Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социология реформ и революций 4 page
С формированием морального сознания, управляемого коллективно вырабатываемыми принципами, изменяется образец социализации. Среди сложных и динамично меняющихся ролевых ожиданий современной жизни все труднее руководствоваться готовыми предписаниями в своем поведении. Поэтому мы вынуждены развивать способность создавать индивидуальные жизненные проекты. Ведь главное в человеческом действии — определение человеком своего отношения к объективному миру и различий между самим действием и миром. Анализируя отношение действующего человека к миру, Хабермас выделяет в первую очередь стратегический аспект действия (действующий человек — объективный мир). В теории коммуникативного действия субъективный и объективный миры четко различаются. Поэтому в определении действия имеется в виду стратегический, норморегулирующий, драматургический аспект, подчеркивается взаимодополняемость всех этих аспектов. Ю.Хабермас выступает против претензии на всеобщность универсалистских принципов морали. Исходя из опыта социальных движений и политической борьбы, замечает он, люди должны понять, что во имя морального универсализма нельзя исключать из общественно-политической жизни лишенных привилегий классов и угнетаемых наций, порабощенных домашним трудом женщин и маргинализированных меньшинств. Универсализм равного уважения к каждому человеку и солидарность со всеми людьми можно отстоять только с предоставлением радикальной свободы развитию каждого индивидуума. В условиях реального существования множества воль действующих лиц, отмечает Хабермас, возникает проблема совместного преследования коллективных целей. С учетом этого факта необходимо по-иному ставить вопрос о регулировании совместной жизни. В прагматическом дискурсе (обсуждении) при решении тактических проблем в жизнедеятельности людей приводятся в соответствие собственные интересы с интересами других людей. В этическом дискурсе определяется место для многообразия индивидуальных жизненных проектов в ходе отождествления себя с тем или иным коллективом. В морально-практических дискурсах испытывается значимость и уместность нормативных заповедей и их соответствие настроениям людей. Ю.Хабермас предупреждает, что только инструментальное понимание практики (как реализации некоей теории) несет разрушительные последствия для общества. Тому подтверждением, по его мнению, является деятельность Робеспьера, Маркса и Ленина. Открытые структуры коммуникации препятствуют превращению авангардных партий в политически господствующие. Такие партии не превращаются в секты, а сохраняются как «организационное ядро многоголосо дискутирующей публики». В рамках правового государства официально признаются государственным аппаратом необходимые для разумного формирования общественного мнения и воли коммуникативные формы, которые позволяют наиболее полно выражать и реализовывать свои интересы практически всем социальным группам и слоям населения, то есть осуществлять собственно народовластие. Развитые страны Запада находятся лишь в самом начале пути в направлении к достижению этого идеала народовластия, считает Ю.Хабермас. Исследование противостояния человека, как целостной личности, и общества, как универсальной социальной системы, можно найти в работах коллеги Ю.Хабермаса по перу и соотечественника Никласа Лумана (1927 г.р.). Основные из этих работ: «Теория общества или социальная технология?», написанная совместно с Ю.Хабермасом и опубликованная в 1971 г., и «Социальная система» (1984). Во второй половине 80-х гг. он занимается решением вопроса о самоописании современного общества, совершенствуя разработанную им в 70-х гг. системную теорию. В этой теории он радикализует функционализм Т.Парсонса, учитывая достижения социологов-феноменологов. В отличие от Т.Парсонса, он представляет социальные системы как более динамичные образования, возникающие в процессе выработки определенного согласия между участниками взаимодействия по поводу их действий и переживаний. Поэтому социальное действие в той или иной социальной системе Луман рассматривает как событие для этой системы, так как от каждого действия, соотносимого действующим лицом с другими действиями в данной системе, зависит существование и развитие такой системы. Общество как социальная система, с точки зрения НЛумана, на основе коммуникации вычленяется из окружающего его мира и представляет собой операционально замкнутую социальную систему. Оно выступает как единое образование благодаря своему отличию от окружающего мира. Общество как социальная система эволюционирует в процессе более полного вычленения из окружающей среды. Оно превращается у него во все более абстрактное образование, в предельную возможность повсеместного взаимодействия между действующими лицами. Вычленяющееся из окружающего его мира общество становится все более дифференцированным и Сложным. Так же как Э.Дюркгейм, а затем и Т.Парсоне, Н.Луман различает по типу дифференциации сегментарное общество народов с архаическими устоями жизни и стратифицированное общество с высокой общей и прежде всего материальной культурой. Но в отличие от них он не связывает дифференциацию общества непосредственно с решением вопроса об адаптации его к изменяющейся окружающей среде, с выполнением социальной системой общества определенных функциональных требований. Высшей ступенью эволюции общества в настоящее время является функционально дифференцированное общество, где осуществлено различение функциональных систем хозяйства и политики, религии и искусства, воспитания. Самонаблюдение современного общества связано с расширением поля социальных движений, пытающихся в обществе выступать против общества. Широта их направленности обусловливает гетерогенность (неоднородность) их мотивации, что связано довольно часто с противоречивостью их ориентации. Однако эти движения содержат такую возможность радикальной критики общества, какой до настоящего времени не располагал никто. Не следует одной социальной силе противопоставлять свое видение эволюции общества другим точкам зрения, так как они тоже являются описаниями социальных явлений и процессов, доступных для наблюдения другим наблюдателем. Все точки зрения имеют право быть. Даже слишком противоречивые точки зрения на общественные процессы не должны препятствовать постижению единства общественного состояния с различными элементами его структуры. Это стало ясно уже в самом начале 80-х гг. прежде всего неомарксистам как «сторонним» наблюдателям противоборства двух основных социологических школ. Как уже отмечалось выше, Ю.Хабермас акцентирует внимание социологов на нераскрытых возможностях теории социального действия Т.Парсонса, которые, по его мнению, можно реализовать, лишь отказавшись от абсолютизации системного подхода к анализу общества и обратившись к проблеме исторического становления противоположности социальных систем и «жизненного мира». Чуть позже с учетом достижений феноменологов стали корректировать свои теоретические позиции парсонианцы (Н.Луман, Р.Мюнх и другие). Характерная черта социологии 80-х гг., считает Дж.Александер, — возрождение парсонсовского учения. В 1985 гг. Дж.Александер вводит в научный оборот термин «неофункционализм», отмечая вступление функцио-налистской традиции в социологии в этап реконструкции. Описывая социальные системы, неофункционалисты представляют их не как многообразные варианты конкретных взаимодействий целостных личностей, а как предельные возможности таких взаимодействий. С поднятием центрального ядра неофункционализма до уровня общей теории быстро развиваются и эмпирически ориентированные исследования, расширяющие область реконструкции основных теоретических концепций ортодоксального функционализма, успешно решается вопрос преодоления разрыва между макро- и микросоциологией, формируется новая социологическая парадигма. Существенные сдвиги в социологическом анализе, происшедшие в 80-е гг., начинают учитываться при написании учебников по социологической теории в конце 80-х — начале 90-х гг. (Э.Гид-денс, Р.Коллинз, Дж.Ритцер, Н.Смелзер). В целом для социологов в настоящее время характерен отход от «неинвестированной в социальную жизнь» стратегии исследования.
Литература Александер Дж., Коломи П. Неофункционализм сегодня: восстанавливая теоретическую традицию. // Социологические исследования. — 1992.— №10. Бурдье П. Социология политики. М.: 1993. ГидденсЭ. Судьбе, риск и безопасность. Альманах Thesis, 1994. — Вып. 5. История социологии в Западной Европе и США. М.: 1993. — Гл.16. Коллинз Р. Социология: наука или антинаука? // Альманах THESIS, 1994.— Т.П. —Вып. 4. Луман Н. Понятие риска. // Альманах THESIS. — 1994. — Вып.5. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества. // СОЦИО-ЛОГОС. — 1991. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: 1995. Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма. // Альманах THESIS. Весна 1993. Контрольные вопросы Что такое неофункционализм?, Как в неофункционализме решается проблема взаимоотношения личности и общества? Каково основное направление в развитии современной социологии с точки зрения неофункционалистов?
Часть II Общество и его социологическое исследование Date: 2015-05-09; view: 595; Нарушение авторских прав |