Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Последствия причинных атрибуций
Как сказываются разные атрибуции на успешности деятельности, можно продемонстрировать на примере изучения первокурсников колледжа (Wilson & Linville, 1985). В этом исследовании те первокурсники, у которых оценки были ниже медианы и которые говорили, что беспокоятся о своей академической успеваемости, были разделены на две группы. Студенты одной группы получали информацию о том, что причины их плохой успеваемости являются непостоянными. Эта информация содержала и статистические данные, показывающие, что оценки обычно улучшаются после первого года обучения, и видеозаписи интервью со старшекурсниками, которые сообщали, что, несмотря на плохие оценки на первом курсе, впоследствии они смогли улучшить свою успеваемость. Студентам из второй группы была дана информация, не имевшая отношения к улучшению успеваемости, и показаны видеозаписи интервью, в которых учебные оценки вообще не упоминались. Проверяемая гипотеза заключалась в том, что приписывание плохих оценок успеваемости временным, непостоянным причинам снизит тревогу по поводу академической успеваемости и улучшит ожидания относительно будущих оценок, что, в свою очередь, приведет к улучшению текущей учебной успеваемости. Действительно, было обнаружено, что студенты первой группы (атрибуция временным причинам) в большей степени улучшили свои текущие оценки, чем студенты второй (конт- 502 Глава 14. Когнитивно-информационные подходы к личности рольной) группы. Кроме того, в следующем семестре из первой группы ушло из колледжа меньше студентов (в процентном отношении), чем из второй группы. Таким образом, авторы исследования пришли к выводу, что, показывая первокурсникам, что причины низких оценок носят временный характер, можно значительно повысить академическую успеваемость. В литературе предлагались и другие параметры причинных объяснений, но главное состоит в том, что каузальные атрибуции существуют и что такие атрибуции имеют важные психологические последствия. Например, каузальные атрибуции имеют важное значение для мотивации. Более вероятно, что человек будет стараться довести дело до конца в том случае, если он считает, что оно зависит от его усилий, чем если бы он считал, что успех или неудача — это полностью дело случая. И точно так же люди будут вести себя по-разному в зависимости от того, верят ли они, что здоровье (или болезнь) объясняется внутренними причинами, или же они верят, что оно объясняется внешними причинами («Я болезненный человек» или же «Этот грипп все-таки меня поймал»), и в зависимости от того, верят ли они в эффективность заботы о себе («Здоровый образ жизни предупреждает болезнь» или же «Мало что может спасти от болезни») (Lau, 1982). Причинные атрибуции являются также важным аспектом стереотипов. Например, успехи мужчин и неудачи женщин атрибутируются способностям, в то время как неудачи мужчин и успехи женщин чаще приписываются усилиям или везению (Deaux, 1976). Различия в каузальной атрибуции сказываются и на эмоциях. Как отмечалось в связи с приобретенной беспомощностью, депрессия считается результатом атрибуции внутренним (интернальным), стабильным и глобальным причинам. Другие примеры эмоциональных последствий причинных атрибуций — это гордость как следствие успеха, атрибутированного способностям, и вина как следствие неудачи, причины которой человек приписывает усилиям (точнее, недостаточности усилий) (Weiner, 1990). И наконец, каузальные атрибуции имеют важные последствия для моральных суждений. Например, мы принимаем наказания как должное в той степени, в какой ответственным за неудачу мы считаем недостаток наших стараний, но этого не происходит, если мы относим неудачу на счет плохих способностей. В той степени, в какой мы считаем, что чья-то «болезнь» — это результат обстоятельств, не зависящих от человека, мы воспринимаем ее как недуг и проявляем сочувствие, в то же время, если мы считаем, что болезнь развилась по причинам, которыми можно было управлять, мы усматриваем в ней грех и реагируем моральным осуждением и негодованием (Weiner, 1993, 1996). Иллюстрацией могут служить различные взгляды на причины алкоголизма, наркотической зависимости и СПИДа. Итак, показано, что атрибуции могут порождать многие из наших эмоций, мотиваций и действий. Date: 2015-05-09; view: 577; Нарушение авторских прав |