Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретико-методологические основы социологического исследования





Концептуализация общества и его структур­ных элементов, процессов их изменения — результат оп­ределенных исследований, которые принято называть со­циальными. Социологическое исследование общества — разновидность социальных исследований, имеющая свою специфику.

Социальные Вооруженный соответствующими теорети-
и социологи- ческими концепциями социолог способен
ческие иссле- более или менее отчетливо видеть и изучать
дования те аспекты жизни общества, его структур-

ных элементов, в том числе личности, кото­рые не исследуются представителями других обществен­ных наук.

Социология изучает «человека в обществе», а не в од­ной из сфер его жизни, например, экономической или политической. Поэтому социологов интересуют процессы «вхождения человека в общество», то есть процесс социа­лизации. Социология, по выражению современного швед­ского социолога Пера Монсона, изучает не только «чело­века в обществе», но и «общество через человека».

Мысль о том, что более совершенная человеческая лич­ность оказывает большее влияние на окружающий ее мир, звучала рефреном в работах многих мыслителей России конца XIX и начала XX столетия. Но лишь те из них, кого интересовала социологическая проблематика (например, С.Н.Булгаков), ставили вопрос об автономности личности в обществе, в социальных организациях и институтах группах, которые постоянно стремятся свести жизнь лич­ности к той или иной роли в социальной системе. | Относительная автономия личности в обществе современными социологами как необходи­мое условие совершенствования и раскрытия ее творче­ских способностей созидателя гражданского общества и

правового государства.

Социологи сотрудничают с историками и политолога­ми, антропологами и социальными психологами, юриста­ми и экономистами. Нередко при этом в интересах повы­шения эффективности собственных исследований соци­ологи прибегают к заимствованию определенных концеп­ций, методов и методик, технических приемов из других общественных наук. Они адаптируют их в рамках своей предметности, способствуя в то же время активному про­никновению социологического мышления в другие соци­альные науки, изменению их облика, а следовательно, и облика всей науки об обществе.

Стратегия Концептуализированные представления социологов о социальной реальности поиска тируют их в выборе соответствующих объ­ектов исследования, позволяют им выдви­гать и формулировать определенные гипотезы, нацелива­ют на установление функциональной или каузальной за­висимости между социальными явлениями, предоставля­ют возможность получать логически обоснованные выво­ды, служат основой для систематизации социальных фак­тов, то есть выполняют методологическую роль.

Никто из социологов, начиная с О.Конта, не сомневал­ся в том, что социология является конкретной наукой. Но не все социологи считали, что социология как конкретная наука не может быть беспредпосылочной. Те из социоло­гов, кто ставил вопрос о предпосылках социологического исследования (например, Г.Зиммель), выделяли в системе социального знания «философскую социологию». Большин­ство социологов, с одной стороны, провозглашало независи­мость социологических исследований от постановки каких бы то ни было философских вопросов; с другой, в своих ис­следованиях следовало скорее всего неосознанно философ­ским традициям рационализма, занимая позицию сторонне­го наблюдателя за процессами социальной жизни.

В ходе исследования взаимодействия с другими людьми социолог совершенствует свои представления о природе социальной реальности и социологического знания. В духе традиции, идущей от Г.Зиммеля, а затем от Дж.Г.Мида, он убеждается в зависимости общества как объективного единства от активности сознания живущих в нем целост­ных личностей. Постепенно складывается стратегия заин­тересованного в социальной жизни исследователя, высту­пающего против обещаний досужих ученых и политиков искусственно создать рациональную организацию условий человеческого бытия.

Социолог не навязывает свои концепции и свою волю другим членам общества и не отрицает авторитет непро­фессиональных знаний и здравого смысла, а участвует в диалоге с ними (дискурсе) и проясняет природу этих зна­ний. Такая исследовательская стратегия непосредственно связана с интерпретацией социологами результатов их ис­следований и с переносом акцента в социологическом по­иске со знания на взаимопонимание. Во время исследова­ний социологами, избирающими новую стратегию, все ча­ще руководит «стереофоническое чувство многомерности» социальной реальности. При этом их все меньше удовлет­воряют односторонние теоретические концепции и функ­ционалистов, и феноменологов, и марксистских традицио­налистов. Используя в своих исследованиях те или иные социологические теории, они стремятся преодолеть непоследовательность в представлениях о це­лостности личности и учесть «странную» склонность Г.Зиммеля к функционализму. Им импонирует новая исс­ледовательская стратегия неофункционалистов, стараю­щихся превратить односторонние социологические теории в «аналитические элементы большого целого» (Дж.Алек-сандер). Они солидаризируются с той точкой зрения, что к изучаемым социальным структурам социологам следует от­носиться как к «задержкам каждого исторического процес­са», что социологам претит «школярское различение между конфликтом и консенсусом», которое лишь препятствует ос­мыслению реальной ситуации (П.Бурдье). Они также склон­ны поддерживать тех, кто считает, что не социолог должен снизойти до обыденных представлений и суждений о соци­альном мире, а взаимодействующие с ним люди обязаны приобщаться к научному видению этого мира.


 

Интерпретацию не следует сводить только к соотнесе­нию теоретического и эмпирического уровней исследова­ния. Она связана с определением в социальной реальности эмпирической области, соответствующей теоретическому описанию объекта и предмета анализа. Интерпретация должна представлять собой соотнесение самих этих концеп­ций, стратегий исследования и их результатов. Неофункци­оналисты называют этот уровень социологического исследо­вания переинтерпретацией (Дж.Александер), самоописани­ем (Н.Луман). На этом уровне социологического исследова­ния может быть пересмотрена методология и методика.

При организации и проведении тех или иных социоло­гических исследований всегда возникает вопрос о методо­логической функции общих, частных или специальных, а также отраслевых социологических теорий. Обладая раз­ным багажом общих и специальных теоретических знаний

и практических навыков, уровнем компетентности, соци­ологи или дистанцируются от изучаемых ими объектов и предметов, или устанавливают с ними теснейшую связь. Благодаря этому они оказываются в состоянии познать или внешнюю сторону изучаемых ими социальных явлений и процессов, или выявить существующие между ними при­чинно-следственные связи. Чрезмерное внимание социолога к определенным аспектам социальной реальности грозит ему потерей целостности представления об этой реальности, если он при проведении социологического исследования не учи­тывает в должной степени принципы системной природы знания вообще, социологического знания в частности.

К тому же, учитывая в своих исследованиях принципы системной природы знания, социологи не должны забывать о том, что социальная реальность охватывает как системные, так и внесистемные образования, а именно: социальные сис­темы и социальные скопления (П.А.Сорокин), историческое становление противоположности систем и «жизненного ми­ра» (Ю.Хабермас), области различной «комплексности», — прежде всего с различным количеством элементов и харак­тером связей между ними (Н Л уман).

Системное видение объекта исследования тесно связа­но со структурным и функциональным подходами к его анализу. Изучение объекта как структурно расчлененной целостности осуществляется, как правило, наряду с обна­ружением функций, выполняемых его отдельными эле­ментами. В социологическом исследовании принцип сис­темности неотделим от принципа развития. Системное ви­дение объекта исследования будет не полным, если оно не дополняется анализом процесса перехода объекта из одно­го исторического состояния с одной структурой в другое историческое состояние с другой структурой. В своем исс­ледовании социолог должен следовать и более общему принципу историзма, согласно которому социальная ре­альность рассматривается не только как развивающаяся, но и как просто изменяющаяся во времени.


Методология представляет собой не только совокупность принципов организации и осуществления социологического исследования, но и совокупность способов построения и обоснования социологического знания. Последние принято называть из выявлять и сопоставлять различные уровни эволюции изучаемого социологами объекта, а также в изве­стной мере определять основные тенденции его развития. Чрезмерное увлечение сравнительно-историческим методом ограничивало возможности социологов в построении и

обосновании социологического знания, поэтому они все чаще старались дополнить его другими методами, напри­мер, диалектическим нефункциональным.

К концу 60-х~ггЛГезраздельное господство функциона­лизма в построении и обосновании социологического зна­ния на любом уровне исследования закончилось благодаря значительному усилению влияния в социологических ис­следованиях конкурирующего с ним метода понимания, а точнее, толкования реальности «жизненного мира», а так­же потому, что для построения и обоснования социологического знания нужны были и другие методы. В 80-е гг. социологи все чаще старались сочетать в социологических исследованиях функциональный подход с герменевтиче­ским, который разрабатывался прежде всего интересующих того или иного Социолога текстов (собственно герменевтика — искусство и теория истолкования текстов).

Основной итог всех этих усилий — формирование наи­более соответствующей специфике предмета социологии совокупности приемов, процедур и операций теоретиче­ского и эмпирического познания социальной реальности, которую принято называть методикой. Такая совокуп­ность приемов, процедур и операций познания нередко называется методом социологического исследования, ко­торый рассматривается преимущественно как метод эм­пирического исследования. Поэтому методика социологи­ческого исследования часто понимается как система при­емов, процедур и операций по установлению социальных фактов и их систематизации. К этой системе относят и средства анализа социальных фактов.

Разделение методов сбора и анализа социологической информации весьма относительно и исходит из представ­ления об опосредованной связи методики социологическо­го исследования, являющейся определенной конкретиза­цией методологии, с предметным содержанием социологи­ческого поиска. Достаточно активная разработка и эффек­тивное использование в социологических исследованиях в настоящее время биографического метода показывают, что такое представление о методике является не совсем правильным. Если прежде для анализа специфического предмета в социологии необходимо было использовать весь арсенал методов, иначе трудно было получить досто­верные знания и прийти к обоснованным выводам, то био­графический метод социологического исследования позво­ляет максимально учесть специфику этого предмета и до­стичь поставленных целей исследования без привлечения других методов. По-видимому, это относится и к некоторым другим методам социологического исследования, в результате совершенствования которых проявится скры­тая в них социологичность, например, к методу анализа документов. С изменением методики изменяется и тех­ника социологического исследования, в которой методи­ка находит свое непосредственное выражение. В целом, с постижением социологами целостности человеческой личности и общества, их взаимосвязи и более четким определением предметного содержания социологическо­го поиска более органичным становится единство мето­дологии, методики и техники социологического исследо­вания.


Литература

Батыгин Г.С., Деватко И.Ф. Миф о «качественной социологии» // Социологический журнал. — 1994. — №2.

Бауман 3. Философские связи и влечения постмодернистской соци­ологии // Вопросы социологии. — 1992. — Т. I. — № 2.

Бурдье П. Начала. М.: 1994.

Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии. — Альманах

Thesis. 1993. — ТЛ. ~- Вып. 1.

Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. М.: 1994.

Контрольные вопросы

В чем проявляется специфика социологического исследования в сис­теме социальных наук?

Как формируется стратегия социологического исследования?

Чем обусловлено различие уровней социологического исследования?

Почему сохранение единства уровней социологического исследова­ния является обязательным условием его эффективности?

Каково различие между методологией и методикой социологического

исследования?







Date: 2015-05-09; view: 1693; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2025 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию