Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социология реформ и революций 2 page
В конце «Листков из русского дневника», вышедших вскоре после высылки из России, П.А.Сорокин, за несколько лет до этого переживший массовые репрессий в своей стране и непосредственную угрозу собственного расстрела в тюрьме, пишет, что извлек из прошлого три урока: «Жизнь, даже если она трудна, самое прекрасное, восхитительное сокровище мира. Следовать долгу столь же прекрасно, ибо жизнь становится счастливой, душа же обретает непоколебимую силу отстаивать идеалы — вот мой второй урок. А третий — насилие, ненависть и несправедливость никогда не смогут сотворить ни умственного, ни нравственного и ни даже материального царствия на земле». Хотелось бы надеяться, что люди, все человечество воспримут эти уроки. И тогда облик мира действительно коренным образом преобразится на основе повсеместного утверждения общечеловеческих ценностей и норм, чему посвятил свои жизнь и творчество Питирим Александрович Сорокин. Литература История социологии в Западной Европе и США. М.: 1993. П.Сорокин. Интегрализм — моя' философия. //Социологические исследования. — 1992. — № 10. Л.Сорокин. Причины войны и условия мира. //Социологические исследования. — 1993. — №12. П.Сорокин. Система социологии. М.: 1993. П.Сорокин. Современное состояние России. //Новый мир, 1992. —№4—5. П.Сорокин. Социологические теории современности. М.: 1992. П.Сорокин. Человек, цивилизация, общество. М.: 1992. Контрольные вопросы Какое место в истерии социологической мысли занимает П.А.Сорокин? Каковы основные этапы его творчества? Как понимал П.А.Сорокин предмет, структуру и роль социологии? Каково отношение П.А.Сорокина к реформам и революции? Как П.А.Сорокин понимал социальное равенство? В чем суть теории социальной стратификации и социальной мобильности П.А.Сорокина? Что такое социокультура и социокультурная динамика? Как здесь проявляется интегральный характер социологии П.А.Сорокина?
В чем значение творчества П.А.Сорокина для современности?
В настоящее время практически во всех странах мира проводятся социологические исследования, которые чаще всего носят прикладной характер, т.е. осуществляются по социальному заказу и предназначаются для решения возникающих в процессе жизнедеятельности людей социальных проблем. Фундаментальными социологическими исследованиями занимаются, как правило, ученые в университетах, а в ряде стран еще и в научных институтах. Такая специализация труда среди социологов возникла в 30-е гг. нашего столетия в США в связи с появлением и широким распространением социального заказа на проведение тех или иных социологических исследований. Прикладные социологические исследования стали доминирующим видом деятельности социологов во многих странах. Однако в 80-е гг. в Западной Европе и отчасти в США все больше социологов стало интересоваться разработкой проблем развития самой социологической теории, связанных с процессом интеграции различных направлений в социологии, отличавшихся друг от друга специфическим подходом к анализу объекта и предмета социологии, к пониманию метода социологии как науки. Группа социологов, работающая в рамках выработанных ею самой исследовательских традиций, может рассматриваться как та или иная школа в социологии в самом широком смысле этого слова. В болев узком смысле школа в социологии (и в любой другой сфере научных изысканий) является исследовательской группой с общими традициями и соответствующей институциональной формой. Например, Чикагская школа эмпирической социологии представляла собой существовавшее в первой половине XX столетия специфическое подразделение университета с довольно рано сложившимися традициями исследовательской деятельности и огромным влиянием на деятельность социологов всей страны, а затем и всего мира. В отличие от этого направления объединяют социологов, либо имеющих общую мировоззренческую направленность, либо занимающихся разработкой идентичной проблематики, либо отличающихся и тем и другим (позитивизм, конфликтология, социология религии и др.). § 1. Эмпирическая социология Эмпирическая социология появляется вместе с теоретической, но приобретает самостоятельное значение лишь в начале нашего столетия как специфическая область социологических исследований с особыми традициями и логикой развития. Хотя ее роль в становлении социологии как науки высоко оценивалась с первых шагов, организация и проведение эмпирических социологических исследований обусловливалась прежде всего потребностями общества. Чикагская Самостоятельным направлением социологи школа эмпирических исследований эмпирическая социология становится в США. На процесс социологии «прагматизации» социологии оказало влияние превращение прагматизма в национальную философию США. Прагматизм в самом широком смысле слова был идеологическим фоном, на котором сложилась эмпирическая тенденция в социологии. Восприняв некоторые идеи Г.Спенсера, американские социологи под влиянием основоположников прагматизма, интенсивно развивавших психологическую науку, старались провести аналогию не между биологическими и социальными, а между психическими и социальными явлениями и процессами. Так, первый президент Американского социологического общества Л.Ф.Уорд (1841—1913), разделявший эволюционистские идеи О.Конта и Г.Спенсера, считал, что социальная жизнь отличается от биологических процессов своим целенаправленным и творческим характером. А ученик Л.Уорда, первый декан первого (1892) в мире факультета социологии А.В.Смолл (1854—1926) придавая важнейшее значение ориентации социологических исследований на выработку рекомендаций для руководителей различного ранга по совершенствованию деятельности и структуры тех или иных общественных институтов, на разработку «социальных технологий». Каждое такое исследование, полагал он, должно начинаться с составления теоретически обоснованной программы и рабочего плана. Однако уже с первых эмпирических исследований социологи Чикагского университета существенно разошлись в понимании сути программы и ее значения как для проведения таких исследований, так и для выводов, получает из анализа собранного Эмпирического материала. Целиком на эмпирическом материале основывалась появившаяся в 1919 г. работа У.Томаса (1863—1947) и Ф.Зна-нецкого (1882—1958) «Польский крестьянин в Европе и Америке». В «методологических предпосылках» к этой работе они заявили о наличии только формальных критериев для различения относящегося к сфере их интересов материала, определив лишь последовательность действий по сбору и обработке эмпирических данных. Они не избежали отождествления программы с рабочим планом. Выбор ими эмпирического материала во многом обусловил интерпретационный подход к его анализу. Этим материалом стали преимущественно документы личностного характера: письма, дневники, биографии. Такой материал позволил исследователям проблемы адаптации иммигрантов в новых для них социальных условиях сосредоточить свое внимание на раскрытии важнейших вопросов организации жизни в Обследуемых семьях: на отношении индивидов к тому или иному типу социальной организации; зависимости их активности в жизни семьи и общины от их индивидуальности; на причинах профессионального выбора и «анормального» поведения; взаимоотношении между полами и борьбе рас и культур; социальном счастье как чувстве удовлетворенности жизнью в США. Понимая значимость изучения субъективных сторон социальной деятельности, Томас Знанецкий в то же время обратили свое внимание и на объективные факторы, обусловливавшие осознанное поведение иммигрантов. Это не была еще позиция структурных функционалистов, но первый шаг в направлении такой позиции был сделан. Они попытались учесть зависимость мотивации деятельности того или иного обследуемого от его принадлежности к определенной социальной, религиозной и культурной общности и организации. Еще более значительный выход за «пределы» европейских традиций в социологии осуществили исследователи социальных последствий процессов индустриализации и урбанизации в таком крупном городе, как Чикаго. Э.Берджес (1886—1966), один из руководителей этого исследования и основателей факультета социологии Чикагского университета, в начале 20-х гг. разработал прикладной вариант социально-экологической теории своего коллеги и учителя Р.Э.Парка (1864—1944). Основные положения социально-экологической теории излагались Р. Парком в учебнике «Введение в науку социологии», написанном им совместно с Э.Берджесом. Используя социально-экологическую теорию при изучении локальных сообществ в рамках городского агломерата, Э.Берджес выдвинул гипотезу о существовании «концентрических зон». Для определения таких «зон» в эмпирическом исследовании им был использован метод картографирования. Так как каждая такая «зона» принадлежала определенной социальной группе, то, исследуя жизнедеятельность отдельных социальных групп в городе и их взаимосвязь между собой, Э.Берджес выделил 75 таких «зон», используя разработанную им «Карту социальных исследований г. Чикаго». При анализе «концентрических зон» и локальных сообществ осуществлялось интервьюирование обследуемых, включенное наблюдение (т.е. наблюдатель являлся непосредственным соучастником всех событий), привлекались различные документы. Осуществив эмпирическое исследование, Э.Берджес убедился в том, что с изменением в соотношении сил между социальными группами происходил передел городской территории. Образование новых социально-территориальных общностей вызывало необходимость выработки новых норм взаимоотношений между людьми, совершенствования законодательства и сопровождалось иногда некоторым усилением антисоциальных действий. Вехой в развитии эмпирической социологии был и вышеназванный учебник, созданный Э.Берджесом и Р.Парком, в котором они попытались представить всю известную им совокупность принципов и методов эмпирических исследований, а также разъяснить понятия, необходимые для хотя бы частичной унификации таких исследований. Становятся общепринятыми понятия социального процесса и социального взаимодействия, конфликта и конкуренции, коммуникации и адаптации, коллективного поведения и ассимиляции личности. В 20-е гг. практически во всех университетах и колледжах США возникли факультеты социологии и читались социологические курсы лекций, создавались различного рода социологические службы и вне стен университетов, непосредственно на предприятиях и в организациях. То, чем стали заниматься многие социологи вне стен университетов, называлось «социальной работой». Выступавшие в качестве «социальных работников» социологи занимались преимущественно прикладной деятельностью: исследовали взаимоотношения в группах различного вида (трудовых, национальных, религиозных); работали агентами по координации функционирования различных учреждений, совершенствуя принципы административного управления персоналом (эти социологи образовали Американскую ассоциацию социальных работников); занимались урегулированием взаимоотношений между членами той или иной семьи и анализировали наиболее сложные вопросы воспитания и т.д. Правящие круги США и широкие слои общественности все чаще рассматривали социологию как «социальную инженерию». Деятельность социального инженера ограничивалась разработкой социальных проектов и программ на заказ. До теоретических разработок у него не доходили руки, а социологическая теория становилась все менее востребованной обществом. Таким образом, с расширением масштаба прикладных эмпирических исследований сужался диапазон собственно социологической деятельности. Социологи все чаще «присваивали» неосвоенные другими науками участки и области исследований. Они изучали иммиграцию и ассимиляцию населения. Ими «захватывались» большие области демографии и социальной статистики. Постепенно сами социологи-эмпирики стали замечать «распредмечивание» социологии, неэффективность своих практических рекомендаций и мелкотемье большинства эмпирических исследований. Попытка создать приемлемую для эмпирических исследований теорию была предпринята в начале 30-х гг. ведущим социологом Чикагского университета Дж.Г.Мидом (1863—1931). Для первых американских социологов, в том числе и для него, социальные макропроцессы и структуры были лишь отражением конкретных взаимодействий между людьми. В своей теории социальной интеракции (взаимодействия) непосредственное взаимодействие между людьми Дж. Г.Мид рассматривает как обмен жестами и их интерпретацию. С раннего детства для осуществления своего взаимодействия с другими людьми человек отбирает жесты, которые вызывают положительную реакцию у тех взаимодействующих с ним лиц, от которых во многом зависит его жизнь. Воспринимающий и интерпретирующий жесты индивид способен «принимать роль другого», повышая вероятность своего сотрудничества с другими. У человека усиливается способность принимать роли всевозрастающего числа других с расширением на протяжении жизненного пути круга взаимодействия с другими, вплоть до ее превращения в способность принимать роль «обобщенного другого», т.е. способность учитывать в своих действиях общественные интересы. Такие действия взаимодействующих друг с другом индивидов включаются в сложную систему деятельности, которую и представляет собой, по Миду, общество. Оно изменяется, когда эти индивиды корректируют свое поведение в связи с выбором того или иного варианта своего действия согласно собственному размышлению о его рациональности (разуму) и осознанию своего места в обществе (устойчивой концепции «Я»). Слишком широкая картина связей между индивидом и обществом, представленная в этой теории, затрудняет ее применение в эмпирической социологии. Радикальный после ряда неудачных попыток создания теории эмпиризма, обращенной к потребностям эмпирической социологии, значительная часть социологов-эмпириков стала уповать на то, что социологическая теория может появиться в ходе накопления определенного количества эмпирических данных. Необходимо только, считали они, анализируя эти данные, использовать общенаучный метод исследования, максимально адаптированный к специфике социологии как науки. Эта позиция наиболее последовательно была выражена в конце 30-х гг. Дж. Э. Ландбергом (1895—1966) в его работе «Основания социологии». Он рассматривает социологический метод как совокупность логических принципов и исследовательских нормативов, обеспечивающих реализацию в социологии правил изучения объективной реальности естественными науками. Дж. Ландберг, как и О.Конт, идеалом научного познания считал физику. Но Ландберг полагал, что, используя в социологии понятия и методологические приемы физических наук, можно лишь спрогнозировать ход развития социальных процессов и явлений. Научные понятия, убеждал он, должны быть только удобными средствами описания и анализа изучаемых явлений. Интерпретация социологических проблем в терминах физической науки позволит более строго выделить область социологического исследования и сформулировать необходимые для эмпирической социологии гипотезы. По Ландбергу, в общественной жизни можно изучать лишь то, что можно непосредственно наблюдать, ибо показателем «естественности» социальных явлений была возможность их объективного научного исследования. Восприняв некоторые идеи науки о поведении (бихевиоризма) Дж.Б.Уотсона, Ландберг утверждал, что социальные явления существуют только для организма, реагирующего на данные изучаемые им стимулы. Такими стимулами являются и символы реальных объектов, представления об объектах, даже мотивы и цели. Сводя все многообразие социальной жизни к пространственно-временным реакциям на стимулы, Ландберг не смог подойти к обществу как к объекту социологического анализа. Таким объектом у него был только коллектив, а общество для него осталось сложным агрегатом, состоящим из отдельных коллективов. Такой подход ограничивал его методологию и способствовал ее постепенному эволюционированию в сторону изучения процедур и техники эмпирического анализа, свертыванию области собственно социологического изучения общественной жизни. Умеренный В конце 40-х начале 50-х гг. радикальный эмпиризм начал активно вытесняться более умеренной методологической концепцией П.Лазарсфельда (1901—1976) и С.Стауффера (1900—W60). В ней сохраняете» идея единства метода естественных и социальных наук. Социология провозглашается ценностно нейтральной социальной наукой. Однако методологию они рассматривают как аналитическую деятельность, решающую две важнейшие задачи: уточнение смысла и значения используемых в социологических исследованиях принципов и понятий и критический анализ существовавших и существующих социологических теорий для определения их эмпиричности. Интерпретационный подход к анализу социальных явлений они тоже не признавали. Но, в отличие от Ландберга, Лазарсфельд и Стауффер стали заниматься разработкой логических приемов обобщения и систематизации эмпирических данных, интересуясь преимущественно формально-логическими аспектами социологического исследования, а не процедурно-техническими. Критерий верификации (т.е. возможности проверки истинности теории путем соотношения ее с определенной системой) Лазарсфельд и Стауффер использовали в качестве критерия отделения научного социологического знания от обыденного и философского, а также как инструмент формирования социологической теории. Лазарсфельд старался связать концептуальный (теоретический) уровень и эмпирический (уровень наблюдаемости). В 40—50-е гг. эмпирическая социология в США смогла достичь нового уровня развития во многом благодаря влиянию на нее метода структурно-функционального анализа, разрабатывавшегося в эти годы Т.Парсонсом и его последователями. Но и сам структурный функционализм рождался в лоне эмпирически ориентированной социологии, учитывавшей важную роль и значение теории в эмпирических исследованиях. С появлением структурно-функционального подхода к анализу социальных явлений и процессов эмпирические исследование все больше перемещаются с социально-психологического уровня на уровень анализа социальных институтов и крупномасштабных систем. Но при этом сохраняется внимание к точке зрения субъекта действия, хотя она я утрачивает свое самостоятельное значение. В методологическом плане «принцип понимания» вытесняется «принципом объяснения». Но чем тщательнее разрабатывался понятийный аппарат в «теории социального действия» Т.Парсонса, тем меньше он был приспособлен для проведения эмпирических исследований. Понадобилась специальная модификация ключевых понятий структурного функционализма, которую начал в конце 40-х гг. Р.Мертон и которая продолжается ив настоящее время с учетом тех достижений в области эмпирических социологических исследований, каких добились социологи самых различных школ и направлений. Эмпирические социологические исследования в России и других странах СНГ имеют свою историю. Особое место занимает в ней период 20-х гг. Как известно, только в послеоктябрьское время в нашей стране завершилась институционализация социологии. Создавались новые кафедры социологии, открывались отделения социологии в университетах, организовывались все новые и новые лаборатории эмпирических социальных и социологических исследований. Наибольшее развитие в 20-е гг. получили эмпирические социальные и социологические исследования прежде всего потому, что решение задач по восстановлению и реконструкции промышленного и сельскохозяйственного производства, преобразованию социально-экономического уклада жизни миллионов людей в тот период связывалось непосредственно с постановкой целого ряда социальных исследований. Одним из крупнейших центров по организации эмпирических социальных, социологических и психологических исследований был Центральный институт труда ЩИТ). Сотрудники этого института под руководством А.К.Гастева на основе данных эмпирических исследований разрабатывали методологию и методику планирования и проектирования кадрового состава предприятий, совершенствования организации труда, повышения культуры производства. Широкую известность как в стране, так и за рубежом получили созданные учеными ЦИТа массовые методики подготовки высококвалифицированных рабочих. В эти же годы создаются центры профконсульта-ции, которые составили широкую сеть учреждений по обследованию миллионов работников. Социальные проблемы города и села, рабочих, крестьян и интеллигенции, труда и быта работников исследовались Н.Анцыферовой, И.Бобровниковым, М.Корневым, В.Ольшанским, Л.Па-перным, С. Струмилиным и другими учеными. Некоторые исследования социальных проблем города и села, образования и культуры послужили основой для организации и проведения в 60-е и 70-е гг. сравнительных эмпирических социологических исследований. Например, в основу повторных обследований Весьегонского района 1960 и 1967 гг. были положены материалы книги А.Тодорского «Год — с винтовкой и плугом» (1918). Благодаря сравнительным исследованиям социологи смогли воспроизвести более или менее точную картину тех социальных изменений, которые происходили на территории бывшего СССР. Чем меньше то или иное эмпирическое социологическое исследование в СССР было связано с основными идеологическими установками правящей партии, тем больший вклад оно вносило в развитие определенной специальной социологической теории. Одно из таких исследований было проведено в 60—70-х гг. ленинградскими социологами под руководством А.Здравомыслова, В.Рожина и В.Ядова. Если в 1962 г. изучалась структура потребностей и мотивации труда работников среди молодых рабочих ленинградских предприятий, то в 1976 г. было проведено повторное исследование по расширенной выборке на тех же предприятиях и в тех же цехах для установления тенденции в изменении структуры потребностей и мотивации труда. Советские социологи добились определенных результатов в совершенствовании методики и техники эмпирических исследований, в развитии отраслевых социологических теорий на основе эмпирических исследований в сфере производства и образования, науки и искусства. Об итогах эмрирических исследований и теоретических изысканиях обращалось в коллективных монографиях: в двухтомной “Социология в СССР” (М., 1966) и «Социология и современность» (М., 1977), а также «Советская социология» (Ж71982); в отдельных тематических монографиях, например, «Социология и проблемы социального развития» (М., 1978). Проблемам методологии, методики и техники эмпирических социологических исследований были посвящены работы Здравомыслова А.Г., Осипова Г,В., Ядова В.А. и других социологов. Советские социологи приняли активное участие в международных сравнительных социологических исследованиях, которые начали проводиться уже в начале 60-х гг. В 60-е гг. широкую известность получило международное сравнительное исследование бюджетов времени, проведенное учеными Бельгии, Болгарии, Венгрии, СССР, США, Франции, ФРГ, Чехословакии и Югославии. В 70-е гг. по инициативе Венского центра было проведено сравнительное международное исследование «Автоматизация и рабочий класс», в котором также приняли участие и советские социологи. В конце 80-х — начале 90-х гг. российские социологи сосредоточили свое внимание на изучении социальных ценностей в кризисной России, учитывая опыт западных социологов в ценностных измерениях. Так, наши социологи по несколько измененной американской методике провели подобное исследование на территории Белоруссии, сделав вывод о том, что теоретические основы данного сравнительного эмпирического исследования, как и оно само в целом, имеют свои конкретно-исторические и региональные ограничения. В настоящее время осуществляется проект «Динамика ценностей населения реформируемой России». Социологи не могут не учитывать особую роль ценностей, управляющих действиями миллионов людей, в условиях универсального кризиса. Литература Американская социологическая мысль: тексты. М.: 1994. Американская социология: перспективы, проблемы, методы. — М.:1972. Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и развитии. — М.: 1961. Осипов Г.В. Теория и практика социологических исследований в СССР. М.: 1979. Основы социологии. Курс лекций. М.: 1993. — Раздел II. Современная американская социология. М.: 1994. Современная западная социология. Словарь. М.: 1990. Социология сегодня: проблемы и перспективы. М.: 1965. Контрольные вопросы Когда и почему эмпирическая социология выделяется в отдельное направление социологических исследований? Как осуществлялись поиски теории, адекватной потребностям развития эмпирической социологии? Нужна ли теория при проведении эмпирических социологических исследований и какая? Какова роль психологической науки в формировании и развитии эмпирической социологии? В чем специфика эмпирических социологических исследований в бывшем СССР? Каковы основные направления эмпирических социологических исследований сегодня? § 2. Структурный функционализм К середине 30-х гг. социологи США накопили значительный эмпирический материал, осуществив большое количество разнообразных по масштабу и тематике эмпирических социологических исследований, которые, однако, не выходили за рамки отдельных регионов страны и касались лишь некоторых проблем общественной жизни. Анализируя эмпирические факты, они добивались только частных обобщений частных явлений или их классов, увеличивая численность «дискретных теорий». Но чем больше появлялось таких теорий, тем острее осознавалась необходимость разработки систематической теории науки, которая сама является наиболее важным показателем ее зрелости. За решение этой задачи взялся один из ведущих преподавателей социологического факультета Гарвардского университета США Толкотт Пирсоне (1902—1979), который в 1937 г. опубликовал свою первую книгу «Структура социального действия». В ней он наметил стратегию построения общей социологической теории. Этой стратегии он в основном и придерживался на протяжении всего творческого пути: прежде всего в работах 50-х гг. — «Социальная система» и «К общей теории действия» (написанной вместе с Э.Шилзом); 60-х гг. — «Общества: эволюционные и сравнительные перспективы»; 70-х гг. — «Система современных обществ» и «Социальная система и эволюция теории действия». Другим важнейшим представителем этой социологической школы является Роберт Кинг Мертон (1910 г.). Его основные труды: «Социальная теория и социальная структура» (1957), «Социальная структура и аномия» (1966), «Явные и латентные функции» (1968), «Социология науки» (1973). Цель теоретической деятельности Т.Парсонса — усилить внимание к пренебрегаемым ранее «социальным элементам» социальной системы как доминирующим факторам на основе разработки обобщающей концептуальной схемы анализа социальных систем. Каждый исследователь старается добиться «адекватного» описания эмпирической реальности, когда даются определенные и эмпирически проверяемые (верифицируемые) ответы «на все относящиеся к делу научно важные вопросы». А важность этих вопросов определяется логической структурой обобщенной концептуальной схемы. Для разработки структурно-функциональной теоретической системы, полагал Парсонс, сложились следующие теоретические предпосылки. Э.Дюркгейм осуществил анализ стабильности социальной системы, состоящей из фун-кционально-дифференцированых ролей. М.Вебер обосновал необходимость эмпирического изучения социальных организаций и институтов, используя обобщенную теоретическую схему. Антропологи стали рассматривать общество как единую функциональную систему. Психологи начали анализировать человека как динамическую структурно-функциональную систему. Начав разработку систематической теории в социологии, Парсонс ввел в научный оборот систему координат «действующее лицо — ситуация», аналогичную системе координат в биологии — «организм — среда». Эмпирическая работа социолога приобретает смысл благодаря «системе координат» как наиболее общей конструкции категорий. Но для описания и анализа эмпирической системы необходимы и структурные категории. Т.Парсонс подчеркивает, что функции системы координат и структурных категорий при использовании их на дескриптивном (описательном) уровне «состоят в установлении необходимых фактов и в постановке проблем динамического анализа». В отличие от Э.Дюркгейма, социальную систему он рассматривает не как систему «культурных стандартов», а как систему мотивированного поведения, взаимодействующую с культурными стандартами как с окружающей средой. Для выведения из системы координат «действующее лицо — ситуация» социальных систем ему понадобился расчет дифференцированной социальной структуры; зависимость дифференциации семей от различий в положении людей в профессиональной структуре; неосуществимость на практике абсолютного равенства возможностей. Учитывая их, можно создавать условия для предотвращения перерастания латентных конфликтов в классовое противоборство. Посредством структурированного нормативного порядка в обществе организуется коллективная жизнь населения. Общество также представляет собою огромный коллектив, который Парсонс называл социетальным сообществом. Для выживания и развития такое сообщество, состоящее из личностей, должно придерживаться единой культурной ориентации. А для этого личности в социетальном сообществе должны обладать соответствующим уровнем культуры поведения и действия. Несмотря на совершенствование в социетальном сообществе механизма достижения соглашения между его членами по основным вопросам его жизнедеятельности, считал Парсонс, всегда будет сохраняться потребность в особом механизме принуждения. Поддержание нормативного порядка связано непосредственно с осуществлением контроля за поведением личностей и групп в границах определенной территории и за ее пределами. Date: 2015-05-09; view: 707; Нарушение авторских прав |