Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социология реформ и революций 1 page
Общественное развитие, по Сорокину, идет по такой общей схеме: нормальное развитие — революционный период — нормальное развитие... Уже из этого ясно в целом отрицательное отношение его к революционной форме развития, которая рассматривалась им как отклонение от нормального хода истории, неизбежно связанное с насилием, обнищанием, ограничением свободы и т.д. Революция для Сорокина — «худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс», ибо «чего бы она ни добивалась, достигается это чудовищной и непропорционально великой ценой». История социальной эволюции, писал П.А.Сорокин, учит нас тому, что все фундаментальные и по-настоящему прогрессивные процессы суть результат развития знания, мира, солидарности, кооперации и любви, а не ненависти, зверства, сумасшедшей борьбы, неизбежно сопутствующих любой великой революции. На первый взгляд может показаться достойным похвалы свержение без кровопролития бессильного правительства и низвержение аристократии, тормозящей социальный прогресс. Если бы в действительности ситуация была такой, я, отмечал П.А.Сорокин, вряд ли бы стал столь последовательным противником революции, ибо не намерен защищать паразитирующую бесталанную и коррумпированную аристократию. Но все дело в том, что революция — необычная болезнь, непредсказуемое явление. Стоя на принципиальных позициях признания преимуществ эволюционного реформирования общества, П.Л.Сорокин выдвигал следующие основополагающие каноны такого реформирования: а) реформы не должны попирать человеческую природу и противоречить ее базовым инстинктам; о) любой практической реализации реформ должно предшествовать тщательное научное изучение конкретных социальных условий; в) каждый реконструктивный эксперимент вначале следует тестировать на малом социальном масштабе и только после того, как он продемонстрирует позитивные результаты, масштабы могут быть увеличены; г) реформы должны проводиться в жизнь правовыми и конституционными средствами. П.А.Сорокин признавал объективный характер причин революции. Тремя необходимыми составными всякого революционного взрыва являются: а) растущее подавление базовых инстинктов большинства населения (речь идет о таких, например, инстинктах, как пищеварительный (голод), инстинкт самосохранения (убийства, массовые экзекуции, кровавые зверства), собственнический инстинкт (нищета, бедность, особенно на фоне богатства других); б) всеобщий характер такого подавления; в) бессилие групп порядка. Степень участия в революции тех или иных слоев и групп прямо определяется, с точки зрения П.А.Сорокина, степенью подавления указанных инстинктов. Почему пролетариат, равно как работники физического и умственного труда, суть наиболее революционный класс существа? — ставил вопрос П.А.Сорокин. И отвечал: да потому, что его.собственнический инстинкт подавляется больше, чем у любого другого класса. И при этом он окружен непомерным богатством, что особенно раздражает его собственнический инстинкт. «Его идеалы социализма, диктатуры, экспроприации богачей, экономического равенства, коммунизации есть прямое проявление этой репрессии. Но как только собственнический инстинкт удовлетворен, идеалы социализма и коммунизма растворяются, а сами пролетарии становятся ярыми поборниками священного права собственности». Революционные армии составляются из пауперизированных слоев, из людей, которым «нечего терять, но которые могут приобрести все», т.е. из людей с репрессированным рефлексом собственности. Не случайно, отмечает П.А.Сорокин, успех коммунистической идеологии связан обычно с социальными потрясениями и стачками. Примером подавления инстинкта самосохранения может служить война. Революционный эффект войны, писал П.А.Сорокин, в первую очередь осуществляется через подавление этого инстинкта. Как уже отмечалось выше, кроме универсального подавления базовых инстинктов человека, для продуцирования революционного взрыва необходимо, по мнению Сорокина, еще одно условие — недостаточное и недейственное сопротивление революционному подъему репрессированных масс, т.е. неспособность властей, элиты: разработать контрмеры, необходимые для достижения социального равновесия; удалить или ослабить условия, продуцирующие «репрессии»; расщепить и разделить репрессированную массу, противопоставить ее части друг другу, ослабить их; направить «выход» энергии подавленных инстинктов в конструктивное русло. Революции, по Сорокину, проходят обычно две стадии, вторая из которых — контрреволюция. Последняя вызывается той же причиной — «репрессией» базовых инстинктов масс, ибо первая стадия всякой глубинной революции не устраняет самого факта подавления, а наоборот, лишь усиливает его. «Диктатура Робеспьера и Ленина, Кромвеля или Жижки вовсе не означает закат революции, а свидетельствует о ее трансформации во вторую стадию — стадию «реакции» или обуздания, но никак не ее конца». На этой стадии поведение масс, подчиняющееся уже только элементарным безусловным рефлексам, становится неуправляемым: один безусловный рефлекс подавляется другим, одна личность подавляет других и управляет ими и т.п. Сумасшедший выход энергии во время первой стадии революции имеет, по мнению П.А.Сорокина, своим итогом ускоренное истощение энергетического запаса человеческого организма. Усталость усиливается голодом и нуждой, препятствующими восстановлению затраченной на первой стадии революции энергии. Это порождает индивидуальную апатию, индифферентность, массовую вялость. В этих условиях нет ничего проще подчинения людей некой энергичной группой людей. Население, представляющее собой инертную массу, писал П.А.Сорокин, — удобный материал для социальной «формовки» новым «репрессором». Таким образом, два условия — подавление инстинктов населения и его бесконечная усталость — вполне достаточны, чтобы вызвать контрреволюцию. По мнению П.А.Сорокина, социальный порядок в мире е случаен. Он представляет собой продукт многовекового приспособления человечества к среде обитания и индивидов друг к другу, итог стремления и опыта создания наилучших форм социальной организации и жизни. Каждое стабильное общество, сколь бы несовершенным оно ни казалось с точки зрения «незрелого» радикализма, тем не менее является результатом огромного конденсата национального опыта, опыта реального, а не фиктивного, результатом бесчисленных попыток, усилий, экспериментов многих поколений в поисках наиболее приемлемых социальных форм. В этом плане каждый день функционирования любого социального порядка, по сути дела, есть плебисцит всех членов общества. И если оно продолжает существовать, отмечал П.А.Сорокин, то это значит, что большая часть населения дает свое молчаливое согласие на это, что при нынешних условиях другой, более абсолютный порядок трудно осуществим, либо ему суждено стать менее совершенным. В серии докладов, обобщенных в статье под общим названием «Причины войны и условия мира», П.А.Сорокин анализировал основы социального мира как во внутригосударственном, так и в международном масштабах. Он считал, что главной причиной внутреннего социального мира является наличие в обществе «целостной, твердо вошедшей в жизнь системы основных ценностей и соответственных норм поведения». Основные ценности различных частей общества и его членов должны гармонировать с этой системой и друг с другом. По мнению ПЛ.Сорокина, гражданские войны (будь то в Египте и Персии или в России и Испании) возникай) от быстрого коренного изменения высших ценностей в одной части общества, тогда как другая либо не принимала перемены, либо двигалась в противоположном направлении, т.е. от резкого несоответствия высших ценностей у революционеров и контрреволюционеров. В конце своей «Социологии революции» П.А.Сорокин приходил к следующему обобщающему заключению: «Об- щество, которое не знает, как ему, жить, которое не способно развиваться, постепенно реформируясь, а потому вверяющее себя горнилу революции, вынуждено платить за свои грехи смертью доброй части своих членов. Уплатив сию дань, если ему не суждено сгинуть, общество вновь обретает возможность жить и развиваться, но уже не благодаря смертоносной вражде, а благодаря возврату к своим истокам, прошлым институтам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению, всех его членов и социальных групп. И если общество способно принять эту единственную возможность развития, то революция приходит к своему логическому концу, полностью сходит на нет и разрушается. Таково разрешение диллемы истории». Стремясь сформулировать свое понимание критерия социального прогресса, П.А.Сорокин в рукописной работе «Социологический прогресс и принцип счастья» давал достаточно подробный разбор различных позиций социологов по данному вопросу. Его главная мысль здесь состоит в том, что, с одной стороны, таким критерием обязательно должен быть принцип счастья, а с другой, этот принцип не может быть единственным, исключительным критерием. «Таким образом, — писал П.А.Сорокин, сделав указанный разбор, — оба течения — и игнорирующее счастье, и считающее его единственным критерием прогресса — сами по себе недостаточны и разрешить проблемы прогресса не могут. Они слишком узки, и, очевидно, необходимо их синтезировать. В противном случае теория прогресса рискует дать вместо формулы прогресса формулу процесса, или же вместо формулы прогресса — формулу застоя». Проблема Большой вклад внес П.А.Сорокин в разра-социалыюго ботку проблемы социального равенства. В равенства понятие «равенство», отмечал он, вкладывается обычно двоякий смысл: а) абсолютное равенство индивидов, их тождество, что «утопично, неосуществимо, ретроградно и социально вредно»; б) равенство в смысле обеспечения выделения социальных благ пропорционально заслугам того или иного индивида, т.е. по принципу «каждому по заслугам», «каждому по мере выявления сил и способностей», «каждому по мере таланта». Такой общий подход, считал Сорокин, был всегда и существует сегодня. Специфика современного понимания равенства в другом— в критерии измерения заслуг и определения доли благ. Раньше этот критерий был не индивидуальным и не равным, ибо подлинная ценность индивида определялась высотой социального положения той группы (рода, касты, сословия), из лона которой он вышел (раб, судра не мог стать господином, брамином). Теперь степень заслуги индивида определяется его личными свойствами, его индивидуальными заслугами, и поэтому их критерий индивидуален и равен. Отсюда — падение наследственных привилегий или бесправия, а также религиозно-юридической основы дифференциации общества. Теперь личность — самоцель, выступает таковой и оценивается как таковая. Лозунг «каждому по заслугам» тот же, но содержание его существенно изменилось, так как он призывает к распределению благ совсем иначе. Другое отличие. Раньше основная ценность была религиозной, ибо основа ценности — «Божья благодать». Ныне она — человеческая, светская, ибо «человек самоцель и ни для чего и ни для кого средством быть не может», а «человеческая личность — высшая ценность». Теперь основа ценности — степень общественной полезности индивида или группы. В условиях капитализма лозунг «каждому по его заслугам» приобрел форму «каждому по его капиталу». Но в ближайшее время, отмечал П.А.Сорокин, ему на смену придет лозунг «каждому по степени его личного социально полезного труда», ибо основная глобальная тенденция — «распространение прав и благ на все человечество». Это и наблюдается в XX в. П.А.Сорокин полемизирует с марксистским пониманием равенства и непосредственно с положением Ф.Энгельса из «Анти-Дюринга» о том, что содержанием пролетарского равенства является исключительно социальное равенство, понимаемое в смысле уничтожения классов, что всякое требование равенства, переходящее эти пределы, неизбежно является нелепостью. П.А.Сорокин считает, что система марксизма тем самым значительно ограничивает и суживает характер равного распределения социальных благ, а тем самым и само понятие равенства, ибо при таком подходе допустимо лишь более или менее равное право на экономические блага, но не может быть, немыслимо и абсурдно равное распределение благ иного рода (например, права на знание, т.е. интеллектуальное равенство; права на честь, уважение и признание; права на максимум моральности, т.е. моральное равенство). При этом интеллектуальное равенство мыслится П.А.Сорокиным как «обладание более или менее одинаково развитым логико-мыслительным аппаратом, а не обладание одинаковыми познаниями». В связи с проблемой социального равенства П.А.Сорокин рассматривает и темы национальности, национального вопроса и национального равенства. Он считает, что национальности как единого социального элемента нет, как нет и специально национальной связи. То, что обычно обозначается этим словом, есть, по его мнению, просто результат нерасчлененности и неглубокого понимания дела. Суть национального вопроса не в национальном, а в правовых ограничениях, а так называемое «национальное неравенство» есть лишь частная форма общего социального неравенства. С точки зрения П.А.Сорокина, спасение не в национальном принципе, а в федерации государств, в сверхгосударственной организации всей Европы на почве равенства прав всех входящих в нее личностей, а поскольку они образуют сходную группу, то и народов. Индивид, с одной стороны, и Бесчеловечность, с другой, — вот то, что нельзя упускать из виду нигде и никогда, как неразъединимые стороны одного великого идеала. Основы теории стратификации были разстратификацированы работами П.А.Сорокиным еще в российский и период его деятельности. Обширная часть мобильность его «Системы социологии» была посвящена теории расслоения общества. По образному выражению самого П.А.Сорокина, он сделал попытку «броситься в пестрое, шумное и необъятное море человеческого населения, живущего на земле», с целью «распластать, разложить это сложное тело на ткани и рассмотреть, как эти ткани складываются, как из волн получается море, на какие цепи и хороводы коллективов разлагается как все человечество, так и любое население какой-либо территории». Такого рода попытка не была первой в социологии. Еще Э.Дюркгейм пробовал стратифицировать общество, закладывая в основу род, племя, семью и т.д. Признавая заслуги своего предшественника,, П.Сорокин создал, по выражению его ученика Р.Мертона, «первый в нашем столетии серьезный и всеохватывающий обзор социальной стратификации», глубоко и всеобъемлюще проработав критерии, принципы расслоения общества. П.Сорокин хорошо представлял себе теорию классов и классовой борьбы, разработанную К.Марксом и его последователями. Но он считал ее односторонней, упрощающей человеческие взаимоотношения в обществе и явно недостаточной для определения места индивида в социальной системе и его роли. По мнению П.Сорокина, социально-психическая разнородность отношений, лежащих в основе взаимодействия людей, вызывает расслоение сложных агрегатов (так он называл население) на ряд коллективных единств, друг с другом не совпадающих и друг друга не покрывающих. Ряд индивидов оказывается способным группироваться в многочисленные и самые разнородные системы взаимодействия. Линии этих группировок, подобно «разноцветным нитям, вычерчивают причудливейшие рисунки, в своей совокупности образующие весьма пестрый и запутанный узор расслоения в пределах сложного социального агрегата». Эта принадлежность индивида к ряду систем взаимодействия представляет собой сложную систему координат, определяющих и характеризующих его социальное положение и его социальную физиономию. Для определения социального статуса того или иного лица П.Сорокин использует «метод социальных координат», согласно которому, чем шире информация о человеке (член профсоюза, религиозной общины, политической партии, клуба и проч.), тем точнее вырисовываются мотивы его социального поведения и его роль в обществе, его социальное положение. Он говорит о «множественности душ индивида». Выделив такой критерий, П.Сорокин дифференцирует группы на: элементарные (объединенные каким-либо одним признаком, например, религией); кумулятивные (объединенные двумя и более признаками, например, профессия, занятие, убеждения и т.д.), к которым он относит класс, нацию, партию и т. д.; сложные конгломераты элементарных и кумулятивных групп (например, население страны или все человечество). Указанные группы могут быть открытыми, закрытыми или промежуточными. Закрытые группы — это группы, к которым человек принадлежит от рождения, и эта принадлежность не зависит от его воли (например, принадлежность к той иди другой демографической группе по полу или возрасту1, к той или иной расе). Открытые группы — это группы, вхождение в которые определяется волей индивида (партии, научно-художественные, спортивные и другие общества). К промежуточным группам относятся объединения людей по имущественному положению, языку, государственности, территорий и т.д., с чем люди бывают связаны от рождения, но могут это изменить. Кумулятивные группы обладают особым свойством — они могут быть солидарными или антагонистическими. Среди кумулятивных групп П.Сорокин особое значение придает классу. Он в этом солидарен с марксизмом. В частности, он признает, что рабочие как класс существуют, равно как и буржуа или аристократия. Он считал, что класс — это «совокупность лиц, сходных по профессиям, по имущественному положению, по объему прав и, следовательно, имеющих профессиональные, имущественные, социально-групповые интересы». Класс не имеет национальных или языковых, а также религиозных барьеров. Класс имеет своих антагонистов. Однако это последнее качество для П.Сорокина лишь возможность, так как он был ярым противником классовой борьбы, особенно ее крайних, революционных форм. Кроме основных признаков класса, П.Сорокян выделяет и неосновные — сходство вкусов, образа жизни и т.д. Дальнейшее развитие теория стратификации получила у П.Сорокина в работе «Социальная мобильность». Несмотря на то, пишет в ней П.Сорокин, что в конституциях, как правило, записано, что все люди равны, общество никогда не бывает однородным, оно всегда дифференцированно. «Что же объединяет людей в группы или страты? Где основа групп, составляющих общество? Основанием такого единства П.Сорокин считал наличие причинно-функциональных отношений между тремя элементами, со сторонами взаимодействия: индивидами, актами, смыслами. Если нет функциональных связей, то нет и единства, а есть лишь механическое сосуществование. Сорокинская теория стратификации шире принятого в марксизме определения классов, где почти все внимание уделено экономическому признаку. Основываясь на определении, разработанном Сорокиным, можно получить более разнообразную социальную структуру общества, причем не только горизонтальную, но и вертикальную. В этой связи особенно следует отметить, что П.Сорокин впервые обратил особое внимание на значение внутригрупповых различий по вертикали. «Общественная структура, — писал он, •— сложная сеть взаимопроникающих друг в друга систем и подсистем. Общество дифференцируется не только в межгрупповом, но и во внутригрупповом статусе». Под статусом П.Сорокин понимал совокупность прав и привилегий, обязанностей и ответственности, власти и влияния, которыми обладает индивид. В работах П.Сорокина разработаны формы расслоения (страты общества. Он выделял "несколько основополагающих признаков: экономический (беден — богат); профессиональный (престижный — непрестижный труд); политический (властвующий — управляемый характер деятельности). Эти признаки взаимодействуют по вертикали. Низкий статус в одном звене определяет низкое положение в другом. В основе стратификации, по мнению Сорокина, лежат: разные функции, вызывающие расслоение на управляющих и управляемых; окружающая среда — благоприятная или неблагоприятная; неодинаковые внутренние способности и качества людей. Здоровое, стабильное, развивающееся общество — это открытое демократическое общество, общество интенсивной социальной мобильности. Под социальной мобильностью П.Сорокин разумел, во-первых, перемещение индивидов из одной социальной группы в другую. Во-вторых, исчезновение одних и появление других социальных групп. Наконец, в-третьих, исчезновение целой совокупности групп элементарного и кумулятивного характера и замена ее полностью другой. Сами социальные перемещения или социальная мобильность осуществляются либо по вертикали, либо по горизонтали (см. об этом гл. 4, § 2). Причина социальной мобильности кроется в состоянии общества. Нет общества, в котором осуществлялось бы распределение благ строго пропорционально заслугам каждого его члена. Однако хотя бы частичная реализация этого принципа ведет к усилению социальной мобильности, обновлению состава высших страт. Если этого нет, то в высшей страте с течением времени накапливается дебильный материал, т.е. большое количество вялых, неспособных людей. И напротив, в более низких стратах — талантливых. Необходимо своевременное перемещение людей по вертикали, иначе назреет протест в более низких стратах, и они представят собой горючий в социальном плане материал. Произойдет революция, которая на какой-то короткий период выравняет положение. Чтобы этой катастрофы не произошло, общество не должно иметь жесткой социальной структуры. Практические выводы, к которым приводит П.Сорокина теория социальной мобильности, состоят в следующем: никогда не существовали общества, социальные слои которых были бы абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность; никогда не существовали общества, в которых вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы без всякого сопротивления; необходимо совершенствовать каналы социальной мобильности и установить постоянный контроль за нею. Теория социальной мобильности получила высокую оценку еще у современников П.Сорокина. Р.Мертон писал: «Это был изумительный синтез теоретического и практического материала». Работа П.А.Сорокина «Социальная мобильность» стала классической и повсеместно использовалась как учебник. Теория стратификации и социальной мобильности П.Сорокина служит дл* многих основным инструментом серологического анализа общества и в настоящее время. С созданием концепции социокультуры интегральная социология П.Сорокина приобретает завершенный, законченный вид. Свои идеи на этот счет Сорокин излагает в написанном удивительно ярким языком четырехтомном труде «Социальная и культурная динамика». В широком смысле социокультурой Сорокин называл весь тот суперорганический мир, всю ту новую вселенную, которые были сотворены Человеком. Он следующим образом определял ее составные части: —бесконечно богатая идеологическая вселенная смыслов, объединенных в системы языка, науки, религии, философии, права, этики, литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, драмы, экономических, политических и социальных теорий и т.д.; —так называемая материальная культура, представляющая собой воплощение всех этих смыслов в биологической среде, начиная с простых орудий и кончая наисложнейшим оборудованием, книгами, картонами и проч.; —все скрытые и открытые действия, церемонии, ритуалы, поступки, в которых индивиды и группы индивидов осуществляют и применяют тот или иной набор смыслов. Определяя социокультуру в узком смысле как одну из цивилизаций, П.Сорокин писал: «Каждая из культурных сверхсистем обладает свойственной ей ментальностью (т.е. типом мышления — Прим, ред.), собственной системой истины и знания, собственной философией и мировоззрением, своей религией и образцом «святости», собственными представлениями правового и недолжного, собственными формами изящной словесности и искусства, своими нравами, законами, кодексом поведения, своими доминирующими формами социальных отношений, собственной экономической и политической организацией, наконец, собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением». П.Сорокин постоянно подчеркивал целостность социокультуры, рассматривал ее не просто как конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а как единство, все части которого пронизаны одним основополагающим принципом, основной истиной. Что же является центральным принципом системы социокультуры? Над этой проблемой задумывались многие мыслители прошлого. Для Платона, например, связующим звеном, центром системы были «идеи», для Аристотеля — «значения», для Бэкона — «эксперимент», для Дарвина — «естественный отбор». Для Сорокина таким понятием является «ценность». Он писал: «Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры». Поэтому важнейшие составные части социокультуры интегрированы, взаимозависимы. Какой смысл вкладывает П.Сорокин в понятие «ценность»? Он приводит следующий пример. «Возьмем, — пишет он, — культуру Запада средних веков. Ее главным принципом или главной истиной (ценностью) был Бог. Всё важные разделы средневековой культуры выражали этот фундаментальный принцип или ценность». Архитектуру и скульптуру средних веков П.Сорокин называет «библией в камне». Живопись, музыка, литература были пронизаны религией. Наука была лишь прислужницей религии. Даже семья была священным религиозным союзом. Организация экономики и та контролировалась религией. Господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчеркивали свое единство с Богом, а чувственный мир рассматривался лишь как временное.прибежище человека, в котором он «лишь странник, стремящийся обрести вечный покой в обители Бога и ищущий путь, как сделать себя достойным, чтобы войти туда». П.А.Сорокин называет культуру средневековья «идеациональной». В конце XII в. начался распад идеациональной системы культуры именно потому, что появился зародыш новой ценности, нового основного принципа; объективная реальность и ее смысл чувственны. То есть только то реально, что мы видим, слышим, осязаем. Этот новый принцип положил начало новой форме социокультуры — «идеалистической». Это была культура, просуществовавшая до XIV столетия. Она базировалась на стыке старой и новой культур, была как бы переходной к настоящей, «чувственной» культуре, культуре эмпирической, светской. «Объёктивжение как нашим обществом, так и всем человечеством, то можно было бы избежать многих крайностей, ошибок и преступлений £ истории и в современности. Это не значит, что П.А.Сорокин всегда и во всем был прав и непогрешим. Так, вряд ли можно безоговорочно согласиться с его односторонним подходом к революционной форме общественного развития, с ее абсолютным отрицанием. Справедливо выступая против крайне разрушительных, кровавых форм проявления революции, особенно в России, П.Сорокин, в сущности, неправомерно отождествляет эти формы с самой революцией, которая может происходить и в иных формах. Точно так же вряд ли правомерно растворять национальное в общественном, не видеть относительной самостоятельности национального вопроса при всей его связи с вопросом социальным и подчиненности ему. В условиях крайней остроты идейно-классового противоборства в России того периода П.А.Со-рокину — видному деятелю правого крыла партии эсеров, секретарю главы Временного правительства А.Ф.Керенского, члену Учредительного собрания — также не всегда удавалось оставаться на позициях беспристрастности, объективности и корректности, о чем, в частности, свидетельствуют такие его высказывания: Ленин — «некудышный оратор»; Зиновьев — «дегенеративная личность»; Троцкий — «театрализованный разбойник — сущий авантюрист» и т.д. Но все это, конечно, частности по сравнению с тем вкладом в науку, который принес П.А.Сорокину заслуженное мировое признание. П.А.Сорокину удалось выдвинуть немало важных и оригинальных идей и по вопросу о перспективах развития человечества, не потерявших свое значение и в современных условиях. Еще в 1960 г. в работе «Взаимная конвергенция США и СССР в направлении социокультурного типа» (1961) П.А.Сорокин в духе теории конвергенции писал: «Западные лидеры уверяют нас, что будущее принадлежит капиталистическому («свободное предпринимательство») типу общества и культуры. Наоборот, лидеры коммунистических наций уверенно ожидают победы коммунистов в ближайшие десятилетия. Будучи не согласным с обоими этими предсказаниями, я склонен считать, что если человечество избежит новых мировых войн и сможет преодолеть мрачные критические моменты современности, то господствующим типом возникающего общества и культуры, вероятно, будет не капиталистический и не коммунистический, а тип специфический, который мы можем обозначить как интегральный. Этот тип будет промежуточным между капиталистическим и коммунистическим строем и образом жизни. Он объединит большинство П.А.Сорокин верил в возможность утверждения прочного и длительного мира на земле. Для этого им выдвигались четыре необходимых условия: а) основательный пересмотр и переоценка большинства современных культурных ценностей; б) действительное распространение и внедрение во все государства, народы и общественные группы системы основных норм и ценностей, связующих всех без различия; в) явное ограничение суверенности всех государств в отношении войны и мира; г) учреждение высшей международной власти, обладающей правом обязательных и принудительных решений во всех международных конфликтах. Именно преодоление изолированности в мире, становление и развитие массовых и глубоких взаимосвязей в нем, его целостности, с одной стороны, и преодоление суверенности государств, с другой, делают, по мнению П.А.Сорокина, построение Храма Вечного Мира теперь вполне возможным в отличие от прошлого (см.«Причины войны и условия мира»). Date: 2015-05-09; view: 856; Нарушение авторских прав |