Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Факторы?
В чем проявляется воздействие культуры на социальную жизнь? Что значит социализация как стержень социальной жизни? Каковы ее основные стадии? Что такое институ ционализация и каков ее механизм? В чем суть социальной стратификации и социальной мобильности? Что такое девиантное поведение и аномия? Чем обусловлена необходимость социальной организации и как она осуществляется? Каковы функции социального контроля и в каких формах он реализуется? 6 3. Социальные изменения (социальная динамика) Как уже отмечалось, общество — не мертвый, застывший, а живой, подвижный социальный организм, постоянно испытывающий воздействие как внутренних, так и внешних сил, неизменно подвергающийся более или менее существенным переменам и развивающийся в определенном направлении. Уже из самого понимания общества как системного объединения, базирующегося на многообразных и сложных связях и взаимодействиях, статусах и ролях его неоднородных структурных единиц, с необходимостью вытекает, что реальное общество не может существовать вне постоянного взаимодействия его структурных элементов, что в свою очередь закономерно ведет к тем или иным социальным изменениям. В данном параграфе с позиций макросоциологической теории анализируются сущность, факторы, формы и общее направление социальных изменений. Имея в виду этот последний аспект изучения общества в социологии, крупнейший современный английский социолог А.Гидденс в книге «Социология» отмечает, что эта наука начиналась с попыток понять первоначальное влияние изменений. Социальные Находясь в постоянном движении, общество изменения и претерпевает соответствующие социальные социальное изменения, связанные с переходом из одного состояния в другое, с возникновением или исчезновением того или иного явления, его элемента и т.д. Но изменения. изменениям рознь. Они могут происходить на микроуровне (т.е. быть связаны с более или менее существенным изменением положения или роли отдельной личности, например, со вступлением в какую-нибудь общественную организацию или партию, с выходом из нее или переходом из одной в другую), а другие — на макроуровне (т.е. быть связаны с определенными изменениями в целых социальных группах и общностях и даже во всем обществе). Социальные изменения различаются не только по масштабам, но и по своей глубине. Одно дело, когда эти изменения происходят в рамках сохранения качества данного социального явления, а другое, когда они выходят за пределы этого качества. В обыденном сознании понятия «изменение» и «развитие» чаще всего отождествляются, в связи с чем любое изменение в обществе рассматривается как его развитие. В этом случае развитие общества понимается в широком смысле, т.е. как его движение, изменение. Но поскольку, как уже отмечалось выше, происходящие в обществе изменения могут носить и действительно носят качественно различный характер, постольку это должно найти отражение в понятийном аппарате. В связи с этим, строго говоря, понятия «движение», «изменение» должны рассматриваться как более широкие по сравнению с понятием «развитие». Социальное изменение может привести к развитию общества и его структурных элементов, а может и не привести. Социальное развитие в узком, строгом смысле слова — это не всякое движение общества, не любое его изменение, а лишь такое, которое связано с более или менее глубинными, структурными его изменениями, ведущими к появлению новых общественных отношений, инсти~ тутов, норм и ценностей. Заслуга признания объективности, закономерности и поступательности развития общества принадлежит теории социальной эволюции, получившей особенно широкое распространение во второй половине XIX столетия в связи с появлением дарвинизма. Согласно этой теории истори-- ческое развитие происходит на основе постепенных социокультурных изменений вплоть до коренных, качественных преобразований общества в направлении перехода от.простого, однородного к сложному, неоднородному. Это нашло свое отражение, в частности, в социологических взглядах О.Конта и особенно Г.Спенсера (см. гл. 2, § 2), увлеченных социальным дарвинизмом. Несколько меньшее, хотя и достаточно сильное влияние эта теория имела и в первой половине XX в. Позже ее место и роль в современной социологии серьезно снизились, особенно в связи с усложнением процессов общественного развития и его результатов. Принцип эволюции уже не считается универсальным и не распространяется на все социальные явления. Более того, само понимание социальной эволюции претерпевает существенное изменение, опирается не столько на биологические, сколько на обществоведческие основы. Во второй половине XX в. идеи классического эволюционизма получили модернизацию в неоэволюционизме (например, в неодарвинизме), применяющем более сложные и гибкие способы отображения социальной эволюции. Признавая сам факт объективного, естественноисторического характера общественного развития, социологи во многом по-разному представляли себе суть и основное содержание исторического процесса. О.Конт, как известно, видел их в прогрессе знаний, что нашло свое отражение в его «теоретическом законе двойной эволюции» — интеллектуальной и социальной. Г.Спенсер сущность социальной эволюции видел в переходе общества от однородности к неоднородности, в его усложнении, внутренней дифференциации при одновременном росте его интегрированности. Марксизм главную суть и содержание общественного развития связывал с ростом производительных сил и соответствующим изменением производственных отношений, со сменой общественно-экономических формаций. Э.Дюр-кгейм основой движения общества считал переход от механической солидарности к солидарности органической, базирующейся на углублении разделения труда и социальной дифференциации. В рамках современной социологии поступательное движение общества связывается прежде рсего с достигнутым уровнем промышленного или научно-технического, научно-технологического, научно-информационного развития, определяющим все другие стороны жизни общества. Таковы и «теория индустриального общества» Р.Арона, а также «стадии экономического роста» У.Ростоу (50-х — 60-х гг.), и «теория постиндустриального (сверхиндустриального, технотронного) общества» Д.Белла, З.Бжезинского, А.Ту-рена, О.Тоффлера и других (70-х гг. и последующих десятилетий), включая новейшую концепцию «информационного общества». Причины и Плюрализм взглядов на общество, его факторы структуру и развитие неразрывно связан и с социальных неоднозначным решением в социологии изменений вопроса об источниках социальных изменений, их движущих силах. Одни ученые (хотя их явное меньшинство) переносят источник социальных изменений вовне общества (абсолютная идея в объективно-идеалистической философии истории Гегеля; при-родно-географическая среда в географическом -(в социологии — Монтескье, Бокль, Мечников и др.), а: видят его в самом обществе. Именно последние особый интерес для социологии, поскольку и факторы изменения и развития общества ищутся,. в том или ином взаимодействии его различных сфер, структур и т.д. Особенно пристальное внимание рассматриваемой уделило и дало наиболее четкий и развернутый от-ft на вопрос об источнике социальных изменений к направление в социологии (см. гл. 3, i 3), которое исходит из признания решающей или очень роли социального конфликта в развитии общества, этому направлению, как известно, относится и социология, хотя собственно «теория социального конфликта» в современной социологии выделилась лишь в 50-х гг. Цяашего столетия (Л.Козер, Р.Дарендорф, Д.Белл и др.). |г Движение общества марксизм всегда рассматривал как Ёеамодвижение, поскольку главный источник социальных | изменений он видел в единстве и борьбе противоположно-; с внутри любого социального явления или процесса. В f экономической сфере это борьба таких двух ложных сторон единого способа производства, как производительные силы и производственные отношения; в социально-политической — борьба противоположных классов и их партий; в духовной — борьба противоположных идеологий, выражающая непримиримость соответствующих классовых интересов. Поэтому вся или почти вся социальная история человечества представала в марксизме как история борьбы классов — рабов и рабовладельцев, крепостных и феодалов, пролетариев и капиталистов. Социальные противоречия, по марксизму, были и будут всегда (хотя не всегда они принимают форму классовой борьбы), а потому и изменение и развитие общества, его частей — это не аномальное, а нормальное его состояние. Эти и другие идеи марксизма по вопросу об источниках и факторах общественных изменений оказали серьезное влияние на дальнейшее развитие социологии (Г.Зим-мель и др.), в том числе и современной немарксистской, хотя это и не всегда признавалось открыто. Сторонники современной немарксистский конфликтологической теории (Л.Козер, Р.Дарендорф и др.), хотя и ч по-разному трактуют причины и суть социальных конфликтов, тем не менее чаще всего признают социальные конфликты неотъемлемой чертой любого общества, главной или одной из главных движущих сил социального развития. Р.Дарендорф, например, признает немалую заслугу К.Маркса, в анализе социальных конфликтов общества прошлого столетия, но считает его подход устаревшим применительно к XX в., когда речь идет уже о совершенно ином, посткапиталистическом обществе. Он считает, что основной социальный конфликт в таком обществе переместился из сферы отношений собственности в сферу управления. А так как в любом обществе имеют место отношения господства и подчинения, то и сопротивление этим отношениям в виде социального, конфликта свойственно всякому, в том числе и современному развитому обществу, 1 несмотря на неуклонное снижение роли классовой борьбы. I Значение конфликта современные конфликты в том, что он предотвращает консервацию и загнивание общества и ведет к его обновлению. При этом если в «закрытых» обществах социальный конфликт ведет к поляризации социально-политических сил, революционному взрыву и разрушению социальной системы, то в «открытых», «плюралистических» обществах накопившаяся социальная напряженность получает свой своевременный выход, не ставя под вопрос существование самой социальной системы. Р.Дарендорф считал, что подавление социального конфликта невозможно, бессмысленно и способно вести лишь к его обострению, в то время как «рациональная регуляция» ведет к «контролируемой эволюции». В этом плане современная немарксистская конфликтология регуляцию социального конфликта рассматривает, по сути дела, как путь достижения социальной стабильности (согласия, порядка), которая рассматривается, в конечном счете, как обычное, нормальное состояние общества. Следует отметить, что само понимание социального конфликта в современной социологии неоднозначно. Одни (большинство современных конфликтологов) трактуют это понятие очень широко, подразумевая под ним любое (в том числе и неантагонистическое) социальное противоречие на любой ступени (стадии, фазе) его развития. Л.Козер рассматривает социальный конфликт как идеологическое выражение устремлений и чувств социальных групп или индивидов в борьбе за объективные цели (власть, доходы, статус, ценности и др.). А.Гидденс под социальным конфликтом понимает «реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон». Другие исходят из того, что социальный конфликт — это не всякое социальное противоречие в обществе, вытекающее из его социальной неоднородности и социального неравенства, а лишь определенная достаточно высокая стадия (в том числе и антагонистическая) его вызревания и развития. Нам представляется, что не следует отождествлять социальное противоречие и социальный конфликт: первое шире второго. Социальное противоречие приобретает характер социального конфликта, когда борьба противоположных его сторон приобретает достаточно ясный, открытый и острый характер, когда социальная напряженность достигает достаточно высокого уровня. Многие считают, что социальный конфликт предполагает осознанность людьми противоположности интересов представляемых ими социальных групп. Так, вряд ли правомерно говорить о конфликте между буржуа и пролетариями до превращения последних из «класса в себе» в «класс для себя», хотя объективно социальные противоречия между ними имели место, несомненно, с самого начала возникновения этих классов. Все это говорит о том, что различение понятий «социальное противоречие» и «социальный конфликт» имеет свой смысл. Но в социологии немало и таких концепций, которые исходят из иных парадигм (нежели парадигма конфликтологии) при решении вопроса об источниках и факторах социальных изменений. Правда, внимание, которое уделяется этому вопросу в других социологических направлениях, обычно значительно меньше. Так, структурный функционализм, видя в обществе самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, именно стабильность системы, консенсус в области ценностных ориентации считает естественным состоянием общественной жизни. Для нее, считал Т.Парсонс, более характерны «взаимная выгода и мирная кооперация, чем взаимная враждебность и уничтожение». Источник социальных изменений функционалисты видят прежде всего во внутреннем взаимодействии тесно связанных элементов социальной системы, а также во взаимодействии разных систем. Стабильность и консенсус в рамках «социального равновесия» не означают идеального равновесия социальной системы и не исключают социальных изменений, в том числе и радикальных. Социальные изменения, по Парсонсу, следует рассматривать как «подвижное равновесие», которое может относиться, как к той или иной части общества, так и к нему в целом. Задача общества как социальной системы состоит в том, чтобы прежде всего с помощью правовых норм упорядочивать общественные отношения и тем самым предотвращать или снижать вероятность возникновения конфликта, а если он все же возник,, то урегулировать его так, чтобы это не дезинтегрировало всю социальную систему. Социология марксизма не отрицает, конечно, роль и значение эволюционной формы развития общества, справедливо считая, что нет революции без эволюции, что последняя подготавливает первую и подводит к ней точно так же, как количественные изменения приводят к коренным качественным. И этим она принципиально отличается от теории катаклизмов, исходящей из признания катастрофического, взрывного, спонтанного, внезапного и необъяснимого характера глубоких и широких социальных изменений. Но при этом центр тяжести в социальном, развитии переносится марксизмом на революцию, которая, по его мнению, необходима и неизбежна в любых условиях и во все времена. Именно она выражает глубинную и подлинную сущность исторического развития, понимаемого как закономерная смена общественно-экономических формаций. Это и приводило к серьезному преувеличению и даже к известной 'абсолютизации социальной революции в ущерб социальной эволюция. Отсюда и столь резкая и непримиримая критика социального эволюционизма, социал-реформизма со стороны марксизма и особенно ленинизма. Эволюционисты-реформисты, в свою очередь, не могли не замечать, игнорировать качественные, революционные общественные преобразования. Но они считали революцию побочным, случайным, нежелательным, противоестественным явлением, без которого можно обойтись, поскольку и с помощью эволюции, реформ, по их мнению, можно осуществлять глубокие социальные преобразования. Такое негативное отношение к социальным осуществлять глубокие социальные преобразования. Такое негативное отношение к социальным былое значение. Точно так же становится все более видным, что в современном подлинно демократическом гражданском обществе и правовом государстве открываются широкие возможности своевременной модернизации общественной жизни, ее различных сторон, способной путем более или менее серьезных реформ предотвращать и решать острые социальные конфликты, не доводя их до выступлений против социальной системы в целом. Другое дело в тоталитарных и авторитарных обществах и государствах, где твердолобая и бескомпромиссная, а чаще всего и грубо насильственная политика и практика властей способны, как показывает и наш и зарубежный опыт, превратить сравнительно небольшой и вполне разрешимый социальный конфликт в революционный взрыв. Следовательно, революционные, качественные изменения в развитии общества столь же закономерны и неизбежны, как и эволюционные, количественные. Формы, способы их проявления зависят от конкретно-исторических условий данной эпохи и данной страны. Революционные политические взрывы, широта и частота их возникновения — следствие, результат прежде всего объективно складывающегося соотношения и характера взаимодействия противоборствующих социально-политических сил, а также политики властных структур. Если последние готовы с помощью более или менее глубоких и радикальных реформ провести назревшие социальные преобразования, пойти на компромисс, не допустить массового применения насилия и т.д., то почва для революционных потрясений в обществе резко сужается и даже качественные социальные изменения оказывается возможным осуществлять без таких потрясений, постепенно, планомерно, регулируемо, преемственно. И наоборот, если стоящие у власти силы не готовы реформировать общество, идти на компромисс, проводят негибкую, далекую от учета сложившихся реальностей реакционнную политику и готовы применять социальное и политическое, в том числе и вооруженное, насилие ради сохранения отжившего, то социально-политические потрясения неизбежны и нередки. В прошлом типичным был последний вариант социального развития. Сегодня, по крайней мере в части мира, складывается иная обстановка, когда достижение целей более или менее серьезного обновления общества может осуществляться по первому варианту, хотя и второй вариант отнюдь не исключается, особенно в сравнительно отсталой части мира.Как социальные эволюционисты, так и исходили из то что изменения в обществе происходят не хаотично, а определенную направленность: оно развивается от не одинаковыми (уровень знаний; степень дифференциации и интеграции общества; характер и уровень социальной солидарности; рост производительных сил и освобождения личности от зависимости от действия 'стихийных сил природы и общества; уровень и характер производства и потребления и т.д.). Но почти все из них /видели, что с каждой новой исторической эпохой человечество поднимается на все более высокую ступень познания природы, развития орудий труда, удовлетворения своих потребностей, совершенствования организации общественной жизни. Они верили, что при всех сложных поворотах, зигзагах истории «золотой век» человечества находится не в его прошлом, а в его будущем, к которому и надо стремиться. Спору нет, в обществе действуют не прогрессивные, но и консервативные и реакционные силы, препятствующие социальным инновациям и даже стремящиеся обратить историю вспять. Более того, история знает и застойные периоды и попятные движения, когда эти последние силы берут верх, особенно если речь идет об отдельной стране или группе стран, а также о более или менее кратковременном периоде в развитии многих стран и даже всего человечества. Только старый, традиционный, «плоский» социальный эволюционизм мог представлять ход истории гладкой, ровной, непрерывно восходящей линией социального развития, не знающей noизломов, зигзагов и т.д. Но все это не определяет общую линию исторического развития в целом на достаточно длительный период, не ставит под вопрос в общем положительную, прогрессивную направленность этого развития. Но тут возникает сложный вопрос: каковы критерии социального прогресса и могут ли они носить объективный характер? В социологии и социальной философии нередко можно встретить позицию, согласно которой критерии социального прогресса носят не объективный, а чисто субъективный характер. При этом ссылаются на то, что термин «прогресс» отражает изменение в желательном направлении и, следовательно, выражает ценностное мнение. Иными словами, так как суждения «лучше — хуже», «прогрессивно — реакционно», «положительно — отрицательно» в решающей мере зависят от ценностной ориентации, то и критерий общественного прогресса не может быть объективным и является сугубо субъективным. На наш взгляд, с такой позицией нельзя безоговорочно согласиться. Да, различные классы, социальные группы и их представители имеют различную ценностную ориентацию и поэтому могут не одинаково и даже диаметрально противоположно оценивать одно и то же социальное явление или процесс. Но разве этот бесспорный факт снимает вопрос о том, какая из этих оценок истинна, т.е. правильно, адекватно отражает объективную действительность, объективные социальные связи и отношения, содержит объективную истину. Если, например, фашизм и его сторонники оценивают переход от демократии к тоталитаризму как прогресс, то разве можно признать, что такая оценка правильно отражает объективный ход общественного развития? Конечно, нет. Ибо есть общечеловеческий критерий общественного прогресса — степень объективного соответствия или несоответствия общественного строя подлинной природе человека, его потребностям и интересам свободного и всестороннего развития личности. Югославский социолог РЛукич, например, следующим образом характеризует общественный прогресс: «Можно считать, что прогрессирует то общество, в котором все большее число людей все дольше и лучше живет... и в то же время создается такой общественный строй, который дает возможность каждому жителю получать все большее количество общественного продукта и тем самым все дольше и лучше жить». Для каждого, кто признает объективный и поступательный характер общественного развития, кто признает личность самоцелью такого развития и стоит на позиции гуманистического критерия общественного прогресса, только то социальное изменение может быть признано прогрессивным, которое отвечает этому критерию, объективно приближает человечество к подлинной гармоний личности, общества и природы. Именно поэтому важными вехами в прогрессивной истории человечества были и Великая Французская революция конца XVIII в., несмотря на все сложные зигзаги ее хода, и победа антигитлеровской коалиции над фашистской Германией в 1945 г., несмотря на связанные с этим многочисленные жертвы и разрушения, и создание ООН в итоге этой победы как органа обеспечения коллективной безопасности в мире, несмотря на всю сложность и противоречивость ее истории, и многие другие социальные явления и процессы. Таким образом, оценочные суждения «прогрессивно — реакционно» сами по себе действительно субъективны и всякое суждение, мнение, оценка. Но если они не ложные суждения, то по своему содержанию не могут не Отражать объективно складывающиеся в реальном социальные связи и взаимодействия, их соотношения; с такими же связями и взаимодействиями на предшествующих этапах человеческой истории. И в этом смысле они только субъективны, но и объективны. В этом же плане можно и нужно говорить о таких чаще всего выделяемых сегодня объективных критериях общественного прогресса, как уровень развития: производства, распределения и услуг; науки и информатизации; жизненного стандарта; социального равенства; демократизации; социальных и политических прав и свобод личности; средней продолжительности жизни и др. Однако не все социологи и историки признают поступательный, прогрессивный характер развития общества. Примером этого может служить теория культурно-исторических типов, возникшая как попытка преодолеть недостатки евроцентристской модели однолинейного и однонаправленного исторического процесса и объяснить особенности развития Востока и других регионов, в том числе и России. Она видит исторический процесс как многолинейное параллельное развитие своеобразных социокультурных типов обществ, цивилизаций. Основатель этой теории российский социолог Н.Я.Данилевский подразделял народы мира на «неисторические», т.е. не способные быть подлинными субъектами исторического процесса, создавать «самобытную цивилизацию», и «исторические», т.е. создающие особые, своеобразные культурно-исторические типы, число которых у Данилевского доходило до 13 (египетский, китайский, индийский, еврейский, греческий, римский, рома, славянский и др.). В основе выделения этих «самобытных цивилизаций» лежит своеобразное сочетание в каждом из них четырех основных элементов: религии, культуры, политического и общественно-экономического устройства. Каждая из этих цивилизаций проходит в своем развитии четыре основные фазы, которые, условно говоря, можно назвать зарождением, становлением, расцветом и упадком. Концепция культурно-исторических типов развития общества получила своеобразное отражение и в западной социологии. Так, О.Шпенглер (1880—1936) исходил из цикличного общественного развития народов и их групп (всего он выделял восемь культурно-исторических типов), в рамках которого они проходят два предопределенных основных этапа, цикла — восходящая («культура») и нисходящая («цивилизация») ветви развития. Позднее его английский последователь А.Тойнби (1889—1975) несколько модернизировал циклическую модель исторического процесса в направлении смягчения предопределенности и признания объединяющей роли мировых религий (ислама, христианства, буддизма), которые, по его мнению, и представляют собой высшие ценности и ориентиры исторического развития. Сама же динамика исторического процесса, начиная с появления и роста цивилизации и кончая ее разложением и гибелью, связана, по А.Тойнби, с действием «закона вызова и ответа», согласно которому движение общества основывается каждый раз на адекватных ответах на вызовы складывающихся исторических ситуаций. На позициях своеобразной концепции культурно-исторических типов стоял и П.А.Сорокин, у которого речь шла об идеальных социокультурных суперсистемах, различающихся главенствующим мировоззрением и типом восприятия действительности. В отличие от Шпенглера и Тойнби, Сорокин не отрицал общественного прогресса и вел речь о формировании, а в перспективе и утверждении новой единой цивилизации в масштабах всего человечества. Эта последняя идея П.Сорокина, как и тесно связанная с ней его концепция конвергенции различных социальных систем Чем. гл. 2, § 7), получила широкое признание и дальнейшее развитие в современной социальной философии, социологии, культурологии и политологии. Это нашло свое отражение, в частности, в возникновении и резком расширении влияния концепций современного глобализма. Об их распространенности среди социологов мира говорит хотя бы тот факт, что именно сторонники этих концепций доминировали на последнем, XVIII Всемирном социологическом конгрессе в Германии летом 1994 г. С позиций глобализма разрабатывались и разрабатываются сегодня многообразные концепции постиндустриального общества. Глобализм (от лат, globus — шар), в свете указанных концепций, означает, что современное человечество рассматривается не как простая сумма (собрание) более или менее обособленных стран и народов, а как единое целое, как принципиально новая социальная суперсистема, все структурные элементы (страны, народы) которой находятся в теснейшей и неуклонно углубляющейся взаимосвязи, взаимозависимости. Глобализация мира обусловлена постоянно прогрессирующей интернационализацией всех сторон жизни стран и народов. Глобализация экономических, политических, социальных и культурных отношений и процессов находит свое выражение не только и не столько в том, что те или иные черты, моменты, проблемы Социология и проблемы социального развития. М.: 1978. — С. 41— 108. Тойнби А. Постижение истории. М.: 1991. Фролов С.С. Социология. М.: 1994. — Разд. V. — Гл. 1. Контрольные вопросы Что такое социальное развитие и каково его соотношение с социальными изменениями?.» В чем смысл и значение теории социальной эволюции? -общественного развития становятся повсеместными, планетарные масштабы, что появляются и так называемые глобальные проблемы современности, га в том прежде всего, что достигается такой уровень человечества, при котором существование и успешное развитие каждой страны, каждого народа оказывается все больше в прямой и решающей зависимости от и изменения мира в целом. И наоборот, успех в глобальных проблем современности оказывается во все возрастающей зависимости от активности и согласованности действий всех стран и народов мира. Итак, общество, как и природа, находится в постоянном изменении, развитии. В этом главная суть, содержание и смысл общественной жизни. Без этого нет жизни общества, оно мертво. Можно по-разному относиться к социальным переменам. Можно быть консерватором и считать, что всякое изменение в обществе к худшему. Можно быть пессимистом, полагая, что никакие общественные изменения ни к чему хорошему не приведут и все равно «все вернется на круги своя». Но можно (и нужно) быть оптимистом, веря в лучшее будущее, которое не может прийти без социальных инноваций. И поэтому и сегодня наиболее близкими к истине представляются мудрые слова немецкого мыслителя XVIII столетия Георга Лихтенберга, который сказал: «Я не знаю, будет ли лучше, если все изменится. Но все должно измениться, чтобы стало лучше». И это очень верно и актуально как в отношении всего мира, так и особенно применительно к нашей многострадальной стране. Литература Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: 1991. Олех Л. Цивилизация и революция. Новосибирск, 1989. Основы социологии. М.: 1993. — Разд. VII, § 5. Печчеи А. Человеческие качества. М.: 1985. Как решается в социологии проблема источников и факторов социальных изменений? В каких основных формах происходят социальные изменения и каково соотношение между ними? Можно ли говорить об общей направленности социальных изменений в мире? Есть ли объективный критерий общественного прогресса? Если да, то каков он? Глава Date: 2015-05-09; view: 719; Нарушение авторских прав |