Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тренинг вакцинации против стресса





Хотя Лазарус не разрабатывал процедур снятия стресса, Дон Мейхенбаум (Don Meichenbaum,1995) создал то, что получило название тренинга вакцина­ции против стресса, — процедуру, основанную на когнитивном представлении о стрессе. В соответствии с идеями Лазаруса Мейхенбаум предполагает, что стресс надо рассматривать в когнитивных терминах, т.е. стресс включает ког­нитивные оценки, и у индивидов в состоянии стресса часто возникают само­разрушительные и мешающие мысли. Кроме того, такие саморазрушительные когниции и соответствующие действия содержат встроенную в них компонен-


Клинические приложения



ту самоподтверждения (например, люди стимулируют окружающих обращать­ся с ними сверхбережно и заботливо). И наконец, события воспринимаются и припоминаются таким образом, чтобы соответствовать негативному настрою человека. Процедура вакцинации против стресса, которую разработал Мей-хенбаум, предназначена для того, чтобы помочь индивидам лучше справляться со стрессом, и является аналогом медицинской вакцинации против сомати­ческих болезней.

Тренинг вакцинации начинается с обучения клиентов пониманию когни­тивной природы стресса, после чего идет обучение процедурам совладания со стрессом и изменения ошибочных когниций и, наконец, проводится обучение применению этих процедур к реальным ситуациям.

На этапе разъяснения когнитивной природы стресса задача состоит в том, чтобы клиент осознал такие негативные, стрессогенные, автоматически воз­никающие мысли, как «Тут трудно что-либо предпринять» и «Я ничего не могу поделать ни со своими мыслями, ни с ситуацией». Важный момент здесь заклю­чается в том, что человек может не осознавать, что у него автоматически появ­ляются такие мысли, и поэтому его необходимо научить осознавать эти мысли и их возможные негативные последствия. На этапе обучения процедурам совла-дания со стрессом и коррекции ошибочных когниций клиенты осваивают тех­нику расслабления как действенный навык борьбы со стрессом, а также когни­тивные стратегии, например стратегию реструктурирования проблем, чтобы они выглядели более управляемыми.

Кроме того, клиентов обучают стратегиям решения проблем, например, тому, как определить проблему, выработать возможные альтернативные спосо­бы действия, оценить все за и против по каждому предлагаемому решению и провести в жизнь наиболее практичное и желательное решение. Клиентов также обучают и тому, как использовать самоубеждение, способствующее овладению ситуацией, применяя, например, такие фразы: «Я могу сделать это», «Поти­хоньку, шаг за шагом», «Сконцентрируйся на настоящем: что именно я должен сделать?», «Я могу быть доволен тем, что мне удалось сделать» и «Не оставляй стараний; не жди совершенства и немедленного успеха». И наконец, с помо­щью воображаемого проигрывания и практических упражнений в реальном мире клиенты учатся использовать все эти процедуры так, чтобы им было удобно. При проигрывании воображаемых ситуаций клиент представляет различные стрессовые ситуации и то, как он может использовать в них позволяющие овла­деть ситуацией стратегии и способы действий. Практические упражнения вклю­чают как ролевые игры и моделирование с участием психотерапевта, так и реальные действия в реальных ситуациях.

Процедура тренинга вакцинации против стресса действенна, четко струк­турирована, сфокусирована на задачу и не занимает много времени. Ее с успе­хом применяли на больных, чтобы подготовить их к предстоящей операции, на спортсменах, чтобы помочь справиться со стрессом конкурентной борьбы, на жертвах изнасилования, чтобы помочь им пережить травму, причиненную на­силием, и в трудовых условиях, чтобы обучить работников более эффективным стратегиям владения ситуацией и помочь команде начальников и подчиненных найти наилучшие варианты организационных изменений.


512 Глава 14. Когнитивно-информационные подходы к личности







Date: 2015-05-09; view: 732; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию