Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оер? Какими, по его мнению, особен- взаимодействий и в чем заключаются их м« о6/,адает социальное действие? особенности? 2 page
80% что Применение идеальных моделей власти для реальных ситуаций „ет специфическую черту — ни одна из них не существует в дей- "вительноети в чистом виде. Однако наложение идеальных моде- Й на реальные ситуации позволяет ответить на вопросы о том, ' в действительности и в какой степени контролирует ситуацию, •яков возможный авторитет и каковы его потенциальные воз- «откности в укреплении и использовании власти. Для воздействия на поведение других личностей или групп применяющий власть должен иметь в своем распоряжении опре-1енные ресурсы, т.е. средства подкрепления, с помощью которых он может обеспечить удовлетворение соответствующих мотивов другого, задержать это удовлетворение или предотвратить его. Иными словами, такие ресурсы могут обмениваться на уступки со стороны других личностей или групп, что и приводит к установлению властных отношений. Ресурсы такого рода были названы Дж. Френчем и Б. Рейвеном основаниями власти. Ими же было выделено семь оснований власти (154]. 1. Власть принуждения — ее сила определяется ожиданием индивидом или группой В, во-первых, той меры, в какой индивид или группа А способен наказать его за нежелательные для Д действия путем блокирования того или иного мотива (той или иной потребности), и, во-вторых, того, насколько А сделает неудовлетворение потребности зависящим от нежелательного поведения В. Принуждение заключается в ограничении возможных действий В ввиду угрозы наказания. В крайних случаях власть принуждения может осуществляться непосредственно физически, например, когда ребенка насильно укладывают в постель. 2. Власть связей основывается на том, что А способен воздействовать на поведение В, используя власть другого влиятельного или важного лица С, поддержкой которого он смог заручить-ся- Например, мастер в цехе может применить санкции по отношению к рабочему своего участка и достичь успеха, ссылаясь на 'вторитетного начальника цеха. По ряду причин он не может от своего имени заставить рабочего выполнить задание. Власть свя-зр|"| просто один из вариантов власти принуждения, только с .ключением дополнительных ресурсов третьих лиц. *- Власть эксперта. Ее сила зависит от объема приписываемых 00 стороны В особых знаний, интуиции, навыков, относящих-: сфере того поведения, которого А добивается от В. Так, ре- 153бенох по какому-либо вопросу слушается своего отца, так как и лагает, что отец знает в этой области больше, чем он. Новцч на производстве подчиняется наставнику, так как тот больше мастерства и навыков в работе. 4. Нормативная власть основана на воспринятых и В нормах, согласно которым А имеет право контролировать блюдение определенных правил поведения и в случае необзсодв мости настаивать на них. Например, руководитель коллектива вво. дит новое правило отчитываться по субботам за проделанную рд боту. Подчиненные осознают необходимость этого ново в веде НКя так как понимают, что руководитель пытается улучшить качество работы, и с этого момента правило отчетности становится нор. мой. Руководитель вправе требовать субботних отчетов, а сотрудники сами будут способствовать выполнению нормативных требований. 5. Референтная власть основана на идентификации В с А и желании быть похожим на социальный объект А. Подобрее основание власти с необходимостью включает в себя высокий престиж А и наделение его со стороны В рядом высоких положительных качеств. Говоря о процессе социализации, обычно приводят примеры, когда личность для создания собственного Я-образа обращается к представителям наиболее значимых для нее групп, оценивающим то или иное качество данной личности. Очевидно, что такие представители будут иметь власть над данной личностью либо заставят ее изменять свое поведение. Это влияние усиливается в том случае, если личность испытывает сильное стремление во всем походить на представителя референтной группы. Так, мальчик, стремясь быть похожим на футбольную звезду, готов носить за этой звездой мяч, а ученик высокоталантливого мастера — выполнять все его желания. 6. Информационная власть имеет место в случаях, когда А ВЛ» деет информацией, представляющей ценность для В. Стремясь быть "в курсе", В может пойти на уступки в отношении желании А. Здесь В обменивает свою независимость в некоторых вопроса* на приобретение необходимой ему информации. Студент, я*6" лающий получить знания, подчиняется преподавателям, огрей8 чивая свою свободу. Сотрудник учреждения может выполнять * лания секретаря директора, если этот секретарь владеет ино?° нацией о его дальнейшей судьбе в этом учреждении. 7 Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием т в какой мере А в состоянии удовлетворить один из его мо- в и насколько А поставит это удовлетворение в зависимость желательного для него поведения В. При этом В верит, что его „-гулчивость приведет к полному или частичному удовлетворе- " потребностей со стороны А. В качестве вознаграждения мо- выступать многие ценности: деньги, престиж, внимание, "опасность и т_д_ Выбор вознаграждения зависит от возможно- стей дт структуры потребностей В, а также от ситуации взаимо- действия между А и В. При реальном осуществлении власти субъект, по мнению X Хекхаузена, "должен оценить, какие источники власти находятся в его распоряжении, а также принять решение об их использовании".Одновременно он должен оценить сферу значимых ценностей и потребностей того, на кого он пытается оказать воздействие, а уже затем на основании этой оценки определить силу имеющихся у него оснований власти. Такая оценка собственных сил и потребностей другого необходима для обеспечения наиболее оптимального соотношения затрат и результатов при использовании различных ресурсов власти. Например, очевидно, что при всей привлекательности применения поощрения или наказания они требуют от А Постоянного контроля за поведением В. Вместе с тем при использовании этих оснований власти могут истощиться ресурсы А и насытиться потребности В. В результате возможно появление или усиление враждебности В по отношению к А. Использование власти эксперта, информационной власти и референтной власти таких крупных издержек не предполагают. Однако проблема применения власти во многом связана с со-"ротивленнем, оказываемым объектом воздействия — индивидом или Группой, на которых это воздействие направлено Как видно из рис. 5, субъект власти пытается изменить по- •ЖИие объекта власти. Цикл действия власти начинается с то- ' Что у субъекта воздействия должна появиться мотивация на 'Именение власти по отношению к объекту. Поводом для этого ^Ит стремление обладать средствами удовлетворения различ- * пот;>ебностей и желаний субъекта. После того как мотиаа-11 Применению власти сформировалась, субъект власти дово-Ао сведения объекта воздействия информацию о том, како- пособа поведения он Если объект ве-
/. Мотивация власти Актуальные потребности, удовлетворение которых возможно только в случае соответствующего поведения партнера 2. Сопротивление объекта воздействия 3. Источники власти Личностные: уы, физическая сила, красота, обаяние Институциональные: экономические, правовые, силовые, ролевые 4- 4. Внутренние барьеры Боязнь ответственных мер, ценности, затраты, недостаточная уверенность в себе, институциональные нормы, культура 5. Средства воздействия Убеждении, угрозы, общение, воэваграждение, насилие, принуждение, изменение окружающей обстановки т 6. Реакции объекта воздействия Уступки, послушавие, внутреннее согласие, потеря самоуважения, уважение к обладающему властью субъекту 7. Последствия для применяющего власть субъекта Изменение дотребпостного состояния, ощущение своей власти, новый образ объекта воздействия, изменение ценностей Рис. 5. Описательная модель сопротивления действию власти [1.3В, т. 1, с. 283' дет себя в соответствии с ожиданиями субъекта, процесс действия власти на этом заканчивается. Но мы рассматриваем тотеЛ) чай, когда объект начинает оказывать сопротивление, не подчв няясь влиянию субъекта (п. 2, рис. 5). Столкнувшись с реальным или предполагаемым сопротивлением, субъект власти преЖДе всего оценивает находящиеся в его распоряжении источник' власти (п. 3, рис. 5). Выбор источников власти зависит от желаний и потребновР объекта, подвергающегося воздействию, а также от вида ния, к которому субъект хочет его склонить. Но, выбрав жащий источник власти, субъект чаще всего испытывает сой» ния в успешности его применения. Это может выражаться * уверенности в своих силах, боязни потерять свое Я и т.Д- ("• рис. 5). Субъекту власти далеко не всегда удается преодолеть» 156 достаточной уверенности в себе. В том случае, если барьер возникает или успешно преодолевается, субъект начинает (й Менять средства воздествия, которые "отчасти отвечают из- источнику власти, отчасти зависят от индивидуальных обенностей использующего власть, от его восприятия ситуации оказываемого сопротивления".На рис. 5 1-от мо^ент помечен как п. 5. В зависимости от ситуации субъ-власти обычно использует институциональные средства, ко- торые являются более жесткими, чем личностные. Действия источников власти приводят к определенной реакции объекта воздействия (п. 6, рис. 5). Объект может полностью подчиниться власти, а может, подчинившись, затаить злобу, испытывать чувство мести. Достижение цели субъектом власти приводит к изменению его состояния (п. 7, рис. 5). У него могут появиться новые мотивы власти, успокоение, уверенность в своих силах. Он удовлетворяет блокируемую объектом воздействия собственную потребность. Как только у субъекта возникает новая потребность в применении власти, весь процесс повторяется. Неопределенность и власть. Приобретение и перераспределение власти в группе или организации во многом зависят от неопределенности как внешних, так и внутренних условий существования и функционирования социальной общности. Когда индивиды не имеют представления о том, что им делать, куда идти и каким образом поступать, они наделяют большими прерогативами власти тех, кто компетентен в области неясных вопросов и методов дальнейших действий, тех, кто укажет им (хорошо или плохо), как надо поступать в той или иной ситуации. Представляют ли индивиды точно, в какой ситуации можно использовать те или иные средства или применять те или иные основания власти? К сожалению, каждый ограничен в своих Действиях, так как не имеет либо соответствующих знаний, ли- °° Достаточной информации- Для крупных и сложных организа- 1|ИН характерен целый лабиринт неопределенностей, обуслов- Нных переплетающимися взаимоотношениями между структур- ^ми единицами, множественностью и противоречивостью внеш- их условий их деятельности. В связи с этим члены организации Ходятся в замешательстве, натыкаясь на невидимые стены, соз- ные их собственным незнанием. ^Дно из главных обобщений, выявляемых в ходе изучения организаций и профессий, состоит в том, что властнымн позициями обладают те, которые контролируют наибол необходимые, "критические" области неопределенности в низацин. Например, экономист или юрист, не имеющий ально власти, может диктовать свою волю руководителю сложных ситуациях принятия решений в экономической ил» юридической областях. Не знающий же способов действий Ру- ко водитель вынужден подчиняться требованиям этих экспертов, которые имеют над ним власть в данной области. Но не все экс. перты могут обладать такой властью. Их влияние на руководи, теля во многом зависит от степени простоты решения проблемы Если данный тип решаемой проблемы встречается в деятельности руководителя неоднократно, ои уже имеет представление о путях ее разрешения и сам может выступить в качестве судья по данному вопросу. В этом случае эксперт меньше влияет на по. ведение руководителя. Однако уже само наличие проблемы в поле значительной неопределенности дает эксперту весьма большую власть. Парадоксально, но факт — чем подробнее и качественнее проводится экспертиза, тем менее вероятно, что эксперт будет обладать властью над руководителем. Это происходит потому, что компетентный специалист, наиболее полно разрешающий проблему сразу, как только она появляется, делает ее решение доступным для других лиц. Следовательно, эксперты и компетентные специалисты в узких областях, если они хотят сохранить власть, В* должны принижать проблему до уровня, доступного среднему менеджеру, но, с другой стороны, они должны стремиться, чтобы их советы были максимально эффективными. Тогда зависимость исполнителя от эксперта приводит к появлению чувства уважения К последнему, и создается возможность возникновения скрытой власти. Такое положение вещей объясняет то обстоятельство, что некоторые профессии могут быть источниками большей власти, чем все остальные. Возьмем, например, автомеханика и врача. Искусство механика не приводит к зависимости от его деятельности-в конце концов, можно довериться другому механику или браться в поломке самому. Напротив, врач, берущийся за чение серьезной болезни, как правило, обладает большей власть" над пациентом. Даже ошибки в диагнозе и методах лечеЯ обычно не осуждаются. Все дело в том, что медицина яе областью деятельности, более таинственной и неопределенной, 1, и это служит одним из главных условии высокого пре- ^ медицины. Таким образом, часть искусства завоевания власти состоит в у чтобы создать впечатление, что мы делаем уникальную ра-,-,. не доступную большинству, и что эта работа крайне необ-ляима ДЛЯ кого-то. Политики, руководители предприятий, пред-ттяниматели могут внушать определенным группам людей уважение К повышать свой престиж благодаря тому, что они знают, как поступать в ситуациях неопределенности. Следует отметить, что власть в условиях неопределенности мо-ясет проявляться как на нижних, так и на верхних уровнях организации. На некоторых предприятиях, например, обслуживающие и ремонтные рабочие обладают большей властью, чем остальные. Если каждый обычный рабочий выполняет достаточно рутинную работу, ремонтники включаются только в момент сложной поломки или непредвиденных обстоятельств. В некоторых ситуациях только ремонтники знают, что нужно предпринять, чтобы вернуть предприятие или цех к нормальной работе. Они делают свою работу быстро или медленно, сами назначают цену, поскольку больше никто не' знает о серьезности проблемы. Поэтому ремонтные рабочие могут распространять свое влияние на Другие аспекты организационной жизни, сильно ограничивая при этом власть руководителя. Таким образом, власть в организации, ее объем и распространение во многом зависят от разных случайных событий. Власть может осуществляться немногими людьми, контролирующими те области деятельности, где существует неопределенность. Слож-ости в руководстве возникают тогда, когда перед руководителем веется несколько путей и он не способен найти оптимальное и Удовлетворительное решение возникшей проблемы. Такой руко-Дитель попадает в зависимость от других и начинает терять свою сть. Власть все больше переходит к тем, кто владеет инфор- Иеи, знаниями и навыками, помогающими в разрешении ^ икающих проблем. Именно эти ценности служат основными Получения власти в условиях неопределенности. 1. Каким образом возникают социальные отношения из взаимодействий? Чем отличаются социальные отношения от социальных взаимодействии7 2. Что такое социальные ценности? Какова их роль в процессе формирований социальны* отношений? 3. Каковы основные характеристики распределения ценностей в социальных группах? Дайте наиболее общую классификацию ценностей. 4. Какие два условия должны выполняться для того, чтобы б результате обмена ценностями сложились социальные отношения? 5. Приведите примеры возникновения социальных отношений исходя из наличия определенных видов потребностей и ценностей у различных групп индивидов. Какой обмен ценностями наблюдается во всех этик слоях? 6. Почему выделяют отношения зависимости и власти из всех других типов социальных отношений? Вопросы для самоконтроля 7- Что представляет собой социальная **- виснмость7 Каким должно быть зависимой и доминирующей систем' 8. Как классифицируется социальная на симость на основе типа ее Функционнро-, ния? Чем отличаются структурный и •». тентный типы зависимости? 9. В чем состоит значение отношении цц. сти для людей, живущих в обществе? 10. Из каких основных компонентов соств. ят отношения власти? 11. Как связаны между собой отноще»,,, зависимости и власти? В чем состоит ил ос-ноанов различие? 12. Что следует понимать под основанием,, власти? Дайте характеристику каждому основанию власти. 13. Какова принципиальная схема, показывающая сопротивление, которое оказывается власти? Какие последствия наблюдаются в результате такого сопротивле- ГЛ А ВА 9 СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ Социальная практика показывает, что для человеческого об-жизненно необходимо закрепить некоторые типы соци-отношений, сделать их обязательными для членов оп-общества или определенной, социальной группы. Это всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей. Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а так-хе в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения. Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде соци-институтов, которые являются наиболее сложными и для общества видами социальных связей. Именно со-институты поддерживают совместную кооператив- "Уо деятельность в организациях, определяют устойчивые об-№зцы поведения, идеи и стимулы. Понятие "институт" — одно из центральных в социологии, Зтому изучение институциональных связей служит одной из научных задач, стоящих перед социологами. 9.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ИНСТИТУТ" В своей повседневной деятельности люди понимают под»,, ститутом разные социальные единицы. Это могут быть учебны или научные организации и учреждения, любые крупные цеде вые организации. Среди социологов нет полного согласия в по. нимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комите. там, объединениям и т.п.), используя для малых организаций тт. мин "группа" или "ассоциация". Такое понимание позволяет различать понятия "институт", "группа" и "ассоциация" исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций. На самом деле, между понятиями "институт" и "группа" имеется существенное внутреннее различие. Если группа — это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт ярляет-ся системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реализуемых на практике. Представляется, что можно дать следующее формальное определение социального института: социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным по требностям общества. В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами — стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей — сплетение ролей и ста тусов, посредством которых это поведение осуществляется I удерживается в определенных рамках. Например, институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 2) общественны' процедуры (забота о воспитании детей, их физическим развит!» семейные правила и обязательства); и) переплетение ролей статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, теЩя> свекрови, братьев к т.п.). с помощью которых осуществляется <* мейная жизнь.Любой социальный институт возникает и функцнонир?* выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая и становится незначительной или совсем исчезает, то су-не института оказывается бессмысленным, тормозящим •щественную жизнь. Такой институт в силу инерции социаль-саязей некоторое в]>емя еще может функционировать как дань „алиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро Зарождение и гибель социального института хорошо про-чатриваются на примере института дворянских дуэлей чести. Ду--щбыли институционализированным методом выяснения отно-Шеннй между дворянами в период с XVI по XVIII в. Этот инсти-гут чести возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Постепенно система процедур и норм развивалась и спонтанные ссоры и скандалы превращались в высокоформа-диэованные бои и поединки со специализированными ролями (главный распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных слоях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или принять вызов, или уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусливого малодушия. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические кормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Гак этот институт постепенно прекратил свое существование. Вместе с тем есть важные, в высшей степени необходимые ин-^туты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Со-«ояоги считают, что таких институтов в развитых обществах вселять: это институты семейные, политические, экономические, °разо нательные и религиозные. Кроме того, поскольку ценности процедуры научной жизни стали очень важными и высокостан-^Иэиро ванными, к важнейшим можно было бы причислить и ститут науки. Вместе с тем многие виды деятельности, вклю-с°ЦИальную деятельность и медицину, тоже начинают опре-лться жестко установленными образцами и нормами поведе-• °бладают системой социальных статусов и ролей и по этой могут быть отнесены к институтам. Несмотря на то, что институты и социальные группы__.^ личные научные понятия, они неотделимы друг от друга. Ивсть тут, будучи совокупностью взаимосвязей и систем Поведено определяется, в конечном счете, потребностями людей. Хотя0' сам формирует взаимосвязи и нормы, есть люди, между котощ. ми осуществляются эти взаимосвязи и которые используют вол. мы на практике. Именно люди сами с помощью институции. нальных норм организуют себя в группы и ассоциации. Таким об. разом, в каждый институт входит много групп и ассоциаций, определяющих институциональное Поведение. Например, институт семьи — это совокупность определенных связей, норм и ролей которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп (конкретных семей). Институт образования реализуется через коллективы школ и других учебных заведений, т.е. через определенные социальные группы. Церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви -— ассоциацией. Следовательно, институты и социальные группы, а также ассоциации взаимосвязаны, и бессмысленно полностью отделять друг от друга данные понятия и изучать их раздельно. Итак, институт — это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры И Д* рядок в обществе. 9.2. ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ Социальные институты появляются в обществе как крупвь непланируемые продукты социальной жизни. Как же это ПР01 ходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать <Я потребности сообща и ищут для этого различные способы- *> де общественной практики они находят некоторые приеМЛ** образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через п°в рение и оценку превращают в стандартизированные обычяИ Я Я и. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведе- поддерживаю тел общественным мнением, принимаются и уза-яиваются. На этой основе разрабатывается система санкция. Так обычай назначать свидание, будучи элементом института уха-рдлия, развивался как средство выбора партнера. Банки — элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превРатились в самостоятзльный институт. Время от времени Ч1енЫ общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменя-кугся и развиваются. Исходя из этого инститиционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация — это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так, предынсти-туциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов. Каждый день возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше. При появлении институциональных моментов в общественном Движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последовате-Леи. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий ^гламент выступлений, каждому участнику даются инструк-чи, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы Правила постепенно принимаются и становятся само собой ра-«еющимися_ Одновременно начинает складываться система Опальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, РЫе оформляются официально, согласно принятому поряд-. например, выбираются или назначаются). Кроме того, каж-стник движения обладает определенным статусом и вы- Илп. соответствующую роль: он может быть членом органи- зационного актива, находиться в составе групп поддержки. ра, быть агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение постецей" но ослабляется под воздействием определенных норм, и повед ние каждого участника становится стандартизованным и ПредС|„ зуемым. Появляются предпосылки для организованных совме^ ных действий. В итоге общественное движение в большей ад» меньшей степени институционализируется. Процесс институционализации, т.е. образования социальц^ го института, состоит из нескольких последовательных этапов; 1) возникновение потребности, удовлетворение которой тре, бует совместных организованных действий; 2) формирование общих целей; 3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб ц ошибок; 4) появление процедур, связанных с нормами и правилами; 5) институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение; 6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях; 7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института. Date: 2015-05-09; view: 452; Нарушение авторских прав |