Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Процесс. В нашем изложении теорий личности были определены основные концептуальные подходы, касающиеся причин поведения
В нашем изложении теорий личности были определены основные концептуальные подходы, касающиеся причин поведения. Как показано в главе 1, многие теории мотивации делают упор на стремление индивида «редуцировать», т.е. уменьшить, или снять, напряжение. Побуждение к снятию напряжения отчетливо выделяется психоаналитической теорией и теорией научения, разработанной Халлом (Hull). По Фрейду, усилия индивида направляются на удовлетворение сексуальных и агрессивных инстинктов и тем самым приводят к снижению напряжения, вызванного этими инстинктами. Согласно Халлу, а также Долларду и Теория личности как ответ на вопросы «что?», «как?» и «почему?» 549 Миллеру, подкрепление связано с удовлетворением первичных и вторичных внутренних побуждений (драйвов) и тем самым со снижением напряжения, вызываемого этими драйвами. В отличие от теорий мотивации, акцентирующих внимание на стремлении индивида к уменьшению, т.е. к снятию напряжения, теория Роджерса выражает мотивационную модель, согласно которой индивид часто, наоборот, стремится к напряжению. Роджерс считает, что индивиды стремятся к самоактуализации, они хотят расти и реализовывать свои внутренние потенциалы даже ценой увеличения напряжения. Однако Роджерс придает немалое значение и третьей мотивационной силе — согласованности. Особый вид согласованности, который акцентируется Роджерсом, — это конгруэнтность между Я-концепцией и опытом. Келли, который также придает значение согласованности, выделяет другие существенные переменные. По Келли, важно, чтобы были согласованы между собой личные конструкты, чтобы прогноз событий, сделанный на основе одних конструктов, не отменял прогноза, сделанного на основе других конструктов. Важно также, чтобы прогнозы были согласованы с реальным опытом, иными словами, чтобы события подтверждали систему конструктов и придавали ей достоверность. Хотя и теория оперантного научения, и социально-когнитивная теория подчеркивают роль подкрепления, однако они не говорят о снижении побуждений, как это делает теория «стимул—реакция» Халла. По Скиннеру, подкрепления воздействуют на вероятность появления реакции, но здесь не идет речь о внутреннем побуждении или о внутреннем напряжении. В социально-когнитивной теории делается акцент на когнитивных процессах и развитии ожиданий. Подкрепление имеет решающее значение для исполнения, но не для усвоения действий. Ожидания подкреплений и оценочные стандарты направляют и управляют поведением. Таким образом они обеспечивают мотивацию поведения. И наконец, информационно-процессуальные подходы говорят о том, что многие аспекты человеческой деятельности, приписываемые мотивационным факторам, на самом деле легче понять как следствия конкретных когнитивных стратегий или эвристик. Заметим, что эти мотивационные модели опровергают друг друга только в том случае, если мы предполагаем, что любое поведение строится по одним и тем же принципам мотивации. В случае со структурой нам не обязательно думать, что у индивида есть только влечения, или только Я-концепция, или только личные конструкты. Точно так же и здесь: нам не обязательно считать, что индивид всегда снижает напряжение или всегда стремится к самоактуализации, или всегда ищет внутренней согласованности. Все три модели мотивации могут быть присущи поведению человека. Индивид может в какие-то моменты действовать по принципу снятия напряжения, в другое время заниматься актуализацией своего Я, а в третий момент добиваться когнитивной согласованности. Другая возможность состоит в том, что одномоментно действуют два вида мотивации, но они находятся в конфликте друг с другом. Например, индивид может захотеть освободиться от агрессивных побуждений, ударив кого-нибудь, но при этом он может симпатизировать человеку, о котором идет речь, и воспринимать такое свое поведение как не свойственное соб- 550 Глава 15. Общий анализ теории, психодиагностики и исследований ственному характеру. Третья возможность заключается в том, что два вида мотивации могут сочетаться, поддерживая друг друга. Так, занятия с кем-то любовью могут снимать напряжение, вызванное сексуальными влечениями, выражать или актуализировать Я и в то же время быть действием, согласующимся с Я-концепцией и с предсказаниями, полученными на основе системы конструктов. Если мы допускаем существование нескольких моделей процесса функционирования личности, задачей психолога становится определение условий, при которых проявляются разные типы мотивации, и тех способов, которыми они могут объединяться, чтобы детерминировать поведение. Date: 2015-05-09; view: 605; Нарушение авторских прав |