Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 4 2 page





действием в рамках этой совокупности прав и ооя-

культуры усваиваются в основном через обучение ро-, человек, осваивающий роль военного, приобщает-

обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для данной роли. Только немногие нормы принимаются все-

членами общества, принятие большинства норм зависит т сгпатуса той или иной личности. То, что приемлемо для од­ного статуса, оказывается неприемлемым для другого. "Что по-твочено Юпитеру, не позволено быку",гласит поговорка. Таким образам, социализация как процесс обучения общепринятым спо­собам и методам действий и взаимодействий является важней­шим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества.

5.1. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РОЛЯМ

каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, организатора на производстве, офицера, члена определенного социального слоя и Т.Д. Ролевое обучение имеет по крайней мере два аспекта: 1) необходимо научиться вы­полнять обязанности и осуществлять праве в соответствии с иг­раемой ролью; 2) не менее существенно приобрести установки, чув­ствования и ожидания, соответствующие данной роли. Второй аспект представляется наиболее важным. Почти все современные молодые женщины способны довольно быстро, механически нау­читься вести домашнее хозяйство, но они не могут столь же бы­стро обучиться установкам и ожиданиям, которые делают веде­ние домашнего хозяйства удовлетворяющим и вознаграждающим действием. Известно, как ценится домашняя хозяйка, ведущая хозяйство с любовью и вкусом.

Некоторые люди не могут успешно выполнять свою роль, ес-н она в процессе социализации не принята ими как стоящая по-раченного времени, удовлетворяющая какую-либо их потребность, соответствующая их внутреннему миру. Представим себе °лодого человека, который под давлением родителей обучался Чии в университете, хотя всю жизнь мечтал быть актером и на сцене. Скорее всего, химия будет ему в тягость и са-

91 мое большее, на что он будет способен, это быть второразрядные работником. Или попытаемся представить себе трулноп,1: ны, которая социализируется в роли домохозяйки, потому что единственный путь, уготованный ей в данной социальной пе, несмотря на наличие у нее, например, организаторских собностей или способностей к игре на сцене, преподаванию и т.«

Обучение большинству важнейших ролей начинается обыч» в раннем детстве, одновременно с началом формирования уст» новок, направленных на определение роли и статуса. Болыцщ часть этого этапа ролевого обучения проходит бессознательно безболезненно. Дети играют в игрушки, "разыгрывают" представ, ления, помогают отцу и матери, читают истории из жизни ра». ных социальных групп, слушают семейные разговоры и пассив­но участвуют в семейных инцидентах. Из такого повседневного опыта они выносят представление о действиях мужчины и же» щины в различных ситуациях, о том, как муж и жена дол жни относиться друг к другу. Маленький ребенок, подражая роли сво­его отца, играемой им дома, бывает больше осведомлен о том, как должен действовать и что должен думать мужчина в различны! ситуациях семейной жизни, чем тогда, когда он просто исполн* ет свою собственную роль ребенка. Подражая действиям отца, о§ в какой-то степени может понять причины, которые стоят за тем или иным отцовским действием, и это понимание со временем растет. Его "притворные", ненастоящие роли таким обр.кюм пом» гают ему достойно принять на себя в будущем роль отца семей­ства. Человеку в более зрелом возрасте такие ненастоянии роль помогают понять реакцию других людей на его поведение.

В диагностической и психотерапевтической практике та техника известна под названием "психодрама", основы которомобработаны Дж. Морено и его последователями. Уч. вуя в психодраме, муж, например, на определенное время МО. взять на себя роль жены, а она одновременно затем они сталкиваются в неожиданных диалогах, дпск'.ч;! них, ко» фликтах. Каждый старается играть роль другого» лобы и претензии, и в результате имеет возможность проникнув мир чувств и реакций другою. Подобное обучение чужим с помощью психодрамы часто используется в деловых играх рук водителей разных служб и подразделений предприятия.

Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каш дого индивида в отношении как своего собственного поведений

„ ц поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации. Играет ли индивид роль на "притворной", нереал ь-а основе или в связи с приобретением им нового статуса, он все-стремится аккумулировать установки и поведение тех людей, торые его окружают, и добиться наиболее адекватного испол­нения своей роли. Очевидно, что внутреннее Я личности не ос­тается неизменным в результате такого социального опыта. Де-ВУШка, выходя замуж, будет иметь статус, отличный от прежнего. Ее роль изменится, и во многих отношениях она будет выглядеть совершенно другая личность. Роли, связанные с определен­ными занятиями, в такой степени обусловливают личностные из­менения, что, даже не зная рода занятий человека, мы можем ска­зать, что он ведет себя, как учитель, крестьянин, предприниматель или министр. Личность и роль, которую она играет, связаны с не­которыми психологическими характеристиками, подходящими для исполнения определенных социальных ролей. Например, личность общительная, направленная на мир внешних объектов может легко приспособиться к роли продавца. В то же время оче­видно, что ежедневное выполнение обязанностей продавца помо­гает становлению общительной личности. Так постепенно, в ходе ролевого обучения формируется поведение личности, характерное для ее статуса, полностью принимается уготованная ей социаль­ная роль.

5.2. ПРЕДПИСАННЫЕ И ДОСТИГАЕМЫЕ СТАТУСЫ

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Предписанные статусы и роли. Так как общество представ­ляет собой сложное образование, его институты функционируют эффективно только в том случае, если люди исполняют еже­дневно огромное число обязанностей, строго обозначенных внут-^Игрупповыми и межгрупповыми отношениями. Простейший достижения согласованного исполнения обязанностей — всех видов деятельности на множество предписанных и обучение каждой личности с момента ее рождения зара-определенному набору ролей. После первого ролевого обучения, которое начинается в раннем детстве, предписанные роле должны назначаться в соответствии с некоторыми критериями известными как "путь достижения успеха". Пол и возраст уни. версально используются в обществе как основа для ролевом предписания- Раса, национальность, классовая и религиозная принадлежности также используются во многих обществах в ка. честве основы для предписанных ролей.

Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не делается от этого менее реальным. "Взрослые спрашивают ма» леньких мальчиков, кем они хотят стать, когда вырастут. В то время взрослые спрашивают маленьких девочек, откуда у них тш кое хорошенькое платьице. Несмотря на свой юный возраец мальчики прежде всего заботятся о карьере, в то время как девоЧ(ки поглощены "насаживанием" приманки для мужчин!" — ост. роумно заметил один известный американский преподаватель-исследователь.Не случайно уже с детства главная и большая часть процес­сов социализации личности состоит в обучении различным вида* социальных действий как мужчин, так и женщин. Маленькие девочки играют с куклами, помогают матери по хозяйству и но» награждаются за это похвалами взрослых. Обучение девочк! как сорванца хотя и терпимо, но считается дурным тоном мальчики же считают, что куклы предназначены только для девченок и самых маленьких детей, а потому худшее для них прозвать "маменькиным сынком", "девчонкой". Опыт ноказым ет, что многолетнее раздельное обучение мальчиков и девочек при­водит к тому, что в зрелости они имеют различные способности чувства и предпочтения.

В зрелом возрасте половые различия и роли четко определя­ются, а процесс ролевого обучения усложняется. Женщина, например, может одновременно выступать в ролях жены, матерА гражданки и т.д. Ее роль жены И матери включает одновремено множество различных ролей, каждая из которых неотделим от другой и врастает в нее.

Большинство функций могут достаточно хорошо выполнять­ся как женщинами, так и мужчинами, если они социализировв ны для принятия свойственных им задач. Так, в Пакистане ДО" мащняя прислуга традиционно представлена лицами мужскоЯ пола; на Филиппинах все секретари — мужчины; на Маркизски островах дети работают по дому, накрывают на стол, готовят,а женщины вышивают, во многих странах мира тяжелые тьснехозяйственные работы выполняются преимущественно определение мужских и женских ролей субъективно и зависит От конкретного места и времени. Каждое общество имеет обы­чаи традиции и нормы, относящиеся к исполнению мужских и женских ролей. Индивиды могут позволить себе обходить неко­торые элементы этих традиций и обычаев, но они рискуют при быть отчужденными от общества до тех пор, пока не станут исполнять эти роли в соответствии с их полом. Немногие инди­виды игнорируют эти требования, например становятся гомосек­суалистами или лесбиянками, так как такие отклонения от пред­писанных ролей осуждаются обществом.

Роли мужчины и женщины в обществе со временем изменя­ются. Возможность замены тяжелого ручного труда машинным, применение противозачаточных средств И, как следствие этого, уменьшение размеров семьи и домашних обязанностей в значи­тельной степени уменьшили различия между мужскими и жен­скими ролями. Женщины, например, стали активно втягивать­ся в процесс производства и имеют статусы, которые ранее считались мужскими.Для любого общества не менее важно предписывание ролей в

соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам извечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новы-

ми случаями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того,предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям определенном возрасте индивид может испытывать проблемы.Заданные с приспособлением к новым ролевым статусным требо-

ваниям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т.е. эстиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время

"У незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственна ми детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возраста.

В нашем обществе особенно заметна неудачная соцнализац при подготовке к юности и старости. У нас в отличие от прими тнвных обществ нет четко определенных возрастных стйтусоь за исключением совершеннолетия, которое наступает в 18 лет, Родители юноши или девушки пребывают в неопределенности относительно того, насколько зрелым можно считать юношу иди девушку, и они бесконечно пререкаются со своими детьми отна сительно выбора ими товарищей и подруг, времени возвращенщ домой, использования денег, женитьбы или замужества. Но дм ло в том, что и сам молодой человек пребывает в неопределем ности относительно сферы приложения своих усилий, выбора Л ти достижения успеха в жизни, политических взглядов, кри друзей и т.д. Неудивительно, что молодой человек нередко сует перед трудным выбором, предпочитая оставаться зависимый от родителей или других родственников, что характерно для более раннего возраста.

Старость во многих примитивных, или традиционных, обци ствах уважаема и почитаема в первую очередь потому, что в т* ких обществах люди в основном формируют свое поведение на ос-нош1 древних и признанных обычаев и традиций, неформальной контроля за соблюдением этих традиций. Однако в сон|к-менжя| обществе, где древние традиции не играют столь значительной ро­ли, старость причиняет одни неудобства. Быстро изменяющееся индустриальное общество очень редко рассматрпнает старых ли дей как источник мудрого руководства. Предписанной роль» пожилых людей стал уход от дел по мере ослабления их сил и сЩ собностей, а их основной функцией в последующей жп иш оК* зывается только поддержание собственного существовании. П«этому переход к роли пожилого человека в современном (и'нцесТИ очень болезнен и сложен для каждого индивида.

Пол и возраст — это только два примера из многих щя'ДПИ санных статусов. Все подобные статусы включают роли, которьи могут успешно выполняться только тогда, когда каждый из ят дивидов социализируется к предписаниям, установленным в оЧ ществе относительно этих ролей.

Достигаемые статусы и роли. Социальная позиция, которая крепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, оп-' -^яется как достигаемый статус. Если каждая личность име-некоторое количество предписанных статусов, которые на-чаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных поообностей или предпочтений, то достигаемые статусы закре-пяются с учетом способностей данной личности, ее исполнитель­ности и, возможно, в результате везения. Довольно удачно этот феномен описан М. Янгом: "Принцесса — это предписанный ста­тус. Девочка с королевской наследственностью может не ударять палец о палец, а ее будущее все равно это будущее принцессы. Она рождена принцессой, и будет ли она хорошенькой или уродли­вой, высокой или низкой, умной или глупой, она останется принцессой. Достигаемые статусы, напротив, не даются от рож­дения, они могут Приобретаться только личностями, наиболее под­ходящими для этого. Быть мужчиной — предписываемый статус, лапнсящий от рождения, но быть мужем — достигаемый статус, который не вытекает автоматически из факта рождения мужчи­ны, а зависит от мужского поведения в будущем. Негр — это пред­писанный статус, но полицейский — достигаемый статус. Никто не может быть рожден полицейским. Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида"

