Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оер? Какими, по его мнению, особен- взаимодействий и в чем заключаются их м« о6/,адает социальное действие? особенности? 3 page
Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в высокоформализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину — в упорядоченные научные исследования, беспорядочная половая жизнь — ' крепкую семью. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе. Люди всегда стремятся институционализировать свои отношения, связанные с актуальными потребностями. Это стремл*" ние проявляется в самых разных областях деятельности- Напр мер, продажа или распределение товаров среди значительной ч ти людей порождает потребность в справедливом порядке та го распределения. Пришедшие первыми должны получить с ^ прежде, чем те, кто пришел позже. Стихийно возникает' оими общепринятыми нормами и правилами. Далее проис-т закрепление в очереди определенных ролей: распорядите-[запнсывающего очередь), борца за справедливость (следяще-
|а посторонними), последнего в очереди и т.д. Возникает ин- —т очереди, специфическая институционализированная фор-доведения. Очевидно, что формирование института может не „ершиться созданием четкой системы статусов и ролей (напри-очередь может и не иметь этой системы), тогда мы говорим, „то данные социальные связи имеют неполный институциональ-УЙ статус. Го же можно сказать и об образцах поведения в институте, не получивших должного социального одобрения: этот институт также не полностью развился или он находится в процессе отмирания. Индивидуальные роли в институциональном поведении. Далеко не все социальные роли внутри института могут быть институциональными. "Плохой мальчик" или "мамин маленький помощник" — это роли в семье, но они не институционализированы. В то же время сын или дочь — это институционализированные роли. В чем же состоит различие? Институционализированная роль — наиболее постоянная в данном институте совокупность поведенческих ожиданий, отступление от которой наиболее сурово наказывается. Отклонение от таких ожидаемых ролей опасно, а потому социально осуждается. Даже президенты и короли, обладающие значительной силой, вынуждены признавать рамки институциональных ролей. Если они пытаются управлять без учета ролевых ожиданий, то довольно быстро теряют свое влияние в институте. Очевидно, что роли сына и дочери в семье с их обязанностями по отношению к родителям и друг к другу должны в целом выполняться неукоснительно, и отклонения сурово осуждаются. Институциональные роли удивительно постоянны. Напри-МеР- руководитель сопоставляет, как ловко и умело предупреждает его потребности секретарь на службе в отличие от жены дс-"*• Недовольный муж разводится с женой и женится на своем сек-ретаре, но тут же обнаруживает, что.секретарь в роли жены найдет действовать так же, как его прежняя жена. Или, например, „. °ГНе служащие, которые постепенно добиваются руководя-Роли, стараются сохранить свои прежние отношения с быв-коллегами, ставшими подчиненными. Но этот путь редко Дит к успеху, так как для роли босса нужны совершенно • новые отношения. Устойчивостью институциональных ролей обусловливает*, значительное выравнивание индивидуальных различий индвц дов при их исполнении. Один мастер может быть всегда в дурв настроении, другой — всегда весел; один профессор Деятелем умен, другой бездеятелен и глуп. Но колебания индивидуальтл, различий ограничены и во многом заслоняются ролевыми требл ваниями. Конфликты, возникающие внутри институтов, конечно могут приводить к столкновению личностей, но в подавляющей большинстве случаев происходит столкновение социальных ролей Производитель и заказчик сталкиваются потому, что производи тель должен наладить сбыт продукции целиком, в то время как заказчику необходимо проверить годность продукции и отбредо. вать ее. Профессор может приветствовать интеллектуальную дне. куссию и сталкиваться с деканом или проректором, который не поощряет критицизма. Все это столкновения институциональных ролей. Жена всегда жена, муж всегда муж, директор всегда директор. Различными могут быть лишь индивидуальные черты в институциональных ролях, например, статиста и высоко талантливого актера, реализующего более полно свои возможности в партии, которую он исполняет, но всегда ограниченного текстом роли. Иногда роль может уравновесить личностные качества, скажем, в случае назначения на руководящую должность. Однако стойкость ролевых предписаний будет требовать некоторого согласительного единообразия в отношении тех, кто выполняет отдельные институциональные роли. Иными словами, сама роль предполагает некоторый отбор среди индивидов. 9.3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ Каждый социальный институт имеет как специфические о бенности, так и общие признаки с другими институтами. Для выполнения своих функций социальный институт дол*" учитывать способности различных функционеров, формировал стандарты поведения, соблюдать верность основным принцип3" развивать взаимодействие с другими институтами. НеудивитеЛ но поэтому, что сходные пути и методы действия существуй" институтах, преследующих совершенно разные цели. Общие для всех институтов признаки представлены в табл. Они объединены в пять групп. Хотя институт должен обязате Таблица 2. Признаки главных институтов общества
обладать, например, утилитарными культурными чертами, у е<;ть и новые специфические качества, зависящие от потребностей, которые он удовлетворяет. Некоторые институты В отли-Чие от развитых могут не обладать полным набором признаков. *0 означает только то, что институт несовершенен, полностью 1е Развился или находится в упадке. Если большинство инсти-недостаточно развиты, значит общество, в котором они ионируют, находится либо в упадке, либо на начальных ста-ях Культурного развития. Рассмотрим подробнее некоторые институциональные прцзна Культурные символы. Все институты стремятся к приой тению символов, которые в предельно концентрированной А ме создают представления об институте, его образ. Так, для сударства это флаг или герб; для церкви — распятие, Полумег,. или звезда Давида, для семьи — обручальное кольцо, для у» ' верситета — эмблема "альма-матер". Образ промышленного ел, единения в Концентрированной форме можно представить сей. из его названия или торговой марки. Музыка может тоже стят! символикой. Национальные мелодии, государственные гимны студенческие песни, свадебный марш используются в целях формирования образа института. Символами институтов могет быть также здания, поскольку трудно представить себе родцНо без дома, религию без церковного сооружения, образование б«з школы или правительство без правительственного здания либо королевского дворца. Таким образом, культурным символов института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ. Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что людн, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессиональная клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля. Формальный кодекс поведения, конечно, производит значительное внешнее впечатление, но он не гарантирует должного исполнения ролей. Мужья и жены часто игнорируют супружескую клятву; граждане, пылко повторяющие государственную присягу на верность, вполне могут совершить государственную измену; члены церковного прихода, клятвенно обещающие вести Праведную жизнь, могут одновременно с этим грешить, относясь" полным равнодушием к клятве. При оценке степени влияния* людей того или иного кодекса важно знать, что принятие устного или письменного кодекса в значительно большей степени Г< рантирует его соблюдение, чем самостоятельное формирование Vе тановок на ту или иную форму поведения. Однако, если и норм искусственно придуман, оторван от реальной П*"знн, <>н практически не будет выполняться. Не будет выпол-*ться институциональный кодекс и в случае, когда не сущест- ет быстрого и неотвратимого наказания за его нарушение. В' формальный кодекс — лишь часть общего поведения, создаю-0 институциональную роль. Существуют и нормы поведения отдельных ролях (солдата, родителя, профессора, политическо-деятеля), сущность которых составляет достаточно тщательно заработанный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобранных в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли. Дети, которые никогда не жи-!й в гармоничной семье, вероятно, с трудом будут представлять себе истинную роль родителей, мужа или жены. Они не имеют достаточных возможностей для изучения этих ролей, чтобы успешно выполнять их впоследствии, отобрать установки, необходимые для такого исполнения. Во всех институтах роли будут успешно исполняться только теми, кто обучен необходимым ролевым установкам и ролевому поведению. Идеология. Идеологию можно достаточно приближенно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Если повторение присяги формально привязывает индивида к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения их в повседневной жизни. Например, подростковое отклоняющееся поведение является) >й во всех современных обществах. Все основные инсти-пытаются объяснять эту важнейшую проблему с точки зре-иия своих базовых норм. Подростковая преступность рассматри-Вается социалистом как результат капиталистической эксплуа-аЧИи, производственником — как результат неправильной по-ЛитИки в области занятости молодежи, работниками системы Рйзования — как результат порочной системы школьного вос- питания, а примерным семьянином — как симптом разруще домашнего очага. Очевидно, что в данном случае, независимо истинности этих суждений, каждый представитель инститц>, непроизвольно стремится к его укреплению, усилению его вдв. ния и инспирированию лояльности по отношению к институт. нальным нормам. Идеология, таким образом, является одним из важнейщв, культурных комплексов, поддерживающих влияние института-оправдывающих и объясняющих всю его деятельность. Именно че. рез идеологию лидеры требуют кредита доверия у членов института. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеале, гически выдержано, т.е. соответствовать основным идеологиче-ским положениям данного института. При этом критицизм институциональной идеологии рассматривается как еретический или как разрушающее нападение, которое должно быть устранено. 9.4. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ Общество является сложным социальным образованием, и силы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В связи с этим институты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные функции, которые осуществляются непреднамеренной могут быть непризнанными или, если они и признаны, считаются побочным продуктом [184, с. 19-84]. Люди со значительными и высокими институциональным! ролями часто недостаточно реализуют латентные эффекты, которые могут повлиять на их деятельность и деятельность связанны* с ними людей. В качестве положительного примера использования латентных функций в американских учебниках чаще всего приво дится деятельность Генри Форда — основателя кампании, носят6* его имя. Он искренне ненавидел профсоюзы, большие город* крупные кредиты и покупки в рассрочку, но по мере своего продвижения в обществе он более чем кто-либо другой стимулировал их развитие, понимая, что латентные, скрытые, побочные фуя*" ции этих институтов работают на него, на его бизнес. Однако Л* тентные функции институтов могут как поддерживать так И превращать их в неуместные. Они могут даже приво- к нанесению значительного ущерба нормам институте. ак же функционирует социальный институт? Какова его роль иессах, происходящих в обществе? Рассмотрим эти вопросы. Явные функции социальных институтов. Если рассматривать самом общем виде деятельность любого социального института, можно считать, что его основной функцией является удовлетво-не социальных потребностей, ради чего он был создан и суще-вует. Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это, прежде всего, следующие функции. 1. функция закрепления и воспроизводства общественных отношении. Каждый институт обладает системой правил и норм повеления, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. Действительно, кодекс института семьи, например, подразумевает, что члены общества должны разделятъ-гд на достаточно устойчивые малые группы — семьи. С помощью социального контроля институт семьи стремится обеспечить состояние стабильности каждой отдельной семьи, ограничивает возможности ее распада. Разрушение института семьи - - это прежде всего появление хаоса и неопределенности, распад многих групп, нарушение традиций, невозможность обеспечения нормальной сексуальной жизни и качественного воспитания под- растающего поколения. 2. Регулятивная функция состоит» том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шабло- °н поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его ™стием в различных институтах. Каким бы видом деятельно-и ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, -гламентирующим его поведение в этой области. Даже если ка-вид деятельности не упорядочен и не урегулирован, лю-начинают институционализировать его. Таким ^зом, с помощью институтов человек проявляет в социальной , зни предсказуемое и стандартизированное поведение. Он вы- полняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от ружающих его людей. Такое регулирование необходимо для местной деятельности. 3. Интегратиеная функция. Эта функция включает в себя т* цессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственност, членов социальных групп, происходящие под воздействием инсгв туционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Ив теграция людей в институте сопровождается упорядочением сяс темы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов Все это приводит к повышению устойчивости и целостности эле. ментов социальной структуры, в особенности социальных организаций. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов или необходимых требований: 1) консолидация или совмещение усилий; 2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интегративные процессы, осуществляемые с помощью институтов, необходимы для скоординированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Интеграция — это одно из условий выживания организаций, а также один из способов соотнесения целей его участников. 4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить путем как расширения социальных границ института, так и смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенке. стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители. Государственные учрежД* ния стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нор" мы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщи** к вере как можно больше членов общества. 5. Коммуникативная функция. Информация, произведен**" в институте, должна распространяться как внутри институт»1 целью управления И контроля за соблюдением норм, так И * взаимодействиях между институтами. Причем характер ко»1' муникативных связей института имеет свою специфику - реальные связи, осуществляемые в системе институционали-„данных ролей. Как отмечают исследователи, коммуникатив-.,6 возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой ин-лормации), другие имеют весьма ограниченные возможности я этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты)* другие пассивно (издательства). Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвоены другими институтами. Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества- Так, церковь стремится в наибольшей степени закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры и часто достигает успеха в этом. Однако независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность. Фанатики начинают гонения на иновер-иев, к может появиться возможность крупных социальных конфликтов на религиозной почве. Семья стремится социализировать ребенка к принятым нормам семейной жизни, однако часто бывает так, что семейное воспитание приводит к конфликту индивида с культурной группой и служит защите интересов определенных социальных слоев. Наиболее выпукло существование латентных функций институтов показано Т. Вебленом,который писал, ч?о было бы наивно утверждать, что люди едят черную икру по-т°му, что хотят утолить голод, и покупают роскошный "кадиллак" потому, что хотят приобрести хорошую машину. Очевидно, что ^И вещи приобретаются не ради удовлетворения явных насущ-нЫх потребностей. Т. Веблен делает отсюда вывод о том, что про-зеодство предметов потребления выполняет скрытую, латентную *Ункцни — оно удовлетворяет потребности людей в повышении ^*ственного престижа. Такое понимание действий института Роиэводства предметов потребления в корне меняет мнение о его Ятельности, задачах и условиях функционирования. Таким образом, очевидно, что только с помощью изучения л тентных функций институтов мы можем определить истинну картину социальной жизни. Например, очень часто социолог, сталкиваются с непонятным на первый взгляд явлением, Когда институт продолжает успешно существовать, даже если он не Тол. ко не выполняет своих функций, но и препятствует их ре ал и за-ции. У такого института, очевидно, существуют скрытые функ ции, с помощью которых он удовлетворяет потребности опреде ленных социальных групп. Подобное явление особенно Часто можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени. Латентные функции, следовательно, являются тем предметом который прежде всего должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностей со-циальных объектов, а также возможностью контроля за их развитием и управления протекающими в них социальными процессами. Взаимосвязи между институтами. Не существует такого социального института, который действовал бы в вакууме, в изоляции от других социальных институтов. Действие любого социального института невозможно понять до тех пор, пока все его взаимосвязи и отношения не будут объяснены с позиций общей культуры и субкультур групп. Религия, правительство, образование, производство и потребление, торговля, семья — все эти институты находятся во множественном взаимодействии. Так, условия производства должны учитывать образование новых семей с целью удовлетворения их потребностей в новых квартирах, предметах быта, детских учреждениях и т.п. В то же время система образования во многом зависит от деятельности правительственных институтов, поддерживающих престиж и возможные перспективы развития учреждений образования. Религия может действовать также на развитие образования или на правительственные учреждения. Учитель, отец семейства, священник или функционер добровольной организации — все подвергаются воздействию со стороны правительства, так как действия последнего (например, издание нормативных актов) могут привести как к успеху» так и к неудаче в достижении жизненно важных целей. Анализ многочисленных взаимосвязей институтов может объяснить, почему институты редко бывают способны полностью тировать поведение их членов, совмещать их действия и ус- эвкн с институциональными идеями и нормами. Так, школы пт применять стандартные учебные планы для всех учащих- но реакция на них учащихся зависит от многих факторов, ле- ших вне контроля преподавателя. Дети, в семьях которых по-пряются и осуществляются интересные беседы и которые при-бщаются к чтению развивающих их книг, легче и в большей степени приобретают интеллектуальные интересы, чем те дети, в ьях которых отдается предпочтение просмотру телевизора и чтению развлекательной литературы. Церкви проповедуют высокие этические идеалы, но прихожане часто ощущают необходимость пренебречь ими под воздействием идей бизнеса, политических пристрастий или желания уйти из семьи. Патриотизм прославляет самопожертвование во благо государства, но он часто не согласуется с многими индивидуальными желаниями тех, кто воспитывается в семьях, в институтах бизнеса или некоторых политических институтах. Потребность привести к гармонии систему ролей, предписанных индивидам, часто может быть удовлетворена путем договоренности между отдельными институтами. Промышленность и торговля в любой цивилизованной стране зависят от поддержки правительства, которое регулирует налоги, налаживает обмен между отдельными институтами промышленности и торговли. В свою очередь правительство зависит от промышленности и торговли, которые экономически поддерживают нормативные акты и другие действия правительства. Кроме того, учитывая важность некоторых социальных институтов в общественной жизни, Другие институты пытаются захватать контроль за их деятельностью. Поскольку, например, образование играет весьма значительную роль в обществе, попытки бо-роться за влияние на институт образования наблюдаются среди политических организаций, производственных организаций, церкви и "М- Политики, например, вносят вклад в развитие школы, уверенные в том, что тем самым они поддерживают установки на пат-РИотизм и национальное самосознание. Церковные институты ^араются с помощью системы образования воспитать у учащих-41 лояльность к церковным доктринам и глубокую веру в Бога, производственные организации пытаются ориентировать уча-я с детства на освоение производственных профессий, а во-е — вырастить людей, могущих успешно служить в армии. То же можно сказать о влиянии других институтов на инста тут семьи. Государство пытается регулировать число браков и па, водов, а также рождаемость. Кроме того, оно устанавливает ми нимальные стандарты заботы о детях. Школы ищут кооперации, с семьей, создавая педсоветы с участием родителей и родитель, ские комитеты. Церкви создают идеалы для семейной жизни и стараются проводить семейные церемонии в религиозных рамкад Многие институциональные роли начинают конфликтовать из-за принадлежности личности, их исполняющей, к нескольким институтам. В качестве примера можно привести хорошо известный конфликт между ориентациями на карьеру и на семью. В этом случае мы имеем дело со столкновениями норм и правил нескольких институтов. Исследования социологов показывают, что каждый институт стремится б наибольшей степени "отключить" входящих в него индивидов от исполнения ролей в других институтах. Предприятия стараются включать деятельность жен своих сотрудников в сферу своего влияния (система льгот, заказов, семейного отдыха и т.д.). Армейские институциональные правила также могут плохо сказываться на семейной жизни. И здесь находят способы включения жен в армейскую жизнь, чтобы муж и жена имели отношение к единым институциональным нормам. Наиболее определенно проблема исполнения личностью исключительно роли данного института решена в некоторых институтах христианской церкви, где духовенство освобождается от семейных обязанностей путем принятия обета безбрачия. Облик институтов постоянно адаптируется к изменениям в обществе. Изменения в одном институте, как правило, приводят' изменениям в других. После изменения семейных обычаев, тр*" диций и правил поведения создается новая система социального обеспечения таких изменений с участием многих института Когда крестьяне приезжают из села В город и создают там св(субкультуру, должны измениться действия политических ститутов, юридических организаций и т.д. Мы привыкли К му, что любое изменение в политической организации сказьН ется на всех сторонах нашей повседневной жизни. Нет инствч тов, которые бы трансформировались без изменения в другие 1 ституты или существовали бы отдельно от них. Институциональная автономия. Тот факт, что инстиТ взаимозависимы в своей деятельности, не означает, что он товьг отказаться от внутреннего идеологического и струкТУ то контроля. Одна из их основных целей — исключить влияние „.[деров других институтов и сохранить в неприкосновенности свои ' стцтуциональные нормы, правила, кодексы и идеологии. Вс всех основных институтах развиваются образцы поведения, которые способствуют поддержанию определенной степени незави-сп мости и препятствуют доминированию людей, объединенных в другие институты. Предприятия и бизнес стремятся к независимости от государства; учреждения образования также пытаются достичь наибольшей самостоятельности и препятствуют проникновению норм и правил чужих институтов. Даже институт ухаживания добивается самостоятельности по отношению к институту семьи, что приводит к некоторой таинственности и скрытности его ритуалов. Каждый институт пытается тщательно сортировать установки и правила, привнесенные из Других институтов, с целью отбора тех установок и правил, которые в наименьшей степени могут повлиять на независимость данного института. Социальный порядок — это удачное сочетание взаимодействия институтов и соблюдения ими независимости по отношению друг к другу. Такое сочетание позволяет избегать серьезных и разрушительных институциональных конфликтов. Date: 2015-05-09; view: 535; Нарушение авторских прав |