Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социология реформ и революций 3 page
Сводя воедино использованные при определении понятия «общество» различные критерии самодостаточности, Т.Парсонс утверждал, что общество как социетальное сообщество должно иметь не только «отличительный статус членства». Самодостаточность социетального сообщества, по Парсонсу, не требует выполнения его членами всех ролевых обязательств внутри общества. Но общество должно предоставить своим членам достаточный набор ролевых возможностей для реализации фундаментальных потребностей личностей и самого общества в целом. Анализ Т.Парсонсом эволюции обществ неразрывно связан с его подходом к социальным системам и социальным сообществам как к процессу взаимодействия (интеракции). Это взаимодействие, отмечал Парсонс, происходит на лингвистическом уровне выражения и в коммуни-кации, хотя взаимодействующие могут использовать такие средства интеракции, как, например, деньги, власть., Все это — символические уровни взаимодействия. Среди всех процессов изменения общества Т.Парсонс! выделяет процесс усиления адаптивных возможностей и рассматривает его в основном в рамках общей традиции функционализма, основанной еще Г.Спенсером. Т.ПарИ соне исследует дифференциацию основных элементов и! подсистем общества. Обладающие своим местом в обществе элементы и подсистемы со временем делятся в масштабе более широкой системы на различающиеся одновременно по структуре и по функциональной роли элементы и подсистемы. Процессы дифференциации порождают проблемы интеграции. Положение о росте общей адаптивной способности общества Т.Парсонс сознательно использовал в своей теории эволюции обществ, проводя аналогию с заимствованным из теории органической эволюции положением о росте общей адаптивной способности организма. Согласно этому положению, главным отличительным признаком наиболее примитивного типа общества является чрезвычайно низкий уровень дифференциации между его основными подсистемами. Функционализм Главную суть своего подхода Р.Мертон вы- разил комплексным понятием функциональность. Р.Мертона Согласно этому понятию взаимосвязь общества в целом и его отдельных частей обеспечивается самыми разнообразными и специфическими их функциями, которые могут наблюдаться и многократно повторяться в конкретных объектах и фактах. Задача социолога состоит в том, чтобы «не рассуждать о внутреннем содержании социологических фактов и объектов, а просто рассматривать реальные, зримые, доступные для изучения и обобщения последствия функций». Для наблюдения и изучения функций Р.Мертон предлагает методологический инструмент, который называет «теории среднего радиуса действия». Суть их он формулирует так: «Это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений». Именно здесь, на среднем уровне, как подчеркивает Р.Мертон, социология выполняет свою основную роль в обществе, ибо это «именно та социальная наука, которая оперирует теориями среднего радиуса охвата, концентрирующими в себе факторы реального управления социальными процессами с учетом конкретных эмпирических исследований и отвергающими метафизические претензии на всеохватность и универсальность». Ясно, что таким утверждением Р.Мертон выразил свое несогласие с теорией структурного функционализма Т.Парсонса, претендовавшей на эти качества всеохватное™ и универсальности системы элементы и подсистемы со временем делятся в масштабе более широкой системы на различающиеся одновременно по структуре и по функциональной роли элементы и подсистемы. Процессы дифференциации порождают проблемы интеграции. Положение о росте общей адаптивной способности общества Т.Парсонс сознательно использовал в своей теории эволюции обществ, проводя аналогию с заимствованным из теории органической эволюции положением о росте общей адаптивной способности организма. Согласно этому положению, главным отличительным признаком наиболее примитивного типа общества является чрезвычайно низкий уровень дифференциации между его основными подсистемами. Классическим примером социологического анализа Р.Мертона, построенного на основе «теории среднего радиуса действия», является рассмотрение им отклоняющегося поведения и аномии. Согласно его утверждению, социальная аномия — это особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы моральных ценностей и вакуумом идеалов. Причина аномии — противоречие между господствующими в обществе индивидуалистическими «нормами-целями» культуры (стремления к богатству, власти, успеху, выступающие в качестве установок и мотивов личности) и существующими институтами, санкционированными средствами достижения этих целей. Они-то как раз, подчеркивает Мертон, практически лишают подавляющее большинство американцев всякой возможности реализовать поставленные цели законным путем. Это противоречие лежит в основе преступности, апатии и разочарования в жизни. Мертон рассматривает это противоречие не как продукт капиталистического строя, а как всеобщий конфликт, типичный для индустриального общества. Все виды социального поведения, в том числе и отклоняющегося, в зависимости от того, принимает человек или нет культурные нормы, Р.Мертон делит на пять типов индивидуальной адаптации: — конформизм, когда социальные цели общества и способы их достижения принимаются полностью (лояльные, спокойные и законопослушные граждане); — инновационность, когда принимаются социальные цели, но не способы их достижения (рэкет, воровство, подделка денег, злоупотребления, обман); — ритуализм — социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения неколебимы и священны (стяжательство, махинации, подлоги и др.); — ретритизм — отрицание и того и другого (анархизм, — мятеж, бунт — замена и первого и второго (политический терроризм, борьба за свободу, революционность, радикализм). Этот пример мертоновского подхода к острым социальным проблемам демонстрирует две стороны его учения: стремление к утверждению стабильности в обществе и выявление условий, которые ее ограничивают. Литература Американская социологическая мысль: тексты. М.: 1994., История социологии в Западной Европе и США. М.: 1993. — Гл. 10. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. Социальная структура и аномия. // Социологические исследования. — 1992. — №2—4. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения — Альманах THESIS. М.: 1993. — Т. 1. — Вып.2. Современная американская социология. М.: 1994. Социология сегодня: Проблемы и перспективы. М.: 1965. Тернер Дж. Структура социологической теории. М.: 1985. 4.1. — Гл. 2—4. Контрольные вопросы Почему Т.Парсонс назвал разработанную им концепцию общественного развития структурно-функциональной теорией социальных систем? Что общего и в чем отличие теорий эволюции обществ Г.Спенсера, Э Дюркгейма и Т.Парсонса? Была ли необходимость создания теорий «среднего ранга» и если да, то в чем она проявилась? В чем суть и особенность функционального анализа Р.К.Мертона?
§ 3. Конфликтология Проблемы социальных конфликтов занимают видное место в социологической науке и в той или иной форме и степени ставятся и анализируются практически всеми крупными социологами разных направлений социологической мысли. В прошлом особенно большой вклад в научную разработку этой проблематики внесли К.Маркс и Г.Зиммель (1858—1918). Вместе с тем, в современной социологии в середине XX в. оформилось и особое конфликтологическое направление, представители которого посвятили свои исследования разработке собственно теории социального конфликту составившей основу их социологических взглядов. Конфликтная Ральф Дарендорф (1929 г.р.), современный Дарендорф выделяет объективные («латентные») и.субъективные («явные») интересы, которые выступают как противоположности в конфликте. Они обнаруживаются уже с самого начала конфликта, с того пункта, когда социальные противоречия в своем развитии создают каузальный фон, т.е. четкое обозначение двух агрегатов (по терминологии Р.Дарендорфа), «обе стороны» фронта конфликта. Эти агрегаты представителей социальных позиций не являются пока'в точном смысле социальной группой. Они пока являются квазигруппой, т.е. одним только обнаруженным множеством представителей позиций, предполагающим их сходство, которое не нуждается в осознании ими. Но особенно важно здесь то, что принадлежность к этим аморфным группам (агрегатам квазигрупп) постоянно предполагает «ожидание защиты определенных интересов». «...Латентные интересы, — пишет Дарендорф, — принадлежат социальным позициям; они не обязательно являются осознанными и признаваемыми представителями этих позиций». Эти группы могут выражать любые «явные» интересы, пусть воображаемые, случайные, свои, но деформированные. За их требованиями, декларациями, претензиями стоят какие-то интересы, и именно они составляют реальность в данном конфликте. Это — первый этап развития конфликта. Второй этап состоит в непосредственной кристаллизации, т.е. осознании латентных интересов, в превращении квазигрупп в фактические группировки, организации групп интересов. Третий этап заключается в самих вполне сформировавшихся конфликтах. В тенденции конфликты являются столкновением между сторонами или элементами, характеризующимися очевидной идентичностью: между профессиональными группами, нациями, политическими организациями и т.д. По мнению Дарендорфа, в случае, если идентичность еще отсутствует, конфликты в некоторой степени являются неполными, не до конца сформировавшимися. В каждом конфликте должны быть две четкие противоположные позиции с адекватными интересами. И если в нем участвуют несколько групп с обеих сторон, то коалиции этих групп восстанавливают его биполярность. Р.Дарендорф убежден, что содержание конфликта связано с отношениями господства и подчинения, с характером власти. Речь идет прежде всего о доступе к ресурсам, которые являются средствами достижения социальных целей и которыми распоряжается власть. Неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов влечет за собой неравенство их социальных положений и противоположность интересов. И сама власть представляет собой совокупность социальных позиций, позволяющих одной группе людей распоряжаться деятельностью других групп людей. Таким образом, захват дефицитных ресурсов, борьба за лидерство, власть и престиж делают неизбежным социальный конфликт. Конфликт, по Дарендорфу, не просто реальность, а норма развития социальной системы. Он пишет: «Для реального мира необходимо пересечение различных взглядов, конфликтов, изменений. Именно конфликт и изменения дают людям свободу, без них свобода невозможна». Конфликт является органическим элементом структуры, имеет структурную обусловленность. Это, по существу, конфликт «социальных ролей» и «позиций», т.е. деление на правящих и управляемых в «императивно координированных ассоциациях». Характер общества и власти, самой социальной структуры определяют и характер конфликта. Его интенсивность «снижается в той мере, в какой структура общества становится плюралистичной, т.е. обнаруживает разнообразные автономные области». Он видит функциональность конфликта в усилении адаптивности системы, появлении новых норм и механизма социальной стабилизации. «Отменять» конфликт, тем более подавлять — значит усилить его потенциальную злокачественность, дать новый толчок усилению его энергии. Развивая идеи К.Маркса, М.Вебера, Г.Зиммеля, Л.Козер предпринял анализ условий функционирования социального организма, основываясь на некоторых исходных предположениях, главными из которых являются: а) в любой социальной системе, состоящей из разнообразно связанных частей, обнаруживаются дисбаланс, напряженность, конфликты интересов; б) процессы, протекающие в составных частях системы и между ними, при определенных условиях содействуют сохранению и изменению, возрастанию или ослаблению интеграции и ее адаптивных способностей; в) многие процессы, обычно считающиеся разрушающими систему (насилие, разногласия, отклонения, конфликты), при определенных условиях можно рассматривать как средства, укрепляющие основы интеграции системы и ее приспособляемость к окружающей среде. Л.Козер в своих исследованиях раскрывает многочисленные причины социальных конфликтов. Но главное для него раскрыть механизм формирования и развития конфликта, характер взаимосвязи внутригрупповых и межгрупповых конфликтов и, наконец, роль социальной структуры, определяющей степень функциональности конфликта. Социальные структуры отличаются друг от друга дозволенными способами выражения притязаний и уровнем терпимости в отношении конфликтных ситуаций. Группы, отличающиеся тесными внутренними связями, значительной частотой взаимодействия и высоким уровнем личностной вовлеченности, имеют тенденцию к подавлению конфликта. Частые контакты между членами таких групп придают большую насыщенность эмоциям любви и ненависти, что в свою очередь провоцирует рост враждебности. Здесь происходит постоянная аккумуляция, а следовательно, и усиление внутренних антагонизмов. Социальный конфликт в таких случаях, утверждает Козер, будет особенно острым, во-первых, потому, что он явится как средством разрешения проблемы, послужившей поводом противостояния, так и своеобразной попыткой компенсировать накопившиеся обиды, которые не находили выхода. Во-вторых, потому, что всеохватывающая личная вовлеченность индивидов в дела группы приведет к мобилизации всех эмоциональных ресурсов, которыми они располагали. Следовательно, чем сплоченнее группы, тем интенсивнее их внутренний конфликт. Полнота личностной вовлеченности в условиях подавления настроений враждебности угрожает в случае конфликта самим основам внутригрупповых отношений. В группах же с частичным индивидуальным участием вероятность разрушительного действия конфликта уменьшается, потому что характерным будет множественность конфликтных ситуаций, и энергия индивидов будет распыляться в самых разных направлениях. Это помешает ее концентрации на уровне какой-либо одной взрывоопасной ситуации. В многонациональной стране, например, можно смягчить остроту классовой напряженности путем обострения межнациональных конфликтов. Козер придает особо важное значение раскрытию характера межгрупповых конфликтов. И не только потому, что эта проблема важна сама по себе, но и потому, что межгрупповой конфликт оказывает огромное воздействие на характер формирования и развития внутригрупповых социальных конфликтов. Группы (профессиональные, демографические, этнические и т.д.), которые поглощены непрерывной внешней борьбой, обычно претендуют на абсолютную личную вовлеченность своих членов, с тем чтобы привести в действие весь их энергетический и эмоциональный потенциал. Здесь же существует ярко выраженная тенденция к подавлению внутренних конфликтов, достижению сплоченности и единодушия во внешней борьбе. В таких конфликтах сторонами мобилизуются, прежде всего, такие факторы, как культурные традиции и ценности, историческая память, психологические и эмоциональные особенности данных групп, общностей. Это особенно ярко проявляется в межэтнических (межнациональных) и межгосударственных конфликтах. Л.Козер отмечает, что группы, которые не втянуты в постоянный внешний конфликт, реже требуют от своих членов всей полноты их личностного участия. Как правило, такие группы отличаются гибкостью структуры и внутренним равновесием. В условиях структурной гибкости неоднородные внутренние конфликты постоянно накладываются друг на друга, предотвращая тем самым общий раскол группы в каком-либо одном направлении. Л.Козер делает вывод: в свободно структурированных группах и открытых (демократических) обществах конфликт, который нацелен на снижение антагонистического напряжения, выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых отношений. Благодаря терпимости в отношении социальных конфликтов и попытке их институционализации социальные системы получают в свое распоряжение важный механизм социальной стабилизации. Кроме того, считает Козер, конфликт внутри группы часто содействует появлению новых социальных норм или обновлению существующих. С этой точки зрения социальный конфликт есть способ адекватного приспособления социальных норм к изменившимся обстоятельствам, а в конечном счете — способ сохранения институционализированных образцов и адаптивности всей социальной системы и ее подгрупп. Социальный конфликт, по образному выражению Л.Козера, это — страхующий клапан системы, позволяющий через последующие реформы и интегративные усилия на новом уровне приводить социальный организм в соответствие с изменившимися условиями. Подобный корректирующий механизм, но Козеру, вряд ли возможен в жестких системах: подавляя конфликт, они блокируют специфический предупредительный сигнал и тем самым усугубляют опасность социальной катастрофы. Литература Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс. — 1994 —№5.. Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта. // Социс. — 1993. — № S. Козер Л. Завершение конфликта II Современная зарубежная социология. М.: 1993. Козер Л. Функции социального конфликта // Современная зарубежная социология. М.: 1993. Чумиков А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия // Социс. — 1995. — № 3. Контрольные вопросы Какое место отводит Р.Дарендорф интересу в социальных конфликтах? Чем отличаются «латентные» интересы от «явных» интересов? Чем мотивируется функциональность конфликта Л.Козером?
§ 4. Феноменология В 60-е гг. с претензией на новый стиль теоретизирования (в отличие от стиля структурных функционалистов и радикальных эмпириков) стали выступать социологи-феноменологи. Их не устраивало представление о методологии как совокупности приемов, предназначенных для обнаружения неизменных свойств социальной реальности, отказ от попыток определить природу исследуемых социальных объектов, сугубо естественнонаучное отношение к анализу личности и ее деятельности. Для них сама социальная реальность представлялась как искусственная по своей природе, то есть сотворенная самими действующими индивидами. Натпи представления о реально существующих объектах, подчеркивали социологи-феноменологи, неотделимы от них самих; и наобопц, объекты, с которыми мы имеем дело, тесно связаны с (Щиими представлениями об этих объектах, зависящих от накопленного каждым из нас социального опыта. Если у Т.Парсонса человек, как индивид, может проявить свою индивидуальность на уровне поведенческого организма, то феноменологи старались всячески доказать, что свою индивидуальность человек, как личность, проявляет всегда, имея собственную интерпретацию социальной реальности согласно им самим накопленному опыту социального взаимодействия. Для Т.Парсонса человек остается существом уникальным по своей биологической природе, а для феноменологов уникальность личности человека проявляется главным образом в ее социальной сущности. «Понимающая социология» Традиция рассматривать социальные феномены как конституируемые (становящиеся объектами) посредством интерпретирующей А. Шюца деятельности членов общества была заложена австрийским, а впоследствии американским философом и социологом А.Шюцем (1899—1959) в 50-х гг. Анализируя структуру повседневного мышления, Шюц разработал концепцию интерсубъективного мира повседневной жизни. Этот мир, с его точки зрения, существовал до нашего рождения и интерпретировался нашими предками как социальный мир. С этой интерпретацией Можно познакомиться в семье и школе. В организованности интерсубъективного мира можно убедиться и при личном знакомстве с ним. Наличный опыт взаимодействия подтверждает или отвергает наши ожидания типичных соответствий. От абстрактных рассуждений Шюца перейдем к анализу поведения какого-либо субъекта действия (индивида, группы, общества) в конкретной ситуации, руководствуясь основными принципами феноменологического подхода к объяснению социальной реальности: социальная реальность представляет для нас, как субъектов действия, существующий до нас интерсубъективный мир; только благодаря воспитанию и обучению семье и школе, накоплению собственного опыта взаимодействия с окружающими нас людьми мы в состоянии приобщиться к интерсубъективному миру; такое приобщение позволяет нам ставить перед собой реальные цели и достигать их. Например, в знакомой ситуации, действуя в гостях у друзей или близких родственников, мы, как субъекты действия, достаточно легко ориентируемся во взаимодействии с ними и по их реакции убеждаемся в правильности нашей оценки данной ситуации взаимодействия, типичности обстановки и их действий. Гораздо сложнее правильно строить отношения с людьми, которых видишь первый раз в своей жизни. Например, в компании с незнакомыми людьми очень трудно определить значимость для всех возникшей ситуации, нередко практически почти невозможно постичь мотивы поведения партнеров, правильно спроектировать их реакцию на наши действия. В анонимном взаимодействии меньше всего отражена уникальная индивидуальность описываемых лиц. А в случае полной анонимности, считал А.Шюц, люди могли бы быть взаимозаменяемыми. Но как никогда не удается полностью проникнуть в индивидуальность человека, постоянно находящегося в его уникальной биографической ситуации, так никогда не бывает полной анонимности во взаимодействии. Каждый- человек во взаимодействии с другими людьми является незаменимым, будучи уникальным по своей биосоциальной природе. Феноменологи не ограничивают анализ структуры социального мира выделением из всей совокупности отношений между людьми только прямых межличностных (партнерских). Взаимодействие современников может носить опосредованный характер. Находясь друг с другом во временной общности, люди могут быть пространственно разобщены, и взаимодействие между ними может носить довольно анонимный характер. Рассматривая структуру социального мира, А.Шюц выделял также и отношения современников с предшественниками, поступки которых и их следствия интерпретируются с помощью недоступных непосредственному опыту фактов, а также отношения современников с преемниками, когда возможна лишь ориентация в действиях «в пустом ожидании». Свойственные повседневному взаимодействию идеализации позволят преодолевать ограниченность индивидуального опыта и формироваться стандартизированной структуре восприятия социальной действительности всеми взаимодействующими друг с другом индивидами. Эта действительность, в свою очередь, является основой для формирования научных понятий, удовлетворяющих потребности повседневной практики. Такой подход к анализу структуры социального мира позволил А. Шюцу уточнить содержание понятий, которыми оперировали функционалисты, исследуя социальную структуру общества как социальной системы: «социальное действие», «социальная функция», «социальная роль». Социальное действие, с точки зрения А.Шюца, — это продуманное, спроектированное поведение человека во взаимодействии с другими людьми. Феноменологическая. Если точки зрения на социальный мир и его природу функционалистов и феноменологов социология, слишком разнятся, считает Г.Гарфинкель, марксизм и то у феноменологов и марксистов можно неомарксизм найти во взглядах на природу социального нечто общее. Объективные условия марксистской модели социального мира. — результат реализации специфических интерпретационных процедур, полагают феноменологи. Эти интерпретационные процедуры, стараются они доказать, опираются на представления о человеке как о трудящемся и о первостепенной важности материальных побуждений в жизни человека. Марксистская теория общественного развития, с их точки зрения, является лишь одной из многих первичных конструкций социального мира. Но основные понятия этой теории лишены строго эмпирического соотнесения с реальной действительностью. Кроме того, точка зрения активного воздействия сознания на ход общественного развития несовместима с детерминистским подходом к его объяснению. Утверждая так, феноменологи как бы предостерегали «правоверных» марксистов от механического понимания проблем детерминизма в их взглядах на жизнь общества и человека и от прямого следования взглядам самого К.Маркса. Феноменологи признают определенное влияние марксизма на социологию, полагая, что под влиянием марксистского анализа диалектических отношений практики как самосознающей деятельности и исторических условий ее возникновения формировалась и феноменологическая парадигма, то есть исследование проблемы порождения обыденных миров. Наиболее близко к позициям феноменолога, по их мнению, К.Маркс подошел в своих ранних работах. Прежде всего, ранние работы Маркса заинтересовали неомарксистов, изучавших его вклад в познание человека и общества, имеющий прямое отношение к эмпирическим исследованиям в области социологии и психологии. Немецко-американский психолог и социолог Э.Фромм (1900—1980) доказал, что уже в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» К.Маркс рассматривал человека как существо «практики», намечая основные контуры динамической психологии, противоположной всякой механической психологии, в том числе психологии З.Фрейда, и основанной на связи человека с миром и природой. Если фрейдовский анализ человека был основан на модели изолированного человека-машины, то марксистский анализ основан, с точки зрения Э.Фромма, на модели человека, обладающего коренной потребностью быть связанным с другими людьми и природой и утверждающего себя в этой связи. С этой точкой зрения был согласен его коллега немецкий философ и социолог Т. Адорно (1903—1969); Он еще в работе «Авторитарная личность» обратил внимание на то, что уже Э.Дюркгейм показал, как иерархический социальный порядок пропитывает мышление и поведение индивидуумов. И ему в своем эмпирическом исследовании пришлось убедиться в том, что наш мир типизирован и «производит» различные «типы» личностей. Особое значение для противостояния «тенденции к всепроникающей классификации» в современном мире, с его точки зрения, имеет установление стереопатических (наиболее выпукло демонстрирующих характер социальной болезни) черт современного человека. Социологи-неомарксисты не сомневались в том, что черты личностей, сформированные в определенных социальных условиях, значительно влияют на организацию общества как социальной системы, и одними из первых попытались определить степень такого влияния. Литература Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический подход // Социологические исследования. — 1993. — № 3. Американская социологическая мысль: тексты. М.: 1994. Бергер П. Капиталистическая революция (50 тезисов о процветании, равенстве и свободе). М.: 1994, Бергер П., Лухман Т. Социальное констатирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: 1995. Бергер П. Понимание современности. // Социологические исследования, — 1990. — № 7. Контрольные вопросы Какова трактовка социальной реальности феноменологами в отличие от функционалистов? В чем суть концепции социального мира А.Шюца? Что/такое этнометодология? §5. Неофункционмизм Интерес к вопросу о взаимосвязи и взаимодействии между чертами личностей и организацией общества как социальной системы неомарксисты не только не утратили в 80-е тт., но и осознали необходимость еще больше сосредоточить свое внимание на решении этого вопроса, учитывая достижения всех социологических школ и направлений. Некоторые из них, заняв в теоретической социологии позицию, которая к середине 80-х тт. была определена как неофункционализм, прежде всего, учли, что: социологи в исследовании эволюции общества обязаны принимать во внимание все точки зрения различных социальных сил; каждая из этих точек зрения выражает определенный аспект этой эволюции; значительный заряд рациональности содержится в коммуникативном действии членов общества и его необходимо выявлять, а не принимать, как Вебер, рационализацию социального действия Этот подход к исследованию общества и насущных общественных проблем наиболее полно проявился в творчестве немецкого социального философа и социолога Юргена Хабермаса (1929 г.р.), особенно в его работах «Теория коммуникативного действия» (1981) и «Моральное сознание и коммуникативное действие» (1990). Теория коммуникаций. Признавая необходимость системного функционального анализа социальных явлений и действия процессов, Ю.Хабермас прослеживает с одной стороны, за счет спецификации совокупно-общественных функций, следовательно, за счет более высокого уровня дифференциации всей системы, а с другой стороны, за счет возрастающей подверженности ее кризисам. Он утверждает, что модернизацию общества нельзя понимать только с точки зрения изменений в классовых структурах, как это делал К.Маркс. В ходе институционализации классового конфликта социальные противоречия теряют способность структурировать жизненный мир социальных групп. Date: 2015-05-09; view: 1025; Нарушение авторских прав |