![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Оер? Какими, по его мнению, особен- взаимодействий и в чем заключаются их м« о6/,адает социальное действие? особенности? 1 page
139 ГЛАВА в СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Социальные связи человека, находящегося даже в очень небольшой, малочисленной группе, представляют собой множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. Складывается сложная сеть взаимодействий, охватывающая различное число индивидов. Постепенно, в ходе общения из всей совокупности взаимодействий выделяются устойчивые социальные связи, которые на основе рационально-чувственного восприятия их взаимодействующими индивидами приобретают определенную специфическую форму, характеризующуюся соответствующим поведением взаимодействующих индивидов. Такие осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением, называют социальными отношениями. В отличие от взаимодействий социальные отношения четко разделяются по смыслу и содержанию. Например, студент, попадающий в незнакомую группу, начинает взаимодействовать с другими студентами на лекциях, семинарах и вне учебного процесса. Постепенно, через какое-то время повторяющиеся взаимодействия приводят к возникновению разных по содержанию социальных отношений: любовь и ненависть, равнодушие, вражда, дружба, уважение, выгодный обмен, выполнение обязательств, презрение и т.д. Каждый из членов социальной группы после ряда взаимодействий вступает с другими членами группы в определенные отношения, которые крайне разнообразны по форме и содержанию-Для изучения этого богатого мира социальных отношений их нуЖ' но классифицировать и определить механизм их формирования-Прежде всего, социальные отношения под^хиделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться*0 презрение или ненависть со стороны объекта его любви. В, поведение участников будет соотнесено по смыслу, посколь-ин действующий индивид предполагает, что чувства, при- """ ие ему, испытывает и другой партнер или партнеры, и на СУ ожидание ориентирует свое поведение. Сила и характер 3 ц ориентации имеют решающее значение для взаимоотноше-3 и с другими, партнерами. Так, первоначальная симпатия, на- каясь на неприязнь, может перерасти в ненависть, если ус-„иновка на отношения симпатии слабая и неопределенная. Од-„пко эта симпатия при сильной, точно определенной установ- ойже в отсутствие взаимности партнера может достаточно длительное время оставаться неизменной. 8.1. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ Почему же социальные отношения, порождаемые подчас сходными взаимодействиями, отличаются друг от друга по содержанию? Почему, например, конфликтные взаимодействия могут порождать одновременно у разных индивидов отношения ненависти и солидарности или даже дружбы? Очевидно, социальные взаимодействия осуществляются на различной основе. В настоящее время ряд видных социологов (например, Г. Лассвелл и А. Кэплэн считают, что этой основой, придающей социальным взаимодействиям определенные окраску и содержание и делающей из них социальные отношения, являются ценности. Ценность в принципе можно определить как целевое желательное событие. То, что субъект X ценит объект У, означает, что X действует так, чтобы достичь уровня У или хотя бы приблизиться к нему. Личность занимает позицию оценки по отношению ко всем компонентам окружающей ее среды. Но осуществлять социальные действия в отношении кого-то она будет только из-за вещей, которые ценит и счи-таетдля себя полезными и желательными, т. е. ради ценностей. Ценности в данном случае служат толчком, необходимым усло-Енем для любого рода взаимодействий. Существованием же значимых длительное время, непреходящих ценностей определяет-л характер устойчивых социальных отношений людей. Напри-МеР, если во взаимодействиях основой является богатство как цен-10сть. то возникают социальные отношения, которые в зависимости ^ Условий обмена ценностями будут считаться отношениямиблаготворительности, кредита, экономического прннуждев экономической власти и т. д. В силу неравенства, существующего в обществе, ценности гм^ пределены среди членов общества неравномерно. В каждой (* циальнои группе, В каждом социальном слое или классе ствует свое, отличное от других распределение ценностей ду членами социальной общности. Такое распределение словливает первоначальный характер взаимодействий, а и социальных отношений. Именно на неравном распределении ценностей строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, любви, партнеп. ства и т.д. Распределение ценностей в социальной группе называется ценностным образцом данной группы. Для измерения ценностного образца какой-либо определенной социальной группы используется распределительный индекс, показывающий дисперсию показателя какой-либо ценности среди членов группы. Чем выше этот индекс, тем менее равномерно распределяется данная ценность внутри социальной группы. Что касается места отдельного индивида или однородного социального объекта в ценностном образце, то оно называется цен постной, позицией. Личность или группа, имеющая преимущества при распределении ценности, обладает высокой ценностной позицией, а личность или группа, обладающая меньшими ценностями или вообще не имеющая их, имеет низкую ценностную позицию. Ценностные позиции, а стало быть, и ценностные образцы, не остаются неизменными, так как в ходе обмена имеющимися ценностями и взаимодействий, направленных на приобретение ценностей, индивиды и социальные группы постоянно перераспределяют ценности между собой. В своем стремлении к достижению ценностей люди вступи*17 в конфликтные взаимодействия, если они считают существующий ценностный образец несправедливым, и активно пытаются изМ^ нить собственные ценностные позиции. Но они также использу-ют кооперативные взаимодействия, если ценностный образец и* устраивает или если надо вступать в коалиции против других ЛЯ4" ностей или групп. И, наконец, люди вступают во взаимодействия в форме уступок, если ценностный образец считается несправеД ливым, но часть членов группы по разным причинам не стреМйТ' ся изменить существующее положение. активность индивидов определяется двумя показателями: ценностной экспектаццей (это позиция, ожидаемая индиви-м) _- показателем, характеризующим удовлетворенность цен-образцом; 2) ценностными требованиями (это позиции, ост -оторые пытается занять индивид в процессе распределения ценностей)- Бывает, что индивид или группа имеет высокие ценно-ные экспектации, но не предпринимает активных действий,дя занятия более высоких позиций. Только сочетание ценностных экспектации с повышенными ценностными требованиями приводит к активному взаимодействию, направленному на перераспределение ценностей. Реальная возможность в достижении той или иной ценностной позиции называется ценностным по- , Следовательно, социальные отношения возникают из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей. Анализ человеческих ценностей позволяет условно разделить их на две основные группы: ценности благосостояния и прочие ценности. Под ценностями благосостояния понимаются те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности индивидов. В эту группу ценностей входят прежде всего: благополучие, богатство, мастерство (квалификация), просвещенность. Благополучие означает здоровье и безопасность индивидов; богатство — услуги и различные материальные блага; мастерство - - приобретенный профессионализм в некоторой практической деятельности; просвещенность — знания и информационный потенциал индиви-Да, а также его культурные связи. Прочие ценности, как правило, выражаются в действиях как данного индивида, так и других. Наиболее значимыми из прочих ценностей следует считать власть, уважение, моральные Ценности и аффект и вность. Самой значимой из них является •1*кть, Это наиболее универсальная и высокая ценность, так как *><1аданне ею дает возможность приобретать любые другие цен- ™*Я. Уважение — это ценность, включающая статус, престиж, лаву и репутацию. Стремление к обладанию этой ценностью по Реву Считается одной из основных человеческих мотиваций. "Ралъные ценности включают в себя доброту, великодушие, доб-1ете.1ь, справедливость и другие моральные качества. Аффек 1вносгпь — это ценности, включающие прежде всего любовь и "РУжбу. 143Эти определения, касающиеся социальных ценностей, прив., дены потому, что они являются ключом к пониманию ски всех видов социальных отношений. Такие отношения общ," зуются в результате повторяющихся взаимодействий, когда, с о ной стороны, наблюдается потребность в приобретении ценност*1 или контроле над ними, а с другой — имеются ресурсы желае мых ценностей. Предположим, один индивид обладает ресурс» ми в виде богатства, а другой не заинтересован в приобретении материальных ценностей. В этом случае возможен лишь один ти, отношений — независимость каждого из индивидов, незаинтере. сованность и равнодушие. Всем известен, например, случай, * гда Александр Македонский, обладавший властью, богатством в престижем, предложил воспользоваться этими ценностями философу Диогену Синопскому. Царь попросил философа назвать желание, предъявить любое требование, которое он немедленно выполнит. Но Диоген не имел потребностей в предложенных ценностях и выразил единственное желание: чтобы царь отошел и не загораживал ему солнца. Отношения почтения и благодарности, на которые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался независимым, как, впрочем, и царь. Таким образом, содержание и смысл социальных отношений зависят от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. В табл. 1 показано, как формируются основные социальные отношения при владении индивидами кяк ценностями благосостояния, так и другими ценностями, а также при наличии потребностей у других индивидов в этих ценностях. Так как взаимодействие между индивидами зависит от многочисленных факторов внешней среды, то очевидно, что появление данных отношений носит вероятностный характер. Например, если у одного индивида или группы имеется потребность во власти, а у тех, кто взаимодействует с ними, нет возможности контролировать власть, но ими контролируется такая ценность, как высокий статус, слава, то в ходе взаимодействия с большой степенью вероятности возникнут отношения почтения. ДрУ" гими словами, людям, желающим подчиняться, другие люди, не обладающие властью, но имеющие высокий статус или славу, почет, будут внушать почтение. Таблицу 1 можно читать не только слева направо, но И сверху вниз. Например, если я владею ценностями, связанными с благополучием людей, или контролирую их (т.е. могу повлиять на Ш
ровье и безопасность), то потребность других людей во власти м жет привести к тому, что у меня с ними сложатся отношения, ос. кованные на принуждении. Если у других людей, с которыми я вступаю во взаимодействие, будет ярко выраженная потребнос-п в более высоком статусе, то это приведет к харизматическим от ношениям. Если же у них превалирует потребность в богатств* то отношения могут привести к контролю над средствами сущ. ствования. Очевидно, что в табл,1 приведены далеко не все социальные отношения, возможные в человеческом обществе, а только паи-более значимые, всегда существующие в социальных общностях В реальной жизни социальные отношения гораздо сложнее, так как в процессе человеческой деятельности происходят множественные обмены ценностями и контроль за ними, что придает таким отношениям многочисленные неповторимые оттенки. Мы специально не заостряли внимания на вопросе о том, какие отношения будут негативными, враждебными, приводящими к конфликтам, а какие могут считаться человечными, добрыми, полными сотрудничества и понимания. Дело в том, что каждое из сложных человеческих отношений, даже таких, как любовь, содержит одновременно в связанном виде враждебность, нетерпимость, а также доброту и сотрудничество. Поэтому, если о социальных взаимодействиях сотрудничества или конкуренции можно говорить вообще, то в случае социальных отношений такая классификация практически бессмысленна. Подход к изучению социальных отношений с точки зрения владения и обмена ценностями дает возможность проводить плодотворный анализ отношений в сфере политики, бизнеса, производства. 8.2. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЗАВИСИМОСТИ И ВЛАСТИ Среди бесконечного разнообразия социальных отношений существуют такие, которые являются основой и в тон или иной степени и в той или иной форме присутствуют во всех остальных «" ношениях. Это прежде всего отношения социальной зависимое** и власти. Действительно, если рассматривать отношения любви, то очевидно, что любовь двух людей друг к другу предпола" взаимные обязательства и зависимость одного человека от вов и действий другого. То же можно сказать о дружбе, сов управлении и руководстве, где отношения зависимости и вда- аш наиболее очевидны. В связи с этим отношения социальной зависимости и власти основными в анализе социальных структур и процес- , в них происходящих. Социальная зависимость. Категория зависимости занимает место во всех научных изысканиях, и любое научное знание без нее трудно себе представить. В естественных науках, как правило, изучается вид зависимости между явлением а или множеством явлений А и явлением Ь или множеством явлений В. Мы, однако, Не используем категорию зависимости в этом естественно-научном смысле. Социальная зависимость — это социальное отношение, при котором социальная система 5, (может быть индивид, группа или социальный институт) не может совершить необходимые для нее социальные действия а^, если социальная система 52 не совершит действий ^2- При этом система 52 будет называться доминирующей, а система 5, — зависимой. Например, школа или вуз не может начать процесс обучения, пока им не будут выделены средства той организации, которая этими средствами обладает (банком или вышестоящей организацией). В этом случае учебное заведение можно рассматривать как зависимую систему, а организацию со средствами как доминирующую. На практике часто встречается ситуация, когда личность или социальная группа в отношении достижения одной цели является зависимой от другого индивида или социальной группы, в в отношении достижения другой цели — доминирующей. Такие двойственные отношения называются взаимозависимыми. Например, рабочие на предприятиях зависят от руководителей в части получения заработной платы, но и руководители зависят от ра-^чих, от их желания сделать порученную работу качественно и 8 срок. Это типичный случай взаимозависимости. Таким образом, в основе зависимости лежат возможности в-Шяния на удовлетворение потребностей. Зависимость выступа- т Как сила, пропорциональная интенсивности возможного да- вания, если действия зависимой системы идут вразрез с дей- -^виями или инструкциями доминирующей системы. Это нака- МнИе может быть выражено, например, в потере доходов зави- имой системой (занижение или завышение цен доминирующей °роной или прекращение поставок). В свлзи с этим зависимая система должна выоирать линию поведения с учетом го наказания. Линия поведения зависимой системы имеет ственную особенность: она должна быть предсказуема дд„ д минирующей системы в области, касающейся отношений заев симостн. Классическим примером этого служит взаимодейс-вие двух государств, рассматриваемых как социальные системы Развивающаяся страна нуждается в поставках продовольствия и зависит в этом отношении от развитой страны, в которой предложение данных товаров превосходит спрос. Возможное наказание в этом случае — сокращение или прекращение этих поставок. От зависимой страны требуется определенная линия по-ведения — поддерживать политическую линию; проводимую развитой страной. Эта линия поведения предсказуема и желательна для доминирующей системы. Известно, что предсказуемое поведение, приспособленное к поведению других лиц или систем, обусловлено социальной ролью. Следовательно, можно сделать вывод, что отношения зависимости ограничивают некоторое множество ролей зависимой системы. Размеры этого ограничения очевидно пропорциональны силе зависимости. По мнению чехословацких ученых Ф. Хорвата и Я. Кучеры, "зависимость следует расценивать как силу, принуждающую нас к выполнению определенных ролей или к отказу от них и к выполнению других ролей. Иначе говоря, зависимость обедняет множество вариантов поведения зависимой системы".Однако в отношениях зависимости в некоторой степени снижается и число вариантов поведения доминирующей системы, так как она берет на себя роль оказания влияния на зависимую систему. В последнее время утвердился взгляд на отношения зависимости как на "каналы информации". Это отражено в известной книге У. Бакли "Социология и современная системная теория • Определив, что каждая социальная система существует благоДЯ' ря согласованному информационному обмену, Бакли предположил, что информационные потоки, протекающие между системами, могут быть как тормозом социальных Действий, так И в*' тализатором, усиливающим и ускоряющим действия. Исходя и этой теории информационного обмена зависимость определяв1" ся как "такой тип информационного потока, который символ» зирует несамостоятельность действий реципиента (зависим системы. - С.Ф.)".Здесь в качестве информаЦ" сматривается каждый из элементов новостей и влияющих на инятне решений сигналов, посредством которых реализуются ношения зависимости. Солдат выполняет распоряжения коман-1оа которому он подчиняется, т.е. информация четко направив и состоит из таких сигналов и новостей, которые охваты-' ют только определенную сферу деятельности зависимой и до-чннцрующей систем. На практике отношения зависимости далеко не всегда осознаются- Не зная о законах тяготения, ребенок тем не менее зависит от них. Рабочие и управленцы могут не знать, не видеть в лицо друг друга, но находиться в отношениях зависимости. Осознание отношений зависимости индивидами может значительно изменить характер этих отношений. Например, зависимые индивиды попытаются выйти из зависимости, а доминирующая сторона попытается превратить эти отношения в отношения власти и подчинения. Социальную зависимость делят по типам ее функционирования. Так, существует структурная зависимость, которая означает зависимость, основанную на различии статусов в группе (этот тип зависимости особенно характерен для организаций). Индивиды или группы, имеющие низкий статус, будут зависимы от индивидов или групп, имеющих более высокий статус, если их деятельность связана отношениями иерархии. Руководитель доминирует над подчиненными, если они находятся в его коллективе; генерал руководит офицерами, если они входят в состав иго дивизии, и т.д. Второй тип зависимости называется ^ткнтным. При нем отношения зависимости появляются в си-ЛУ различий в обладании значимыми ценностями, когда официальный статус не имеет решающего значения. Например, руко-'''•Т'тель в структуре организации может иметь подчиненного, п Которого он зависит в денежном отношении. Статусы руко-°ДИтеля и подчиненного в данном случае отходят на второй Лан, уступая место скрытым и невидимым отношениям зави- Отношения власти. Термины "власть" и "любовь" использу-^" постоянно в повседневной речи, понимаются интуитивно и фактически никогда не определяются точно. Между тем власть огромное значение в деятельности человека. Каждая поли- <жая кампания, любая организованная социальная группа, °и социальный процесс — это упражнение в использовании власти. Окружающая нас действительность лает множество пп меров специфических проявлений властных отношений; соццад ная власть и соперничество из-за власти порождают больщ^н„^ во драм В вашей жизни. Власть, таким образом, предстает пег» нами не только как всеобщее свойство социальных структур и как трудно поддающийся определению, можно сказать дате за гадочный, социальный феномен. Большинство современных ученых-социологов в самой общем виде представляют власть как способность одних индивидов контролировать действия других. Однако у ученых нет согласия в том, как осуществляются отношения власти и каков характер этого контроля. Можно выделить два имеющих право на суще_ ствование основных подхода к определению сущности властных отношений. Первый подход связывают с именем М. Вебера. В наиболее концентрированном виде его сущность выражена в следующем определении власти: "Власть означает любую закрепленную социальными отношениями возможность настаивать на своем даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возможность выражается". Очевидно, что власть в данной случае понимается как часть межличностных или меж групповых отношений, с помощью которых преодолевается сопротивление других индивидов или социальных групп. Большинство ученых придерживаются згой точки зрения (П, Блау, К. Левин, П. Лоренс и Дж. Лош и др..Такой подход к пониманию власти основан прежде всего на наличии личностных способ' ностей для осуществления контроля за действиями других и преодоления их сопротивления этому контролю. Второй подход к объяснению сущности властных отношении называется "системным". Его последователи полагают, что основой власти в организованном, сложном человеческом обществе является статус индивида или социальной группы (к приверженца" такого подхода относятся М. Крозье, Т. Парсонс и др. Иными словами, власть только тогда способна контрю ли ровать действия других индивидов, когда она узаконена в соответствии с о/ лективными требованиями-ожиданиями или с некоторым ством ролей в человеческой организации. Таким образом, руководителя в организации проявляется в том случае, если е' личное положение заставляет других подчиняться ему, на личностные качества руководителя и подчиненных. Опыт показывает, что в зависимости от ситуации оба рассмот-х подхода встречаются в социальной практике. Например, новление политического лидера начинается с проявления им особностей к руководству людьми, правильному, оптимально- использованию ресурсов власти, но для наибольшего влияния йчность должна подняться до определенного узаконенного об- щественного положения. Социальная власть имеет по крайней мере три компонента: М11Ч, авторитет и влияние. Сила — это применение или угроза применения физического принуждения, а также использование таких средств, как ограничение движения, контроль через силу за удовлетворением потребностей, например, в еде, сексе, комфорте. Очевидно, что для укрепления своего положения и власти в преступной банде главарь должен полагаться на силу собственных кулаков или своих приближенных. Только этим путем чаще всего он может настоять на своем, невзирая на сопротивление. Авторитет — это установленное и узаконенное право принимать решения и управлять действиями других людей. Неотъемлемой, существенной частью авторитета является узаконенное право ожидать послушания и контролировать его. Право руководить и требовать уступчивости обусловливается согласием подчиненных на уступки и на несамостоятельность поведения. Говоря об авторитетном руководителе, мы подразумеваем, что все подчиненные с готовностью следуют его указаниям и даже побуждают к этому других, создают нормативную основу авторитета. Сила и авторитет часто могут объединяться, комбинироваться {например, в армии или органах правопорядка). Влияние -это способность воздействовать на решения и действия других помимо авторитета, на основании престижа, уважения, привязанности. Газетный репортер может не иметь ни силы, ни личного авт°Ритета, но высокий престиж его газеты заставляет многих "Чей идти на уступки и подчиняться его контролирующему воз-Действию. Какова же взаимосвязь между понятиями зависимости и вла-'• >мвисимость — это неотъемлемое свойство властных отноше-и. Зависимость отличается от власти тем, что: 1) от нее можно ТИ' ускользнуть, уклониться; 2) в отношениях зависимости нет ибости, договоренности, согласия на подчинение со сторо-висимой стороны; 3) зависимость может быть неосознанной, время как отношения власти всегда осознаны. Власть — это зависимость в действии, зависимость, от которой нельзя скрыт^ ся. Когда с помощью принуждения, потенциальной возможное^ насилия или добровольно, на основе авторитета зависимая стара, на соглашается на несамостоятельность своего поведения, с. момента в силу вступают отношения власти. Власть имеет множество степеней, оттенков и форм Проявле, ния: от громкого окрика до шепота, от вспышки раздражения v маленького ребенка в его желании воздействовать на поведена» матери до мобилизации в армию огромного числа людей. Для то. го чтобы несколько упорядочить множество властных форм, уч^. ные прибегают к построению абстрактных идеальных моделей власти. Наиболее известны три модели, предложенные П. Росси в 1957 г. Первая модель — это потенциальная власть, которая пред, полагает накопление ресурсов власти и тесную связь с определев-ными социальными позициями и ситуациями в обществе и социальных группах. Такова, например, власть "господствующей элиты". Элита может не предпринимать видимых социальных действий, но ее возможности контролировать поведение других членов общества практически ничем не ограничены. Мэр города, очевидно, будет иметь большую потенциальную власть, чем простой служащий в мэрии, а Министерство народного образования -большую власть, чем учительский совет. Вторая модель — власть репутации. Это власть, принадлежащая определенным личностям и группам, которые хорошо известны в обществе. При определении степени и возможностей этой власти обычно хотят получить ответ на вопрос о том, кто действительно лучше других ориентируется в данной ситуации. Если найдется личность, лучше всех ориентирующаяся в политической обстановке, сложившейся в данный момент, то этот самый компетентный политик будет иметь наилучшую репутацию, чТ° позволит ему завоевать авторитет и, стало быть, приобрести определенную власть. Третья модель — власть принятия решения, которая показы вает степень участия индивида или группы в контроле за пр"я*' тием решения в управлении социальными объектами. при обсуждении вопроса о финансировании научного принимается решение, подготовленное и обоснованное на главным инженером предприятия. В этом случае очевидно, власть принятия решения находится в основном у него. Date: 2015-05-09; view: 448; Нарушение авторских прав |