Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оер? Какими, по его мнению, особен- взаимодействий и в чем заключаются их м« о6/,адает социальное действие? особенности? 3 page





Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статус­но-ролевой структуры, социально одобренной большинством уча­стников этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество суще­ствовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и дра­ки превращаются в высокоформализованные спортивные поедин­ки, любознательность, желание узнать истину в упорядочен­ные научные исследования, беспорядочная половая жизнь — ' крепкую семью. Институты, таким образом, являются символа­ми порядка и организованности в обществе.

Люди всегда стремятся институционализировать свои отно­шения, связанные с актуальными потребностями. Это стремл*" ние проявляется в самых разных областях деятельности- Напр мер, продажа или распределение товаров среди значительной ч ти людей порождает потребность в справедливом порядке та го распределения. Пришедшие первыми должны получить с ^ прежде, чем те, кто пришел позже. Стихийно возникает'

оими общепринятыми нормами и правилами. Далее проис-т закрепление в очереди определенных ролей: распорядите-[запнсывающего очередь), борца за справедливость (следяще-

 

посторонними), последнего в очереди и т.д. Возникает ин-

—т очереди, специфическая институционализированная фор-доведения. Очевидно, что формирование института может не „ершиться созданием четкой системы статусов и ролей (напри-очередь может и не иметь этой системы), тогда мы говорим, „то данные социальные связи имеют неполный институциональ-УЙ статус. Го же можно сказать и об образцах поведения в ин­ституте, не получивших должного социального одобрения: этот институт также не полностью развился или он находится в про­цессе отмирания.

Индивидуальные роли в институциональном поведении. Дале­ко не все социальные роли внутри института могут быть институ­циональными. "Плохой мальчик" или "мамин маленький помощ­ник" — это роли в семье, но они не институционализированы. В то же время сын или дочь — это институционализированные роли. В чем же состоит различие? Институционализированная роль — наи­более постоянная в данном институте совокупность поведенче­ских ожиданий, отступление от которой наиболее сурово нака­зывается. Отклонение от таких ожидаемых ролей опасно, а пото­му социально осуждается. Даже президенты и короли, обладающие значительной силой, вынуждены признавать рамки институциональ­ных ролей. Если они пытаются управлять без учета ролевых ожи­даний, то довольно быстро теряют свое влияние в институте. Оче­видно, что роли сына и дочери в семье с их обязанностями по от­ношению к родителям и друг к другу должны в целом выполнять­ся неукоснительно, и отклонения сурово осуждаются.

Институциональные роли удивительно постоянны. Напри-МеР- руководитель сопоставляет, как ловко и умело предупреж­дает его потребности секретарь на службе в отличие от жены дс-"*• Недовольный муж разводится с женой и женится на своем сек-ретаре, но тут же обнаруживает, что.секретарь в роли жены на­йдет действовать так же, как его прежняя жена. Или, например, „. °ГНе служащие, которые постепенно добиваются руководя-Роли, стараются сохранить свои прежние отношения с быв-коллегами, ставшими подчиненными. Но этот путь редко Дит к успеху, так как для роли босса нужны совершенно • новые отношения.

Устойчивостью институциональных ролей обусловливает*, значительное выравнивание индивидуальных различий индвц дов при их исполнении. Один мастер может быть всегда в дурв настроении, другой — всегда весел; один профессор Деятелем умен, другой бездеятелен и глуп. Но колебания индивидуальтл, различий ограничены и во многом заслоняются ролевыми требл ваниями. Конфликты, возникающие внутри институтов, конечно могут приводить к столкновению личностей, но в подавляющей большинстве случаев происходит столкновение социальных ролей Производитель и заказчик сталкиваются потому, что производи тель должен наладить сбыт продукции целиком, в то время как заказчику необходимо проверить годность продукции и отбредо. вать ее. Профессор может приветствовать интеллектуальную дне. куссию и сталкиваться с деканом или проректором, который не поощряет критицизма. Все это столкновения институциональ­ных ролей. Жена всегда жена, муж всегда муж, директор всегда директор. Различными могут быть лишь индивидуальные черты в институциональных ролях, например, статиста и высоко талант­ливого актера, реализующего более полно свои возможности в пар­тии, которую он исполняет, но всегда ограниченного текстом ро­ли. Иногда роль может уравновесить личностные качества, ска­жем, в случае назначения на руководящую должность. Однако стойкость ролевых предписаний будет требовать некоторого согла­сительного единообразия в отношении тех, кто выполняет от­дельные институциональные роли. Иными словами, сама роль предполагает некоторый отбор среди индивидов.

9.3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

Каждый социальный институт имеет как специфические о бенности, так и общие признаки с другими институтами.

Для выполнения своих функций социальный институт дол*" учитывать способности различных функционеров, формировал стандарты поведения, соблюдать верность основным принцип3" развивать взаимодействие с другими институтами. НеудивитеЛ но поэтому, что сходные пути и методы действия существуй" институтах, преследующих совершенно разные цели.

Общие для всех институтов признаки представлены в табл. Они объединены в пять групп. Хотя институт должен обязате

Таблица 2. Признаки главных институтов общества

  Государство Бизнес Образование  
-" ----- 1. Установки и образцы поведения
^П^нвязая-вость Лояльность ответствен­ность Уважение Послу юани е Лояльность Субординация Производи­тельность Экономичность Производство прибыли Любовь к знаниям Посещаемость ность Лояльность Поклонеаие
' 2. Символические культурные признаки
Обручальное КОЛЫЮ Брачный ритуал Флаг Печать Герб Националь­ный гимн Фабричная марка Патентный знак Школьная эмблема Школьные песни Иконы Святыни Гимн
Э. Утилитарные культурные черты
Дом Квартира Мебель Общест ве иные здания Об гцес таенные работы Бланки и формы Магазин, фабрика Обору до вани е Бланки и формы Классы Библиотеки Стадионы Церковные здания Церковный реквизит Литература
4. Кодекс устный и письменный
Семейные запреты и допущения Конституция Законы Контракты Лицензии Правила учащихся Вера Церковвые запреты
    5. Идеология    
Романтичес­кая любовь Совмести-ыость Индиви­дуализм Государствен­ное право Демократии Национализм Монополии Свободная торговля Право на труд Академичес­кая свобода Прогрессивное образование Равенство при обучении Православие Баптизм Протестан­тизм

обладать, например, утилитарными культурными чертами, у е<;ть и новые специфические качества, зависящие от потреб­ностей, которые он удовлетворяет. Некоторые институты В отли-Чие от развитых могут не обладать полным набором признаков. *0 означает только то, что институт несовершенен, полностью Развился или находится в упадке. Если большинство инсти-недостаточно развиты, значит общество, в котором они ионируют, находится либо в упадке, либо на начальных ста-ях Культурного развития.

Рассмотрим подробнее некоторые институциональные прцзна Культурные символы. Все институты стремятся к приой тению символов, которые в предельно концентрированной А ме создают представления об институте, его образ. Так, для сударства это флаг или герб; для церкви — распятие, Полумег,. или звезда Давида, для семьи — обручальное кольцо, для у» ' верситета — эмблема "альма-матер". Образ промышленного ел, единения в Концентрированной форме можно представить сей. из его названия или торговой марки. Музыка может тоже стят! символикой. Национальные мелодии, государственные гимны студенческие песни, свадебный марш используются в целях формирования образа института. Символами институтов могет быть также здания, поскольку трудно представить себе родцНо без дома, религию без церковного сооружения, образование б«з школы или правительство без правительственного здания либо королевского дворца. Таким образом, культурным символов института может быть любой материальный или нематериаль­ный элемент культуры, выражающий в наиболее концентриро­ванном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.

Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что людн, включенные в деятельность институтов, должны принимать со­ответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей ча­ще всего выражается в формальных кодексах, таких, как прися­га на верность стране, клятва при заключении брака, медицин­ская профессиональная клятва Гиппократа. Эти кодексы поддер­живают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля.

Формальный кодекс поведения, конечно, производит значи­тельное внешнее впечатление, но он не гарантирует должного ис­полнения ролей. Мужья и жены часто игнорируют супружескую клятву; граждане, пылко повторяющие государственную прися­гу на верность, вполне могут совершить государственную изме­ну; члены церковного прихода, клятвенно обещающие вести Пра­ведную жизнь, могут одновременно с этим грешить, относясь" полным равнодушием к клятве. При оценке степени влияния* людей того или иного кодекса важно знать, что принятие устно­го или письменного кодекса в значительно большей степени Г< рантирует его соблюдение, чем самостоятельное формирование Vе тановок на ту или иную форму поведения. Однако, если

и норм искусственно придуман, оторван от реальной П*"знн, <>н практически не будет выполняться. Не будет выпол-*ться институциональный кодекс и в случае, когда не сущест-

ет быстрого и неотвратимого наказания за его нарушение. В' формальный кодекс — лишь часть общего поведения, создаю-0 институциональную роль. Существуют и нормы поведения отдельных ролях (солдата, родителя, профессора, политическо-деятеля), сущность которых составляет достаточно тщательно заработанный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобранных в результате длительного опыта и наблюде­ний за исполнением данной роли. Дети, которые никогда не жи-!й в гармоничной семье, вероятно, с трудом будут представлять себе истинную роль родителей, мужа или жены. Они не имеют достаточных возможностей для изучения этих ролей, чтобы ус­пешно выполнять их впоследствии, отобрать установки, необхо­димые для такого исполнения. Во всех институтах роли будут ус­пешно исполняться только теми, кто обучен необходимым роле­вым установкам и ролевому поведению.

Идеология. Идеологию можно достаточно приближенно оха­рактеризовать как систему идей, которая санкционирована со­вокупностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны от­носиться к тому или иному действию, но и то, почему они долж­ны действовать определенным образом и почему они иногда не­достаточно активно действуют или совсем не участвуют в дейст­вии. Идеология включает в себя как основополагающие убежде­ния данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в тер­минах, принятых членами данного института. Если повторение присяги формально привязывает индивида к текущим институ­циональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправ­дание для применения их в повседневной жизни.

Например, подростковое отклоняющееся поведение является)

>й во всех современных обществах. Все основные инсти-пытаются объяснять эту важнейшую проблему с точки зре-иия своих базовых норм. Подростковая преступность рассматри-Вается социалистом как результат капиталистической эксплуа-аЧИи, производственником — как результат неправильной по-ЛитИки в области занятости молодежи, работниками системы Рйзования — как результат порочной системы школьного вос-

питания, а примерным семьянином — как симптом разруще домашнего очага. Очевидно, что в данном случае, независимо истинности этих суждений, каждый представитель инститц>, непроизвольно стремится к его укреплению, усилению его вдв. ния и инспирированию лояльности по отношению к институт. нальным нормам.

Идеология, таким образом, является одним из важнейщв, культурных комплексов, поддерживающих влияние института-оправдывающих и объясняющих всю его деятельность. Именно че. рез идеологию лидеры требуют кредита доверия у членов инсти­тута. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеале, гически выдержано, т.е. соответствовать основным идеологиче-ским положениям данного института. При этом критицизм инсти­туциональной идеологии рассматривается как еретический или как разрушающее нападение, которое должно быть устранено.

9.4. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Общество является сложным социальным образованием, и силы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невоз­можно предвидеть последствия каждого отдельно взятого дейст­вия. В связи с этим институты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и ла­тентные функции, которые осуществляются непреднамеренной могут быть непризнанными или, если они и признаны, считают­ся побочным продуктом [184, с. 19-84].

Люди со значительными и высокими институциональным! ролями часто недостаточно реализуют латентные эффекты, кото­рые могут повлиять на их деятельность и деятельность связанны* с ними людей. В качестве положительного примера использования латентных функций в американских учебниках чаще всего приво дится деятельность Генри Форда — основателя кампании, носят6* его имя. Он искренне ненавидел профсоюзы, большие город* крупные кредиты и покупки в рассрочку, но по мере своего про­движения в обществе он более чем кто-либо другой стимулировал их развитие, понимая, что латентные, скрытые, побочные фуя*" ции этих институтов работают на него, на его бизнес. Однако Л* тентные функции институтов могут как поддерживать так И превращать их в неуместные. Они могут даже приво-

к нанесению значительного ущерба нормам институте. ак же функционирует социальный институт? Какова его роль иессах, происходящих в обществе? Рассмотрим эти вопросы. Явные функции социальных институтов. Если рассматривать самом общем виде деятельность любого социального института, можно считать, что его основной функцией является удовлетво-не социальных потребностей, ради чего он был создан и суще-вует. Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечиваю­щие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворе­нию потребностей. Это, прежде всего, следующие функции.

1. функция закрепления и воспроизводства общественных от­ношении. Каждый институт обладает системой правил и норм по­веления, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствую­щий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в ко­торых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. Действительно, кодекс института семьи, например, подразумевает, что члены общества должны разделятъ-гд на достаточно устойчивые малые группы — семьи. С помощью социального контроля институт семьи стремится обеспечить со­стояние стабильности каждой отдельной семьи, ограничивает возможности ее распада. Разрушение института семьи - - это прежде всего появление хаоса и неопределенности, распад мно­гих групп, нарушение традиций, невозможность обеспечения нормальной сексуальной жизни и качественного воспитания под-

растающего поколения.

2. Регулятивная функция состоит» том, что функциониро­вание социальных институтов обеспечивает регулирование взаи­моотношений между членами общества путем выработки шабло-

°н поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его ™стием в различных институтах. Каким бы видом деятельно-и ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, -гламентирующим его поведение в этой области. Даже если ка-вид деятельности не упорядочен и не урегулирован, лю-начинают институционализировать его. Таким

^зом, с помощью институтов человек проявляет в социальной

,

зни предсказуемое и стандартизированное поведение. Он вы-

полняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от ружающих его людей. Такое регулирование необходимо для местной деятельности.

3. Интегратиеная функция. Эта функция включает в себя т* цессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственност, членов социальных групп, происходящие под воздействием инсгв туционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Ив теграция людей в институте сопровождается упорядочением сяс темы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов Все это приводит к повышению устойчивости и целостности эле. ментов социальной структуры, в особенности социальных органи­заций.

Всякая интеграция в институте состоит из трех основных эле­ментов или необходимых требований: 1) консолидация или со­вмещение усилий; 2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интегративные процессы, осуществляемые с помощью институ­тов, необходимы для скоординированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Интегра­ция — это одно из условий выживания организаций, а также один из способов соотнесения целей его участников.

4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развивать­ся, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования ну­ждается в приходе новых людей. Это может происходить путем как расширения социальных границ института, так и смены по­колений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен ме­ханизм, позволяющий индивидам социализироваться к его цен­ностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенке. стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, ко­торых придерживаются его родители. Государственные учрежД* ния стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нор" мы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщи** к вере как можно больше членов общества.

5. Коммуникативная функция. Информация, произведен**" в институте, должна распространяться как внутри институт»1 целью управления И контроля за соблюдением норм, так И * взаимодействиях между институтами. Причем характер ко»1' муникативных связей института имеет свою специфику -

реальные связи, осуществляемые в системе институционали-„данных ролей. Как отмечают исследователи, коммуникатив-.,6 возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой ин-лормации), другие имеют весьма ограниченные возможности я этого; одни активно воспринимают информацию (научные ин­ституты)* другие пассивно (издательства).

Явные функции институтов являются ожидаемыми и необхо­димыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закре­плены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляет­ся с выполнением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвоены другими институтами.

Латентные функции. Наряду с прямыми результатами дейст­вий социальных институтов существуют другие результаты, ко­торые находятся вне непосредственных целей человека, не запла­нированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значе­ние для общества- Так, церковь стремится в наибольшей степе­ни закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры и часто достигает успеха в этом. Однако независимо от целей церк­ви появляются люди, которые ради религии оставляют производ­ственную деятельность. Фанатики начинают гонения на иновер-иев, к может появиться возможность крупных социальных кон­фликтов на религиозной почве. Семья стремится социализировать ребенка к принятым нормам семейной жизни, однако часто бы­вает так, что семейное воспитание приводит к конфликту инди­вида с культурной группой и служит защите интересов опреде­ленных социальных слоев.

Наиболее выпукло существование латентных функций ин­ститутов показано Т. Вебленом,который писал, ч?о было бы наивно утверждать, что люди едят черную икру по-т°му, что хотят утолить голод, и покупают роскошный "кадиллак" потому, что хотят приобрести хорошую машину. Очевидно, что ^И вещи приобретаются не ради удовлетворения явных насущ-нЫх потребностей. Т. Веблен делает отсюда вывод о том, что про-зеодство предметов потребления выполняет скрытую, латентную *Ункцни — оно удовлетворяет потребности людей в повышении ^*ственного престижа. Такое понимание действий института Роиэводства предметов потребления в корне меняет мнение о его Ятельности, задачах и условиях функционирования.

Таким образом, очевидно, что только с помощью изучения л тентных функций институтов мы можем определить истинну картину социальной жизни. Например, очень часто социолог, сталкиваются с непонятным на первый взгляд явлением, Когда институт продолжает успешно существовать, даже если он не Тол. ко не выполняет своих функций, но и препятствует их ре ал и за-ции. У такого института, очевидно, существуют скрытые функ ции, с помощью которых он удовлетворяет потребности опреде ленных социальных групп. Подобное явление особенно Часто можно наблюдать среди политических институтов, у которых ла­тентные функции развиты в наибольшей степени.

Латентные функции, следовательно, являются тем предметом который прежде всего должен интересовать исследователя социаль­ных структур. Трудность в их распознании компенсируется созда­нием достоверной картины социальных связей и особенностей со-циальных объектов, а также возможностью контроля за их разви­тием и управления протекающими в них социальными процесса­ми.

Взаимосвязи между институтами. Не существует такого соци­ального института, который действовал бы в вакууме, в изоляции от других социальных институтов. Действие любого социального института невозможно понять до тех пор, пока все его взаимосвя­зи и отношения не будут объяснены с позиций общей культуры и субкультур групп. Религия, правительство, образование, произ­водство и потребление, торговля, семья — все эти институты на­ходятся во множественном взаимодействии. Так, условия произ­водства должны учитывать образование новых семей с целью удовлетворения их потребностей в новых квартирах, предметах бы­та, детских учреждениях и т.п. В то же время система образова­ния во многом зависит от деятельности правительственных инсти­тутов, поддерживающих престиж и возможные перспективы раз­вития учреждений образования. Религия может действовать так­же на развитие образования или на правительственные учреждения. Учитель, отец семейства, священник или функцио­нер добровольной организации — все подвергаются воздействию со стороны правительства, так как действия последнего (напри­мер, издание нормативных актов) могут привести как к успеху» так и к неудаче в достижении жизненно важных целей.

Анализ многочисленных взаимосвязей институтов может объ­яснить, почему институты редко бывают способны полностью

тировать поведение их членов, совмещать их действия и ус-

эвкн с институциональными идеями и нормами. Так, школы пт применять стандартные учебные планы для всех учащих-

но реакция на них учащихся зависит от многих факторов, ле-

ших вне контроля преподавателя. Дети, в семьях которых по-пряются и осуществляются интересные беседы и которые при-бщаются к чтению развивающих их книг, легче и в большей сте­пени приобретают интеллектуальные интересы, чем те дети, в

ьях которых отдается предпочтение просмотру телевизора и чтению развлекательной литературы. Церкви проповедуют высо­кие этические идеалы, но прихожане часто ощущают необходи­мость пренебречь ими под воздействием идей бизнеса, политиче­ских пристрастий или желания уйти из семьи. Патриотизм про­славляет самопожертвование во благо государства, но он часто не согласуется с многими индивидуальными желаниями тех, кто вос­питывается в семьях, в институтах бизнеса или некоторых поли­тических институтах.

Потребность привести к гармонии систему ролей, предписан­ных индивидам, часто может быть удовлетворена путем догово­ренности между отдельными институтами. Промышленность и торговля в любой цивилизованной стране зависят от поддержки правительства, которое регулирует налоги, налаживает обмен между отдельными институтами промышленности и торговли. В свою очередь правительство зависит от промышленности и тор­говли, которые экономически поддерживают нормативные акты и другие действия правительства.

Кроме того, учитывая важность некоторых социальных инсти­тутов в общественной жизни, Другие институты пытаются захва­тать контроль за их деятельностью. Поскольку, например, обра­зование играет весьма значительную роль в обществе, попытки бо-роться за влияние на институт образования наблюдаются среди по­литических организаций, производственных организаций, церкви и "М- Политики, например, вносят вклад в развитие школы, уве­ренные в том, что тем самым они поддерживают установки на пат-РИотизм и национальное самосознание. Церковные институты ^араются с помощью системы образования воспитать у учащих-41 лояльность к церковным доктринам и глубокую веру в Бога, производственные организации пытаются ориентировать уча-я с детства на освоение производственных профессий, а во-е — вырастить людей, могущих успешно служить в армии.

То же можно сказать о влиянии других институтов на инста тут семьи. Государство пытается регулировать число браков и па, водов, а также рождаемость. Кроме того, оно устанавливает ми нимальные стандарты заботы о детях. Школы ищут кооперации, с семьей, создавая педсоветы с участием родителей и родитель, ские комитеты. Церкви создают идеалы для семейной жизни и стараются проводить семейные церемонии в религиозных рамкад

Многие институциональные роли начинают конфликтовать из-за принадлежности личности, их исполняющей, к нескольким ин­ститутам. В качестве примера можно привести хорошо известный конфликт между ориентациями на карьеру и на семью. В этом случае мы имеем дело со столкновениями норм и правил несколь­ких институтов. Исследования социологов показывают, что ка­ждый институт стремится б наибольшей степени "отключить" вхо­дящих в него индивидов от исполнения ролей в других институ­тах. Предприятия стараются включать деятельность жен своих сотрудников в сферу своего влияния (система льгот, заказов, се­мейного отдыха и т.д.). Армейские институциональные правила также могут плохо сказываться на семейной жизни. И здесь на­ходят способы включения жен в армейскую жизнь, чтобы муж и жена имели отношение к единым институциональным нормам. Наиболее определенно проблема исполнения личностью исклю­чительно роли данного института решена в некоторых институ­тах христианской церкви, где духовенство освобождается от се­мейных обязанностей путем принятия обета безбрачия.

Облик институтов постоянно адаптируется к изменениям в об­ществе. Изменения в одном институте, как правило, приводят' изменениям в других. После изменения семейных обычаев, тр*" диций и правил поведения создается новая система социального обеспечения таких изменений с участием многих института Когда крестьяне приезжают из села В город и создают там св(субкультуру, должны измениться действия политических ститутов, юридических организаций и т.д. Мы привыкли К му, что любое изменение в политической организации сказьН ется на всех сторонах нашей повседневной жизни. Нет инствч тов, которые бы трансформировались без изменения в другие 1 ституты или существовали бы отдельно от них.

Институциональная автономия. Тот факт, что инстиТ взаимозависимы в своей деятельности, не означает, что он товьг отказаться от внутреннего идеологического и струкТУ

то контроля. Одна из их основных целей — исключить влияние „.[деров других институтов и сохранить в неприкосновенности свои ' стцтуциональные нормы, правила, кодексы и идеологии. Вс всех основных институтах развиваются образцы поведения, ко­торые способствуют поддержанию определенной степени незави-сп мости и препятствуют доминированию людей, объединенных в другие институты. Предприятия и бизнес стремятся к незави­симости от государства; учреждения образования также пытают­ся достичь наибольшей самостоятельности и препятствуют про­никновению норм и правил чужих институтов. Даже институт уха­живания добивается самостоятельности по отношению к инсти­туту семьи, что приводит к некоторой таинственности и скрытности его ритуалов. Каждый институт пытается тщатель­но сортировать установки и правила, привнесенные из Других ин­ститутов, с целью отбора тех установок и правил, которые в наименьшей степени могут повлиять на независимость данного института. Социальный порядок — это удачное сочетание взаи­модействия институтов и соблюдения ими независимости по от­ношению друг к другу. Такое сочетание позволяет избегать серь­езных и разрушительных институциональных конфликтов.

Date: 2015-05-09; view: 489; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию