиций, понимание особенностей отечественной вокальной культуры, исключительная компетентность в музыке зарубежных школ, с другой — проникновение в суть и постижение характера вокальных образцов современности. Необходимо обладать колоссальным объемом информации, чтобы воспринять драматургию Д. Шостаковича, которая сложна музыкальным языком, требует развитого образного мышления, умения трансформировать тембр голоса сообразно содержанию! Г.П. Вы знаете, Нина Львовна благоговела перед Д. Шостаковичем. Она вместе с 3. Долухановой и А. Масленниковым была первой исполнительницей цикла композитора «Из еврейской народной поэзии», написанного для сопрано, контральто и тенора. Концерт стал настоящим праздником музыкального искусства. И вот проходит год. Я училась еще в консерватории и, конечно, посещала все концерты, где исполнялся этот цикл. Нина Львовна заболевает и обращается ко мне: «Галюша, готовь к исполнению Шостаковича». Она много работает со мной, и я пою этот цикл. Причем один раз я выступила с Т. Янко, другой — с 3. Долухановой. Мы должны были показаться Дмитрию Дмитриевичу. И уже репетируя с Шостаковичем, я начала обретать уверенность в себе. Я старалась схваты вать все. Спела. Шостакович молчит. Я пришла к Нине Львовне и услышала вопрос: «Галюша, ну как?» — «Мне показалось, что все хорошо». -«А что сказал Дмитрий Дмитриевич?» — «Да он как-то все молчал», — ответила я. «Ну он всегда молчит и только благодарит. А сами-то вы как чувствовали себя, волновались?» Я ответила, что ничуть. Нина Львовна так была удивлена, и, по-моему, ей это показалось чуждым — как можно не волноваться перед таким гением?! Но я была молода и поняла это только позже, когда пела «Семь романсов на слова А. Блока», записывая их в ансамбле с Н. Гутман за месяц до кончины Дмитрия Дмитриевича. Запись
Проходила в Большом зале консерватории в присутствии Шостаковича. Iloi уж тут я волновалась безумно, осознавая всю ответственность исполнения создания великого гения. А.Я. Понимание того, что Д.Д. Шостакович — величайший гений I опременности, конечно, также замечательное свойство личности Пипы Львовны. Г.П. Да! Это было безграничное уважение, признание уникаль- К mi Д.Д. Шостаковича, любви к нему и почитания его дарования. Бережно хранила Нина Львовна открытки и записки, присланные i омпозитором. А.Я. Галина Алексеевна! Как Нина Львовна оценивала будущую профессиональную стезю оканчивающих ее класс? Давала ли напут-(I пенные рекомендации, высказывала свое видение направленности в мокальном искусстве? В вас Нина Львовна сразу отметила и способность к педагогического рода деятельности, в консерваторские годы inвручая проведение занятий с другими студентами. Г. П. Безусловно, Нина Львовна в процессе занятий с каждым уче-ником старалась выявить сильные стороны его дарования и направить все ри (вигие творческой индивидуальности на их совершенствование. Вот, к ii ри меру, Таня Черкасова, которая блистала четкостью и филигранностью пчнпки подвижности голоса. По окончании ею консерватории Нина Иьиовпа сразу предложила: «Давайте пробоваться в МАЛЕГОТ». Это была вЧвНЬ мудрая рекомендация. Таня так прекрасно развилась на оперной с i leiic и стала ведущей солисткой театра. Каждый из нас однажды слышал о| Пины Львовны подобные фразы: «Вам надо идти в театр, а вам заняться камерным исполнительством». Вот такую творческую направленность по- лучали все ее воспитанники. Надо сказать, требовательность была исклю- III гельно высокой. Но и Нина Львовна отдавала все силы, чтобы мы чув- ■ I попали себя увереннее. Если шла подготовка к конкурсу или к пробе в им!р, то она находила время заниматься ежедневно. А.Я. Присутствуя в классе Нины Львовны, я для себя также отме-i п на это замечательное качество педагога — способность увидеть в исполнительстве ученика ценные свойства и в дальнейшем культивиро-пн I т. и развивать их. Эта черта таланта воспитателя имеет в вокальной школе Московской консерватории устойчивые традиции. Ее можно Проследитьс начала деятельности консерватории в методиках профес-• upon А. Александровой-Кочетовой, В. Зарудной-Ивановой и, конечно, и практике У. Мазетти. Его тактика работы с А. Доливо, ставшим впоследствии выдающимся камерным певцом, выходит за рамки пред ставления о занятиях итальянских маэстро. Не говоря о воспитании многих его талантливых учеников во главе с великой А. Неждановой. Т.П. Хочу добавить следующее. Нина Львовна оценивала не толь ко вокально-музыкальную индивидуальность ученика, она старалась разгадать человеческие качества его личности. И уже исходя из этого, предлагала произведения, в которых, по ее представлению, студент должен себя чувствовать удобно и комфортно во всех отношениях. А.Я. Галина Алексеевна, ваши педагогические устремления пере кликаются с методическими принципами Нины Львовны, взглядами на искусство практической педагогики. Я наблюдала, как вы занимаетесь: доброжелательно, тонко, интеллигентно, создаете обстановку в классе, способствующую максимальному раскрытию индивидуальности ученика. Какую роль сыграла Нина Львовна в вашем стремлении стать педагогом? Г.П. Вы справедливо заметили — действительно, я очень люблю педагогику, и важное значение в этом имел пример Нины Львовны. Она погружалась в творчество полностью, сопровождая своих учеников и на выступлениях. Я неоднократно наблюдала за Ниной Львовной во время моих концертов. Она буквально «пропевала» все произведения вместе со мной. В классе также было много моментов, когда казалось, что мы поем с ней в унисон. Она много показывала, особенно в тот период, когда еще сама активно выступала. У меня сохранилась дивная фотография, запечатлевшая исполнение романса «Здесь хорошо». Я никак не могла схватить момент правильного оформления нюанса piano. И Нина Львовна мне показала голосом. Это было так образно, что я на всю жизнь запомнила эту сложнейшую технику пения piano. Я считаю, если педагог может хорошо показать, то это всегда для ученика доступнее, чем объяснение словами. Ведь объяснение «как» — это путь более далекий, нежели живой показ. При показе вся физиология голосообразования ученика включается одновременно, и он как бы схватывает нужное своим голосовым аппаратом. В таких случаях Нина Львовна всегда говорила: «Повторите еще раз и запомните, как вы это делаете». В своей работе я также следую этому принципу. Во время занятий Нина Львовна не только показывала, но и пыталась объяснить, «как надо». При этом большую роль играла ее мимика, реакция на услышанное. Вспоминаю, что во время пения, следя за ее оценкой, я всегда понимала, что необходимо сделать: где темнее, ярче; где грустнее; где, наоборот, надо «открыться» больше. Она вся участвовала в процессе исполнения ученика. А.Я. И все-таки! Ранний интерес к педагогике — это был образ Пипы Львовны? Г. П. Да! Несомненно, это так. Единственное, что меня останав-ЦИВаловначале — безумная боязнь ответственности. Я всегда помнила, I КОЛЬКО Н ина Львовна «возилась» со мной, какой огромный труд вкла-(1.1 на на в каждое занятие. Поэтому мне казалось, что право преподавать и мест человек с огромными знаниями, могущий понять и раскрыть ин-шиидуальность другого голоса. Я считала, что такого права я пока не имена.Нина Львовна вселила в меня искру уверенности: «Давай, смелее начинай», — сказала она. Первое время я была как бы неофициальной hi i иетенткой в классе Нины Львовны. Когда она уезжала, то просила меня заниматься с ученицами. Я приходила на занятия, много слушала, по очень осторожничала. Конечно, когда у меня появились свои сту-чепты, я стала уже смелее. А.Я. При совершенно доброжелательной, доверительной атмосфере в классе, спокойной и интеллигентной реакции педагога мне все Времяказалось, что Нина Львовна порой была сдержанна в оценках, и ее если результаты были очень хорошими. Г. П. Вы абсолютно правы. Она мне неоднократно говорила: «Га-пюша, ты очень много хвалишь!». А это случалось тогда, когда я увлека-КВСЬ занятиями с учениками. И они все мне казались обладающими боксе гвенными тембрами. Я думаю, что все у меня происходило от избытка энергии и огромного желания услышать в пении лучшее. Но практика, и конечно, знания и опыт заставляют воспринимать результаты ЙШЯТИЙ с более строгих позиций и быть более сдержанной. А.Я. Но удивительная сдержанность Нины Львовны не угнетала, не привносила в класс отрицательных эмоций, а наоборот, вселяла спокойствие и уверенность. Создавалось впечатление удивительно доброжелательной ауры. Г. П. Разумеется, студенты это прекрасно чувствовали, понимали, ч ГО к ним относятся предельно серьезно. Не могу умолчать, еще об одной стороне личности Нины Львовны. Она обладала необыкновенной человечностью, была настолько пппым и добрым другом. Я никогда не упускала возможности провопить се. Вспоминаю случай. Идем мы по переулку и встречаем бедную женщину, просящую подаяние. Нина Львовна открыла сумочку, доста-Ш деньги и, отдавая их женщине, сказала: «Мария Николаевна, я напи-| алав ваше отделение. Так что ждите». Я это запомнила на всю жизнь. Нина Львовна, конечно, была настоящей христианкой, скромной, без излишней демонстрации. У нее были свои маленькие иконки. Она обязательно посещала церковь на все большие праздники. Иногда приглашала и нас, кто хотел и был ей близок. А.Я. Влияние личности педагога на учеников, я думаю, играло огромную роль. Оно, безусловно, отражалось и на профессиональной стороне творчества, вселяло веру в правильность выбранного пути. Г.П. Нина Львовна умела распределять свое внимание к ученикам в зависимости от степени совершенства их искусства. Старалась уделять больше времени тем, кто в этом нуждался. И все происходило просто, естественно. Она обладала большим благородством души. Я не помню случая, когда Нина Львовна что-либо говорила в угоду своим ученикам, нелестно отзывалась о студентах других педагогов. Огромная ответственность у Нины Львовны была и перед кафедрой. Бывая здорова и присутствуя в Москве, она никогда не пропускала заседания кафедры. Для нее это была важная сторона жизни. А.Я. Галина Алексеевна! Я вспоминаю в классе у Нины Львовны замечательного концертмейстера —Веру Яковлевну Шубину. Казалось, и в занятиях с учениками, и при работе над музыкальными произведениями они мыслили одинаково. Как создавался этот уникальный педагогический ансамбль, музыкальное содружество, и как относилась Нина Львовна к роли аккомпаниатора? Г.П. Должна сказать, что Вера Яковлевна была и моим концертмейстером. Я благодарно судьбе за такую чудесную встречу и содружество в творчестве. Вера Яковлевна Шубина впервые пришла в класс Ксении Николаевны Дорлиак. Так что Нина Львовна уже с юношества была знакома с нею. Именно с этого периода они начали работать вместе. Существуют записи произведений русских композиторов, романсов Шумана, сделанных на совместных выступлениях. Вера Яковлевна была необычайно тонким музыкантом, искренне преданным своему делу и лично Нине Львовне. Такое редко встречается! Даже во время болезненных состояний у нее не существовало слова «не могу». Она никогда не опаздывала на занятия и полностью отдавала себя ученикам и работе в классе. Вера Яковлевна отличалась большой сдержанностью характера и удивительной деликатностью. Она была в полном смысле слова воспитанным человеком, и Нина Львовна относилась к ней как к большому другу. Вы правильно заметили их единомыслие. В классе создавалось впечатление, что они «дышат одним воздухом». Я не помню, •i юны Нина Львовна когда-нибудь сказала: «Веруня (так она называла Игру Я ковлевну), здесь, в этом месте, не так, давайте сделаем по-другому и т.п. Казалось, что каждое произведение пройдено ими совместно много раз. Вера Яковлевна была изумительным ансамблистом. После окончания консерватории я имела радость лет десять выступать с ней I месте. А.Я. Галина Алексеевна! Вы, вероятно, согласитесь со мной, что I пивным воспитателем в нашем искусстве всегда был, есть и будет педа-и и по специальности. Вся история вокальной школы Московской консерватории в деятельности лучших ее представителей свидетельствует о юм, с какой заинтересованностью педагоги относились не только к формированию вокально-музыкальных качеств учеников, но и их чело-ЦЧеских свойств и эрудиции вообще. Достаточно назвать имена ведущих профессоров первого пятидесятилетия деятельности консерватории А. Александровой-Кочетовой, Дж. Гальвани, У. Мазетти, Е. Лавровской, В. Зарудной-Ивановой, заложивших эти замечательные транш ши, развивавшиеся позднее в педагогике мастеров московской вокальной школы следующих поколений. Они всегда включали своих воспитанников в сотворчество не только в музыкальной сфере, но и в..ищсчеловеческом понимании, были наставниками в постижении художественно-культурного наследия, отношения к избранной профес-■ ни, сами служили примером, достойным подражания. Педагоги явля-iiici, не только профессионалами в своем искусстве, — они были интеллигентами в полном значении этого понятия, передовыми музыкантами, способными к восприятию и пониманию современной музыки. Ярким примером тому может служить отношение профессоров вокальною (факультета к опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Именно I hiп взяли на себя труд работы с учениками над партиями оперы. Исто-рпи известно, что признание оперными театрами, да и публикой и кри- I пкой это гениальное произведение получит позднее. Вот подобная совершенно уникальная сторона творческой личности большого педаго-1.1 музыканта, эрудита с огромными знаниями, опытом и интуицией, свойственная Нине Львовне Дорлиак, продолжает одну из лучших тра-нипий деятельности результативных мастеров вокальной педагогики. Г.П. Уже по прошествии многих лет я могу сказать, насколько ныло интересно не только заниматься, но просто находиться в классе II in i ы Л ьвовны! Казалось, что ты попадаешь в какую-то сокровищницу с | ■ носсальной информации, погружаешься в музыку полностью. И, по- вторяю, это все не навязывалось, а происходило настолько естественно, как существует в жизни. Я вспоминаю уникальное знание Ниной Львовной поэзии и литературы вообще. Как она любила Б. Пастернака! Она устраивала у себя дома чтения, где звучали произведения писателя. И это было тогда, когда он находился, как принято говорить, «не в чести». Да и Святослав Теофилович блистательно знал и любил Ф. Шиллера и В. Шекспира. Многое помнил наизусть. Увлекся и перечитал все сочинения Э. Золя. Этим он заражал и нас, молодежь. Мы часто совмес тно обсуждали прочитанное, удивляясь такой феноменальной способ ности выдающихся музыкантов в стремлении к познаниям. Я должна заметить, что Нина Львовна и Святослав Теофилович были хорошо знакомы и с австрийской музыкой, представленной такими композиторами, как Берг и Шёнберг. Мало того, Нина Львовна понимала музыкальную драматургию их произведений. Она обладала умением, как говорится, «отделить зерна от плевел», не отрицала и не отбрасывала их творчество, а старалась вникнуть в суть замысла творца сочинения. Мне представляется, что подобной способностью может обладать человек, наделенный не только огромным музыкальным потенциалом, но в высшей степени осознанием бесконечности пути к совершенству. Меня всегда восхищало и другое. После полного рабочего дня, занятий с учениками Нина Львовна обязательно шла в концерт. Какими внутренними силами надо было обладать, чтобы выдержать подобную нагрузку! И это были не только сугубо вокальные концерты! Она всегда терзалась, что ей много приходится ездить, сопровождая Святослава Теофиловича, покидать своих учеников. У меня сохранилось много ее писем, где она пишет о желании быстрее приехать и «заниматься, заниматься и заниматься». В одном из писем последних лет была такая приписка: «Кажется, я совсем перестаю быть профессором консерватории». Но ученицы не роптали, когда Нина Львовна и месяц могла отсутствовать, понимая серьезность причины. Возвращаясь в консерваторию, Нина Львовна столь много давала на уроках, так концентрированно и так глубоко сосредотачивалась на каждом ученике, что ее время отсутствия в Москве с лихвой компенсировалось. Человеческий облик Нины Львовны был исключительным. Она никогда и ни в чем не отступала от своих убеждений, которые раскрывали в ней личность очень цельную. Ведь бывает в жизни так: увлечешься каким-то человеком, а потом вдруг замечаешь у него наличие мелких поступков, которые невольно снижают свое впечатление. И наступает ,м (очарование. В этом смысле Нина Львовна до самых последних дней вехранила истинную верность лучшим свойствам своей натуры.Ничего н.. чучилось такого, что в какой-либо мере затуманило сияние ее оПри га. А.Я. Наблюдая за учениками Нины Львовны, я невольно замечала ..... рытость, естественность и доверчивость в поведении и в то же время и I шчиечего-то внутреннего, благоговейного, что заставляло их с величайшим почтением и пиететом относиться к своему педагогу: обожать НинуЛьвовну и трепетать перед ней, преклоняться перед ее талантом. Г. П. Абсолютно с вами согласна. Индивидуальность Нины Никиты — выдающейся певицы, чуткого педагога и замечательного Шовека — невольно вызывала подобное отношение всех, кто ког-1.1 шбо общался с ней. Что же касается всего художественного творчества Нины Львовны, то могу сказать, что она не только аккумулиро-и.ша и продолжила лучшие традиции вокальной школы Московской консерватории, но как мудрый созидатель преумножила их и сумела передать этот ценнейший опыт нам, ее воспитанникам. Date: 2015-04-23; view: 762; Нарушение авторских прав |