В примитивных, т.е. традиционных, обществах статусы чаще всего являются предписанными и занятие кем-то определенного социального положения зависит от рождения. Мужчина, напри­мер, с рождения готовится быть охотником, рыболовом или вои­ном. В современных индустриальных обществах имеется большая.нобода в занятии личностью того или иного положения. Это во ногом объясняется тем, что для ее успешного функционирова-я нужна весьма значительная мобильность трудовых ресурсов Потому происходит четко выраженная ориентация в основном ичностные качества индивидов, на изменение статусов в со-гствии с их усилиями. Контроль общества за справедливостью * Оп1делении статусов дает выигрыш в гибкости той социаль-1стеме, которая предоставляет возможность занимать зна-* Положение людям, проявляющим для этого наибольший - ГГлатой будет не конкурентоспособность тех, кто не смог и себя" и не в состоянии приспособиться к новым ролям. ыРажается в увеличении числа лишних людей, не удовлетворенных существующим положением. Достигнутый индивид^ статус требует от него осуществлять выбор не только сферы пр» ложення труда, но и друзей, организаций, места обучения • места проживания. Такие действия индивида приводят к том» что он получает статусы, которые не были определены заранее ец родителями. В этом случае индивид встречается с ситуациям» значительно удаленными от опыта предков, что создает ему [ц. стоянные затруднения при принятии на себя новых ролей.

Предписанные и достигаемые статусы принципиально ны, но, несмотря на это, они могут взаимодействовать и щиваться- Например, мужчине значительно легче достичь стату. са президента или премьер-министра, чем женщине. То же, правда в меньшей степени, можно сказать о возможностях достижения щ. соких статусов сыном крупного руководителя, с одной стороны, сыном крестьянина — с другой. Основное социальное положен» в обществе (социально-классовый статус) является частично пред, писанным (т.е. отражает статусы родителей) н частично дсхтипи-мым с помощью способностей и устремлений самого индивида. Во многих отношениях граница между предписанными и достигаем» ми статусами чисто условна, но концептуальное их разделение вел ма полезно для изучения этих социальных феноменов.

Идеал общества, в котором большинство статусов являют достигаемыми,— стремление к тому, чтобы люди занимали по­ложение в соответствии со своими способностями. Это не тольн дает возможность проявляться высоким талантам, но и искл» чает возможность оправдывать недостатки.

В обществе, где большинство статусов предписываются,» дивид не может ожидать улучшения своего положения., у него низкое вознаграждение или невысокий престиж, не чувств!-ют своей вины в том, что они имеют низкий статус. Каждый* них считает свою роль и свой статус правильными, а сложивШ* ся положение вещей справедливым. Такой индивид не сопос-П* ляет свое положение с положением других. Он свободен от чу* ства ненадежности, амбициозного недовольства или стрв* потерять свой статус. Это происходит потому, что социализаЦ** индивида не связана с ожиданием изменения статуса; он толь*" обучается и принимает предписанные роли. Вместе с тем трУ^1 согласиться с низким статусом в том случае, если наследственые барьеры убираются и открываются возможности для п ления всех своих способностей. Если приобретение статусов на основе соревнования и доступ к соответствующему обу-

IIю открыт для каждого, тогда причиной низкого статуса мо-быть только неспособность и некомпетентность. Однако да этом случае посредственность находит возможность для „стижения высокого статуса, используя преимущественные пра-

групповые квоты, льготы и т.п.

Достигаемый статус максимально обеспечивает исполнение ро-тей на базе индивидуальных способностей. Роли, его сопровождаю­щие, как правило, трудны для обучения и часто конфликтны. С руществующими ныне достигаемыми статусами, вероятно, связа­ны как эффективное использование человеческого потенциала, так и величайшая угроза индивидуальному духовному миру лич­ности в случае неудачной ее социализации к достигаемым ролям.

Ролевое поведение. В то время как роль является поведени­ем, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ро­левое поведение является фактическим поведением того, кто иг­рает;юль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристи­ках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Не все солдаты храбры, не все свя­щенники святы, не все профессора могут служить образцами в деле обучения. Разнообразие ролевого поведения может быть значительно уменьшено при жестком структурировании поведе­ния, например в организациях, где прослеживается определен­ная предсказуемость действий даже при различном поведении ее членов.

В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в бес-^анательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно явля-гся высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно Мучает собственные усилия и создает желательный образ собст-Я. Американский исследователь И. Гоффман разработал драматического ролевого представления, заключаю-ося в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, *ы создать желаемое впечатление у других. Поведение регу-/ется путем согласования не только с ролевыми требования-0 И с ожиданиями социального окружения. Согласно этой Цепции, каждый из нас является актером, имеющим свою ау->ик». Дети в доме, соседи, коллеги по работе, студенты или 4. школьники — все они, как и многие другие, составляют различ ные аудитории. Индивид, учитывая специфику окружающщ его социальных общностей, по-разному преподносит себя, корд, находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего Я. Отец отчитывает детей, фессор читает лекцию, милиционер контролирует движение трассе — каждый в определенном месте и в определенное является актером, который дает представление ради того, чтобц произвести впечатление на аудиторию

5.3. РОЛЕВОЕ НАПРЯЖЕНИЕ И РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ

Было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать желаемых статусов в группе или обществе с одинаковыми легко­стью и непринужденностью- Однако лишь немногие индивиды спо­собны на это. В процессе достижения определенного статуса и и^ полнения соответствующей социальной роли может возникнут! ролевое напряжение — трудности при выполнении ролевых обя­зательств и несоответствие внутренних установок личности тре­бованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться в связв с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнении данной роли.

Неадекватная ролевая подготовка. Обучение исполнению со­циальных ролей может быть успешным только при последователь­ной подготовке к переходу от одной роли к другой на протяже­нии всей жизни индивида. Маленькая девочка поет колыбельную кукле, маленький мальчик строит модель самолета, ученик вы­полняет сложную техническую работу, данную мастером, студен* проходит стажировку в должности инженера — все уто отдель­ные моменты непрерывной социализации через опыт, путем обу­чения навыкам, мастерству и установкам в определенный пери­од жизни для того, чтобы использовать их впоследствии I следующих ролях.

При непрерывной социализации опыт каждого жизненного эч* па служит подготовкой к следующему. В примитивных общест­вах это осуществляется успешно и неукоснительно. Например, *** ленький мальчик из охотничьего племени индейцев почти е рождения знакомится с игрушечным луком и стрелами, а чер** некоторое время он уже бегает с настоящим луком, что делает «• 100

ЖИМ на одного из мужчин данного племени. Животные и пти-

убитые на охоте, даются ему для того, чтобы он подвешивал

/подкрадывался к ним и пронзал их стрелами. Затем насту-

знаменательный момент, когда его в первый раз берут на охо-

гте он подражает поведению мужчин и учится у них охотить-ТУ-

Он несет вместе со всеми добычу и гордится буйволами, •оторыХ убил его отец. Когда же, в конце концов, он сам убива-т буйвола и становится мужчиной, это является только послед­ним шагом в его непрерывной детской подготовке к исполнению новой, взрослой роли, которая органично соединяет его долговре­менный детский опыт со взрослым делом.

Такая ранняя подготовка к переходу от одного статуса к после­дующим — далеко не всеобщее явление в социальной жизни. На-ще общество, как и все современные сложные общества, характе­ризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным для последующих возрастных периодов. Так, большинство современных мужчин и женщин выполняют свою основную работу вдали от дома, в связи с чем их дети не могут на­блюдать за нею и помогать отцу или матери. В большинстве семей нашего сложного современного общества дети мало занимаются ра­ботой по дому и девочки плохо обучаются мастерству, установкам и эмоциональному вознаграждению будущей домохозяйки. Детская игровая активность, как правило, очень слабо связана с задачами взрослых и не способствует должным образом воспитанию в детях необходимых способностей для будущей деятельности. Очень час­то юноша, закончивший школу, не знает, кем он будет в дальней­шем, чему ему обучаться и какие роли он будет играть в ближай­шем будущем. Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей ]юли, а также со слабой под-гот<>вкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой роли. В жизни каждого человека в современном обществе может ^эаться несколько критических точек, когда индивид может ЫТь Не подготовлен к исполнению будущих ролей. Например, по-Шмо начала работы по основной профессии критическим перио-ч можно справедливо считать выход на пенсию, когда женщи-1 "ли мужчина после 55-60 лет вдруг начинают понимать, что предшествующая деятельность совершенно не подготовила их * Р°ли пенсионера.

Другим источником ролевого напряжения в процессах съ циализации является то, что моральная подготовка личности ц исполнению ролей включает в себя в основном формальные прц, вила социального поведения. При этом часто игнорируется обу, чение неформальным модификациям этих правил, которые реадь. но существуют в окружающем нас мире. Другими словами, обучающиеся определенным ролям индивиды усваивают, ка^ правило, идеальную картину окружающей действительности, ц не реальную культуру и реальные человеческие взаимоотноше. ния. Например, молодой человек, закончивший школу, часто бы. вает воспитан на чувстве справедливости в отношении его совд. ального окружения, на чувстве равенства возможностей * проявлении своих сил и способностей на любом поприще. Но вое. питанный таким образом молодой человек в скором времени за­мечает, что процесс получения многих ролей зависит не от спо-собностей и таланта, а от обилия знакомств, положения родителей, наличия денег и т.д. Таким же образом многие молодые люди, считающие, например, политиков выдающимися общественны-ми деятелями, убеждаются, что основной их задачей являются компромиссы со священными принципами; военные, призванные защищать отечество, могут меньше всего думать об этом.

Все социальные роли в реальной их модификации и многооб­разии кажутся чуждыми молодым людям, воспитанным на иде-альном представлении о многих сторонах человеческой деятель ности. Поэтому у них может возникнуть внутреннее ролево* напряжение, и в последующий период они перейдут от наивно­го идеализма к наивному цинизму, отрицающему основополагаю­щие нравственные и институциональные нормы общества.

Некоторый разрыв между формальными впечатлениями I действительными механизмами ролевого поведения, вероятно, характерен для всех современных обществ. Хотя он бывает весь ма велик, каждое общество старается в какой-то степени его С< кратить. Так, студентам в целях социализации к будущей роЯМ специалиста предоставляется возможность выполнить лаборатор1 ные работы, проводить полевые испытания, проходить щюнзвОД ственную практику. Однако разрыв сохраняется, и поэтому У ч лодых людей следует воспитывать не только теоретические навык» но и способности адаптироваться к широкому кругу ролей, к (*" шению действительных, реальных проблем.

ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два а ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной ро-„ Часто две или более ролей (либо независимые, либо части сис­темы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работающая жена находит, чт„ требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей, или женатый студент должен примирять требования, предъявляемые к нему как му­жу, с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту, или работник милиции иногда должен выбирать между выполнени­ем им своего должностного долга и арестом близкого друга. По­добного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам ме­жду ролями.

Примером конфликта, происходящего в пределах одной ро­ли, может служить положение руководителя или общественно­го деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним уста­новкам. Во многих исполняемых индивидами ролях — от сантех­ника до преподавателя высшего учебного заведения — существу­ют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием "делать деньги". Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной ро-л", к внутреннему стрессу.

Существует несколько видов действий, с помощью которых ро­левая напряженность может быть снижена и человеческое Я за­щищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят ычно рационализацию, разделение и регулирование ролей. Пер-ВЫе Два вида действий считаются неосознанными защитными ме-низмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно. Днако если эти процессы осознаются и используются преднаме-ННо> их эффективность значительно повышается. Что касает-третьего способа действий, то он используется в основном знанно и рационально.

Щионализация ролей — один из способов защиты против бо-екного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально тельны. Классической иллюстрацией этого считается случай с вушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что мужчины обманщики, грубияны я себялюбцы. Рационализация таким образом, скрывает реальность ролевого конфликта бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но тижимой роли. Стоит убедить себя в том, что женщины в лектуальном плане находятся на уровне детей, как нас уже в» будет мучить вопрос о равноправии женщин в обществе. Амер|_ канские рабовладельцы искренне считали, что все люди ролу», ются равными, но Невольники — это не люди, а имущество, | связи с чем не стоит беспокоиться об их бесправном положенщ. Евангелическая заповедь "не убий" для католиков средневековы была справедлива только в отношении людей истинной веры, не­верные же не могли считаться людьми, и их можно было унич­тожать с чистой совестью. В данном случае путем рационалим. ции ситуация определяется таким образом, что исчезают ролево! конфликт и ролевая напряженность.

Date: 2015-05-09; view: 489; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию