Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интуиция и сознание в творчестве и вокальной педагогике





 

В жизни мы не сомневаемся в том, что осуществляем наши i с гния сознательно, руководствуясь определенными убеждениями, же-| и псами, стремлениями. Мы всегда можем объяснить цель своих устрем-е мим, мотивы, которые привели нас к мысли заняться тем или иным де-К ни, аепствия, благодаря которым мы собираемся достигнуть поставлен-

.... и (ели, проявить свою волю. Эта сознательная сторона нашей психики,

В пыко, не исчерпывает ее целиком. Не все в нашем внутреннем миреосу-п1.1 I ваяется на уровне сознания. Мы, например, часто употребляем такие выражения: «Я интуитивно почувствовал, что надо поступить так», ил и: «У К м-а гак вышло», «Так получилось». Очевидно, в процесс осуществления наших целей, желаний что-то включается самопроизвольно, независимо | и с феры сознания. Наука о нашем внутреннем мире — психология —от-|н ii м г это к сфере «бессознательных психических процессов». В испол­ни lenhCKOM творчестве такое свойство нашей психики К.С. Станислав­ский называет подсознанием. В жизни мы чаще всего употребляем слова: ни i унция», «внутренний настрой».

Следует прежде всего отметить, что к бессознательному нельзя hi носиться как к чему-то неполноценному, мистическому. Оно реаль- | существует в нас, определяя многое в наших поступках. В любой лея­ ми впости интуитивные моменты имеют большое значение и, «проры­ ваясь» на уровень сознания, позволяют делать верные заключения. 11апример, опытный врач, еще не расспросив и не осмотрев больного, может поставить диагноз «с одного взгляда», по интуиции, не вводя в работу аппарат сознания. Глядя на неизвестную нам картину, мы часто можем безошибочно назвать художника, интуитивно определить авто­ ра стихов, музыки и т. п. В жизни вообще и в искусстве особенно мы част сталкиваемся с неосознанно возникающими чувствами, когда am то нам нравится или, наоборот, не нравится, но определить | аовами, почему нравится или не нравится, бывает весьма трудно, а иногда вообще невозможно.

 

 

Таким образом, наша психика содержит как бы два плана дея тельности: сознание, где все протекает на уровне ясных положений и может быть сформулировано в словесной форме, и подсознание, кого рое также говорит нам о явлениях внешнего мира, позволяет познавай ь его, но импульсивно, интуитивно. Оба эти плана представляют собой единую систему, на базе которой мы можем реализовать всю совокуп ность отношений личности: к самому себе, к другим людям, к делу, ко торое мы делаем, и т. п., то есть строить нашу жизнь1.

Проблема бессознательного нашей психики является мало ис следованной областью. Однако внимание и интерес к ней весьма вели ки, о чем, в частности, говорит Международный симпозиум, проведен ный в Тбилиси в 1978 году2. Поскольку бессознательное психическое непременно участвует во всех проявлениях жизни и деятельности чело века, им занимаются ученые многих областей знаний: психологи, фи зиологи, клиницисты, философы, искусствоведы. Огромную роль оно играет в творчестве, исполнительстве, педагогике. Желанием показан, его значение в этих областях вызвана настоящая статья.

По современным научным представлениям, любая деятельность начинается с подсознательного внутреннего настроя на нее, с так назы ваемой установки на эту деятельность. Установка нашей психики, то есть ее готовность к активности, действию в определенном направле­нии, возникает тогда, когда личность испытывает потребность и зави сит от объективной ситуации удовлетворения этой потребности. В нас всегда есть многие потребности, что связано с нашим внутренним ми ром. Нам всегда что-то нужно, и это побуждает нас к действию. Теорию установки выдвинул и экспериментально доказал грузинский академик Д.Н. Узнадзе еще в 30-е — 40-е годы XX века, и она получила широкое распространение в психологии. Наше сознание зависит от внутреннего, интуитивного настроя. Д.Н. Узнадзе доказал это экспериментально на простом опыте. Если испытуемому в течение некоторого времени да вать подержать в правую и левую руки одинаковые по величине, но раз ные по весу шары, причем, например, в правую руку всегда класть шар более тяжелый, то у него неминуемо развивается установка на то, что шар в правой руке тяжелее, чем в левой. Когда потом такому испытус

' Есть и другая категория неосознанных явлений — это внешнее выражение наших эмо ций, автоматизированные действия, детали движений, процессы работы внутренних органов. Этой группы явлений мы в настоящей статье касаться не будем. Материалы симпозиума опубликованы в книгах: Бессознательное. Природа, функции методы исследования. Тбилиси, 1978. Т. 1—3.

 

Кому дают подержать шары равного веса, он по-прежнему будет чу-III I копать большую тяжесть в правой руке. Следовательно, в результате |р. нировки его психика получила подсознательную установку на то, •мо шар в правой руке тяжелее. Это показывает, что сознание не свобод­ на и решении данной задачи, его деятельность направлена подсозна-п н.ной установкой. Подобные опыты Д.Н. Узнадзе производил и в ipsiiix экспериментальных условиях. Если вдуматься, с явлениями

.......... тигельной установки психики мы встречаемся ежеминутно. Мы

п н м слушать приезжую знаменитость, о которой много наслышаны. II пне суждение о ней уже заранее подсознательно ориентировано этим т. пнем. Хотя в процессе слушания это мнение может измениться, но у гнновку на то, что это должно быть замечательно, мы вначале обяза-

..........по будем ощущать, и она будет влиять на наше суждение. Картины

|) ножпиков-абстракционистов для многих остаются непонятными и им пинают отрицательное суждение. Это объясняется тем, что в резуль-| | и полученного нами воспитания у нас образовалась и зафиксирова-ен 1.1несознательная установка на то, что в картине должны быть ре­нии пне вещи, что она должна отвечать нашему представлению о мире и пи (ывать в нас определенные эмоции, что это достигается определен­ной композицией, колоритом ит. п. Поэтомуи в полотнах абстракцио-пп. юн мы подсознательно и невольно ищем логику линий, смысл фи-

I ур, пытаемся осмыслить композицию, цветовую гамму.

По этой же причине нам вообще трудно понимать все новое.

II пас имеется бесконечное множество зафиксированных в процессе
Воспитания бессознательных установок, которые направляют наше co-
rn, тис согласно выработанному привычному пути.

Подобное же относится к музыке и певческому голосу. Воспитан­ ные и привычной для нас традиционной мажорно-минорной системе, на..|.ра щах русской и западноевропейской классики, мы несем в себе сум­му твердо зафиксированных установок в отношении логики развития м.п |дии, разрешения гармонических последовательностей, использова­ нии определенных отрезков звукоряда, формы произведений, украше­ нии, колористической палитры и т. п. Слушая музыку, написанную но-iH.iM языком, мы непроизвольно оцениваем ее с точки зрения этих под- ■ 11 п и тельных установок. Не находя привычной логики, структуры, ладо­ни ч тяготений, мы выносим о ней отрицательное суждение.

Современные композиторы, обладая высокоразвитым слухом, ушиц н своем творчестве далеко вперед, найдя иную логику письма,

 

красоту новых звуковысотных отношений, принципы атонального построения произведений и. т. п.

Замечательная певица Тоти Даль Монте в беседе с нами выразила свое отношение к музыке, написанной новым музыкальным языком, в следующих словах:

«Опер Даллапиккола я не понимаю. Но есть еще Ноно! Это уж совсем непонятно. Он занимается электронной музыкой. Его опера вообще невероятна. Ее поставили в Америке. Это буквально вещь дли сумасшедших. После спектакля я целый вечер не могла произнести ни слова. Меня окликали: "О чем ты думаешь?" Я была подавлена, оглу шена и молчала... Я не считаю себя плохим музыкантом, не хочу отста вать от искусства, иногда хожу на спектакли, концерты, чтобы понята, эту музыку. Но ничего не могу понять. Точно так же я иногда посещаю выставки современных художников. Делаю это из желания постагнутт. новое искусство, но оно остается для меня непонятным».

Для того чтобы понять новую музыку, надо проявить большую активность, почувствовать потребность в ее понимании и выработан, соответствующую установку на постижение нового музыкального язы ка. Сознание должно побороть сопротивление, оказываемое старыми фиксированными установками. Д.Н. Узнадзе выразил это в следующих словах: «Отношение сознательного и бессознательного проявляется здесь как в вечном сопротивлении, оказываемом бессознательным пси хическим, так и в вечном вытеснении последнего со стороны созна ния»2.

Действительно, как часто произведение, которое нам вначале не нравится и кажется непонятным, нелогичным по музыке, в процессе работы над ним, по мере освоения, начинает увлекать и затем исполня ется с удовольствием! Это происходит вследствие постепенного вытес­нения фиксированных установок со стороны сознания, которое актин но ищет понимания нового музыкального языка. То же относится и к голосу певца, и к манере пения. Много раз приходилось слышать от со временной молодежи, что им не нравится оперное пение. Оно кажется искусственным, неестественным, а эстрадно-микрофонные голоса -нормальными, выразительными. Это опять-таки связано с воспитан и

 

........... н-тствующих подсознательных установок и являющихся след-

• мим м 1лполнения слуха именно этой манерой пения (радио, телевиде-

пп. грамзаписи).

Хотя в любой деятельности подсознание играет, как мы видели, I.и а I а и у ю рол ь, особое значение оно имеет в искусстве. Спецификой ис- нм I на является непременное участие мощного аппарата подсознания. 11< I ниi.i искусства — это истины не прямые, не реальные. Неистинное в 'г том смысле слова может быть в высшей степени эстетически прав- шин Как часто мы при чтении художественной литературы увлеченно

.... нужаемся в переживания героев, глубоко захвачены сюжетом, ис-

1 1" ппс верим происходящему, в то время как все это целиком рождено фйигн'жей писателя и не является правдой жизни.

Творения известных художников выглядят правдиво, убедитель- I оставляют огромное эстетическое удовольствие, по-новому рас-| рыпают мир. Между тем сточки зрения реальной жизни они неистин- ■ п i не являются ее прямой копией. Правдивость в искусстве надо пони-

· о и иначе, чем правдивость научного положения или закона. В отли-iiii in правды науки, которая оперирует реальными фактами, ясными миями, логическими категориями, законами, искусство связано с

· • щанием художественных образов, в которых истинность достигается мни живейшем участии неосознаваемой психической деятельности. I пи- Вальзак сказал, что «правда природы не может быть и никогда не i'\ ил правдой искусства». В правде искусства всегда находит отраже­ние личностное видение художником мира, которое включает какосоз-нщ.н-мые, так и неосознаваемые моменты.

По современным представлениям, реальное входит в замысел про- п те дения как одно из многих составляющих, причем входит в творчески in |м работай ном виде. Реальные факты и впечатления являются лишь in попой для работы фантазии художника, для деятельности его подсоз­нания, для его мыслей и чувств, в результате активной функции которых и рождается художественно правдивое произведение. При этом иску-

· | I по своим специфическим языком раскрывает нам такие тайны души ■и- ж шека, которые невозможно было бы постичь на основе чисто научно-111 исследования. Через творчество художника мир раскрывается для нас (юнее полно, мы познаем его глубже и с новых сторон. Справедливо зву­чи I известный афоризм: «Мир создан был не однажды, а столько раз,

· 11 ни. ко появилось оригинальных художников».

Date: 2015-04-23; view: 756; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию