Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рационально-эмотивная терапия, предложенная Эллисом
Альберт Эллис (Albert Ellis), бывший психоаналитик, создал терапевтическую систему изменения личности, известную как рационально-эмотивная терапия (РЭТ). Согласно его теории, причины психологических расстройств — это иррациональные убеждения или обращенные к себе иррациональные высказывания: что я должен что-то делать, что я вынужден чувствовать именно так, что мне следует быть именно таким человеком, что я не могу ничего поделать со своими чувствами или с ситуациями, которые возникают в моей жизни. О каких неадаптивных когнициях идет речь? Их приблизительно столько же видов, сколько и самих когнитивных процессов. Рассмотрим следующие возможные варианты. Иррациональные убеждения: «Если случается что-то хорошее — значит плохое уже на подходе». «Если я явно выражу свои желания, люди отвернутся от меня». Ошибочное рассуждение: «В этой попытке я потерпел неудачу, значит, я не компетентен». «Они не реагируют так, как я их просил, значит, они, наверное, не очень-то высокого мнения обо мне». Дисфункциональные ожидания: «Если что-то плохое может случиться, то оно случится». «Катастрофа ожидает меня прямо за углом». Негативные представления о самом себе: «Я всегда чувствую, что другие лучше меня». «Чтобы я ни делал, никогда не получается так, как надо». Неадаптивные атрибуции: «Я плохо отвечаю на тесты, потому что я нервный». «Если я выиграю, значит, мне повезло, если проиграю, значит, я сам виноват». Искажения памяти: «Жизнь у меня сейчас ужасная, и всегда так было». «Я никогда ни в чем не добивался успеха». Неадаптивное внимание: «Все, о чем я могу сейчас думать, — это то, как ужасно будет, если я провалюсь». «Лучше не думать об этих вещах, все равно ничего нельзя сделать». Саморазрушительные стратегии: «Лучше я себя поругаю, прежде чем это сделают другие». «Я отвернусь от людей прежде, чем они отвернутся от меня, и посмотрю, любят ли они еще меня». Очевидно, между перечисленными видами неадаптивных когниций есть пересечения. Часто значимые неадаптивные когниций имеют не один, а несколько изъянов. Тем не менее эта типология дает хорошее представление о тех когнициях, которые создают эмоциональные проблемы и затруднительные для Клинические приложения человека ситуации. С помощью логики, аргументации, убеждения, насмешки, юмора делаются попытки изменить иррациональные убеждения, вызывающие эти затруднения. Хотя сторонники поведенческой терапии долго пренебрегали идеями Эллиса, обращая внимание только на внешние физические действия, однако в последнее время с развитием когнитивной терапии идеи Эллиса вызывают все больший интерес (Dobson & Shaw, 1995; Meichenbaum, 1995). Date: 2015-05-09; view: 528; Нарушение авторских прав |