Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какие социальные отношениястановят­ся основой социальных институтов?Что должно произойтидля институцноналиэа-ции тачнк отношений?





Что такоесоциальный институт? Дайтеис­черпывающее объяснение каждогокомпо­нента определения социального института. 3. В чем причина необычайного разнообра­зия социальный институтов в современном обществе?

А. Как связаны между собой социальные группы и социальные институты? Как прак­тическиосуществляет сваю деятельностьсоциальный институт?

Каким образом происходит процесс ин-ституционализации' Какова роль культур­ных норм на начальном этапеформирова­ния социального института?

Какова последовательность процесса ин-ституционалиэации' В чем состоитаначен1*е каждого из этапов этого процесса?

Как связаны индивидуальные роли син­ституциональным поведением?

Что представляют собой общиеинститу­циональные признаки? Как они проявляют-ся в деятельности социальных институтов? 9- Опишите проявления институциональных признаков в пяти основных институтах, су­ществующих в современном обществе.

В чем значение идеологии длянирования социального института? Что мо-жет случиться, еслиидеология будет неэф­фективной?

Какиетипы функций социальных ннень тутов можновыделить? Как они соотносят­ся друг с другом?

Почемумногие ученые-социологи гово­рят, что при изучении социальныхинститу­тов наиболее важным и трудным моментом является выделение и изучение латентных функций?

13- Как латентные функции влияют на взаимосвязи между различными институ­тами? Приведите примеры таких взаимо­связей.

14. Какие признаки могут служить приме* ром экспансии социальных институтов н их автономии по отношению Друг к дру-

гу?

15. Почему институт семьи считается базо­вым в любом общества?

16. Каковы основные формы органшацхи семьи?

17. Что представляет собой такое явлен»", как брак? Какие формы брака обычно рМ-личают исследователи семейных отьош*"

НИИ?

1й. Каковы основные функции семой?

РАЗДЕЛ 4

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Глава 10. Возникновение социальных групп.-.

10.1. Что такое социальная группа?

10.2. Квазигруппы

Вопросы для самоконтроля

Глава 11. Виды социальных Групп

11.1. Группы, разделяемые по принадлежности

к ним индивидов

11.2. Группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами

11.3. Групповая динамика

Вопросы для самоконтроля

Глава 12. Социальные организации

12.1. Определение организации

и ее внутренняя структура

12.2. Управление организациями

Вопросы для самоконтроля

Глава 13. Социальные слои, страты, класСЫ

13.1. Гетерогенность и неравенство

как базовые характеристики общества

13.2. Социальная стратификация

13.3. Социальные классы

Вопросы для самоконтроля

 

ГЛАВА 10

ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

$се люди (независимо от расы или культуры) находят само-мажение в групповой жизни. Младенец становится челове­ка», как только занимает свое место в семье, а отсутствие че-•ддеческои группы самым отрицательным образом сказывается „а личности ребенка. Двигаясь в семейном цикле, ребенок посте­пенно усваивает присущие другим группам взаимосвязи, которые, постоянно изменяясь, будут сопровождать его до самой смерти.

10.1. ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА?

Несмотря на то что понятие группы является одним из самых важных в социологии, у ученых нет полного согласия относитель­но его определения. И это происходит вовсе не потому, что социо­логи не могут выразить свои мысли. Во-первых, трудность возни­кает в связи с тем, что большинство понятий в социологии появ­ляется в ходе социальной практики: они начинают применяться в науке после длительного их использования в жизни, и при этом им придается самое различное значение. Во-вторых, трудность обусловлена тем, что образуется множество видов сообществ, в ре­зультате чего для точного определения социальной группы необ­ходимо выделять из этих сообществ определенные типы.

Существует несколько видов социальных общностей, к кото­рым в обыденном смысле применяется понятие "группа", но в на-ином понимании они представляют собой нечто другое. В одном Уае термин "группа" обозначает некоторых индивидов, физи-КИ1 пространственно находящихся в определенном месте. При м Разделение сообществ осуществляется лишь пространствен-1 с Помощью физически определенных границ. Примером та-сообщества могут быть индивиды, едущие в одном вагоне,

*ХОПЯ1М„

"лщиеся в определенный момент на одной улице или прожи-ЩИе в одном городе. В строго научном смысле такое терри-"•'Ьное сообщество нельзя назвать социальной группой. Оно

определяется как агрегация — некоторое количество людей бранных в определенном физическом пространстве и не ствляющих сознательных взаимодействий.

Второй случай — применение понятия группы к общности, объединяющей индивидов с одной или несколькими. жими характеристиками. Так, мужчины, выпускники школ *-Г эики, старики, курильщики представляются нам группой. Очень часто можно услышать слова о "возрастной группе молодежи от 18 до 22 лет". Такое понимание также не является научным. ТЬ. определения общности людей с одной или несколькими сходны, ми характеристиками точнее подходит термин "категория". На-пример, вполне корректно говорить о категории блондинок ила брюнеток, возрастной категории молодежи от 18 до 22 лет и т.п

Тогда что же представляет собой социальная группа?

Социальная группаэто совокупность индивидов, взаймы действующих определенным образом на основе разделяемых ожи даний каждого члена группы в отношении других.

В этом определении можно увидеть два существенных усло­вия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась груп­пой: 1) наличие взаимодействий между ее членами; 2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно дру­гих ее членов. В соответствии с этим определением два челове­ка, ожидающие автобус на остановке, не будут группой, но мо­гут стать ею, если начнут беседу, драку или другое взаимодейст­вие с взаимными ожиданиями. Пассажиры самолета не могут быть группой- Они будут считаться агрегацией до тех пор, пока сре­ди них во время путешествия не образуются группы людей, взаи­модействующих между собой. Случается так, что агрегация пе-ликом может стать группой. Предположим, определенное чисДО людей находится в магазине, где они образуют очередь, не взяЛ" модействуя друг с другом. Продавец неожиданно уходит и ствует продолжительное время. Очередь начинает вовать для достижения одной цели — вернуть продавца на его р» бочее место. Агрегация превращается в группу.

Вместе с тем перечисленные нами группы появляются непр* намеренно, случайно, в них отсутствует устойчивое ожИД*нИ ' взаимодействия, как правило, бывают односторонними (напр11 ' только беседа и никаких других видов действий). Такие спонт»^ ные, неустойчивые группы называются квазигруппами. ОН1! ^ гут превратиться в социальные группы, если в ходе постоя

социального контроля

социальный контроль

Средний уровень социального контроля

Социальный контроль выше среднего уровня

Социальные категории

Социальные агрегации

Социальные классы

Социальные слои, страты

Аудитория

Толпа Социальные круги

Неорган и з овинные

группы (творческие

коллективы, спонтанные

группы)

Крупномасштабная организация

Средние орган из ад пи

Малые группы в организациях

Клики

Касты

Неформал ьвые малые группы

Семья

Высокий уровень социального контроля

Рае. в. Формы социальных общностей И социальный контроль

14 взаимодействия будет возрастать степень социального кон-1Р°-тя между ее членами. Для осуществления этого контроля не­водима некоторая степень кооперации и солидарности. Дейст-ительно, социальный контроль в группе не может осуществлять-"•я до тех пор, пока индивиды действуют беспорядочно и разроз-енно. Невозможно эффективно контролировать беспорядочную ЛПУ или действия людей, выходящих со стадиона после окон-я матча, но можно четко контролировать деятельность кол-ва предприятия. Именно такой контроль за деятельностью •ктива и определяет его как социальную группу, ибо деятель- Л1°дей в данном случае скоординирована. Солидарность не­развивающейся группе для идентификации каждого чле-

на группы с коллективом. Только а том случае, если члены гп пы могут говорить "мы", формируются устойчивое членство

пы и границы социального контроля.

Из рис. 6 видно, что в социальных категориях и социальна, агрегациях социальный контроль отсутствует, так как это Чщ-*. абстрактные выделения сообществ по одному признаку. Коцечн у индивидов, входящих в категорию, можно заметить опрецеле ' ную идентификацию с другими членами категории (например возрасту), но, повторяем, социальный контроль здесь практиче­ски отсутствует. Весьма низкий уровень контроля наблюдается в общностях, сформированных по принципу пространственной бли зости. Социальный контроль здесь происходит просто из сознания присутствия других индивидов. Затем он усиливается по мере пр%. вращения квазигрупп в социальные группы.

Собственно социальные группы также обладают различной сте­пенью социального контроля. Так, среди всех социальных групп особое место занимают так называемые статусные группы — классы, слои и касты. Эти большие группы, возникшие на осно-ве социального неравенства, обладают (за исключением каст) низким внутренним социальным контролем, который, тем не менее, может повышаться по мере осознания личностями своей принадлежности к статусной группе, а также осознания группо­вых интересов и включения в борьбу за повышение статуса сво­ей группы. На рис. 6 показано, что со снижением размера груп­пы усиливается социальный контроль и увеличивается проч­ность социальных связей. Это происходит потому, что с умень­шением размера группы увеличивается число межличностных взаимодействий.

Наша задача — проанализировать различные социальВЫ* общности для того, чтобы понять, как протекает процесс грУ0" пообразованин и формирования социальных структур.

10.2. КВАЗИГРУППЫ

Квазигруппы имеют следующие отличительные черты: 1) танность образования; 2) неустойчивость взаимосвязей; 3) «ствие разнообразия во взаимодействиях (это либо только приев*» передача информации, либо только выражения протеста ил» торга и Т.д.); 4) кратковременность совместных действий. К 196

-,ей вндом или

чаще всего существуют непродолжительное время, после ч ибо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуа-* превращаются в устойчивые социальные группы. 11 А\-дитории. Под аудиторией понимается социальная общность объединенная взаимодействием с коммуникатором — ин-ппой, владеющими информацией и доводящими "*" этой общности. Аудитория может осуществлять как непосред-яенное взаимодействие с коммуникаторами (например, слуша-йе уличного оратора, объявления распорядителя в магазине или тугих общественных местах), так и опосредованное, анонимное.„^пример, воздействие средств массовой информации).

Наиболее характерной чертой аудитории, таким образом, яв-1яется практически одностороннее взаимодействие, слабая обрат­ная связь аудитории с коммуникатором, особенно в случае боль­шой аудитории. Аудитория — это сложное и неоднородное соци­альное образование, что связано прежде всего с тем обстоятель­ством, что люди по-разному воспринимают и усваивают информацию в силу различных личностных качеств и различных культурных норм и ценностей. Если одна часть аудитории ста­вит барьер на пути усвоения информации, которая не соответст­вует их культурным стереотипам, то другая часть живо воспри­нимает ее. Следовательно, любая аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные общности, в которых начинаются вза­имное общение и обмен мнениями о полученной информации. Это позволяет каждой из выделившихся общностей, которые назы­ваются социальными кругами, составить общее мнение относитель­но каких-либо событий.

В повседневной жизни человек часто сталкивается с аудито­риями. Внимаем ли мы оратору в лекционном зале или тамаде 1)4 столом, читаем ли газету или слушаем радио — во всех слу-*аях мы являемся членами аудитории самого разного типа. Про-Чема воздействия на аудиторию, возможностей ее разделения, твкже усвоения ею нужной информации является важной в по-ТИ|<е, менеджменте, работе средств массовой информации. 'олпа. Толпа — это временное собрание людей, объединенных ^Кнутом физическом пространстве общностью интересов. Со­льная структура толпы очень проста и редко бывает сложнее, ^ Разделение на лидеров и всех остальных. Но толпа — это не-. ее> чем простая агрегация индивидов. Физически огра-

енное пространство приводит к социальному взаи моде ист-

вию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избег межличностного контакта. Простое осознание присутствия вон других людей ведет к неявному, но богатому впечатления взаимообмену, основанному на общении с избеганием контакт* глаз, на лицевой мимике, жестах, позах и даже стилях одежды Толпы весьма сильно различаются по характеру и поведений' Толпа одного типа может быть быстро трансформирована в тол' ПУ другого типа, например в неистовствующее сборище. Одняи чаще всего толпы имеют определенные общие характеристики-

1. Внушаемость. Люди, находящиеся в толпе, как правило более внушаемы, чем находящиеся вне ее. Они с большей веро. ятностью принимают мнения, чувства и действия большинства.

2. Анонимность. Индивид чувствует себя незначительными неузнанным в толпе. Толпа часто действует как целое, и ее ин­дивидуальные члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов.

3. Спонтанность. Люди, составляющие толпу, имеют тенден­цию к более спонтанной манере поведения, чем в обычных усло­виях. Как правило, они не задумываются над своими действия­ми и их поведение в толпе зависит исключительно от эмоций.

4. Неуязвимость. Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального кон­троля, понимая, что до них трудно "добраться". Например, при осуществлении актов вандализма неистовствующими футбольны­ми болельщиками (битье стекол, порча кресел в вагонах метро Н Другие подобные действия) каждый из участвующих в них сни­мает с себя за это ответственность, действуя со всеми вместе как одно целое.

Толпы можно разделить на несколько видов в зависимости (" способа их формирования и поведения.

Случайная толпа обладает наиболее неопределенной стрУ^Т рой. Примером такой толпы может быть обычное собрание ЛЮД* на улице, где произошло неординарное событие (появление зна­менитости, столкновение автомобилей и т.п.). В этом виде тол людей объединяет либо незначительная цель, либо вовсе беси.6 ное времяпрепровождение. Индивиды слабо эмоционально вКЛ чены в случайную толпу и могут свободно отделить себя от Однако бывает, что при изменении условий она может стрУ рироваться и проявлять большую сплоченность. 198

Обусловленная толпа — собрание людей, заранее планирую-я и относительно структурированное. В данном случае тол-

»о6\'словлена" в том смысле, что поведение ее членов находит-д воздействием определенных, заранее установленных соци-ьных норм. Например, толпа, собравшаяся на представление,

ведет

себя по-разному в театре, на стадионе, на собрании и т.д.

дто __ виды обусловленной толпы.

Экспрессивная толпа — социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личностного удовольствия ее чле­нов и активность людей в которой сама по себе уже является це-1ьк> и результатом. Например, танцы, религиозные собрания, рок-фестивали и т. д.

Действующая толпа. Под термином "действующая" подразу­мевается весь комплекс действий толпы. Это беснующееся сбори­ще или другие формы общностей с экстремальными типами по­ведения. Чаще всего при исследовании социальных процессов дей­ствующей толпе придается большее значение, чем всем другим видам толпы.

Одной из важных форм действующей толпы является сбори­ще — эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насиль­ственным действиям. Сборища обычно имеют лидеров, однона­правленных в своих агрессивных намерениях и требующих стро­гого конформизма от всех своих членов. Действия сборища на­правляются непосредственно на какой-либо определенный объект н носят кратковременный характер. После этого сборище, как правило, распадается. Распространенным примером сборища является линчующая толпа, которая имеет очень узкую направ­ленность и после достижения цели быстро распадается. Люди, 'ходившие в линчующую толпу, в обыденной жизни могут ни-не напоминать члена жестокого и активно действовавшего

Другая важная форма действующей толпы — восставшая тол- Это насильственный и деструктивный коллективный взрыв. к толпа отличается от сборища тем, что при восстаниях по-менее структурированно, менее целенаправленно и более о. Восставшая толпа может состоять из различных 'Пп, Преследующих свои цели, но действующих в критический Мент сходным образом. Такой вид толпы в наибольшей степе-°двержен различным случайным влияниям извне, ее дейст-в большинстве случаев непредсказуемы.

199Механизмы образования толпы, иррациональное и час1«структивное поведение человека в действующей толпе всегда,, тересовали ученых-социологов. Некоторые теоретики опред» ли поведение толпы (особенно действующей) как продукт гт™ повой "инфекции", в результате которой индивиды во многом»-ряют свою самоидентификацию и даже самоконтроль. Впервы системную версию этой теории предложил в 1895 г. французк. ученый Густав Лебон.Согласно его версии, "коллективное устремление", появляющееся в толпе, приводит к тому, что сад нание у отдельных личностей подавляется и почти полностью ис­чезает. Лебон полагал, что члены толпы находятся под влияни­ем некоторого общего воздействия и импульса, присущих толь­ко толпе. Таинственные импульс и сила составляют "коллек­тивные устремления" толпы. Однако они действуют на личность по-разному. Существуют лица с высокой обособленной культурой которые почти никогда не "заражаются" "коллективным уст­ремлением". Наиболее же подвержены "инфекции" люди:1з низ­ших слоев общества с нечетко выраженной индивидуальной культурой. Эти слои всегда растворяются в толпе, заражаясь ее устремлениями.

Теперь уже известно, что идея "коллективного устремле­ния" ошибочна. Поведение толпы — это сумма поведения ее от­дельных членов, и не может быть независимо существующего и неизвестно откуда появляющегося "общественного устремле­ния".

Другим направлением изучения толпы стала теория "возни­кающих норм", разработанная американским социологом Раль­фом Тернером в 1964 г. Согласно этой теории, поведение толпы является уникальным феноменом, заключающимся ' том, что в ходе взаимодействия в толпе возникает и начинает бы­стро развиваться комплекс специфических норм. Тернер счита­ет, что первоначально люди в действующей толпе имеют различ­ные мотивы и установки. Одни члены являются импульсивны­ми участниками, другие — пассивными созерцателями, третья высказывают мнение и дают советы и т.д. В ходе взаимодейст­вия этих индивидов в толпе начинают с большой скоростью °* разовываться новые нормы. Творцами их будут немногие, на более активные личности. В том случае, если данные нормы» устраивают большинство толпы, эти личности смещаются и их место приходят новые активные люди. Нахождение в м пространстве и наличие идентичных целей способствуют Й грому принятию возникающих норм или отказу от них, со-' -тьному контролю за их соблюдением со стороны большинст-

ТйКИМ образом, действия личностей в толпе становятся од-направленными и относительно упорядоченными, толпа начи­няет действовать.

Исследования последних лет показали, что теория "возни-,-ищих норм" в целом верно объясняет процессы, происходя­щие в толпе. Отсюда следует, что для управления поведением 1СЫ важно определить источники возникновения норм, их но­сителей и возможности целенаправленного воздействия на их соз­дателей.

Социальные круги. Среди квазигрупп наиболее близкими к устойчивым социальным группам являются социальные круги. В соответствии с определением Я. Щепаньского "социальными кругами мы называем свободные союзы, основанные на контак­тах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами" Однако в этом опреде­лении не указывается основная отличительная черта социальных кругов, а именно то, что взаимодействие в них направлено поч­ти полностью на обмен информацией.

Итак, социальные круги — это социальные общности, создан­ные с целью обмена информацией между их членами. Эти общ­ности не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают со­вместных усилий, не имеют исполнительного аппарата. Основная функция социальных кругов состоит в обмене взглядами, ново­стями, комментариями, аргументами. Можно сказать метафори­чески, что круги — это общности дискутирующих людей.

Узкая направленность взаимодействий, пассивность и отсут­ствие единства делают социальные круги неустойчивыми соци-•лъными образованиями. Вместе с тем индивиды, их формирую­щие, проходят определенный отбор в основном по двум критери-ям: 1) общая заинтересованность в теме дискуссии (так образу* "^ся, например, кружки по интересам, круги футбольных °°лельщиков, обсуждающих итоги матча, собрание на улице лю-леи, обсуждающих политические события, и т.п.); 2) принадлеж-<*ГГ!> к определенной субкультуре (например, деловые круги, объ-ПиНяющие бизнесменов, круги высших слоев общества, круги ^ссионалов, обсуждающих специфические, узкопрофесси- вопросы, и т.д).

201Существуют несколько разновидностей социальных круг-основном представленных в классификации Я. Щепанъск''

Контактные круги — это социальные общности людей стоянно встречающихся на спортивных состязаниях, в тря порте или очередях. Наличие общей заинтересованности а т* дискуссий позволяет им завязывать мимолетные знакомства н обмениваться мнениями по интересующим их вопросам. Грани цы таких общностей крайне неопределенны и размыты, их соста во многом определяется пространственными контактами. Контакт ные круги легко создаются, но также легко и распадаются. Вод никновение таких кругов характерно для вновь созданных сту денческих групп, когда их члены начинают искать общие темы и интересы, образуют небольшие кружки, быстро Возникающие и также быстро распадающиеся.

Профессиональные круги, или круги коллег, — это социаль­ные общности, члены которых собираются для обмена информа­цией исключительно по профессиональному признаку. Они воз­никают в рамках формализованных групп на предприятиях, симпозиумах, встречах, совещаниях, среди рабочих, инженеров, ученых, артистов. Наиболее известны политические круги, соз­даваемые профессиональными политиками для обмена информа­цией в области политической деятельности. Профессиональные круги являются более прочными образованиями, чем контактные круги, и часто переходят в устойчивые социальные группы. Кро­ме того, от участников профессиональных кругов требуется вы­полнение определенных норм и, стало быть, в них повышается степень социального контроля.

Дружеские круги — это социальные общности по обмену ин­формацией, возникающие среди индивидов, объединенных отно­шениями дружбы. Обычно под дружескими социальными крУ^' ми подразумеваются компании, время от времени собирают116' ся и обсуждающие насущные проблемы или состоящие в перепис­ке. Дружеский социальный круг может превратиться в дружесВУ10 группу, если входящие в него индивиды будут действовать согла­сованно, разделять сходные образцы поведения и иметь систем' ожиданий относительно действий друг друга.

Статусные социальные круги — социальные общности» <* разующиеся по поводу обмена информацией среди индивид0 * имеющих одинаковые или близкие статусы. Примером так

ности можно считать аристократические круги, круги изго- ^ •-"-), женские или, напротив, мужские круги, круги пен-

неров. Во всех приведенных случаях круг формируется из лич-,^-геЙ, занимающих одинаковые статусы. Статусные социальные формируются в основном по принципу принадлежности к

и су5культуре и являются относительно труднодоступными зля индивидов, имеющих Другой статус.

Все социальные круги могут иметь лидеров, т.е. лиц, которые

,,мулнруют, обобщают различные мнения и высказывания ко­торых имеют значение для членов данного круга и влияют на их поведение. Эти лидеры неформальны и не обладают возможностью контролировать поведение членов социального круга (они полу­чили название "лидеров мнения").

Изучение социальных кругов представляет не только науч­ный, но и практический интерес по двум причинам. Во-первых, потому, что они являются такими социальными образованиями, в которых зарождается:, преобразуется и формируется общест­венное мнение, которое; именно здесь обретает силу и воздейст­вует на поведение люде й в социальных группах. Во-вторых, по­тому, что социальные ируги —- это основа для образования ак-тавно действующих социальных групп. Особенно ярко такие дей­ствия наблюдаются в политике, при образовании политических партий. Первоначально в данном случае возникает некоторая идея преобразований, служащая достоянием нескольких членов. В ходе бесед идея подхватывается другими личностями и слу­жит той основой общей заинтересованности, на которой базиру­ются социальные кругга. В процессе обмена мнениями, дискус­сий появляются лидеры мнений, с помощью которых идея оформляется и становится частью общественного мнения. Овла-Левая умами, идея пршзываст к действию, И постепенно из со­циального круга выделяется активная социальная группа, для которой данная идея служит стимулом к действию. Образовав­шаяся группа выделяет из своей среды лидеров-орган и заторов взамен лидеров мнений. Группа постепенно приобретает черты г°РМальной организации и превращается в политическую пар-%Ию' Таким образом, изучая социальные круги, можно просле--ивать процессы образования активных социальных групп и со-**льныхинститутов.

Итак, квазигруппьй могут рассматриваться как некоторые Р*ходные образования на пути к устойчивым социальным

203группам с устоявшимися взаимосвязями. Если проавгал

вать признаки отличия квазигрупп от социальных групп ротко это: организованность, устойчивость, сложившаяся ренняя структура.

Вопросы для самоконтроля

па

1. В чем состоит основная трудность при обосновании научного понятия "социальная группа"?

2. Какой научный смысл имеют такие поня­тия, как "агрегация", "категория" и "соци­альная группа"? В чем отличие социальной группы от других видов социальных общно­стей7

3. Какое значение имеет социальный кон­троль для типологии и последующего ана­лиза социальный групп? Дайте характери­стику основных социальных групп в зависи­мости от степени социального контроля.

4. Почему принято считать, что квазигруп­пы представляют собой необходимую сту­пень для формирования устойчивой соци­альной группы? Какие виды квазигрупп можно выделить?

5. Каковы основные свойства аудитории? Почему аудиторию относят к квазигруп-

пам? Каким образом может быте р раэоаана аудитории"1 К чему приводя,,_ однородность аудитории и ее пассн ?

6. Выделите и опишите основные свойстц и виды толпы как квазигруппы. Как «е,,,. ется поведение отдельного человека

пеэ Капов механизм формирования щ ния "человека толпы"7 Как может быт, преобразована толпа?

7. Почему социологи уделяют значител!-ное внимание изучению социальных кру­гов? Что является основной для существо­вания социального круга7 Как развивают­ся и во что трансформируются социальные круги?

8. Каким образом из квазигрупп формиру­ются устойчивые социальные груплв!? В ка­ких случаях наблюдается распад квазиг­рупп?

ГЛАВА 11

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Социальные группы можно рассматривать как общности лю-й а с устойчивыми взаимодействиями и наличием взаимных киданий, координацией действий, кооперацией и солидарностью п0 поводу общих целей и культурных образцов. Каждый инди­вид в разные моменты своей жизни входит на правах участ­ника в несколько групп. Так, он является членом семьи, студен­ческой группы, спортивного общества, дружеской группы и т.д. $ результате социолог, изучающий общество, сталкивается с огромным числом самых разнообразных групп, различающихся па размерам, степени организованности, характеру внутригруп-повых взаимодействий, поведению членов группы и многим дру­гим признакам. Такая пестрая картина усложняется тем, что одни и те же люди через призму своего социального опыта и своей культуры видят по-разному эти группы. Все это гово­рит о необходимости начинать изучение социальных групп с классификации, позволяющей выделять и оценивать основные виды групп, а также определять степень внутригруппового и межгруппового взаимодействий.

11.1. ГРУППЫ, РАЗДЕЛЯЕМЫЕ ПО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К НИМ ИНДИВИДОВ

Ингруппа и аутгрушт. Каждый индивид выделяет некоторое множество групп, к которым он принадлежит, и определяет их КаК "мои". Это может быть "моя семья", "моя профессиональная группа", "моя компания", "мой класс". Такие группы будут счи­сться ингруппами, т.е. теми, к которым он чувствует свою При­надлежность и в которых он идентифицируется с другими чле-•Мщ таким образом, что расценивает членов ингруппы как Мы". Другие группы, к которым не принадлежит индивид — дру-^ семьи, другие компании друзей, другие профессиональные, другие религиозные группы, — будут для него аутгруп-

205пами, для которых он подбирает символические значения-

мы", "другие'

В наименее развитых, примитивных обществах люди:кц малыми группами, изолированными друг от друга и представля щими собой кланы родственников. Родственные отношения большинстве случаев и определяют природу ингрупп и аутгруп в этих обществах. Когда встречаются два незнакомца, то она цеп. вым делом начинают искать родственные связи, и если какой-ли бо родственник связывает их, то оба они являются членами ив группы. Если же родственные связи не обнаруживаются, то &, многих обществах такого типа люди чувствуют себя враждебны. ми по отношению друг к другу и поступают в соответствии со свои­ми чувствами.

В современном обществе отношения между его членами стро-ятся на многих видах связей помимо родственных, но чувство нн-группы, поиск ее членов среди других людей остаются очень важ­ными для каждого человека. Когда индивид попадает в среду ве-знакомых людей, он прежде всего пытается выяснить, нет ли сре­ди них тех, кто составляет его социальный класс или слой, придерживающийся его политических взглядов и интересов. То­го, например, кто занимается спортом, интересуют люди, разби­рающиеся в спортивных событиях, а еще лучше болеющие за ту же команду, что и он. Заядлые филателисты непроизвольно де­лят всех людей на тех, кто просто собирает марки, и тех, кто ин­тересуется ими, и ищут единомышленников, общаясь в разных группах. Очевидно, что признаком людей, принадлежащих к ингруппе, должно быть то, что они разделяют определенные чув­ства и мнения, скажем, смеются над одними и теми же вещами и имеют некоторое единодушие относительно сфер активности н целей жизни. Члены аутгруппы могут иметь многие черты и при­знаки, общие для всех групп данного общества, могут разделять многие общие для всех чувства и стремления, но у них всегда есть определенные частные черты и признаки, а также чувства, отлич­ные от чувств членов ингруппы. И люди бессознательно и неПрО" извольно отмечают эти черты, деля ранее незнакомых людей не "мы" и "другие".

В современном обществе индивид принадлежит одновре^еН' но ко многим группам, поэтому большое число ингрупповых и аут" групповых связей может перекрещиваться. Студент более стер­шего курса будет рассматривать студента младшего курса как» 206

(да, принадлежащего к аутгруппе, но студент младшего кур-ДйВ месте со студентом старшего курса могут быть членами од- '' спортивной команды, где они входят в ингруппу. Й° Исследователи отмечают, что ингрупповые идентификации, екаясь по многим направлениям, не снижают интенсивно-П самоопределения различий, причем сложность включения ин-нда в группу делает более болезненными исключения из ин-1 п Так, человек, неожиданно получивший высокий статус, т все атрибуты, чтобы попасть в высшее общество, но не мо-•ет этого сделать, так как его считают выскочкой; подросток от-аянно надеется на участие в молодежной команде, однако она его не принимает; рабочий, пришедший работать в бригаду, не может прижиться в ней и подчас служит предметом насмешек. Таким образом, исключение из ингрупп может быть очень жес­токим процессом. Например, большинство примитивных обществ считают посторонних людей частью животного мира, многие из них не различают слов "враг" и "посторонний", считая эти поня­тия идентичными. Не слишком сильно от такой точки зрения от­личается установка нацистов, которые исключали евреев из че­ловеческого общества. Рудольф Хосс, руководивший концлагерем в Освенциме, где было у-ничтожено 700 тыс. евреев, характери­зовал эту бойню как "удаление чуждых расо во-биологических тел". В данном случае ингрупповые и аутгрупповые идентификации привели к фантастической жестокости и цинизму.

Невозможно понять многие повторяющиеся в истории жесто­кие поступки без понимания ингрупповых и аутгрупповых отно­шений. Различение и отделение ингруппы и аутгруппы делают психологически возможным совершение жестоких поступков да-*е гуманными людьми. Весьма характерен исторический пример, касающийся великого деятеля Английской революции, приведен­ный американским писателем Г.Р. Тревор-Рупером: "Англичане в. обычно были терпимыми и человечными. Даже в граж-войнах и революции они постоянно помнили, что их про­тивники такие же, как и они сами, а потому они были мягкими и великодушными в сражении. Оливер Кромвель шел впереди сво-ег° века в пропаганде этой терпимости. Но, когда Кромвель в Ирландию, он совершенно изменил свой характер по от-к противнику. Для него и его приближенных ирландец "ыл мВерщенно отличен от англичанина. В английской армии, КиВ английском обществе, сложилось мнение, что ирландцы

не люди, они только несколько напоминают людей. Это укреплялось официальной пропагандой. И англичане в сое ствии с этой установкой вели себя по отношению к ирланл"^ крайне жестоко".*

Прошедшие три века мало изменили отношение людей к те кого они считают другими, посторонними, "не такими, как цы» короче говоря, к членам аутгруппы. Многие национальные ко фликты, происходящие на территории бывшего СССР, покаэыы. ют, что конфликтующие стороны считают своих противников тц, надлежащими к "низшей" национальности, людьми второго соп. та, что позволяет каждой стороне проявлять к ним нечеловдче ское отношение. То же можно сказать и о социально-классовых столкновениях, когда одна сторона считает другую "массой" или "быдлом", а противная сторона — "кровопийцами", "выродивши-мися от безделья".

Подводя итог сказанному, следует отметить, что понятия ин-группы и аутгруппы важны потому, что самоотнесение каждой лич­ности к ним оказывает существенное влияние на поведение инди­видов в группах. От членов — соратников в ингруппе (заметим: соратник — состоящий в одной рати, в одном войске) каждый впра­ве ожидать признания, лояльности, взаимопомощи. Ожидаемоеот представителей аутгруппы поведение при встрече зависит от ви­да этой аутгруппы. От одних из них мы ожидаем враждебности, от других — более или менее дружелюбного отношения, от треть­их -— индифферентности. Ожидания определенного поведения от членов аутгрупп со временем претерпевают значительные измене­ния. Так, двенадцатилетний мальчик избегает и не любит дево­чек, но спустя несколько лет он становится романтическим лю­бовником, а еще через несколько лет супругом. Во время спортив­ного матча представители разных Групп относятся друг к ДрУ? с враждебностью и могут даже ударить друг друга, но стоит про­звучать финальному свистку, их отношения резко меняются, ста­новятся спокойными или даже дружественными.

Мы не в одинаковой степени включены в наши ингруппы. Кто-то может, например, быть душой дружеской компании, но я коллективе по месту работы не пользоваться уважением и бьгл слабо включенным во внутри групповые связи. Не наблюдает0* одинаковой оценки индивидом окружающих его аутгрупп. "ья-ный последователь религиозного учения будет закрыт для к*> тактов с представителями коммунистического мировоззреЯ

гае, чем с представителями социал-демократии. У каждого. шствует собственная шкала оценки аутгрупп. С' р. Парком и Э. Берджесом (1924 г.), а также Э. Богардусом 1033 Г.) была разработана концепция социальной дистанции, ко-пая позволяет измерить чувства и отношение, проявляемые ин-видом или социальной группой к различным аутгруппам [193]. о к0нечном счете была разработана шкала Богардуса, служащая зчерителем степени принятия или закрытости по отношению к,гнм группам.Социальная дистанция измеряется путем паздельного рассмотрения взаимосвязей, в которые люди вступа­ют с представителями других групп. Существуют специальные во­просники, отвечая на которые члены одной группы оценивают взаимосвязи, отвергая или, наоборот, принимая представителей других групп. Информированных членов группы просят при за­полнении вопросников отметить, кого из знакомых им членов дру­гих групп они воспринимают как соседа, товарища по работе, как партнера для брака, и таким образом определяются взаимосвя­зи. Вопросники по измерению социальной дистанции не могут точ­но предсказать действия людей в том случае, если член другой группы действительно станет соседом или товарищем по работе. Шкала Богардуса — это только попытка измерить чувства каж­дого члена группы, несклонность к общению с другими членами данной группы или других групп. Что будет делать личность в какой-либо ситуации, в огромной степени зависит от совокупно­сти условий или обстоятельств данной ситуации (это называет­ся ситуационной детерминацией поведения).

Референтные группы. Термин "референтная группа", впервые введеннный в оборот социальным психологом Мустафой Шерифом в 194Й г., означает реальную или условную социальную общ­ность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нор­мы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в сво­ем поведении и самооценке [205, с. 93]. Мальчик, играя на гита­ра или занимаясь спортом, ориентируется на образ жизни и по­ведение рок-звезд или спортивных кумиров. Работник в "Организации, стремясь сделать карьеру, ориентируется на пове­ление высшего руководства. Можно заметить также, что честолю-Нвые люди, неожиданно получившие много денег, стремятся °Дражать в одежде и манерах представителям высших классов. Иногда референтная группа и ингруппа могут совпадать, на-Ример в случае, когда подросток ориентируется на свою компанию в большей степени, чем на мнение учителей, г> то же и аутгруппа может быть референтной, приведенные выше ры иллюстрируют это.

Различают нормативные и сравнительные референтные фуНк ции группы. Нормативная функция референтной группы лроявля ется в том, что эта группа является источником норм поведения социальных установок и ценностных ориентации индивида. Тан! маленький мальчик, желая скорее стать взрослым, пытается еле-довать нормам и ценностным ориентациям, принятым в среде взрослых, а эмигрант, приезжающий в другую страну, пытается как можно быстрее освоить нормы и установки коренных жителей чтобы не быть "белой вороной". Сравнительная функция проявдц. ется в том, что референтная группа выступает в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других. Вспоц. ните, что мы говорили о концепции зеркального Я. Ч. Кули отме­чал, что если ребенок воспринимает реакцию близких и верит вх оценкам, то более зрелый человек отбирает отдельные референт-ные группы, принадлежность или непринадлежность к которым для него особенно желательна, и формирует Я-образ, основываясь на оценках этих групп.

Стереотипы. Аутгруппы обычно воспринимаются индивида­ми в виде стереотипов. Социальный стереотип — это разделяемый образ другой группы или категории людей. Оценивая действия какой-либо группы людей, мы чаще всего помимо нашего жела­ния приписываем каждому из индивидов, входящих в группу, не­которые черты, которые, по нашему мнению, характеризуют группу в целом. Например, бытует мнение, что все негры более страстные и темпераментные, чем люди, представляющие евро­пеоидную расу (хотя на самом деле это не так), все французы — легкомысленны, англичане — замкнуты и молчаливы, жители го­рода N — тупые и т.д. Стереотип может быть позитивным (доб­рота, храбрость, упорство), негативным (беспринципность, тру­сость) и смешанным (немцы дисциплинированы, но жестоки)-

Возникнув однажды, стереотип распространяется на всех чле­нов соответствующей аутгруппы без учета каких-либо индивиду­альных различий. Поэтому он никогда не бывает полностью ис­тинным. Действительно, нельзя, например, говорить о чертах не­аккуратности или жестокости по отношению к целой нации ВЯ даже населению какого-либо города. Но стереотипы никогда в^ бывают и полностью ложными, они всегда должны в некоторо

енИ соответствовать характеристикам личности иа вх ^ иРУеМОЙ ГРУППЫ. иначе они не были бы распознаваемы. П Механизм появления социальных стереотипов до конца не ис-ваН, дО сих пор непонятно, почему одна из черт начинает,Б1екать внимание представителей других групп и отчего это ловится всеобщим явлением. Но так или иначе стереотипы ста­вятся частью культуры, частью моральных норм и ролевых ус-нновок. Социальные стереотипы поддерживаются селективным прнятием (выбираются только часто повторяющиеся инциден­ты или случаи, которые замечаются и запоминаются), селектив­ной интерпретацией (интерпретируются наблюдения, относящие­ся к стереотипам, например, евреи — предприниматели, богатые поди — жадные и т.п.), селективной идентификацией (ты выгля­дишь, как цыган, ты выглядишь, как аристократ и т.п.) и, на­конец, селективным исключением (он поступает не как англича­нин, он совершенно не похож на преподавателя и т.п.). С помо­щью этих процессов происходит наполнение стереотипа, так что даже исключения и неправильная интерпретация служат пита­тельной средой для формирования стереотипов.

Стереотипы постоянно изменяются. Бедно одетый, испачкан­ный мелом школьный учитель как частный стереотип фактиче­ски умер. Исчез также достаточно устойчивый стереотип капи­талиста в цилиндре и с огромным животом. Мы уже забыли, что еще в начале века финнов считали "дикими и невежественными чухонцами", а японцев до второй мировой войны — "не способ­ными к прогрессу азиатами". К величайшему сожалению, Исчез в нашем обществе стереотип женщины как слабого, нежного и изящного представителя человеческого рода.

Стереотипы постоянно рождаются, изменяются и исчезают по­тому, что они необходимы для членов социальной группы. С их Помо1цью мы получаем сжатую и лаконичную информацию об ок-РУЖающих нас аутгруппах. Такая информация определяет наше отношение к другим группам, позволяет ориентироваться среди •чно^ества окружающих групп И в конечном счете определять ли-Нню "оведения в общении с представителями аутгрупп. Люди все-Да воспринимают стереотип быстрее, чем истинные черты лич-ов1"> так как стереотип — это результат многих, подчас метких т°нких суждений, несмотря на то что только некоторые лич-°°ти в аутгруппе полностью ему соответствуют.

21111.2. ГРУППЫ, РАЗДЕЛЯЕМЫЕ ПО ХАРАКТЕРУ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ИХ ЧЛЕНАМИ

Первичные и вторичные группы. Различие во взаимоотнощ. ннях между индивидами наиболее четко заметно в первичных» вторичных группах. Под первичными группами понимаются та кие группы, в которых каждый член видит других членов груц. пы как личностей и индивидуальностей. Достижение такого вн-дения происходит через социальные контакты, придающие ив-тимный, личностный и всеобщий характер внутри групповым взаимодействиям, в которые включаются многие элементы лич­ностного опыта. В таких группах, как семья или дружеская компания, ее члены стремятся сделать социальные взаимоотно­шения неформальными и смягченными. Они интересуют друг дру. га прежде всего как личности, имеют общие надежды и чувства и полностью удовлетворяют свои потребности в общении. Во вторичных группах социальные контакты носят безличный, од-носторонний и утилитарный характер. Здесь не обязательны дружеские личностные контакты с другими членами, но все кон­такты функциональны, как того требуют социальные роли. На­пример, отношения мастера участка и подчиненных рабочих без­личны и не зависят от дружеских отношений между ними. Вто­ричная группа может быть трудовым союзом или какой-либо ас­социацией, клубом, командой. Но вторичной группой можно считать и две личности, торгующиеся на базаре. В некоторых слу­чаях такая группа существует для достижения специфических це­лей, включающих определенные потребности членов этой груп­пы как личностей.

Термины "первичная" и "вторичная" группы лучше характе­ризуют типы групповых взаимосвязей, чем показатели относитель­ной важности данной группы в системе других групп. Первичней группа может служить достижению объективных целей, напри" мер, на производстве, но она больше отличается качеством чело­веческих взаимоотношений, эмоциональной удовлетворенность* ее членов, чем эффективностью производства продуктов или "Д жды. Так, группа друзей встречается вечером за шахматной в рой. Они могут довольно равнодушно играть в шахматы, но*11 не менее доставить друг другу удовольствие своей беседой. ЗД главное, чтобы каждый был хорошим партнером, а не хор"111 игроком. Вторичная же группа может функционировать в. дружественных взаимоотношений, но основным принципом В Vшествования является выполнение специфических функций., ' и точки зрения команда шахматистов-профессионалов, со­нная для игры в командном турнире, безусловно относится к «речным группам. Здесь важен подбор сильных игроков, спо­рных занять в турнире достойное место, а уж затем желатель-чтобы они находились в дружественных отношениях между - Таким образом, первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, в то время как вторичная ори­ентирована на цель.

Первичные группы обычно формируют личность, в них она со­циализируется. Каждый находит в ней интимную среду, симпа­тии и возможности реализации личностных интересов. Каждый член вторичной группы может найти в ней эффективный меха­низм для достижения определенных целей, но часто ценой поте­рн интимности и теплоты во взаимоотношениях. Например, про­давщица как член коллектива работников магазина должна быть внимательной и вежливой, даже когда клиент не вызывает у нее симпатии, или член спортивной команды при переходе в другую команду знает, что взаимоотношения с коллегами у него будут сложными, но зато перед ним откроется больше возможностей для достижения более высокого положения в данном виде спорта.

Вторичные группы практически всегда содержат в себе неко­торое число первичных групп. Спортивная команда, производст­венная бригада, школьный класс или студенческая группа все­гда внутреннеразделены на первичные группы индивидов, сим­патизирующих друг другу, на тех, у кого межличностные кон­такты более и менее часты. При руководстве вторичной группой, Как правило, учитываются первичные социальные образования, особенно при выполнении единичных заданий, связанных с взаи­модействием небольшого числа членов группы.

Малые группы. Анализ социальной структуры общества тре-°Ует, чтобы в качестве изучаемой единицы выступала элементар­ная частица общества, сосредоточивающая в себе все виды соци-ИЬныхсвязей. В качестве такой единицы анализа была выбра-атак называемая малая группа, которая стала постоянным не­водимым атрибутом всех видов социологических исследований, •^•ак реальная совокупность индивидов, связанных социальны-°тношениями, малая группа стала рассматриваться социоло-Ми сравнительно недавно. Так, еще в 1954 г. Ф. Оллпорттрак-

то вал малую группу как "совокупность идеалов, представлений привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном созкани и существующих только в этом сознании". Реально *р по его мнению, существуют лишь отдельные индивиды. Только ' 60-х годах возник и стал развиваться взгляд на малые группы на на реальные элементарные частицы общественной структуры

Лучше всего современный взгляд на сущность малых груц» выражен в определении Г.М. Андреевой: "Малая группа — груц. па, в которой общественные отношения выступают в форме не посредственных личных контактов".Другими слова­ми, малыми группами называются только те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым. Пред. ставим себе производственную бригаду, где все друг друга знают и общаются между собой в ходе работы, — это малая группа. С другой стороны, коллектив цеха, где работники не имеют посто­янного личного общения, — это большая группа. Об учениках од­ного класса, имеющих друг с другом личный контакт, можно ска­зать, что это малая группа, а обо всех учениках школы — что боль­шая.

Малая группа может быть как первичной, так и вторичной в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует ме­жду ее членами. Что касается большой группы, то она может быть только вторичной. Многочисленные исследования малых групп, проведенные Р. Бейзом и Дж. Хомансом в 1950 г. и К- Холлан-дером и Р. Миллсом в 1967 г., показали, в частности, что малые группы отличаются от больших, не только размерами, но и каче­ственно иными социально-психологическими характеристика­ми. Ниже в качестве примера приведены различия в некоторых из этих характеристик.

Малые группы имеют:

1) не ориентированные на групповые цели действия;

2) групповое мнение как постоянно действующий фактор со­циального контроля;

3) конформизм к групповым нормам. Большие группы имеют:

1) рациональные целеориентированные действия;

2) групповое мнение редко используется, контроль осуШ^ вляется сверху вниз;

3) конформизм к политике, проводимой активной часть

группы.

Таким образом, чаще всего малые группы в своей постоянной ятельности не ориентируются на конечную групповую цель, в время как деятельность больших групп рационализирована в

ой степени, что потеря цели чаще всего приводит к их распа-,. Кроме того, в малой группе особое значение Приобретает та- -ое средство контроля и осуществления совместной деятельности, как групповое мнение. Личностные контакты позволяют всем чле­нам группы участвовать в выработке группового мнения и кон-тосте за конформизмом членов группы по отношению к этому мне­нию- Большие группы в силу отсутствия личностных контактов между всеми их членами, за редким исключением, не имеют воз­можности выработать единое групповое мнение.

Изучение малых групп в настоящее время широко распростра­нено. Помимо удобства работы с ними из-за их небольшого раз­мера такие группы представляют интерес как элементарные час­тицы социальной структуры, в которых зарождаются социальные процессы, прослеживаются механизмы сплоченности, возникно­вения лидерства, ролевых взаимоотношений.

11.3. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

Рассмотрим специфические факторы, которые присущи функ­ционированию групп.

Групповая динамика — взаимодействие членов социальных групп между собой. Существует множество видов взаимоотноше­нии и взаимодействий. К процессам групповой динамики отно­сятся: руководство и лидерство, формирование группового мне­ния, сплоченность группы, конфликты, групповое давление и дру-Т* способы регуляции поведения членов группы. Группа может "°лчнняться одному или двум своим членам, но в процесс управ--1еНня могут включаться и все ее члены. Лидерство в группе бы-ает Демократическим или авторитарным, кратковременным или "•Ительным; группа может стимулировать собственную деятель-^ть Или стремиться снизить активность; атмосфера внутри РУПпы бывает дружественной или враждебной и т.д. Эти и мно-е Другие образцы поведения и составляют динамику группы. астоящее время изучение групповой динамики стимулирует-Не°б ходимостью помочь организациям в решении проблем ВЛення процессами в группах.

 

 

Рис. 7. Способы кокмуеиквцнй в группе иа пяти человек

Коммуникация в группах. Одной из важнейших проблем во многих группах являются коммуникационные связи между и членами. Коммуникация — это не просто языковое, письменное или индивидуальное общение. Она рассматривается прежде всего как основа структуры группы, показатель физической и социаль­ной близости индивидов. Очевидно, что не все методы получения информации и ее распределения между индивидами могут при­водить к эффективной работе группы. Многие из них отрицатель­но сказываются на ее сплоченности и возможности совместных действий. Это должно учитываться при управления деятельностью группы.

Влияние различных способов коммуникаций на деятельность Группы было изучено А. Бавеласом.Он рассмат­ривал итоги деятельности групп из пяти членов при различны! способах коммуникации, которые назвал так: "круг", "змея 1 "штурвал", "игрек", "паутина" (рис.7).

А. Бавелас установил, что схемы коммуникаций при выпол­нении группового задания в значительной степени влияют на Vе" зультаты действий группы. Например, при выполнении неслож­ных заданий в ограниченное время наиболее эффективным си собом коммуникации является "штурвал", так как в данном чае исключается общение членов группы между собой. Они м° ^ контактировать только с лидером в центре "штурвала", котор^ получает информацию от всех, перерабатывает ее И выдает; ленческие указания. Для выполнения творческих работ.

соблюдаться относительное равенство при принятии ре-3 нцй, очень хорош способ коммуникации "круг". Ни один из ное группы не перегружен информацией, каждый находится оавиом положении и может получить информацию от любого.еНа группы; кроме того, здесь возможна и обратная связь. ••Кр\т" позволяет группе быстрее ориентироваться на новые за-ч(1] чем это делает группа с другими способами коммуникации. ЙждЫЙ способ коммуникации, таким образом, приводит к раз­ным результатам групповой деятельности.

Эффективная коммуникация быстрее приводит к индивидуаль­ной удовлетворенности деятельностью группы, позволяет ее чле­нам наиболее полно выразить себя. Централизация коммуника­ции фокусирует внимание членов группы на специфических пред­метах и приводит к концентрации усилий. Организация комму­никации как в школьном классе, так и в рабочем, трудовом коллективе на предприятии может способствовать, с одной сторо­ны, повышению производительности, а с другой — достижению удовлетворенности в групповом взаимодействии. Например, в ре­зультате изучения возможностей лекционного метода и метода дис­куссий в студенческих группах было установлено, что для заучи­вания лучше всего использовать чтение лекций для больших групп (по аналогии со способом коммуникации типа "штурвал"), а для стимулирования самодеятельного мышления в большей степени подходит дискуссионный метод (аналогичный способу коммуникации типа "круг"). Таким образом, использование раз­личных способов коммуникации в зависимости от ситуации и це­лей группы позволяет эффективнее решать практические про­блем ы.

Лидерство в группах. Одной из динамических характери­стик группы является система социальных ролей. Исследовате­ли группового поведения отмечают, что система взаимосвязанных Р°леи в группе подвержена постоянному изменению. При этом ме-"ется не только содержание играемой роли, но и ее значимость ч> отношению к другим ролям. В группах существуют роли, аИ6олее значимые по отношению к остальным. Такими можно Рнзнать роли лидеров. Само по себе лидерство — это проявле-е индивидом его способности, личностных качеств в поведении, ^^тветствующем роли лидера. Исполнение индивидом роли ли-Ра возможно в силу проявления им индивидуальных качеств, '"ЮЩихся по сравнению с качествами других членов группы,

или в силу обладания им высоким формальным статусом. Во случаях выдвижение в лидеры обусловлено, в конечном счете алТ фектнвностью вклада члена группы й решение групповых зала.Другими словами, лидер появляется в том ело чае, если члены группы признают деятельность какого-либо ип дивида наиболее значимой, а его вклад в деятельность группы нав более ценным. При этом речь идет только о пользе для группы в целом. Иными словами, индивид может обладать исключи-тельными личностными качествами, но не быть лидером, если ещ деятельность не приводит к существенному повышению эффеК. тивности деятельности группы в целом.

Исследования по проблеме лидерства, проводимые американ­ским исследователем Р. Белзом, показали, что характер лидер, ства в группе различается прежде всего по роли инструменталь­ного (делового) лидера, организующего, направляющего действия членов группы, и лидера эмоционального, т.е. создающего эмо­циональный настрой, обеспечивающего высокую мотивацию у чле­нов группы по решению групповой задачи При этом испол­нение роли инструментального лидера зависит от типа группы! характера ее деятельности. Так, в спортивной команде такой лидер организует и координирует действия игроков, обеспечива­ет "заряженность" команды на победу; в научном коллективе им может быть индивид, который является "генератором идей", оп­ределяющим основные направления работы, а в группе полити­ческих обозревателей — тот, кто наиболее качественно исполь­зует получаемую информацию, перерабатывая ее в комментария высокого качества.

Однако очевидно, что лидер в группе не может возникнуть Я функционировать без поддержки ее членов, признающих его вы­дающиеся качества и способности. С этой точки зрения лидер — авторитарный член группы, личностное влияние которого позво­ляет ему играть главную роль в деятельности группы. Его авто­ритет, таким образом, базируется на признании коллективом, группой его деловых и личностных качеств. Авторитет лидер8 ** жет быть мнимым, т.е. существующим только в представлен членов группы, а может быть и реальным, основанным на Яе ствительных незаурядных качествах индивида.

Одна из основных обязанностей лидера в группе — ность по реализации нововведений, созданию новых ных образцов, проверке новых способов взаимодействия.

зом, лидер выступает как новатор, развивая и изменяя суб-мьтУРУ ГРУ111™- 3й столь ценные услуги, оказанные группе, он "чучает кредит доверия, в силу которого сам может в той или ной степени отступать от групповых норм. Более того, лидер не от.жен полностью выполнять все групповые нормы как рядовой н группы, иначе он потеряет свой престиж и, в конечном сче-т6) статус лидера.

Вопросы для самоконтроля

1 Каки" образом происходит разделение ^видов на ингруплы и аутгруппы?

2 Какое влияние могут оказывать ингруп-гщвь«и аутгруппоеые отношения на по­ступки людей и события, происходящие в обществе?

3 Какие чувства и стремления испытывает индивид по отношению к представителям референтной группы? Обязательно ли ре­ферентная группа должна быть одновре­менно и аутгруппой?

4. Как обычно воспринимают члены какой-либо группы представителей аутгруппы?

5. Каков механизм появления социальных стереотипов? Можно ли говорить об истин­ности или ложности социального стереоти­па'' Обоснуйте ваш ответ.

6. В чем состоит основное различие негч-ЯУ первичными и вторичными группами? И» что направлены взаимоотношения внут-(* первичных и вторичных групп?

7. Почему понятие "малая группа" считает­ся одним нэ самых неопределенных в со­циологии и социальной психологии? 6 чем заключаются качественные различия ма­лых и больших групп?

8. Что представляют собой динамические изменения в группах? Приведите примеры таких изменений.

9. Как виды и свойства коммуникаций в группе влияют на деятельность ее членов и процессы управления их поведением? Ка­кие вы можете назвать способы коммуни­кации в социальных группах?

10. Какую роль и почему мы прежде асего выделяем из системы социальных ролей, ха­рактерных для данной группы?

11. Какие типы лидеров обычно выделяют­ся в социальной группе? В каких условиях может быть зффектиеен и полезен тот или «ной тип лидера? ГЛАВА 12

СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Даже поверхностный взгляд на человеческое общество позва ляет сказать, что большая часть социальных групп существу­ет в виде организаций. Еще в глубокой древности люди осозна­ли значительное преимущество организованных групп. Победы греков в войне с персами и особенно римлян над варварами мож­но коротко охарактеризовать как триумф хорошо организован­ного войска. Действительно, римские войска Гая Мария, на пример, в 10 раз уступавшие по численности войскам кимвров и тевтонов, тем не менее победили, потому что были лучше ор ганизованы.

Почему же организация служит наиболее эффективным средством в деятельности социальных групп? Сущность ее эф­фекта состоит в том, что люди, действуя совместно, могут сде­лать значительно больше, чем действуя поодиночке. Резуль­тат совместной деятельности группы индивидов выше, чем сумма результатов их индивидуальных разрозненных усилий. Наиболее известный пример: кавалерийский эскадрон как боевая единица значительно сильнее, чем то же, что и в эскадроне, чис­ло отдельных всадников. Такое явление приращения усилий в хо­де совместной деятельности называется синэргией и является неотъемлемым свойством организаций. Однако для того чтобы это свойство проявилось в полной мере, организация должна соз­давать действительно оптимальные условия, обеспечивающие совместные действия. Если же таких условий не создано, можем случиться, что каждый из участников вообще не сможет осу­ществлять какую-либо полезную деятельность, для которой данная организация образована. Социология организаций лр"' звана решать социальные проблемы оптимальных условий р"00 ты орга

Date: 2015-05-09; view: 583; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию