Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оер? Какими, по его мнению, особен- взаимодействий и в чем заключаются их м« о6/,адает социальное действие? особенности? 1 page





139 ГЛАВА в

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Социальные связи человека, находящегося даже в очень неболь­шой, малочисленной группе, представляют собой множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. Складывается сложная сеть взаимодействий, охватывающая различное число индивидов. Постепенно, в ходе общения из всей совокупности взаимодействий выделяются устойчивые соци­альные связи, которые на основе рационально-чувственного вос­приятия их взаимодействующими индивидами приобретают определенную специфическую форму, характеризующуюся соот­ветствующим поведением взаимодействующих индивидов. Такие осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повто­ряющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением, называют социальными отношениями.

В отличие от взаимодействий социальные отношения чет­ко разделяются по смыслу и содержанию. Например, студент, попадающий в незнакомую группу, начинает взаимодейство­вать с другими студентами на лекциях, семинарах и вне учеб­ного процесса. Постепенно, через какое-то время повторяющие­ся взаимодействия приводят к возникновению разных по содер­жанию социальных отношений: любовь и ненависть, равнодушие, вражда, дружба, уважение, выгодный обмен, выполнение обяза­тельств, презрение и т.д.

Каждый из членов социальной группы после ряда взаимодей­ствий вступает с другими членами группы в определенные от­ношения, которые крайне разнообразны по форме и содержанию-Для изучения этого богатого мира социальных отношений их нуЖ' но классифицировать и определить механизм их формирования-Прежде всего, социальные отношения под^хиделяются на односто­ронние и взаимные. Односторонние социальные отношения харак­теризуются тем, что их участники вкладывают в них различ­ный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться*0 презрение или ненависть со стороны объекта его любви. В, поведение участников будет соотнесено по смыслу, посколь-ин действующий индивид предполагает, что чувства, при- """ ие ему, испытывает и другой партнер или партнеры, и на СУ ожидание ориентирует свое поведение. Сила и характер 3 ц ориентации имеют решающее значение для взаимоотноше-3 и с другими, партнерами. Так, первоначальная симпатия, на-

каясь на неприязнь, может перерасти в ненависть, если ус-„иновка на отношения симпатии слабая и неопределенная. Од-„пко эта симпатия при сильной, точно определенной установ-

ойже в отсутствие взаимности партнера может достаточно длительное время оставаться неизменной.

8.1. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ

Почему же социальные отношения, порождаемые подчас сходными взаимодействиями, отличаются друг от друга по содер­жанию? Почему, например, конфликтные взаимодействия могут порождать одновременно у разных индивидов отношения нена­висти и солидарности или даже дружбы?

Очевидно, социальные взаимодействия осуществляются на различной основе. В настоящее время ряд видных социологов (например, Г. Лассвелл и А. Кэплэн считают, что этой основой, придающей социальным взаимодействиям опреде­ленные окраску и содержание и делающей из них социальные от­ношения, являются ценности. Ценность в принципе можно опре­делить как целевое желательное событие. То, что субъект X це­нит объект У, означает, что X действует так, чтобы достичь уров­ня У или хотя бы приблизиться к нему. Личность занимает позицию оценки по отношению ко всем компонентам окружаю­щей ее среды. Но осуществлять социальные действия в отноше­нии кого-то она будет только из-за вещей, которые ценит и счи-таетдля себя полезными и желательными, т. е. ради ценностей. Ценности в данном случае служат толчком, необходимым усло-Енем для любого рода взаимодействий. Существованием же зна­чимых длительное время, непреходящих ценностей определяет-л характер устойчивых социальных отношений людей. Напри-МеР, если во взаимодействиях основой является богатство как цен-10сть. то возникают социальные отношения, которые в зависимости ^ Условий обмена ценностями будут считаться отношениямиблаготворительности, кредита, экономического прннуждев экономической власти и т. д.

В силу неравенства, существующего в обществе, ценности гм^ пределены среди членов общества неравномерно. В каждой (* циальнои группе, В каждом социальном слое или классе ствует свое, отличное от других распределение ценностей ду членами социальной общности. Такое распределение словливает первоначальный характер взаимодействий, а и социальных отношений. Именно на неравном распределении ценностей строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, любви, партнеп. ства и т.д.

Распределение ценностей в социальной группе называется ценностным образцом данной группы. Для измерения ценност­ного образца какой-либо определенной социальной группы исполь­зуется распределительный индекс, показывающий дисперсию показателя какой-либо ценности среди членов группы. Чем вы­ше этот индекс, тем менее равномерно распределяется данная цен­ность внутри социальной группы.

Что касается места отдельного индивида или однородного со­циального объекта в ценностном образце, то оно называется цен постной, позицией. Личность или группа, имеющая преимущест­ва при распределении ценности, обладает высокой ценностной по­зицией, а личность или группа, обладающая меньшими ценно­стями или вообще не имеющая их, имеет низкую ценностную позицию. Ценностные позиции, а стало быть, и ценностные об­разцы, не остаются неизменными, так как в ходе обмена имею­щимися ценностями и взаимодействий, направленных на приоб­ретение ценностей, индивиды и социальные группы постоянно пе­рераспределяют ценности между собой.

В своем стремлении к достижению ценностей люди вступи*17 в конфликтные взаимодействия, если они считают существующий ценностный образец несправедливым, и активно пытаются изМ^ нить собственные ценностные позиции. Но они также использу-ют кооперативные взаимодействия, если ценностный образец и* устраивает или если надо вступать в коалиции против других ЛЯ4" ностей или групп. И, наконец, люди вступают во взаимодействия в форме уступок, если ценностный образец считается несправеД ливым, но часть членов группы по разным причинам не стреМйТ' ся изменить существующее положение.

активность индивидов определяется двумя показателями: ценностной экспектаццей (это позиция, ожидаемая индиви-м) _- показателем, характеризующим удовлетворенность цен-образцом; 2) ценностными требованиями (это позиции,

ост

-оторые пытается занять индивид в процессе распределения цен­ностей)- Бывает, что индивид или группа имеет высокие ценно-ные экспектации, но не предпринимает активных действий,дя занятия более высоких позиций. Только сочетание ценност­ных экспектации с повышенными ценностными требованиями приводит к активному взаимодействию, направленному на пере­распределение ценностей. Реальная возможность в достижении той или иной ценностной позиции называется ценностным по-

,

Следовательно, социальные отношения возникают из взаимо­действий, направленных на достижение разного рода ценностей. Анализ человеческих ценностей позволяет условно разделить их на две основные группы: ценности благосостояния и прочие цен­ности. Под ценностями благосостояния понимаются те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания фи­зической и умственной активности индивидов. В эту группу цен­ностей входят прежде всего: благополучие, богатство, мастерст­во (квалификация), просвещенность. Благополучие означает здо­ровье и безопасность индивидов; богатство — услуги и различ­ные материальные блага; мастерство - - приобретенный профессионализм в некоторой практической деятельности; про­свещенность — знания и информационный потенциал индиви-Да, а также его культурные связи.

Прочие ценности, как правило, выражаются в действиях как данного индивида, так и других. Наиболее значимыми из про­чих ценностей следует считать власть, уважение, моральные Ценности и аффект и вность. Самой значимой из них является •1*кть, Это наиболее универсальная и высокая ценность, так как *><1аданне ею дает возможность приобретать любые другие цен- ™*Я. Уважение — это ценность, включающая статус, престиж, лаву и репутацию. Стремление к обладанию этой ценностью по Реву Считается одной из основных человеческих мотиваций. "Ралъные ценности включают в себя доброту, великодушие, доб-1ете.1ь, справедливость и другие моральные качества. Аффек носгпь — это ценности, включающие прежде всего любовь и "РУжбу.

143Эти определения, касающиеся социальных ценностей, прив., дены потому, что они являются ключом к пониманию

ски всех видов социальных отношений. Такие отношения общ," зуются в результате повторяющихся взаимодействий, когда, с о ной стороны, наблюдается потребность в приобретении ценност*1 или контроле над ними, а с другой — имеются ресурсы желае мых ценностей. Предположим, один индивид обладает ресурс» ми в виде богатства, а другой не заинтересован в приобретении материальных ценностей. В этом случае возможен лишь один ти, отношений — независимость каждого из индивидов, незаинтере. сованность и равнодушие. Всем известен, например, случай, * гда Александр Македонский, обладавший властью, богатством в престижем, предложил воспользоваться этими ценностями фило­софу Диогену Синопскому. Царь попросил философа назвать же­лание, предъявить любое требование, которое он немедленно вы­полнит. Но Диоген не имел потребностей в предложенных цен­ностях и выразил единственное желание: чтобы царь отошел и не загораживал ему солнца. Отношения почтения и благодарно­сти, на которые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался независимым, как, впрочем, и царь.

Таким образом, содержание и смысл социальных отношений зависят от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. В табл. 1 показано, как формиру­ются основные социальные отношения при владении индивида­ми кяк ценностями благосостояния, так и другими ценностями, а также при наличии потребностей у других индивидов в этих цен­ностях. Так как взаимодействие между индивидами зависит от многочисленных факторов внешней среды, то очевидно, что по­явление данных отношений носит вероятностный характер. На­пример, если у одного индивида или группы имеется потребность во власти, а у тех, кто взаимодействует с ними, нет возможно­сти контролировать власть, но ими контролируется такая цен­ность, как высокий статус, слава, то в ходе взаимодействия с боль­шой степенью вероятности возникнут отношения почтения. ДрУ" гими словами, людям, желающим подчиняться, другие люди, не обладающие властью, но имеющие высокий статус или славу, по­чет, будут внушать почтение.

Таблицу 1 можно читать не только слева направо, но И свер­ху вниз. Например, если я владею ценностями, связанными с бла­гополучием людей, или контролирую их (т.е. могу повлиять на Ш

 

 

 

 

 

 

 

Обладание пенное т ям и Просвеще­ние | г с: и О Ученый авторитет! Цензура Назидание Дознание Рекламиро­вание Интеллект Обмен зна­ниями
Мастерство Директор ство Руково­дство Предпи­сания Усердие, рвевие Принуди­тельный труд Отношения власти Менедж­мент Инструкти­рование
Богатство Экономи­ческая в л лет ь Кредит Честный бизнес Благотво­ритель­ность Разбой Экономиче­ское влия­ние Производи­тельность Покупка образова­ния
Благопо­лучие Принуж­дение Харизма Наказание Опекунство Грубая сала Власть над средствами существо­вания Доблесть Управ­ление
Аффект ив - ВОСТЬ Предан­ность Уважение П ри вязан - ВОСТЬ Любовь Насилие Продаж­ность С Располо­жение Симпатия
Мораль Внушение Увеще­вание Моральный авторитет Моральное влияние Дисцип­лина Торговля моральным авторите­том Казуастпка Мудрость
! Почтение Престиж Одобрение Уважение Террор Высокое положение Админист­рирование Извест­ность (слава)
Власть Полити­ческая власть Выдача советов Настав­ничество Личное влияние Принуж­дение Экономи­ческая власть Влияние экспертов Консуль­тирование
щ •< о и 8 в „ о ° а* р—н Ю " "* В Власть Уважение Мораль Аффектпв-иость Благопо­лучие Богатство Мастерство Просве­щение

 

ровье и безопасность), то потребность других людей во власти м жет привести к тому, что у меня с ними сложатся отношения, ос. кованные на принуждении. Если у других людей, с которыми я вступаю во взаимодействие, будет ярко выраженная потребнос-п в более высоком статусе, то это приведет к харизматическим от ношениям. Если же у них превалирует потребность в богатств* то отношения могут привести к контролю над средствами сущ. ствования.

Очевидно, что в табл,1 приведены далеко не все социальные отношения, возможные в человеческом обществе, а только паи-более значимые, всегда существующие в социальных общностях В реальной жизни социальные отношения гораздо сложнее, так как в процессе человеческой деятельности происходят множест­венные обмены ценностями и контроль за ними, что придает та­ким отношениям многочисленные неповторимые оттенки.

Мы специально не заостряли внимания на вопросе о том, ка­кие отношения будут негативными, враждебными, приводящи­ми к конфликтам, а какие могут считаться человечными, добры­ми, полными сотрудничества и понимания. Дело в том, что ка­ждое из сложных человеческих отношений, даже таких, как любовь, содержит одновременно в связанном виде враждебность, нетерпимость, а также доброту и сотрудничество. Поэтому, если о социальных взаимодействиях сотрудничества или конкуренции можно говорить вообще, то в случае социальных отношений та­кая классификация практически бессмысленна.

Подход к изучению социальных отношений с точки зрения вла­дения и обмена ценностями дает возможность проводить плодотвор­ный анализ отношений в сфере политики, бизнеса, производства.

8.2. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЗАВИСИМОСТИ И ВЛАСТИ

Среди бесконечного разнообразия социальных отношений су­ществуют такие, которые являются основой и в тон или иной сте­пени и в той или иной форме присутствуют во всех остальных «" ношениях. Это прежде всего отношения социальной зависимое** и власти. Действительно, если рассматривать отношения любви, то очевидно, что любовь двух людей друг к другу предпола" взаимные обязательства и зависимость одного человека от вов и действий другого. То же можно сказать о дружбе,

сов

управлении и руководстве, где отношения зависимости и вда- аш наиболее очевидны.

В связи с этим отношения социальной зависимости и власти основными в анализе социальных структур и процес-

, в них происходящих.

Социальная зависимость. Категория зависимости занимает место во всех научных изысканиях, и любое научное зна­ние без нее трудно себе представить. В естественных науках, как правило, изучается вид зависимости между явлением а или множеством явлений А и явлением Ь или множеством явлений В. Мы, однако, Не используем категорию зависимости в этом ес­тественно-научном смысле.

Социальная зависимость — это социальное отношение, при ко­тором социальная система 5, (может быть индивид, группа или социальный институт) не может совершить необходимые для нее социальные действия а^, если социальная система 52 не со­вершит действий ^2- При этом система 52 будет называться до­минирующей, а система 5, — зависимой. Например, школа или вуз не может начать процесс обучения, пока им не будут выде­лены средства той организации, которая этими средствами обла­дает (банком или вышестоящей организацией). В этом случае учеб­ное заведение можно рассматривать как зависимую систему, а ор­ганизацию со средствами как доминирующую.

На практике часто встречается ситуация, когда личность или социальная группа в отношении достижения одной цели являет­ся зависимой от другого индивида или социальной группы, в в отношении достижения другой цели — доминирующей. Такие двойственные отношения называются взаимозависимыми. Напри­мер, рабочие на предприятиях зависят от руководителей в час­ти получения заработной платы, но и руководители зависят от ра-^чих, от их желания сделать порученную работу качественно и 8 срок. Это типичный случай взаимозависимости.

Таким образом, в основе зависимости лежат возможности

в-Шяния на удовлетворение потребностей. Зависимость выступа-

т Как сила, пропорциональная интенсивности возможного да-

вания, если действия зависимой системы идут вразрез с дей-

-^виями или инструкциями доминирующей системы. Это нака-

МнИе может быть выражено, например, в потере доходов зави-

имой системой (занижение или завышение цен доминирующей

°роной или прекращение поставок). В свлзи с этим зависимая

система должна выоирать линию поведения с учетом го наказания. Линия поведения зависимой системы имеет ственную особенность: она должна быть предсказуема дд„ д минирующей системы в области, касающейся отношений заев симостн. Классическим примером этого служит взаимодейс-вие двух государств, рассматриваемых как социальные системы Развивающаяся страна нуждается в поставках продовольствия и зависит в этом отношении от развитой страны, в которой предложение данных товаров превосходит спрос. Возможное на­казание в этом случае — сокращение или прекращение этих по­ставок. От зависимой страны требуется определенная линия по-ведения — поддерживать политическую линию; проводимую развитой страной. Эта линия поведения предсказуема и желатель­на для доминирующей системы.

Известно, что предсказуемое поведение, приспособленное к по­ведению других лиц или систем, обусловлено социальной ро­лью. Следовательно, можно сделать вывод, что отношения зави­симости ограничивают некоторое множество ролей зависимой системы. Размеры этого ограничения очевидно пропорциональ­ны силе зависимости. По мнению чехословацких ученых Ф. Хор­вата и Я. Кучеры, "зависимость следует расценивать как силу, принуждающую нас к выполнению определенных ролей или к от­казу от них и к выполнению других ролей. Иначе говоря, зави­симость обедняет множество вариантов поведения зависимой системы".Однако в отношениях зависимости в не­которой степени снижается и число вариантов поведения доми­нирующей системы, так как она берет на себя роль оказания влия­ния на зависимую систему.

В последнее время утвердился взгляд на отношения зависи­мости как на "каналы информации". Это отражено в известной книге У. Бакли "Социология и современная системная теория • Определив, что каждая социальная система существует благоДЯ' ря согласованному информационному обмену, Бакли предполо­жил, что информационные потоки, протекающие между систе­мами, могут быть как тормозом социальных Действий, так И в*' тализатором, усиливающим и ускоряющим действия. Исходя и этой теории информационного обмена зависимость определяв1" ся как "такой тип информационного потока, который символ» зирует несамостоятельность действий реципиента (зависим системы. - С.Ф.)".Здесь в качестве информаЦ"

сматривается каждый из элементов новостей и влияющих на инятне решений сигналов, посредством которых реализуются ношения зависимости. Солдат выполняет распоряжения коман-1оа которому он подчиняется, т.е. информация четко направ­ив и состоит из таких сигналов и новостей, которые охваты-' ют только определенную сферу деятельности зависимой и до-чннцрующей систем.

На практике отношения зависимости далеко не всегда осоз­наются- Не зная о законах тяготения, ребенок тем не менее за­висит от них. Рабочие и управленцы могут не знать, не видеть в лицо друг друга, но находиться в отношениях зависимости. Осознание отношений зависимости индивидами может значитель­но изменить характер этих отношений. Например, зависимые ин­дивиды попытаются выйти из зависимости, а доминирующая сто­рона попытается превратить эти отношения в отношения власти и подчинения.

Социальную зависимость делят по типам ее функционирова­ния. Так, существует структурная зависимость, которая озна­чает зависимость, основанную на различии статусов в группе (этот тип зависимости особенно характерен для организаций). Индивиды или группы, имеющие низкий статус, будут зависи­мы от индивидов или групп, имеющих более высокий статус, ес­ли их деятельность связана отношениями иерархии. Руководи­тель доминирует над подчиненными, если они находятся в его коллективе; генерал руководит офицерами, если они входят в состав иго дивизии, и т.д. Второй тип зависимости называется ^ткнтным. При нем отношения зависимости появляются в си-ЛУ различий в обладании значимыми ценностями, когда офици­альный статус не имеет решающего значения. Например, руко-'''•Т'тель в структуре организации может иметь подчиненного, п Которого он зависит в денежном отношении. Статусы руко-°ДИтеля и подчиненного в данном случае отходят на второй Лан, уступая место скрытым и невидимым отношениям зави-

Отношения власти. Термины "власть" и "любовь" использу-^" постоянно в повседневной речи, понимаются интуитивно и фактически никогда не определяются точно. Между тем власть

огромное значение в деятельности человека. Каждая поли-

<жая кампания, любая организованная социальная группа, °и социальный процесс — это упражнение в использовании

власти. Окружающая нас действительность лает множество пп меров специфических проявлений властных отношений; соццад ная власть и соперничество из-за власти порождают больщ^н„^ во драм В вашей жизни. Власть, таким образом, предстает пег» нами не только как всеобщее свойство социальных структур и как трудно поддающийся определению, можно сказать дате за гадочный, социальный феномен.

Большинство современных ученых-социологов в самой об­щем виде представляют власть как способность одних индивидов контролировать действия других. Однако у ученых нет согласия в том, как осуществляются отношения власти и каков характер этого контроля. Можно выделить два имеющих право на суще_ ствование основных подхода к определению сущности властных отношений.

Первый подход связывают с именем М. Вебера. В наиболее кон­центрированном виде его сущность выражена в следующем оп­ределении власти: "Власть означает любую закрепленную соци­альными отношениями возможность настаивать на своем даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возмож­ность выражается". Очевидно, что власть в данной случае понимается как часть межличностных или меж групповых отношений, с помощью которых преодолевается сопротивление других индивидов или социальных групп. Большинство ученых придерживаются згой точки зрения (П, Блау, К. Левин, П. Ло­ренс и Дж. Лош и др..Такой подход к понима­нию власти основан прежде всего на наличии личностных способ' ностей для осуществления контроля за действиями других и преодоления их сопротивления этому контролю.

Второй подход к объяснению сущности властных отношении называется "системным". Его последователи полагают, что осно­вой власти в организованном, сложном человеческом обществе яв­ляется статус индивида или социальной группы (к приверженца" такого подхода относятся М. Крозье, Т. Парсонс и др. Иными словами, власть только тогда способна контрю ли ровать дей­ствия других индивидов, когда она узаконена в соответствии с о/ лективными требованиями-ожиданиями или с некоторым ством ролей в человеческой организации. Таким образом, руководителя в организации проявляется в том случае, если е' личное положение заставляет других подчиняться ему,

на личностные качества руководителя и подчиненных.

Опыт показывает, что в зависимости от ситуации оба рассмот-х подхода встречаются в социальной практике. Например,

новление политического лидера начинается с проявления им

особностей к руководству людьми, правильному, оптимально-

использованию ресурсов власти, но для наибольшего влияния

йчность должна подняться до определенного узаконенного об-

щественного положения.

Социальная власть имеет по крайней мере три компонента: М11Ч, авторитет и влияние. Сила — это применение или угроза применения физического принуждения, а также использование таких средств, как ограничение движения, контроль через си­лу за удовлетворением потребностей, например, в еде, сексе, ком­форте. Очевидно, что для укрепления своего положения и вла­сти в преступной банде главарь должен полагаться на силу соб­ственных кулаков или своих приближенных. Только этим путем чаще всего он может настоять на своем, невзирая на сопротив­ление. Авторитет — это установленное и узаконенное право при­нимать решения и управлять действиями других людей. Неотъ­емлемой, существенной частью авторитета является узаконенное право ожидать послушания и контролировать его. Право руко­водить и требовать уступчивости обусловливается согласием подчиненных на уступки и на несамостоятельность поведения. Говоря об авторитетном руководителе, мы подразумеваем, что все подчиненные с готовностью следуют его указаниям и даже по­буждают к этому других, создают нормативную основу автори­тета. Сила и авторитет часто могут объединяться, комбинировать­ся {например, в армии или органах правопорядка). Влияние -это способность воздействовать на решения и действия других по­мимо авторитета, на основании престижа, уважения, привязан­ности. Газетный репортер может не иметь ни силы, ни личного авт°Ритета, но высокий престиж его газеты заставляет многих "Чей идти на уступки и подчиняться его контролирующему воз-Действию.

Какова же взаимосвязь между понятиями зависимости и вла-'• >мвисимость — это неотъемлемое свойство властных отноше-и. Зависимость отличается от власти тем, что: 1) от нее можно ТИ' ускользнуть, уклониться; 2) в отношениях зависимости нет ибости, договоренности, согласия на подчинение со сторо-висимой стороны; 3) зависимость может быть неосознанной, время как отношения власти всегда осознаны. Власть — это

зависимость в действии, зависимость, от которой нельзя скрыт^ ся. Когда с помощью принуждения, потенциальной возможное^ насилия или добровольно, на основе авторитета зависимая стара, на соглашается на несамостоятельность своего поведения, с.

момента в силу вступают отношения власти.

Власть имеет множество степеней, оттенков и форм Проявле, ния: от громкого окрика до шепота, от вспышки раздражения v маленького ребенка в его желании воздействовать на поведена» матери до мобилизации в армию огромного числа людей. Для то. го чтобы несколько упорядочить множество властных форм, уч^. ные прибегают к построению абстрактных идеальных моделей вла­сти. Наиболее известны три модели, предложенные П. Росси в 1957 г.

Первая модель — это потенциальная власть, которая пред, полагает накопление ресурсов власти и тесную связь с определев-ными социальными позициями и ситуациями в обществе и соци­альных группах. Такова, например, власть "господствующей элиты". Элита может не предпринимать видимых социальных дей­ствий, но ее возможности контролировать поведение других чле­нов общества практически ничем не ограничены. Мэр города, оче­видно, будет иметь большую потенциальную власть, чем простой служащий в мэрии, а Министерство народного образования -большую власть, чем учительский совет.

Вторая модель — власть репутации. Это власть, принадле­жащая определенным личностям и группам, которые хорошо известны в обществе. При определении степени и возможностей этой власти обычно хотят получить ответ на вопрос о том, кто дей­ствительно лучше других ориентируется в данной ситуации. Ес­ли найдется личность, лучше всех ориентирующаяся в полити­ческой обстановке, сложившейся в данный момент, то этот самый компетентный политик будет иметь наилучшую репутацию, чТ° позволит ему завоевать авторитет и, стало быть, приобрести оп­ределенную власть.

Третья модель — власть принятия решения, которая показы вает степень участия индивида или группы в контроле за пр"я*' тием решения в управлении социальными объектами. при обсуждении вопроса о финансировании научного принимается решение, подготовленное и обоснованное на главным инженером предприятия. В этом случае очевидно, власть принятия решения находится в основном у него.

Date: 2015-05-09; view: 413; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию