Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 4 3 page





Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на еда-тему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, пале-чей и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливы­ми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные ро­ли были полностью разделены. Торговый работник, которы! нарушает законы днем, а вечером с трибуны ратует за их уже­сточение, не обязательно должен быть лицемером. Он просто переключает свои роли, избавляясь от неприятного несоответ­ствия. Униформа милиционера, военного, белый халат хирУР1 га и профессиональные титулы помогают людям в разделена* своих ролей. Многие не могут "расслабиться" (полностью ото* ти от роли) до тех пор, пока не снимут с себя униформу. Пря' нято образно говорить, что каждый член общества, который Я пешно социализировался, расширяет "гардероб" ролевых и надевает то одну, то другую из них в зависимости от цни: дома он сама мягкость и покорность, на работе жесток официален, в обществе женщин мужествен и предупредите** и т.д. Такой процесс ролевого перерождения создает

снятия эмоциональной напряженности всякий раз, когда ямовки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностя-^ другой. Если индивид не защитил себя путем разделения ро-Й эти противоречия становятся психологическими конфлик­тами.

ролевые конфликты и несовместимости, вероятно, можно

яйтн в каждом обществе. В хорошо интегрированной культуре е. имеющей единые, традиционные, разделяемые подавляющим большинством культурные комплексы) эти несовместимости так ши1,онализированы, разделены и блокированы одна от другой, что индивид их воьсе не ощущает. Например, члены некоторых индейских племен относятся друг к другу с величайшей терпи­мостью и мягкостью. Но их человечность распространяется толь­ко на членов племени, всех же остальных людей они считают жи­вотными и могут спокойно убивать, не испытывая никаких угрызений совести. Однако сложные общества, как правило, не имеют высоко интегрированной традиционной культуры, и пото­му ролевые конфликты и ролевая напряженность в них представ­ляют серьезную социальную и психологическую проблему.

Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей прежде всего тем, что явля­ется осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей — формальная процедура, посредством которой индивид освобож­дается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли. Это означает, что организации и обществен­ные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние ор­ганизаций, в силу которого он вынужден действовать определен­ным образом. Муж оправдывается перед женой за длительное от­сутствие, говоря, что этого требовала его работа. Нечестный работник торговли не чувствует своей вины потому, что он уве-Р6". что его заставляет так поступать система торговли. Как

°лько у индивида появляется напряженность или ролевой кон­фликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации

' и ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль. о Итоге можно сказать, что каждая личность в современном

Ществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также по-

стояивп

ппо происходящих культурных изменении и множественно-

Играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и кон-

фликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты» осознанного подключения общественных структур для избежал», опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое социальный статус и социальная роль? Как эти понятия связаны между собой?

2. Какие условия являются необходимыми и достаточными для ролевого обучения?

3. Опишите процесс ролевого обучения ре­бенка взрослым ролям. Какое значение име­ет подражание в процессе такого обучения?

4. Что такое предписанные статусы? Су­ществуют ли предписанные статусы в совре­менном индустриальном обществе?

5- Как предписанные роли влияют на пове­дение людей? Как они связаны с культурой общества?

6. Что такое достигаемые статусы? В чем причина увеличения их числа в современ­ны* обществах?

7. В чем состоит специфика поведения лю­дей в обществе, где ц основном существу­ет достигаемые статусы7

Кг Каковы положительные и отрицатель­ные стороны достигаемый статусов? Суще-

ствует ли общество, в котором наблюдая-

ся только достигаемые статусы

9. Что мы понимаем под ролевым повыв.

ннем7 Чем оно отличается от набор»

и обязанностей для дачной роли?

'0. В чем основные причины ролевого

пряжения и ролевого конфликта? Чем да

личаются эти два понятия?

11. Как влияет неадекватная ролевая по* готовка на процесс исполнения ролей? П» чему мы говорим, что в современных обц». ствак именно ролевая подготовка являма во многих случаях источником социальна го напряжений и конфликтов?

12. Какие основные виды действий сомр-шае! человек для защиты своего Я от ро­левых напряжения и конфликта?

13. В чем сущность таких способов дейст­вий, как рационализация, разделение ролей и регулирование ролей7 В чем состоят ос­новные различия эти* способов действий?

ГЛАВА 6

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ

Изучение социального Контроля, тя. совокупности средств, п0мощью которых общество или социальная группа гаранти-

т конформное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям, целесообразно начинать с рассмот­рения социального порядка, внутри которого люди взаимодейст­вуют друг с другом.

Рассмотрим, например, упорядоченное внутреннее устройст­во наблюдаемое нами в суете крупного города. Цаже беглого взгля­да на городскую жизнь достаточно, чтобы заметить, что, десят­ки тысяч людей в определенное время занимают свои рабочие места без каких-либо видимых корректив и указаний. Тысячи транспортных средств начинают движение по определенным маршрутам без видимых наблюдателей и распорядителей и при этом довольно редко сталкиваются. Множество машин и меха­низмов работают в строго определенное время и в строго опреде­ленной взаимосвязи, причем их продукция передается по длинным цепочкам и непременно достигает потребителей.

Можно бесконечно продолжать рисовать картину того, что мы называем социальным порядком, т.е. системы, включающей в себя индивидов, взаимосвязи между ними, привычки, обычаи, действующие незаметно, способствующие выполнению работы, необходимой для успешного функционирования этой системы, Ин дивид или группа может знать, что ожидает от них общест-во- но это не всегда побуждает их к действию. Поэтому нет та­кого общества, которое могло бы функционировать без Разрабатаннои системы правил и норм, предписывающих выпал-'ение каждым индивидом требований и обязанностей, необходи- •""** для общества.

"^пример, живя в городе, мы знаем, что правила дорожного ви*сения будут, соблюдаться и без милиционера, который толь-

иногда регулирует их выполнение; рабочие идут на работу в

>гпвегпствии с графиком без постоянного надзора контролера

который лишь напоминает им о необходимости выполнения графика. Если подобные условия не соблюдаются самими ми общества, то в нем нет порядка. Упорядоченность ва основывается на взаимосвязанных ролях, в соответствии* которыми каждая личность принимает на себя определенные обя, занности в отношении других и в то же время требует от дру. гих выполнения ими своих обязанностей, корреспондирующих про. вам данной личности.

Как же эта система взаимных прав и обязанностей действовать в полную силу? Для объяснения этого социологи пользуют термин "социальный контроль".

6.1. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Для определения сущности социального контроля полез» рассмотреть способы его реализации в группе или обществе. I

Социальный контроль через социализацию. Э. Фромм отме­чал, что общество только тогда функционирует эффективно, ко­гда "его члены достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать ц качестве членов данного общества. Они должны желать делать то, что объ­ективно необходимо для общества"

Люди в любом обществе контролируются в основном с помо­щью социализации таким образом, что они выполняют свои ро­ли бессознательно, естественно, в силу обычаев, привычек И предпочтений. Как можно заставить женщин принять на себя тя­желую и неблагодарную домашнюю работу? Только социализи­ровав их таким образом, чтобы они хотели иметь мужа, детей I домашнее хозяйство и чувствовали себя несчастными Гнм лих. КаК заставить человека со свободной волей подчиняться:тконамЯ нравственным нормам, ограничивающим его своГю,г,. часто тя­желым для него? Только культивируя у него те ч^'ыпкл, жела­ния и стремления, которые приведут к желанию упорядочить сво» жизнь и подчиниться законам общества, чтобы чувствовать рас­терянность и раздражение, если эти законы будут нарушать** Большинство социальных ролей люди играют ш-у.щчно не пот*" му, что они не способны выполнить определенные ролевые тр** бования, а потому что они либо не принимают содержание роле» либо не хотят их исполнять. 108

Таким образом, социализация, формируя наши привычки, л\е-

,я ц обычаи, является одним из основных факторов социаль-•1 контроля и установления порядка в обществе. Она облегча- | Н..дности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, |, вести себя, как действовать в той или иной жизненной си- |

нии. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое •понимается и усваивается в ходе социализации, кажется нам не-местным, незнакомым и опасным. Именно таким путем осуще­ствляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.

Социальный контроль через групповое давление. Человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь толь­ко на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпе­чаток также включенность в общественную жизнь, которая вы­ражается в том, что индивид является членом многих первичных групп {семья, производственная бригада, класс, студенческая группа и т.д.). Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфи­ческих как для данной группы, так и для общества в целом.

Таким образом, возможность осуществления группового со­циального контроля обусловлена включенностью каждого инди­вида в первичную социальную группу. Необходимым условием такого включения служит то обстоятельство, что индивид дол­жен разделять определенный минимум принятых данной груп­пой культурных норм, составляющих формальный или нефор­мальный кодекс поведения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен ши­рокий диапазон осуждения и санкций со стороны группы — от простых замечаний до изгнания из данной первичной группы. Вариации поведения группы, возникающего в результате груп­пового давления, можно проследить на примере производст­венной бригады. Каждый член бригады должен придерживать­ся определенных норм поведения не только на производстве, но и после работы, И если, скажем, неподчинение бригадиру может повлечь для нарушителя резкие замечания со стороны рабочих, то прогулы и пьянство часто заканчиваются его бойкотом и от-Р*ением из бригады, так как они наносят материальный УЩерб каждому из членов бригады. Как мы видим, социальный °нтроль в данном случае заканчивается применением неформальных санкций по отношению к индивиду, нарушающему мы.

Эффективность и своевременность применения социально», контроля далеко не всегда одинаковы во всех первичных колд«, тивах. Групповое давление на индивида, нарушающего нормы, а висит от многих факторов и прежде всего от статуса данного ив дивида. К лицам, имеющим высокие и низкие статусы в групп» Применяются совершенно разные способы группового давления Личность с высоким статусом в первичной группе или лидер груь пы имеет в качестве одной из своих основных обязанностей из»». нение старых и создание новых культурных образцов, новых сгю. собов взаимодействия. За это лидер получает кредит доверия и сам может в той или иной степени отступать от групповых норм. Во-лее того, чтобы не потерять свой статус лидера, он не должен быть полностью идентичным членам группы. Однако при отступления от групповых норм у каждого лидера существует грань, через ко­торую он не может перейти. За этой гранью он начинает испыты­вать действие группового социального контроля со стороны осталь­ных членов группы и его лидерское влияние заканчивается.

Степень и вид группового давления зависят также от харак­теристик первичной группы. Если, например, сплоченность груп­пы высока, высокой становится и групповая лояльность по отно­шению к культурным образцам данной группы и, естественно, повышается степень социального группового контроля. Группо­вое давление лояльных членов группы (т.е. членов 1-руппы, при­верженных групповым ценностям) сильнее, чем членов разобщен­ной группы. Например, группе, проводящей вместе лишь свободное время и потому разобщенной, гораздо труднее осуще­ствлять внутригрупповой социальный контроль, чем группе, со­вершающей регулярные совместные действия, например в бри­гаде или семье.

Социальный контроль через принуждение. Многие примитив­ные, или традиционные, общества успешно контролируют пове­дение индивидов через нравственные нормы и, следовательно, по­средством неформального группового контроля первичной групп!* формальные законы или наказания в таких обществах не обяза­тельны. Но в больших, сложных человеческих популяциях, ГД* переплетены многие культурные комплексы, формальный к°н' троль, законы и система наказаний постоянно развиваются и с"1*" новятся обязательными. В случае если индивид вполне может

ятъся в толпе, неформальный контроль становится н НЬ1М и возникает необходимость в формальном контроле. Например, в племенном клане численностью от двух до трех ков родственников вполне может действовать система нефор-контроля за разделением пищи. Каждый член клана бе-

т пиши столько, сколько ему необходимо, и вносит в общий Г)НД столько пищи, сколько сможет. Нечто подобное наблюда­юсь при распределении продуктов в небольших крестьянских об-пинах России. Однако в деревне с несколькими сотнями жите-й такое распределение уже невозможно, так как очень трудно вести счет поступлениям и расходам неформально, на основе од­ного лишь наблюдения. Леность и жадность отдельных индиви­дов делают такую систему распределения невозможной.

Таким образом, При наличии высокой численности населения и сложной культуры начинает применяться так называемый вторичный групповой контроль — законы, различные насильст­венные регуляторы, формализованные процедуры. Когда отдель­ный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его посту­пать так же, как все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через при­нуждение, которая представляет собой набор действующих санк­ций, применяемых в соответствии с различными типами откло­нений от норм.

6.2. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ

К величайшему сожалению, не существует такого счастливо­го общества, в котором все его члены вели бы себя в соответст­вии с общими нормативными требованиями. Термин "социальное отклонение" означает поведение индивида или группы, которое № соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нор-МЬ1 ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшель-ики, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художни-"•новаторы, убийцы — все это люди, отклоняющиеся от обще-Ринитых норм, или, как их еще называют, девианты.

" простых обществах с небольшим числом членов и неслож-'и структурой норм отклоняющееся поведение легко определяется и контролируется, и ооществах со слиянии чр>г, 1л>иц ч то противоречивых социальных норм проблема отклонений от пс щепринятого поведения вырастает до весьма значительны^ р^ меров. Трудность определения существования какого-лце социального отклонения можно проиллюстрировать на примере: если большинство подростков в социальной склоняется к преступному поведению, а многие взрослые в группе часто преступают закон, у кого мы должны фикс][ровад^ отклоняющееся поведение — у преступников или непреступщ. ков? В связи со многими трудностями, возникающими при ан». лизе этой проблемы, ее следует разобрать детальнее.

Культурные и психические отклонения. Один индивид моя»г иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной оп. ганизации. Социологов интересуют прежде всего культурные от. клонения, т.е. отклонения данной социальной общности от нори культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм в личностной организации: психозы, неврозы, параной-дальные состояния и т.п. Если два этих типа отклонений совме­щаются, то отклонение от культурных норм совершается лично­стью психически ненормальной.

Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с пси­хическими. Например, радикальное политическое поведение оп­ределяется как выход для эмоциональной враждебности, т.е. как психическое отклонение; проституция — как последствие эмо­циональных лишений детства, когда ребенок имел мало возмож­ностей для интеграции личности, своего собственного Я. Сексу­альные отклонения, алкоголизм, наркомания, пристрастие к язартным играм и многие другие отклонения в социальном по­ведении также связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями.

Естественно, что личностная дезорганизация — далеко Ж единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно пси­хически ненормальные личности полностью выполняют все Пр>" вила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для лпчностеЙ! психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серь­езные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, ресует как социологов, так и психологов.

Индивидуальные и групповые отклонения. Самый мальчик из стабильной семьи, находящийся в окружении пор

явтъ явные признаки преступного поведения (стать делин-нтом). В этом случае мы сталкиваемся с индивидуальным от-неиием от норм в пределах одной субкультуры. Такая личность ^ |Ч(!о рассматривается как индивидуальный девиант. Вместе с '

в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нор-

которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью -щества. Например, подростки из трудных семей проводят боль­ную часть своего времени в подвалах. "Подвальная жизнь" ка-ется им нормальной, у них существует свой "подвальный" мо-оальный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо не индивидуальное, а групповое отклонение от норм доминирующей культуры, так как подростки живут в соответст­вии с нормами собственной субкультуры.

Субкультура в данном случае содержит образцы поведения, привнесенные индивидуальными девиантами. В рассматриваемом примере каждый подросток, возвращающийся к общепринятому в обществе образу жизни, будет индивидуальным девиантом с точ­ки зрения данной "подвальной" субкультуры, и она может при­менять по отношению к нему свои меры социального контроля. Другим примером группового социального отклонения можно считать группу бюрократов, которые за бумагами уже не видят реального окружения и живут в иллюзорном мире параграфов, циркуляров и распоряжений. Здесь также создается субкульту­ра, попадая в которую каждый работник должен подчиняться дей­ствующим бюрократическим культурным нормам.

Итак, можно различать два идеальных типа отклонений:

1) индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нор­мы своей субкультуры;

2) групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре,

В реальной жизни девиантные личности нельзя строго разде-и-гь на два указанных типа. Чаще всего эти два типа отклоне­нии взаимопересекаются.

Первичное и вторичное отклонения. Концепция первичного

вторичного отклонений впервые была сформулирована и деталь-

10 Разработана X. Беккером [130]. Она помогает увидеть процесс

''явления личности законченного девианта.

Под первичным отклонением подразумевается отклоняющее-

Поведение личности, которое в целом соответствует культур-

мые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, ц,-он социально не квалифицируется девиантом и не считает сев. таковым. Для него и для окружающих отклонение выгляд», просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой к» нец ошибкой. Каждый член общества совершает за всю сво*. жизнь множество мелких нарушений, и в большинстве случае» окружающие не считают таких людей девиантами. Девианту остаются первичными до тех пор, пока их действия укладывави ся в рамки социально принятой роли.

Вторичным отклонением называют отклонение от сущее!, вующих в группе норм, которое социально определяется как де. виантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющего, ся действия (изнасилование, гомосексуализм, употребление народ. тиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индиви­ду приклеивается ярлык девианта. Этот процесс навешивания ярлыка может стать поворотным пунктом в жизни индивида. Де§. ствительно, совершивший первичное отклонение от общеприняты* норм индивид продолжает жить прежней жизнью, занимать то ям место в системе статусов и ролей, по-прежнему взаимодействовать с членами группы. Но стоит ему только получить ярлык девиан­та, как сразу же появляется тенденция к прерыванию многих со­циальных связей с группой и даже к изоляции от нее. Такое лж-цо может быть отстранено от любимой работы, професснв, отвергнуто добропорядочными людьми, а то и заслужить название "криминальной" личности; оно может стать зависимым от откло­няющихся (например, алкоголики) или преступных (например, пре­ступная группа) ассоциаций, которые начинают испольлоиать факт индивидуального отклонения, отделяя данного индивида от обще­ства и прививая ему нравственные нормы своей субкультуры. Та­ким образом, вторичное отклонение может перевернуть всю жизв* человека. Создаются благоприятные условия для повторения ак­та отклоняющегося поведения. После повторения проступка изо­ляция еще больше усиливается, начинают применяться более Ж*-сткие меры социального контроля и лицо может перейти > состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся по»*-дением.

Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся повеД*" ние всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой

Да"ненИЯ осуждаются, а другие одобряются. Например, стран-К чощий монах в одном обществе может считаться святым, в СТ том — никчемным бездельником. В нашем обществе люди, падаюшче под определение гения, героя, лидера, избранни-народа,— это культурно одобряемые отклонения. Такие от-К онения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения *" другими, что и составляет основу отклонения. Каждый из ас имеет свои представления о понятии возвеличивания. То же ожно сказать и о групповых представлениях. Кроме того, ран­жирование великих людей со временем меняется. Например, ко­гда появляется потребность в защите общества, на первое место по значимости выходят гениальные полководцы, В Другое вре­мя самыми великими могут стать политические деятели, дея­тели культуры, ученые. Попытаемся выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к соци­ально одобряемым отклонениям.

Свсрхинтеллектуальпость. Повышенная интеллектуаль­ность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллек­туальность менее необходима для актера, спортсмена или поли­тического лидера. В этих ролях куда более важны специфический талант, физическая сила, сильный характер. Сверх интеллектуаль­ность может быть даже помехой при исполнении некоторых ро­лей, так как изолирует личность от остальных членов группы. Другими словами, возвеличивание на основе интеллектуальности возможно только в отдельных, строго ограниченных областях че­ловеческой деятельности. Фактор сверх интеллектуальности не слищком популярен в народе, который гораздо больше ценит твер­дый характер или магнетическую, волевую личность.

Особые склонности позволяют проявлять уникальные каче-на очень узких, специфических участках деятельности. Воз-1е спортсмена, актера, балерины, художника больше Мвисит от особых склонностей человека, чем от его общей интел-•1ектуальности, Отдельные интеллектуальные способности часто ' необходимы для реализации особых склонностей, но знаменитости вне поля своей деятельности ничем не от-

ЛИЧаюТСЯ ОТ остальных люден

сделать работу лучше других, на очень узком участке деятель» сти, где проявляется крайне специфический талант.

Сверхмотивация. Мы часто и много говорим о высокой и» тивации, но знаем о ней чрезвычайно мало. Безусловно, ее над» чие у индивида является фактором, способствующим его возв|» шению над остальными людьми; неясно только, почему лю». становятся высокомотивированными. Очевидно, что одна из при. чин, вызывающих сверхмотивацию, состоит в групповом влвя нии. Например, семейная традиция может стать основой высоко! мотивации для возвышения индивида в той области, в которой протекает деятельность его родителей. Очень интересна гипоте­за некоторых русских ученых, связывающих появление больцщ. го числа сверхмотивированных индивидов с природными явде, ниями, например с солнечной активностью Влияние внешни условий в соединении с групповым влиянием способствует поя», лению большого числа индивидов, обладающих с верх мотиваци­ей в различных областях деятельности.

Многие социологи считают, что интенсивная мотивация час­то служит компенсацией за лишения или переживания, перене-сенные в детстве или юности. Так, существует мнение, что На­полеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве; непривле­кательная внешность и отсутствие внимания со стороны окружаю­щих в детстве стали основой для сверхмотивации Ричарда III; Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в ре­зультате испытанной в детстве нужды и насмешек сверстников. Известно, например, что воинственность часто появляется из-м сверхстрогости родителей. Чувства ненадежности, замкнутости, возмущения или враждебности могут найти выход в интенсивны* усилиях, направленных на личные достижения. Такое объясне­ние трудно подтвердить измерениями, но оно занимает важное ме­сто в исследовании сверхмотивации.

Личностные качества. Проведено много исследований в об­ласти психологии, посвященных личностным чертам и свойства* характера, которые помогают достичь возвышения личности-Оказалось, что эти черты теснейшим образом связаны с опрвД*" ленными видами деятельности. Смелость и отвага открываю* солдату путь к успеху, славе, возвышению, но они совершен* необязательны для художника или поэта. Общительность,

нужны политику и предпринимателю, но почти не сказы-ся на карьере писателя, художника или ученого. Общественное мнение выработало множество популярных оеотипов индивидуальных качеств, способствующих возвыше-,й индивида в различных областях деятельности. Так, в соот-ртствии с популярным стереотипом ученый должен быть отре-пенным от окружающих, немного сумасшедшим, начитанным и оигинальным; артист — фантазером, всегда раскованным, весь-а темпераментным и т.д. В основном эти стереотипы заведомо неправильны И создаются для самооправдания или рекламы про-(Ьессни и рода деятельности, но в некоторых из них есть доля ис­тины, подмеченная многими поколениями людей в ходе общения. Личностные качества — это безусловно важный фактор дос­тижения возвышения, а часто даже самый важный. Не случай­но многие великие личности обладали каким-либо выдающимся личностным качеством.

Счастливый случай не сделает из дебила гения, но может спо­собствовать проявлению способностей человека в определенных видах деятельности. Был бы Наполеон императором, если бы не Великая французская революция? Кем были бы многие полити­ческие деятели, если бы не социальные потрясения, неожидан­ные повороты судьбы, вознесшие их над обществом? Большие дос­тижения — это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное вре­мя. Конечно, к этому фактору трудно относиться как к научно­му, но мы не должны сбрасывать его со счетов.

В итоге можно сказать, что большинство факторов экстраор­динарных личностных достижений трудно выделить и измерить, но следует учитывать влияние основных из них, способствующих с°Циально одобряемым отклонениям.

Date: 2015-05-09; view: 775; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию