Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оер? Какими, по его мнению, особен- взаимодействий и в чем заключаются их м« о6/,адает социальное действие? особенности? 4 page
Двойственная функция интеллектуалов по отношению к институтам. Во всех сложных обществах институты требуют постоянной идеологической и организационной поддержки и усиления идеологии, системы норм и правил, на которые опирается институт. Это осуществляется двумя ролевыми группами членов инсти-тПа: 1) бюрократами, следящими за институциональным поведением; 2) интеллектуалами, объясняющими и комментирующи-и идеологию, нормы и правила поведения социальных инсти-тУгов. В нашем случае интеллектуалы — это те, кто независимо образования или рода занятий посвящают себя серьезному ана- 3У идей. Важность идеологии заключается в поддержании ло-' ЬНости к институциональным нормам, с помощью которых звиваются разнородные установки тех людей, которые способ-Манипул ировать идеями. Интеллектуалы призваны удовлетво- ъ насущные потребности в объяснении социального развития, е!«делать это в терминах, соответствующих институцио- ^ьным нормам. Например, интеллектуалы, связанные с политическими ком-'Истическими институтами, ставят задачу показать, что совре-история действительно развивается в соответствии с предсказаниями К. Маркса и В. Ленина. В то же время интеллекту лы, изучающие политические институты США, доказывают и^ действительная история строится на развитии идей свободц0№ предпринимательства и демократии. При этом лидеры инстито тов понимают, что интеллектуалам нельзя полностью доверять так как при изучении базовых основ поддерживаемой ими идец. логии они также анализируют и ее несовершенства. В связи с этщ интеллектуалы могут начать развивать конкурентную идеологию более удовлетворяющую требованиям времени. Такие интеллектуалы становятся революционно настроенными и атакуют тради. ционные институты. Именно поэтому в ходе формирования тоталитарных институтов прежде всего стремятся оградить идеологию от действия интеллектуалов. Кампания 1966 г. в Китае, уничтожившая влияние интеллектуалов, подтвердила появление у Мао Цзедуна страха перед тем, что интеллектуалы откажутся поддерживать революционный ре. жим. Нечто подобное произошло и в нашей стране в предвоенные годы. Если мы обратимся к истории, то увидим, несомненно, что любая власть, основанная на вере в способности руководителей (харизматическая власть), а также власть, применяющая насн-лие, недемократические методы, стремится оградить от участия интеллектуалов действия института власти или полностью подчинить их своему влиянию. Исключения только подчеркивают это правило. Итак, использовать деятельность интеллектуалов часто бывает трудно, ибо если они сегодня могут поддерживать институциональные нормы, то завтра становятся их критиками. Тем Н менее нет институтов в современном мире, избежавших постоянного влияния интеллектуальной критики, и нет таких свойств институтов, которые мо^т продолжать долго существовать без интеллектуальной защиты. Становится ясно, почему некоторые Т талитарные политические режимы мечутся между определен ной свободой и репрессиями интеллектуалов. Интеллекту** ' наибольшей степени способный защищать фундаментальные Я ституты, является человеком, который делает это из стремленл к истине, независимо от обязательств перед институтами. Тако человек является одновременно и полезным, и опасным для «* годенствия института •— полезным потому, что талантливо ДР6 вается защиты институциональных ценностей, уважения тута, а опасным потому, что в поисках истины способен стать „ином данного института. Эта двоякая роль вынуждает фун-(ентальные институты решать проблему обеспечения дисцип-мы в обществе и проблему конфликта и лояльности для интел-лектуалов. 9.5. ИНСТИТУТ СЕМЬИ Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайны. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье че-ювек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Известно, что правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества. Причем каждому кажется, что именно в его обществе устройство семейной жизни, семейные обычаи и устои самые лучшие и единственно возможные. Таким образом, семейная жизнь чаще всего рассматривается с точки зрения этноцентризма. Но если семья представляет собой такую важную часть общества, почему же человечество не может выработать единые образцы семейной жизни, которые наилучшим образом подходили бы для удовлетворения человеческих потребностей? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть вопрос о происхождении и развитии института семьи. В большинстве примитивных обществ семья — это единственный реально функционирующий институт. Например, среди современных Племен Центральной Африки, многих народов Севе-«мы не увидим даже намека на другие формы социальных институтов. Там нет правителей разного уровня, формальных зако-°в> священников (как организации), нет специализированных •Рофессий; семья заполняет всю жизнь этих людей. Все вопро- Распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов шлются в рамках отдельных семей или, в крайнем случае, на *тах нескольких семей. Другими словами, примитивные об- - ва не имеют физических и социальных потребностей, кото- Д°лжны удовлетворять социальные институты, кроме инсти, -емьи. Семья, таким образом, является единственным и достаточным институтом распределения экономических тов для примитивных охотников и земледельцев. При переходе к более сложным культурам все большее ние начинают приобретать другие институциональные структур,. Что, например, происходит, когда примитивные племена ют развивать торговлю с соседями и ближними племенами? ная межплеменная торговля порождает появление торговцев, чиков товара, моряков и людей других специальностей, чья ность выходит за рамки института семьи. Чуть позднее ся специализированные мастера и ремесленники, про наводящ,^ продукты торговли, что является основой для дальнейшей профес. сиональной дифференциации. Возникающие экономические вв-ституты осуществляют, таким образом, функцию специализации деятельности. Действуя вне семейных ролей и функций. В примитивных обществах порядок обычно поддерживается без участия формальных законов, полицейских органов, суд*. Единственный авторитет там — это авторитет семьи: выбранные члены семьи являются авторитетом по отношению к другим Членам семьи. С увеличением размеров племен возрастает сложность культуры, появляется необходимость в формальной политической организации. Главы семей начинают объединяться в племенные советы, племена — в конфедерации, что в конце концов приводит к появлению и развитию бюрократии. Таким образом, как в примитивных, так и в современных обществах только наличие политической организации может способствовать мобилизации неорганизованной толпы в сообщество людей, совершающих совместные скоординированные политик ские или военные действия. По сходному сценарию начинают развиваться религиозные и образовательные институты, когда в лу профессионального разделения труда появляются узаконена роли священников и учителей. Такая практика также отходит семейных традиций, согласно которым люди занимаются этим случая к случаю. Мы видим, что семья является основой всех социальных ститутов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие щества в целом. Структура семьи. Как и все институты общества, семья о ставляет собой систему принятых норм и процедур для осу вления определенных важных для общества функций. В Д8* случае она определяется как группа связанных отношен.брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание де- » удовлетворяет другие общественно значимые потребности.,, мрйные функции в большинстве обществ мало чем отличают-друг от друга, в то время как формы, с помощью которых лю-.ц, пытаются их выполнять, достаточно разнообразны. И если кто-то попытается описать все возможные формы семейной жизни, -го он увидит, что каждое общество обладает собственной специфической формой организации семьи. Когда речь заходит о семье, мы прежде всего представляем себе мужа, жену и их детей. Такая форма организации семьи называется супружеской, или нуклеарной. Ее основу составляет пара людей, связанных брачными отношениями. Кроме нуклеарной семьи в нашем обществе (как и во многих других) распространена форма семейной организации, которая называется родственной семьей. Родственная семья основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа членов малой группы. Эта семья представляет собой клан родственников вместе с их супругами и детьми. Значение этих двух форм семей для общества неодинаково. Так, хотя в нашем обществе существует родственная семья для семейных сборов, торжеств и других церемониальных целей, важнейшие социальные функции выполняются нуклеарной семьей. Это выражается во многих элементах культуры, например, когда законы и нравственные нормы требуют, чтобы родители поддерживали своих детей, но ничего не говорят об обязанностях по отношению кбрятьям или сестрам, дядям или тетям. Если нуклеарная семья имеет в основе супружескую пару, то "новой родственной семьи являются братья и сестры в окружении их мужей, жен и детей. В большинстве родственных семей •таатый мужчина (или замужняя женщина) в первую очередь Дается привязанным к родительской семье и наполовину вхо- 1Т в семью жены (или мужа). Это имеет важные последствия. !ловек в основном связан обязательствами и ответственностью 'и семьей, в которой он родился, но не с той, с которой он свя- н Узами брака. Так, женщина может не зависеть от своего му-> но полностью быть в зависимости от своих братьев и сестер **е защиты и воспитания детей. 1 таких семьях ответственность и забота распределяются сре-д°статочно большого числа членов семьи. Создается ситуация, Да ребенок тесно связан не только с родителями, но и со своими дядями и тетями. Он окружен взрослыми, которые вв которых случаях готовы взять на себя обязанности родителей 1 ким образом, у ребенка в родственной семье появляется больщ». возможность для общения и социализации к большему числу в, лей. Такая семья хорошо защищает ребенка от любых жизней ных невзгод. В случае смерти или ухода из семьи матери ее рщ,. в известной степени могут играть родственники. В реальной жизни родственная семья далеко не всегда возмощ. на. Это связано, например, с тем, что места рождения и встуд ления в брак могут быть значительно удалены друг от друга. Кро-ме того, родственники могут быть фактически или социально отдалены от супружеской пары, и в этом случае семья остается в чистом виде нуклеарной. Современное общество характерно ос. лаблением многих родственных связей и, следовательно, преобладанием нуклеарной семьи над родственной. Формы брака. Почти во всех обществах начальная стадия возникновения супружеской пары связана с помехами, различными испытаниями и подготовительными мероприятиями, в ходе которых будущие супруги проверяют правильность выбора партнера. Тщательная подготовка к будущему браку обусловлена его важностью: ведь он скрепляет желание людей вести совместное хозяйство и воспитывать детей. Брак можно определить как социально одобренные образцы поведения, с помощью которых двое или более людей составляют семью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество других прав и обязанностей. При этом каждое общество развивает собственную систему образцов поведения в семье, и эти образцы исторически обусловлены и имеют ярко выраженную экономическую основу. Как показывает опыт, образцы брачных связей более этноцей-тричны, чем все другие культурные образцы общества. Нам, ш пример, может казаться противоестественным практикуемое в н которых современных обществах заключение брака по сговор когда будущие супруги практически заранее не встречаю" Как они могут знать, нравятся ли они друг другу или не?! чему никто не интересуется их чувствами и симпатиями ' *-ко наша реакция, когда мы считаем, что люди с другой кул' рой думают и чувствуют,как и мы, является обычной оШИ» этноцентризма. В нашем обществе рассматривают начал11 стадию создания супружеской пары как романтическое при1С ,,е, через которое люди приходят к любви. Однако девушка,1аССическом Китае или современной Японии, например, счи-т странным выходить замуж за человека, не выбранного ее ро-ятелями. Стоя на позициях этноцентризма, мы жалеем молодых -ен в других обществах потому, что при выборе партнера они имеют свободы, а они жалеют наших молодых людей, лишенных родительской опеки. Но и те, и другие молодые люди не чув- 1 себя нуждающимися в жалости. Экзогамия и эндогамия. Каждое общество ограничивает вы-5ор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогами-еи. В нашем обществе такое ограничение применяется для избежания кровосмесительных связей. Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени. На практике встречаются также противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы. Такой культурный образец называется эндогамией. Клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах. В современных обществах широко распространена расовая эндогамия или эндогамия сословная (когда запрещается выбирать партнера из низших слоев общества). Эндогамия в чистом виде характерна для закрытых Тупи типа каст, где путем эндогамных браков поддерживается их закрытость. Моногамия и полигамия. Для россиян, англичан или американцев существует только один вид цивилизованной формы суп-РУЖества — моногамия, т. е. брак одного мужчины с одной жен-Щиной (в одно время). Однако в развитии большинства обществ Рактиковалась полигамия, т.е. формы брака, при которых су-более одного партнера в супружестве. Теоретически три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при несколько мужчин и несколько женщин находятся од-то между собой в брачных отношениях. Еще сравнитель-НеДавно эта форма брака была широко распространена, она су-и сейчас, например, на Маркизских островах. Очень ред-полигамного брака является полиандрия, когда од-1 имеет несколько мужей. Одним из таких редких примеров служат некоторые общества Южной Индии и Тибет Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, а/ томатически становится женой всех братьев своего мужа и ОНв живут вместе. Полиандрия в семьях Южной Индии стала понят ной, когда в результате анализа демографической ситуации вы яснилось, что в этих регионах мужское население значительно цра восходит по своей численности женское. Наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния, или многоженство. Мнение представителей современной Европы и Северной Америки о многоженстве также в значительной степени этноцентрично. Многие в нашем общест. ве, например, считают, что культивирование такой формы брака ведет к деградации женщины, превращению ее в рабыню. ^ считается неслыханной жестокостью и вызывает возмущение (возможно, такое чувство навеяно некоторыми фильмами о восточных владыках). Однако факты говорят об обратном. Трудно сказать, в каком обществе женщина имеет более высокий статус — в обществе с полигамной или моногамной формой брака. Во-первых, даже в обществах, где широко распространена полигамная семья, браки обычно являются моногамными. Только наиболее преуспевающие люди с высоким статусом могут позволить себе иметь более одной жены. Во-вторых, обязанности между женами четко распределены, а первая жена очень часто оказывает решающее влияние на поведение мужа. Жизнь всех жен в достаточной степени обеспечена, и они, как правило, не желают для себя другой доли. Развод. Что делать в том случае, когда супруги не могут по разным причинам нормально существовать совместно? Сменить партнера по браку мешает совместная собственность, общие дети. Кроме того, обществу невыгодна любая нестабильность института семьи. Поэтому практически в каждом обществе существуют определенные правила и законы, затрудняющие развод ИЛ» дающие привилегии одной из сторон. Есть, правда, отдельные общества, где в случае затруднений в совместной жизни муж пр0" сто собирается и уходит, а жена через определенное время выстаВ ляет его вещи за дверь. Однако это редкое исключение; большинство же обществ стремится сделать развод весьма болезненной оП рацией. Особенно это касается тех обществ, где партнер по бра*, выбирается родителями. Очень часто в тех обществах, где &°л шое значение имеет родственная семья, воспитание ребенка в а р азвода частично берут на себя братья, сестры, дяди или те нашем обществе с сильным акцентом на инднвидуальнуг юбовь при выборе партнера и ярко выраженном приоритет '',к1ейрной семьи развод чаще всего влечет за собой трагически последствия как для детей, так и для взрослых. функции семьи. Семья во всех обществах развивается как иь „-итуцнональная структура, целью которой является решение ог социальных задач. Какие же задачи решает семья ее функции как основного социального института? 1. Функция сексуального регулирования. Семья — это главны социальный институт, через который общество упорядочивает, т правляет и регулирует естественные сексуальные потребности лк дей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтерш тивные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмоч ря на то что существуют определенные нормы супружеской ве| мости, большинство обществ легко прощает нарушения эти норм. При этом, как нигде, наблюдаются отклонения реально культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают се[ суальные связи супругов вне семьи. Особенно наглядно различие норм сексуального поведения пр< является в отношении добрачного сексуального опыта молоды людей. Во многих современных обществах вступление в бра девственников считается абсурдным и нелепым, а добрачны сексуальные связи — служащими подготовкой к браку. С друго стороны, в так называемых патриархальных семьях добрачны Нхеуальный опыт строго запрещается (по крайней мере, в отн< "гении женщин). 2. Репродуктивная функция. Одна из основных задач люб< га общества — воспроизводство новых поколений его членов. Пр эт°м Иажно, чтобы дети были физически и психически здоровь 1И и впоследствии имели способности к обучению и социализ! Вместе с тем важным условием существования общества я; регулирование рождаемости, избежание демографически •"адов или, наоборот, взрывов. Семья — это основной институ Еетственный аа воспроизводство новых членов общества. Др; е Пути неэффективны и, как правило, социально не одобряю1 "озтому появление ребенка вне института семьи обычно вь ™*Т жалость, сострадание или осуждение
"• Функция социализации. Несмотря на большое число инст! участвующих в социализации личности, центральное ме сто в этом процессе, безусловно, занимает семья. Это °бъясняр_, ся прежде всего тем, что именно в семье осуществляется перВ(, нал социализация индивида, закладываются основы его формв рования как личности. Многие мыслители, начиная с Платова говорили об обобществлении воспитания детей, однако все поцц» ки социализации вне института семьи оказывались неудачными Например, после революции в Советском Союзе были созданы специализированные программы общественного воспитания дете§ с тем чтобы женщины могли участвовать в трудовом процессе. Од. нако этот эксперимент не получил широкого распространения. Е настоящее время в нашем обществе пытаются совместить усилил образовательных институтов и института семьи для успешной социализации детей, но семья по-прежнему удерживает первенство в социализации индивидов. В современном Израиле дети в кн-буцах (кооперативных фермах) воспитываются в общих коттеджах и находятся под присмотром специальных воспитателей, в то время как их матери выполняют различные работы в тех же кибуцах. Родители обычно проводят с детьми около двух част в день и весь день в субботу. По мнению некоторых обозревателей, такое воспитание проходит успешно, хотя у него существует много противников. Правда, так воспитывается лишь незначительное число детей Израиля. Эти редкие исключения, пожалуй, только подчеркивают первостепенное значение семьи для социализации детей. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем да стве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведев! взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы по«дения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что] бенок видит в других семьях. При этом часто возникает неуДО летворенность действиями матери или отца, и ребенок начнЯ* искать у других личностей, в других первичных группах прЯ' лемые модели поведения. 4. Функция эмоционального удовлетворения. К многочИСЛ ным потребностям человека относится, в частности, интим общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциов ных и поведенческих трудностей в общении и даже физнчЯ является отсутствие любви, тепла и полноценного интим-" рд общения в первичной группе, и прежде всего в семье Огромное количество данных свидетельствует о том, что серь-езные преступления и другие негативные отклонения намного чаще пр°исходят У тех' кто в Детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертности, отклоняющемуся поведению. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность. 5. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но Начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и образ жизни. о. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и пси-Логическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что, "Девая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем семью, члены которой защищают своего близкого или ят за него. В большинстве случаев вину или стыд за челове-Разделяют все Члены его семьи. аяа'' он<>ми'1еская функция. Ведение членами семьи общего хо- п..*"*' КогДа все они работают, как одна команда, способству- ^ормированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую эк номическую ячейку общества. Нормы семейной жизни ют обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в чае, если у него возникают экономические трудности. Вопросы для самоконтроля Date: 2015-05-09; view: 418; Нарушение авторских прав |