Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможные Я и саморегуляторы





Взгляд на личность с точки зрения процесса переработки информации не­избежно приводит к исследованию множества Я, включая те Я, которые обла­дают мотивационными и эмоциональными качествами. Иначе говоря, некото-


Когнитивные процессы



рые Я-схемы могут обладать мотивационными свойствами. Вероятно, лучше всего это явление улавливается понятием возможные Я, предложенным Мар­кус (Markus & Nurius, 1986). Возможные Я представляют собой то, какими, как людям кажется, они могли бы стать, то, какими им хотелось бы стать, и то, какими они боятся стать. В этом смысле возможные Я служат не только для организации информации, но и оказывают мощное мотивационное воздей­ствие, подталкивая нас к тому, чтобы стать такими, какими нам хотелось бы себя видеть, и отвращая от пути, на котором мы могли бы стать такими, каки­ми боимся себя видеть (Markus & Ruvolo, 1989).

В этом плане возможные Я помогают нам понять, почему люди испытывают трудности с самоконтролем или с силой воли. Согласно Маркус, мы способны осуществить свои намерения, если желанный результат переживается как реле­вантный нашему Я, т.е. как одно из наших возможных Я. Вместе с тем мы блокированы, лишены возможности реализовать свои намерения, если конеч­ный результат не воспринимается как одно из возможных Я. Так, например, при стремлении соблюдать диету должно иметь место пересечение между «диет-концепцией» и возможной Я-концепцией; последняя представлена, в частно­сти, эмоционально окрашенными когнициями «#чувствую, что мой вес умень­шился» и «Я отказываюсь от одежды, которая стала велика»: «Если предвосхи­щение удовлетворения от того, что носишь одежду на два размера меньше, воплощается в более интенсивные когнитивные, аффективные и соматические самоощущения, чем предвосхищение немедленного удовлетворения от поеда­ния вкусных лакомств, то вы легко можете выдать себе мандат воздержаться от еды еще на час» (Cross & Markus, 1990, p. 729).

Еще один пример — это предложенное Хиггинсом (Higgins, 1987, 1990) понятие саморегуляторов. Саморегуляторы представляют собой стандарты, ко­торым индивиды должны соответствовать. Они складываются в результате ран­него опыта социального научения, которое связано с эмоциональными пере­живаниями ребенка по поводу своего соответствия или несоответствия стан­дартам. Подобно другим Я-схемам, саморегуляторы организуют информацию. Но кроме того, саморегуляторы играют важную роль в эмоциях и мотивации. Как мы отмечали в главе 6, особенно важными являются саморегуляторы, при­надлежащие к категориям идеального Я и должного Я. Идеальное Я представляет собой качества, которыми в идеале мы хотели бы обладать, должное Я — качества, которыми, по нашему ощущению, нам следовало бы обладать. Со­гласно теории Я-рассогласований Хиггинса, мы стремимся уменьшить разрыв между тем, какими мы в действительности видим себя, и тем, какими мы хотели бы быть в идеале, а также между тем, какими в действительности видим себя, и тем, какими мы должны быть. Невозможность соответствовать каждому из этих двух видов саморегуляторов влечет за собой разные последствия. Невоз­можность уменьшить расхождение реального—идеального сочетается с печалью и разочарованием, тогда как невозможность уничтожить разрыв реального—долж­ного приводит к чувству вины и тревоги. Существование подобных расхождений, по-видимому, снижает также эффективность функционирования наших иммун­ных систем в борьбе с болезнями (Strauman, Lemieux & Сое, 1993).


508 Глава 14. Когнитивно-информационные подходы к личности

Резюме

Итак, с информационно-процессуальной точки зрения, мы можем изучить, как информация перерабатывается, а также каково содержание информации. И мы мо­жем теперь объединить как мотивационные, так и немотивационные понятия, чтобы объяснить, почему информация перерабатывается именно таким образом, а не иначе. Другими словами, мы рассматриваем подход, который можно назвать как динамичес­ким, так и структурным. Например, с когнитивной точки зрения Я рассматривается как важная когнитивная структура, которая влияет на кодирование, организацию и за­поминание огромного объема информации. Взгляд на Я как на когнитивную катего­рию позволяет нам изучать его теми же методами, что и другие когнитивные катего­рии, и понимать, как оно функционирует, в терминах когнитивных процессов — терми­нах, которые мы применяем и к другим когнитивным категориям. Я — важная концептуальная категория, но это не какой-то гомункулус, живущий у нас внутри, или контролирующий нас агент.

Кроме того, отличительная особенность Я — это то, что связанные с Я схемы обычно занимают главное место в организации личностных когнитивных систем и игра­ют существенную роль в эмоциях и мотивации. Я-схемы могут представлять собой цели, которых надо достичь, и могут побуждать нас действовать с целью верификации Я и самовозвеличивания. Хотя здесь есть много сходного с другими понятиями Я, о которых шла речь в этой книге, и, возможно, больше всего это напоминает идею Келли о связанных с Я конструктах, информационно-процессуальная модель имеет свои от­личительные черты. И самая отличительная черта — это влияние Я-схем на кодирова­ние и воспроизведение (память) информации, а также на развертывание событий в различных контекстах.







Date: 2015-05-09; view: 527; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию