Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивированные когнитивные процессы





А сейчас мы обратимся к когнитивным процессам, находящимся под силь­ным влиянием мотивационных факторов, и они принципиально отличаются от когнитивных процессов, проанализированных выше. Мы рассмотрим, как мо­тивация влияет на переработку информации и как определенные категории и схемы сами обладают мотивационными свойствами. Если говорить конкретнее, мы рассмотрим, как Я-схемы мотивируют человека обрабатывать информацию определенным образом и как Я-схемы могут сами представлять собой мотивы или цели деятельности. Как уже отмечалось, этот акцент на мотивирующие свойства когнитивных схем сравнительно недавно стал одним из компонентов информационно-процессуальной модели (Banaji & Prentice, 1994; Kunda, 1990).

Верификация Я и самовозвеличивание

Два мотива, связанных с Я, были выделены психологами когнитивного направления — мотив верификации (самоподтверждения) и мотив возвеличи­вания Я. Ранее мы отмечали, что Я-схемы действуют в рамках тенденциознос­ти, направленной на самоподтверждение. Предполагалось также, что это есть следствие самой природы процесса функционирования схем. А можно ли най­ти и мотивационное обоснование этого феномена? Суонн (Swarm, 1991, 1992) отвечает утвердительно. По его мнению, люди настойчиво стремятся получить от других свидетельства, подтверждающие их Я-схемы, и представляют себя другим таким образом, чтобы породить эти свидетельства. Причина, по Суон-ну, заключается в том, что у людей есть потребность во внутренней согласо­ванности и предсказуемости событий. Самоподтверждение позволяет нам обес­печить некоторую степень предсказуемости и управляемости, что невозмож­но, если такие события, как, например, обратная связь от других людей, разрушают наши Я-схемы. Это может показаться очевидным, но у идеи Суон-на есть и неочевидное следствие: он предполагает, что люди стремятся к само­подтверждению даже тогда, когда их Я-схемы являются негативными. То есть человек, имеющий негативную Я-схему, будет искать информацию и обрат­ную связь от окружающих, которые подтвердят его негативную Я-схему, и сам он в каком-то смысле становится своим злейшим врагом. В соответствии с этой гипотезой, Суонн демонстрирует, что люди тяготеют к тем, кто видит их та-


506 Глава 14. Когнитивно-информационные подходы к личности

кими, какими они видят самих себя. Таким образом, не только люди, имею­щие позитивную Я-концепцию, более склонны вступать в брак с теми, кто о них высокого мнения, чем с теми, кто о них думает плохо, но и люди, имею­щие негативную Я-концепцию, скорее склонны образовывать пару с теми, кто о них думает плохо, чем с теми, кто думает о них хорошо (Swann, De La Ronde & Hixon, 1992). Один комик (Groucho Marx) сказал: «Я никогда не вступил бы в клуб, членом которого я состоял бы».

Однако есть доказательства и в пользу наличия у человека склонности видеть себя в позитивном свете, т.е. наличия мотива самовозвеличивания, или мотива высокой самооценки (Tesser et al., 1989). Следуя мотиву самовозвеличивания, мы стремимся создать и сохранить позитивный Я-образ. Мы предпочитаем положи­тельную обратную связь отрицательной. Не будучи обязательно нарциссами (см. гла­ву 4), мы тем не менее переоцениваем наши позитивные качества и недооценива­ем негативные. Более того, мы благоприятно оцениваем себя, стараясь сравнивать с теми, кто ниже нас, и пытаемся ставить себя в один ряд с теми, кто, по нашему впечатлению, обладает желательными характеристиками (Wood, 1989).

Что же происходит, когда эти два мотива вступают в конфликт между со­бой? Если они столкнутся, то предпочтем ли мы точную обратную связь, неже­лательную («низкую») истину или же «нас возвышающий обман» (свои фанта­зии)? Предпочтем ли мы знать, кто мы есть на самом деле, или же увидеть себя такими, какими нам хотелось бы быть (Strube, 1990; Swann, 1991)? Другими словами, что происходит, когда наша познавательная потребность в согласо­ванности или верификации своего Я сталкивается с нашей страстной жаждой самовозвеличивания, т.е. возникает то, что Суонн назвал когнитивно-аффек­тивным перекрестным огнем (Swann et al., 1987, 1989)?

Окончательного ответа на этот вопрос у нас в руках нет. Тем не менее фак­ты, которыми мы располагаем на сегодняшний день, позволяют предполо­жить, что люди, как правило, предпочитают получать позитивную информа­цию о себе, но если у них имеется негативное представление о себе, то и информацию они предпочитают получать негативную. В одном ряду с этими фактами находятся данные о том, что жизненные события, несогласующиеся с Я-концепцией, могут вызывать физические заболевания, даже если эти собы­тия позитивные (Brown & McGill, 1989). Другими словами, позитивные жиз­ненные события могут быть вредны для здоровья, если они противоречат нега­тивной Я-концепции и разрушают негативную идентичность личности. В то же время существуют и индивидуальные различия на этот счет, и кроме того, мы можем больше ориентироваться на возвышение себя в одних типах взаимоот­ношений и предпочитать самоверификацию в других типах взаимоотношений. Например, есть факты, что возвышение себя более важно на ранних стадиях отношений, но по мере того как отношения становятся более близкими, растет потребность в самоверификации (Swann, De La Ronde & Hixon, 1994).

Date: 2015-05-09; view: 590; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию