Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА 4 3 page
Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на еда-тему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, пале-чей и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены. Торговый работник, которы! нарушает законы днем, а вечером с трибуны ратует за их ужесточение, не обязательно должен быть лицемером. Он просто переключает свои роли, избавляясь от неприятного несоответствия. Униформа милиционера, военного, белый халат хирУР1 га и профессиональные титулы помогают людям в разделена* своих ролей. Многие не могут "расслабиться" (полностью ото* ти от роли) до тех пор, пока не снимут с себя униформу. Пря' нято образно говорить, что каждый член общества, который Я пешно социализировался, расширяет "гардероб" ролевых и надевает то одну, то другую из них в зависимости от цни: дома он сама мягкость и покорность, на работе жесток официален, в обществе женщин мужествен и предупредите** и т.д. Такой процесс ролевого перерождения создает снятия эмоциональной напряженности всякий раз, когда ямовки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностя-^ другой. Если индивид не защитил себя путем разделения ро-Й эти противоречия становятся психологическими конфликтами. ролевые конфликты и несовместимости, вероятно, можно яйтн в каждом обществе. В хорошо интегрированной культуре е. имеющей единые, традиционные, разделяемые подавляющим большинством культурные комплексы) эти несовместимости так ши1,онализированы, разделены и блокированы одна от другой, что индивид их воьсе не ощущает. Например, члены некоторых индейских племен относятся друг к другу с величайшей терпимостью и мягкостью. Но их человечность распространяется только на членов племени, всех же остальных людей они считают животными и могут спокойно убивать, не испытывая никаких угрызений совести. Однако сложные общества, как правило, не имеют высоко интегрированной традиционной культуры, и потому ролевые конфликты и ролевая напряженность в них представляют серьезную социальную и психологическую проблему. Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей — формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли. Это означает, что организации и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом. Муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа. Нечестный работник торговли не чувствует своей вины потому, что он уве-Р6". что его заставляет так поступать система торговли. Как °лько у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации ' и ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль. о Итоге можно сказать, что каждая личность в современном Ществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также по- стояивп ппо происходящих культурных изменении и множественно- Играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и кон- фликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты» осознанного подключения общественных структур для избежал», опасных последствий социальных ролевых конфликтов. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое социальный статус и социальная роль? Как эти понятия связаны между собой? 2. Какие условия являются необходимыми и достаточными для ролевого обучения? 3. Опишите процесс ролевого обучения ребенка взрослым ролям. Какое значение имеет подражание в процессе такого обучения? 4. Что такое предписанные статусы? Существуют ли предписанные статусы в современном индустриальном обществе? 5- Как предписанные роли влияют на поведение людей? Как они связаны с культурой общества? 6. Что такое достигаемые статусы? В чем причина увеличения их числа в современны* обществах? 7. В чем состоит специфика поведения людей в обществе, где ц основном существует достигаемые статусы7 Кг Каковы положительные и отрицательные стороны достигаемый статусов? Суще- ствует ли общество, в котором наблюдая- ся только достигаемые статусы 9. Что мы понимаем под ролевым повыв. ннем7 Чем оно отличается от набор» и обязанностей для дачной роли? '0. В чем основные причины ролевого пряжения и ролевого конфликта? Чем да личаются эти два понятия? 11. Как влияет неадекватная ролевая по* готовка на процесс исполнения ролей? П» чему мы говорим, что в современных обц». ствак именно ролевая подготовка являма во многих случаях источником социальна го напряжений и конфликтов? 12. Какие основные виды действий сомр-шае! человек для защиты своего Я от ролевых напряжения и конфликта? 13. В чем сущность таких способов действий, как рационализация, разделение ролей и регулирование ролей7 В чем состоят основные различия эти* способов действий? ГЛАВА 6 СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ Изучение социального Контроля, тя. совокупности средств, п0мощью которых общество или социальная группа гаранти- т конформное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям, целесообразно начинать с рассмотрения социального порядка, внутри которого люди взаимодействуют друг с другом. Рассмотрим, например, упорядоченное внутреннее устройство наблюдаемое нами в суете крупного города. Цаже беглого взгляда на городскую жизнь достаточно, чтобы заметить, что, десятки тысяч людей в определенное время занимают свои рабочие места без каких-либо видимых корректив и указаний. Тысячи транспортных средств начинают движение по определенным маршрутам без видимых наблюдателей и распорядителей и при этом довольно редко сталкиваются. Множество машин и механизмов работают в строго определенное время и в строго определенной взаимосвязи, причем их продукция передается по длинным цепочкам и непременно достигает потребителей. Можно бесконечно продолжать рисовать картину того, что мы называем социальным порядком, т.е. системы, включающей в себя индивидов, взаимосвязи между ними, привычки, обычаи, действующие незаметно, способствующие выполнению работы, необходимой для успешного функционирования этой системы, Ин дивид или группа может знать, что ожидает от них общест-во- но это не всегда побуждает их к действию. Поэтому нет такого общества, которое могло бы функционировать без Разрабатаннои системы правил и норм, предписывающих выпал-'ение каждым индивидом требований и обязанностей, необходи- •""** для общества. "^пример, живя в городе, мы знаем, что правила дорожного ви*сения будут, соблюдаться и без милиционера, который толь- иногда регулирует их выполнение; рабочие идут на работу в >гпвегпствии с графиком без постоянного надзора контролера который лишь напоминает им о необходимости выполнения графика. Если подобные условия не соблюдаются самими ми общества, то в нем нет порядка. Упорядоченность ва основывается на взаимосвязанных ролях, в соответствии* которыми каждая личность принимает на себя определенные обя, занности в отношении других и в то же время требует от дру. гих выполнения ими своих обязанностей, корреспондирующих про. вам данной личности. Как же эта система взаимных прав и обязанностей действовать в полную силу? Для объяснения этого социологи пользуют термин "социальный контроль". 6.1. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Для определения сущности социального контроля полез» рассмотреть способы его реализации в группе или обществе. I Социальный контроль через социализацию. Э. Фромм отмечал, что общество только тогда функционирует эффективно, когда "его члены достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать ц качестве членов данного общества. Они должны желать делать то, что объективно необходимо для общества" Люди в любом обществе контролируются в основном с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, естественно, в силу обычаев, привычек И предпочтений. Как можно заставить женщин принять на себя тяжелую и неблагодарную домашнюю работу? Только социализировав их таким образом, чтобы они хотели иметь мужа, детей I домашнее хозяйство и чувствовали себя несчастными Гнм лих. КаК заставить человека со свободной волей подчиняться:тконамЯ нравственным нормам, ограничивающим его своГю,г,. часто тяжелым для него? Только культивируя у него те ч^'ыпкл, желания и стремления, которые приведут к желанию упорядочить сво» жизнь и подчиниться законам общества, чтобы чувствовать растерянность и раздражение, если эти законы будут нарушать** Большинство социальных ролей люди играют ш-у.щчно не пот*" му, что они не способны выполнить определенные ролевые тр** бования, а потому что они либо не принимают содержание роле» либо не хотят их исполнять. 108 Таким образом, социализация, формируя наши привычки, л\е- ,я ц обычаи, является одним из основных факторов социаль-•1 контроля и установления порядка в обществе. Она облегча- | Н..дности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, |, вести себя, как действовать в той или иной жизненной си- | нии. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое •понимается и усваивается в ходе социализации, кажется нам не-местным, незнакомым и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением. Социальный контроль через групповое давление. Человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток также включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп {семья, производственная бригада, класс, студенческая группа и т.д.). Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом. Таким образом, возможность осуществления группового социального контроля обусловлена включенностью каждого индивида в первичную социальную группу. Необходимым условием такого включения служит то обстоятельство, что индивид должен разделять определенный минимум принятых данной группой культурных норм, составляющих формальный или неформальный кодекс поведения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий диапазон осуждения и санкций со стороны группы — от простых замечаний до изгнания из данной первичной группы. Вариации поведения группы, возникающего в результате группового давления, можно проследить на примере производственной бригады. Каждый член бригады должен придерживаться определенных норм поведения не только на производстве, но и после работы, И если, скажем, неподчинение бригадиру может повлечь для нарушителя резкие замечания со стороны рабочих, то прогулы и пьянство часто заканчиваются его бойкотом и от-Р*ением из бригады, так как они наносят материальный УЩерб каждому из членов бригады. Как мы видим, социальный °нтроль в данном случае заканчивается применением неформальных санкций по отношению к индивиду, нарушающему мы. Эффективность и своевременность применения социально», контроля далеко не всегда одинаковы во всех первичных колд«, тивах. Групповое давление на индивида, нарушающего нормы, а висит от многих факторов и прежде всего от статуса данного ив дивида. К лицам, имеющим высокие и низкие статусы в групп» Применяются совершенно разные способы группового давления Личность с высоким статусом в первичной группе или лидер груь пы имеет в качестве одной из своих основных обязанностей из»». нение старых и создание новых культурных образцов, новых сгю. собов взаимодействия. За это лидер получает кредит доверия и сам может в той или иной степени отступать от групповых норм. Во-лее того, чтобы не потерять свой статус лидера, он не должен быть полностью идентичным членам группы. Однако при отступления от групповых норм у каждого лидера существует грань, через которую он не может перейти. За этой гранью он начинает испытывать действие группового социального контроля со стороны остальных членов группы и его лидерское влияние заканчивается. Степень и вид группового давления зависят также от характеристик первичной группы. Если, например, сплоченность группы высока, высокой становится и групповая лояльность по отношению к культурным образцам данной группы и, естественно, повышается степень социального группового контроля. Групповое давление лояльных членов группы (т.е. членов 1-руппы, приверженных групповым ценностям) сильнее, чем членов разобщенной группы. Например, группе, проводящей вместе лишь свободное время и потому разобщенной, гораздо труднее осуществлять внутригрупповой социальный контроль, чем группе, совершающей регулярные совместные действия, например в бригаде или семье. Социальный контроль через принуждение. Многие примитивные, или традиционные, общества успешно контролируют поведение индивидов через нравственные нормы и, следовательно, посредством неформального группового контроля первичной групп!* формальные законы или наказания в таких обществах не обязательны. Но в больших, сложных человеческих популяциях, ГД* переплетены многие культурные комплексы, формальный к°н' троль, законы и система наказаний постоянно развиваются и с"1*" новятся обязательными. В случае если индивид вполне может ятъся в толпе, неформальный контроль становится н НЬ1М и возникает необходимость в формальном контроле. Например, в племенном клане численностью от двух до трех ков родственников вполне может действовать система нефор-контроля за разделением пищи. Каждый член клана бе- т пиши столько, сколько ему необходимо, и вносит в общий Г)НД столько пищи, сколько сможет. Нечто подобное наблюдаюсь при распределении продуктов в небольших крестьянских об-пинах России. Однако в деревне с несколькими сотнями жите-1ей такое распределение уже невозможно, так как очень трудно вести счет поступлениям и расходам неформально, на основе одного лишь наблюдения. Леность и жадность отдельных индивидов делают такую систему распределения невозможной. Таким образом, При наличии высокой численности населения и сложной культуры начинает применяться так называемый вторичный групповой контроль — законы, различные насильственные регуляторы, формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм. 6.2. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин "социальное отклонение" означает поведение индивида или группы, которое № соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нор-МЬ1 ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшель-ики, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художни-"•новаторы, убийцы — все это люди, отклоняющиеся от обще-Ринитых норм, или, как их еще называют, девианты. " простых обществах с небольшим числом членов и неслож-'и структурой норм отклоняющееся поведение легко определяется и контролируется, и ооществах со слиянии чр>г, 1л>иц ч то противоречивых социальных норм проблема отклонений от пс щепринятого поведения вырастает до весьма значительны^ р^ меров. Трудность определения существования какого-лце социального отклонения можно проиллюстрировать на примере: если большинство подростков в социальной склоняется к преступному поведению, а многие взрослые в группе часто преступают закон, у кого мы должны фикс][ровад^ отклоняющееся поведение — у преступников или непреступщ. ков? В связи со многими трудностями, возникающими при ан». лизе этой проблемы, ее следует разобрать детальнее. Культурные и психические отклонения. Один индивид моя»г иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной оп. ганизации. Социологов интересуют прежде всего культурные от. клонения, т.е. отклонения данной социальной общности от нори культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм в личностной организации: психозы, неврозы, параной-дальные состояния и т.п. Если два этих типа отклонений совмещаются, то отклонение от культурных норм совершается личностью психически ненормальной. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, радикальное политическое поведение определяется как выход для эмоциональной враждебности, т.е. как психическое отклонение; проституция — как последствие эмоциональных лишений детства, когда ребенок имел мало возможностей для интеграции личности, своего собственного Я. Сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания, пристрастие к язартным играм и многие другие отклонения в социальном поведении также связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями. Естественно, что личностная дезорганизация — далеко Ж единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все Пр>" вила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для лпчностеЙ! психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, ресует как социологов, так и психологов. Индивидуальные и групповые отклонения. Самый мальчик из стабильной семьи, находящийся в окружении пор явтъ явные признаки преступного поведения (стать делин-нтом). В этом случае мы сталкиваемся с индивидуальным от-неиием от норм в пределах одной субкультуры. Такая личность ^ |Ч(!о рассматривается как индивидуальный девиант. Вместе с ' в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нор- которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью -щества. Например, подростки из трудных семей проводят больную часть своего времени в подвалах. "Подвальная жизнь" ка-ется им нормальной, у них существует свой "подвальный" мо-оальный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо не индивидуальное, а групповое отклонение от норм доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры. Субкультура в данном случае содержит образцы поведения, привнесенные индивидуальными девиантами. В рассматриваемом примере каждый подросток, возвращающийся к общепринятому в обществе образу жизни, будет индивидуальным девиантом с точки зрения данной "подвальной" субкультуры, и она может применять по отношению к нему свои меры социального контроля. Другим примером группового социального отклонения можно считать группу бюрократов, которые за бумагами уже не видят реального окружения и живут в иллюзорном мире параграфов, циркуляров и распоряжений. Здесь также создается субкультура, попадая в которую каждый работник должен подчиняться действующим бюрократическим культурным нормам. Итак, можно различать два идеальных типа отклонений: 1) индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры; 2) групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре, В реальной жизни девиантные личности нельзя строго разде-и-гь на два указанных типа. Чаще всего эти два типа отклонении взаимопересекаются. Первичное и вторичное отклонения. Концепция первичного вторичного отклонений впервые была сформулирована и деталь- 10 Разработана X. Беккером [130]. Она помогает увидеть процесс ''явления личности законченного девианта. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющее- Поведение личности, которое в целом соответствует культур- мые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, ц,-он социально не квалифицируется девиантом и не считает сев. таковым. Для него и для окружающих отклонение выгляд», просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой к» нец ошибкой. Каждый член общества совершает за всю сво*. жизнь множество мелких нарушений, и в большинстве случае» окружающие не считают таких людей девиантами. Девианту остаются первичными до тех пор, пока их действия укладывави ся в рамки социально принятой роли. Вторичным отклонением называют отклонение от сущее!, вующих в группе норм, которое социально определяется как де. виантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющего, ся действия (изнасилование, гомосексуализм, употребление народ. тиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девианта. Этот процесс навешивания ярлыка может стать поворотным пунктом в жизни индивида. Де§. ствительно, совершивший первичное отклонение от общеприняты* норм индивид продолжает жить прежней жизнью, занимать то ям место в системе статусов и ролей, по-прежнему взаимодействовать с членами группы. Но стоит ему только получить ярлык девианта, как сразу же появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от нее. Такое лж-цо может быть отстранено от любимой работы, професснв, отвергнуто добропорядочными людьми, а то и заслужить название "криминальной" личности; оно может стать зависимым от отклоняющихся (например, алкоголики) или преступных (например, преступная группа) ассоциаций, которые начинают испольлоиать факт индивидуального отклонения, отделяя данного индивида от общества и прививая ему нравственные нормы своей субкультуры. Таким образом, вторичное отклонение может перевернуть всю жизв* человека. Создаются благоприятные условия для повторения акта отклоняющегося поведения. После повторения проступка изоляция еще больше усиливается, начинают применяться более Ж*-сткие меры социального контроля и лицо может перейти > состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся по»*-дением. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся повеД*" ние всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой Да"ненИЯ осуждаются, а другие одобряются. Например, стран-К чощий монах в одном обществе может считаться святым, в СТ том — никчемным бездельником. В нашем обществе люди, падаюшче под определение гения, героя, лидера, избранни-народа,— это культурно одобряемые отклонения. Такие от-К онения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения *" другими, что и составляет основу отклонения. Каждый из ас имеет свои представления о понятии возвеличивания. То же ожно сказать и о групповых представлениях. Кроме того, ранжирование великих людей со временем меняется. Например, когда появляется потребность в защите общества, на первое место по значимости выходят гениальные полководцы, В Другое время самыми великими могут стать политические деятели, деятели культуры, ученые. Попытаемся выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям. Свсрхинтеллектуальпость. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера. В этих ролях куда более важны специфический талант, физическая сила, сильный характер. Сверх интеллектуальность может быть даже помехой при исполнении некоторых ролей, так как изолирует личность от остальных членов группы. Другими словами, возвеличивание на основе интеллектуальности возможно только в отдельных, строго ограниченных областях человеческой деятельности. Фактор сверх интеллектуальности не слищком популярен в народе, который гораздо больше ценит твердый характер или магнетическую, волевую личность. Особые склонности позволяют проявлять уникальные каче-на очень узких, специфических участках деятельности. Воз-1е спортсмена, актера, балерины, художника больше Мвисит от особых склонностей человека, чем от его общей интел-•1ектуальности, Отдельные интеллектуальные способности часто ' необходимы для реализации особых склонностей, но знаменитости вне поля своей деятельности ничем не от- ЛИЧаюТСЯ ОТ остальных люден сделать работу лучше других, на очень узком участке деятель» сти, где проявляется крайне специфический талант. Сверхмотивация. Мы часто и много говорим о высокой и» тивации, но знаем о ней чрезвычайно мало. Безусловно, ее над» чие у индивида является фактором, способствующим его возв|» шению над остальными людьми; неясно только, почему лю». становятся высокомотивированными. Очевидно, что одна из при. чин, вызывающих сверхмотивацию, состоит в групповом влвя нии. Например, семейная традиция может стать основой высоко! мотивации для возвышения индивида в той области, в которой протекает деятельность его родителей. Очень интересна гипотеза некоторых русских ученых, связывающих появление больцщ. го числа сверхмотивированных индивидов с природными явде, ниями, например с солнечной активностью Влияние внешни условий в соединении с групповым влиянием способствует поя», лению большого числа индивидов, обладающих с верх мотивацией в различных областях деятельности. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перене-сенные в детстве или юности. Так, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве; непривлекательная внешность и отсутствие внимания со стороны окружающих в детстве стали основой для сверхмотивации Ричарда III; Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате испытанной в детстве нужды и насмешек сверстников. Известно, например, что воинственность часто появляется из-м сверхстрогости родителей. Чувства ненадежности, замкнутости, возмущения или враждебности могут найти выход в интенсивны* усилиях, направленных на личные достижения. Такое объяснение трудно подтвердить измерениями, но оно занимает важное место в исследовании сверхмотивации. Личностные качества. Проведено много исследований в области психологии, посвященных личностным чертам и свойства* характера, которые помогают достичь возвышения личности-Оказалось, что эти черты теснейшим образом связаны с опрвД*" ленными видами деятельности. Смелость и отвага открываю* солдату путь к успеху, славе, возвышению, но они совершен* необязательны для художника или поэта. Общительность, нужны политику и предпринимателю, но почти не сказы-ся на карьере писателя, художника или ученого. Общественное мнение выработало множество популярных оеотипов индивидуальных качеств, способствующих возвыше-,й индивида в различных областях деятельности. Так, в соот-ртствии с популярным стереотипом ученый должен быть отре-пенным от окружающих, немного сумасшедшим, начитанным и оигинальным; артист — фантазером, всегда раскованным, весь-а темпераментным и т.д. В основном эти стереотипы заведомо неправильны И создаются для самооправдания или рекламы про-(Ьессни и рода деятельности, но в некоторых из них есть доля истины, подмеченная многими поколениями людей в ходе общения. Личностные качества — это безусловно важный фактор достижения возвышения, а часто даже самый важный. Не случайно многие великие личности обладали каким-либо выдающимся личностным качеством. Счастливый случай не сделает из дебила гения, но может способствовать проявлению способностей человека в определенных видах деятельности. Был бы Наполеон императором, если бы не Великая французская революция? Кем были бы многие политические деятели, если бы не социальные потрясения, неожиданные повороты судьбы, вознесшие их над обществом? Большие достижения — это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время. Конечно, к этому фактору трудно относиться как к научному, но мы не должны сбрасывать его со счетов. В итоге можно сказать, что большинство факторов экстраординарных личностных достижений трудно выделить и измерить, но следует учитывать влияние основных из них, способствующих с°Циально одобряемым отклонениям. Date: 2015-05-09; view: 826; Нарушение авторских прав |