Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Единство поведения и понятие Я
В человеческом организме, как во всякой живой системе, есть внутреннее стремление, тенденция к целостному функционированию и к уменьшению внутренней конфликтности. Теории личности различаются по тому, насколько важны для них структурирующие, объединяющие, системные, аспекты человеческого функционирования. Наибольший упор на единство поведения делают клинические теории Фрейда, Роджерса и Келли. Если не считать Оллпорта, то намного менее заметен этот акцент в теории черт и в теориях научения. Почему так получается? Без сомнения, причины этого сложны и разнообразны, но два момента мы можем рассмотреть. Первый момент — это то, что клинические теории основываются на наблюдениях за множеством поведенческих проявлений одного-единственного индивида. Теории Фрейда, Роджерса и Келли выросли из этих клинических наблюдений. Их усилия были направлены на понимание связей между мыслями, действиями и чувствами. Почти неиз- Некоторые проблемы, разделяющие теоретиков в области психологии 541 бежно они, основываясь на словесных сообщениях своих пациентов, натыкались на конфликт и угрозу целостности системы. Хотя клинические подходы, опирающиеся на теорию научения, тоже существуют и играют важную роль, однако в данном случае это они выросли из теории, а не теория выросла из них. Вторая причина различий в акцентировании целостности — это ориентация теорий черт и теорий научения на исследование конкретных переменных. За этим стоит убеждение, что поведение человека можно понять с помощью систематического изучения конкретных переменных или процессов. Стратегия состоит в том, чтобы изучать феномены систематически и строить теорию от простого к сложному. Конфигурация и целостная организация системы, согласно этим теориям, становятся важны, когда вы имеете достаточно ясную картину всех частей, образующих эту конфигурацию или организацию. Для выражения системных, комплексных аспектов функционирования личности традиционно использовалось понятие рефлексивного Я (self) или понятие Я (Ego) как одной из личностных инстанций. В психоаналитической теории понятие Я (Ego) выражает «руководящие», или интегративные, аспекты функционирования системы. Хотя иногда Я (Ego) подается психоаналитиками как некий человек, или некий гомункулус, внутри индивида («Я стремится снять конфликт»), на самом деле это понятие описывает определенные происходящие внутри человека процессы. И для Роджерса, и для Келли понятие рефлексивного Я (self), или Я-концепции, играет важную интегративную роль. По Роджерсу, человек стремится к самоактуализации и к тому, чтобы сделать Я-концепцию и опыт конгруэнтными друг другу. Для Келли конструкты, связанные с рефлексивным Я, и способ их организации играют решающую роль в функционировании человека. Акцент на рефлексивном Я как на организующем образовании наиболее ясно выражен, по всей видимости, в представлениях Оллпорта. Понятие Я, или проприум (proprium*), как он это называл, свидетельствовало о сложных, системных аспектах зрелой человеческой системы. В своих попытках избежать неясных, романтических и фантастических понятий многие строгие теоретики отказывались использовать понятие Я. В особенности критиковалось представление о Я как о гомункулусе, сидящем где-то внутри человека, который и управляет поведением. И все же, как мы уже видели, новейшие разработки стремящейся к строгости и четкости социально-когнитивной теории придают понятию Я очень большое значение. Правда, как мы видели, это несколько другое понятие Я, включающее стандарты для самопохвалы и для самокритики наряду с другими саморегулятивными функциями. И тем не менее это тоже Я-концепция. Представление человека о самоэффективности, или способности исполнить действие, необходимое для достижения определенного результата, является все более значимой частью теории Бандуры и включает когниции или убеждения в отношении себя. Это понятие теории Бандуры считается достаточно широким и интегративным, чтобы объяснить разнообразные эмпирические результаты. Таким образом, в данный момент социально-когнитивная теория также пришла к пониманию значения системных аспектов человеческой личное- От proprius (лат.) — собственный. {Примеч. науч. ред.) 542 Глава 15. Общий анализ теории, психодиагностики и исследований ти и роли Я-концепции в этой системе. И наконец, организующие и направляющие функции Я-схем четко артикулированы в когнитивно-информационном подходе к личности. Точно так же как любая сложная система может иметь управляющие элементы высокого порядка, так и Я можно рассматривать как образование, состоящее из схем и конструктов, которые организуют и интегрируют функционирование других частей системы. Примечательна, однако, перестановка акцентов, сдвиг центра тяжести на множественность, или на семейство Я, вместо прежней концепции единственного, всеобъемлющего Я. Хотя плодотворность и необходимость понятия Я по-прежнему оспариваются, теории личности постоянно тяготеют к нему. В той или иной форме понятие Я вошло в большинство теорий и указывает на важные способы, с помощью которых мы переживаем свои собственные состояния, на миллиарды способов, с помощью которых мы понимаем самих себя, и на системные аспекты нашего функционирования. Date: 2015-05-09; view: 629; Нарушение авторских прав |