Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура личности. Каждая изученная теория содержит понятия, относящиеся к структуре личности
Каждая изученная теория содержит понятия, относящиеся к структуре личности. Теории различаются не только по содержанию элементов структуры, но и по уровню их обобщенности и по сложности структурной организации. У Фрейда элементы структуры принадлежат к очень высокому уровню абстракции. Никто не может наблюдать такие элементы, как Оно (Id), Я (Ego) или Сверх-Я (Superego), или такие, как сознательное, предсознательное или бессознательное. Несколько менее абстрактными являются структурные элементы, используемые Роджерсом и Келли. Много неясностей остается в современных определениях рефлексивного Я (self), но из дефиниций, предложенных Роджерсом, следуют некоторые методы систематического исследования этого явления. Аналогичным образом, хотя определения конструктов еще нуждаются в дальнейшем уточнении, техника диагностики системы конструктов индивида уже имеется. Структурные элементы в теории Кэттэлла различаются по уровню абстракции: глубинные черты личности являются более обобщенными, чем поверхностные черты. На самом же низшем уровне абстракции находится основная структурная единица, используемая для описания поведения в теории научения, — реакция. Идет ли речь о простейшем рефлексе или о сложном поведении, реакция всегда проявляется вовне и доступна наблюдению. Это просто то, как человек себя ведет. В этом случае мы не переходим от конкретного действия к абстрактным структурным элементам. Действие само по себе является структурной единицей. Не будучи внутренним состоянием организма, доступным только косвенному наблюдению, реакция является частью поведения организма, открытого внешнему наблюдению. Социально-когнитивная теория начинала с похожего акцента на внешнюю поведенческую реакцию. Элементы личности были ясно определены, конкретны и измерялись объективными методами. Вариативность реакций связывалась со столь же четко определяемыми и измеряемыми вариациями окружающей среды. Однако с развитием интереса к когнитивной активности и к саморегулируемому поведению произошел сдвиг акцентов в сторону более абстрактных структурных единиц. Такие понятия, как цели, стандарты и суждения о самоэффективности, в целом, более абстрактны, чем понятие реакции. Более того, они требуют иных инструментов измерения, и это в конце концов выразилось в отстаивании социально-когнитивными теоретиками права на использование словесных отчетов. В то же время обращение этих исследователей к различным видам элементов не снизило их требований к научной строгости, объективности и измеряемости. Социально-когнитивные теории продолжают делать акцент на понятиях, которые ясны по своему значению и имеют свои определенные способы измерения. В равной степени это справедливо для психологов, 18-277 Таблица 15.1. Основные понятия различных теорий и подходов к личности Теоретик, теория или подход Структура Процесс Рост и РАЗВИТИЕ Патологи я Изменени е Конкретны й пример
Фрейд Оно (Id), Я (Ego), Сверх-Я (Superego); бессознательное, предсознательное, сознательное Я (self); идеальное Я Date: 2015-05-09; view: 517; Нарушение авторских прав |