Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс. В нашем изложении теорий личности были определены основные концеп­туальные подходы, касающиеся причин поведения





В нашем изложении теорий личности были определены основные концеп­туальные подходы, касающиеся причин поведения. Как показано в главе 1, многие теории мотивации делают упор на стремление индивида «редуцировать», т.е. уменьшить, или снять, напряжение. Побуждение к снятию напряжения отчет­ливо выделяется психоаналитической теорией и теорией научения, разрабо­танной Халлом (Hull).

По Фрейду, усилия индивида направляются на удовлетворение сексуаль­ных и агрессивных инстинктов и тем самым приводят к снижению напряже­ния, вызванного этими инстинктами. Согласно Халлу, а также Долларду и


Теория личности как ответ на вопросы «что?», «как?» и «почему?» 549

Миллеру, подкрепление связано с удовлетворением первичных и вторичных внутренних побуждений (драйвов) и тем самым со снижением напряжения, вызываемого этими драйвами.

В отличие от теорий мотивации, акцентирующих внимание на стремлении индивида к уменьшению, т.е. к снятию напряжения, теория Роджерса выражает мотивационную модель, согласно которой индивид часто, наоборот, стре­мится к напряжению. Роджерс считает, что индивиды стремятся к самоактуали­зации, они хотят расти и реализовывать свои внутренние потенциалы даже ценой увеличения напряжения. Однако Роджерс придает немалое значение и третьей мотивационной силе — согласованности. Особый вид согласованности, который акцентируется Роджерсом, — это конгруэнтность между Я-концепци­ей и опытом. Келли, который также придает значение согласованности, выде­ляет другие существенные переменные. По Келли, важно, чтобы были согласо­ваны между собой личные конструкты, чтобы прогноз событий, сделанный на основе одних конструктов, не отменял прогноза, сделанного на основе других конструктов. Важно также, чтобы прогнозы были согласованы с реальным опы­том, иными словами, чтобы события подтверждали систему конструктов и при­давали ей достоверность.

Хотя и теория оперантного научения, и социально-когнитивная теория подчеркивают роль подкрепления, однако они не говорят о снижении побуж­дений, как это делает теория «стимул—реакция» Халла. По Скиннеру, под­крепления воздействуют на вероятность появления реакции, но здесь не идет речь о внутреннем побуждении или о внутреннем напряжении.

В социально-когнитивной теории делается акцент на когнитивных процес­сах и развитии ожиданий. Подкрепление имеет решающее значение для испол­нения, но не для усвоения действий. Ожидания подкреплений и оценочные стандарты направляют и управляют поведением. Таким образом они обеспечи­вают мотивацию поведения. И наконец, информационно-процессуальные под­ходы говорят о том, что многие аспекты человеческой деятельности, приписы­ваемые мотивационным факторам, на самом деле легче понять как следствия конкретных когнитивных стратегий или эвристик.

Заметим, что эти мотивационные модели опровергают друг друга только в том случае, если мы предполагаем, что любое поведение строится по одним и тем же принципам мотивации. В случае со структурой нам не обязательно ду­мать, что у индивида есть только влечения, или только Я-концепция, или только личные конструкты. Точно так же и здесь: нам не обязательно считать, что индивид всегда снижает напряжение или всегда стремится к самоактуали­зации, или всегда ищет внутренней согласованности. Все три модели мотива­ции могут быть присущи поведению человека. Индивид может в какие-то мо­менты действовать по принципу снятия напряжения, в другое время занимать­ся актуализацией своего Я, а в третий момент добиваться когнитивной согласованности. Другая возможность состоит в том, что одномоментно дей­ствуют два вида мотивации, но они находятся в конфликте друг с другом. На­пример, индивид может захотеть освободиться от агрессивных побуждений, ударив кого-нибудь, но при этом он может симпатизировать человеку, о кото­ром идет речь, и воспринимать такое свое поведение как не свойственное соб-


550 Глава 15. Общий анализ теории, психодиагностики и исследований

ственному характеру. Третья возможность заключается в том, что два вида мо­тивации могут сочетаться, поддерживая друг друга. Так, занятия с кем-то лю­бовью могут снимать напряжение, вызванное сексуальными влечениями, вы­ражать или актуализировать Я и в то же время быть действием, согласующимся с Я-концепцией и с предсказаниями, полученными на основе системы конст­руктов. Если мы допускаем существование нескольких моделей процесса функ­ционирования личности, задачей психолога становится определение условий, при которых проявляются разные типы мотивации, и тех способов, которыми они могут объединяться, чтобы детерминировать поведение.







Date: 2015-05-09; view: 605; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию