Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Категории для описания людей
Когда нас просят описать людей, которых мы хорошо знаем, какие термины мы используем? Подумав о друзьях, мы обнаружим, что подбираем особые слова для их описания и что иногда мы группируем людей по типам; мы говорим, что друг обладает такими-то характеристиками или он относится к такому-то типу людей. Встречаясь с незнакомыми людьми, мы также проявляем чувствительность к их определенным характеристикам и описываем их в определенных терминах. В одних случаях эти воспринимаемые нами характеристики более или менее нейтральны, в других — они имеют сильную ценностную нагрузку. Так, например, можно описать кого-то в терминах физических свойств (высокий, румяный, угловатый), которые могут и не выражать ценностных предпочтений, либо в терминах черт личности (честный, добрый, враждебный), как правило, в значительной степени ценностно окрашенных. X СО V I ■он» О Таблица 14.1. Примеры категорий, описывающих ситуации, свойственные Дженнифер Категории ситуаций Примеры ситуаций Черты ситуаций Чувства Действи я
Домашние-взрывоопасные Школа, работа — давление, побуждающее к работе С друзьями или в одиночестве Неопределенные Мать дуется на меня. Честно предупреждаю родителей об уходе из дома. Мать отказывается от подарка. Кто-то еще приходит домой расстроенный. Должна участвовать в работе класса. Должна действовать на работе. Неправильно выполняю работу в незнакомом месте. С друзьями — без проблем. С друзьями — проблемы. Одна. Приехала домой из Филадельфии. В толпе. Еду в автобусе на занятия. Хочу уйти из дома и уехать в Филадельфию. В незнакомом месте. Эмоциональные, сердитые, взрывоопасные, возбуждающие Требующие, угрожающие, давящие, неловкие, бросающие вызов, вызывающие стыд, равнодушные Эмоциональные, деликатные, дружелюбные, великодушные Двойственные, неопределенные, равнодушные, игнорирующие Гнев, внешнее давление, вовлеченность, незащищенность, безрадостность Внимание к себе, ощущение вызова, ранимость, неловкость, ощущение давления, тревога Заботливость, обеспокоенность, комфорт, меланхолия, печаль Подавливаемые чувства, меланхолия, печаль, одиночество, фрустрирован-ность, смущение Сенситивные, обеспокоенные, заботливые, смущенные, сдержанные, не навязчивые (не компульсивные) Осознаваемые, контролиру Сосредоточенные на чем-то, отчужденные, спокойные, осознанные, контролируемые, хладнокровные, интровертированные Источник: Pervin, 1976. © 1976, Американская психологическая ассоциация. Печатается с разрешения. 496 Глава 14. Когнитивно-информационные подходы к личности Люди различаются терминами, которые они используют для описания окружающих, и способами организации этих терминов, но все стремятся как-то упорядочить информацию о других людях. Учитывая многообразие людей, с которыми приходится сталкиваться, и многообразие их поведения в разных ситуациях, такое упорядочивание информации оказывается совершенно необходимым, если мы хотим придать какой-то смысл и стабильность миру, с которым сталкиваемся. В главе 8, посвященной пятифакторной модели личностных черт, мы рассматривали, какими могут быть обобщенные категории людей — интроверты и экстраверты {Экстраверсия), невротики и эмоционально стабильные люди (Невротизм), ответственные и безответственные люди {Сознательность) и т.д. А рассказывая об иерархической организации черт личности (глава 7), мы рассматривали то, какие субкатегории черт личности может иметь каждая из этих категорий, а затем и то, какие конкретные реакции образуют нижележащий уровень иерархии. Все эти разноуровневые категории представляют собой как бы общие знаменатели, характерные для категориальных систем огромного числа людей, но индивиды очень сильно различаются по тем категориям, которые они используют: по содержанию этих категорий и по сложности их организации. Между прочим, это как раз то, что пытался показать Келли в своей теории личных конструктов (глава 10). Иными словами, в то время как теория черт личности открывает общие категории, применяемые для описания людей, и характеристики, используемые для конкретизации этих категорий, теория личных конструктов пытается открыть индивидуализированные способы категоризации людей. Я (self) и Я-схема. В предыдущих главах этой книги подчеркивалась важность понятия Я для личности. В то же время надо признать, что не все теории придают этому понятию серьезное значение и были времена, когда понятие Я вообще было в опале. В начале когнитивной революции этому понятию не уделялось должного внимания, непросто было вписать его в компьютерную модель. Затем Маркус (Markus, 1977) сделала шаг, который подтолкнул многих начать исследования в этом направлении. Маркус предположила, что Я — это понятие, или категория, подобная другим понятиям, или категориям, и что люди формируют когнитивные структуры, отражающие их Я точно так же, как они это делают в отношении других явлений. Подобные когнитивные структуры назвали Я-схемами. Например, один человек может иметь Я-схему зависимости—независимости, которой другой человек не обладает, или Я-схему вины—невиновности, которой нет у других. Как отмечалось в главе 5, некоторые индивиды могут считать какие-то стороны своего Я мягкими, податливыми, тогда как другим людям они кажутся жестко фиксированными (Dweck, Chiu & Hong, 1995), а для третьих может вообще не существовать Я-схемы, соответствующей категориям податливость—жесткая фиксирован-ность (т.е. они асхематичны (лишены схемы) в отношении данного понятия). Я-схемы в соответствии с когнитивным представлением о Я — это когнитивные обобщения в отношении себя, сделанные на основе прошлого опыта, которые упорядочивают и направляют процесс переработки информации, так или иначе связанной с Я. Понятия или параметры, которые мы используем для определения самих себя (например, умный—неумный, общительный—интро- Когнитивные структуры вертированный, напористый—ненапористый, храбрый—трусливый), — все это Я-схемы. Как и от других схем и понятий, так и от Я-схемы зависит, будет ли человек обращать внимание на некоторую информацию, как она будет структурироваться и насколько легко будет запоминаться. Например, индивид с Я-схемой независимости ведет себя отлично от того индивида, который обладает Я-схемой зависимости, и оба они отличаются от индивидов, Я-схемы которых вообще не связаны ни с зависимостью, ни с независимостью. Маркус действительно продемонстрировала, что люди со специфической Я-схемой, такой, как зависимость или независимость, с легкостью перерабатывают релевантную информацию, извлекают из памяти соответствующие факты поведения и сопротивляются фактам, противоречащим их Я-схемам. Другими словами, как только мы создали способы думать о самих себе (наши Я-схемы), так у этих схем появляется сильное стремление к самосохранению — через избирательное внимание, избирательное запоминание и через склонность к избирательному согласию с тем, что говорят о нас окружающие. Другими словами, можно говорить о наличии влияния Я-схемы и, более того, о наличии тенденциозности, направленной на подтверждение собственного представления о себе. Недавнее исследование показывает, что Я-схема имеет отношение не только к процессу переработки информации, но и к действию, в данном случае — к сексуальному поведению и романтическим отношениям. В этом эксперименте исследователи проверяли гипотезу о том, что женщины, имеющие различные сексуальные Я-схемы, будут перерабатывать межличностную информацию по-разному и по-разному будут вести себя в сексуальных и романтических отношениях (Andersen & Cyranowski, 1994). Женщин просили оценить себя по списку из 50 прилагательных, 26 из которых (например, раскованная, любящая, романтическая, страстная, непосредственная) служили для формирования Шкалы Я-схемы сексуальности. Так как соответствующие прилагательные были как бы упрятаны в длинном списке, испытуемые не подозревали о существовании специальной шкалы, считая, что на самом деле перед ними стоит задача оценить себя по всем 50 пунктам. Женщин также просили ответить на вопросник, предназначенный для того, чтобы выявить наличие сексуального опыта и романтических отношений. Было четко обнаружено, что женщины, имеющие высокие значения по Шкале Я-схемы сексуальности, особенно те, у которых были позитивные Я-схемы сексуальности, проявляли большую сексуальную активность, переживали большее сексуальное возбуждение и получали большее сексуальное наслаждение, а кроме того, были более способны включаться в романтические любовные отношения по сравнению с женщинами, получившими низкие оценки по данной шкале. Авторы пришли к заключению, что схемы сексуальности, определяемые как когнитивные обобщения сексуальных аспектов своего Я, значимо коррелируют с сексуальными эмоциями и поведением. Делая акцент на понятие Я, информационно-процессуальные подходы имеют в виду множество Я-схем, а не одну-единственную Я-схему, и основу для множества Я-категорий, а не для одной-единственной Я-категории. Другими словами, здесь мы имеем дело с тем, что названо семейством Я, а не с единственным Я (Cantor & Kihlstrom, 1987). В соответствии с этой точкой зрения, каждый из нас 498 Глава 14. Когнитивно-информационные подходы к личности АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОЧНИКИ ВЫСОКОЙ САМООЦЕНКИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН: КАК РАБОТАЮТ Я-СХЕМЫ? Различаются ли мужчины и женщины по своим Я-схемам? Джозефе, Маркус и Тафароди (Josephs, Mar-kus & Tafarodi, 1992) думают, что да. Их работа проливает свет на природу тендерных различий в Я-концепции, а также иллюстрирует, как работают Я-схемы — как они организуют и направляют процесс обработки информации, касающейся Я. Основная идея этого исследования заключается в том, что культура обеспечивает нас нормами подобающего (т.е. считающегося правильным) для представителей того или иного пола поведения и мужчины и женщины усваивают и представляют эти нормы в своих Я-схемах гендерно-подобающего поведения. Каково содержание таких схем? Широкий обзор литературы позволил предположить, что одним из важных компонентов этих схем оказывается то, в какой мере мужчины и женщины считают себя разделенными или, наоборот, связанными с другими людьми. Мужчины скорее всего будут иметь «индивидуалистские», «независимые» и «автономные» схемы самих себя, а других индивидов они будут представлять не как часть себя, а как отдельных и отличных от своего Я. Женщины, напротив, скорее будут иметь «коллективистские», «соединенные» и «связанные с другими» схемы самих себя, и отношения с другими они будут воспринимать как базовые элементы своего Я. Джозефе и его соавторы далее высказали гипотезу, согласно которой наше самоощущение должно зависеть от того, насколько успешно мы соответствуем своим схемам гендер-но-подобающего поведения. Так, для мужчин мысль о себе как о независимом и уникальном должна вести к высокой самооценке; для женщин, наоборот, к высокой самооценке должна вести мысль о себе как о связанной с другими. Чтобы проверить эту идею, Джозефе и его соавторы провели три исследования. В исследовании № 1 испытуемых просили указать процент людей, которые имеют такие же, как и они, способности и умения. Как и ожидалось, мужчины, имеющие высокую самооценку, по сравнению с мужчинами, имеющими низкую самооценку, и по сравнению со всеми женщинами в целом чаще воспринимали себя как людей, которые обладают значительно более высокими, чем у других, способностями. Исследование № 2 опиралось на идею, что чем лучше у кого-то память на особые виды информации, тем важнее эти виды информация для его Я-схемы. Испытуемых обучали «кодировать», или ассоциировать, слова или с самими собой, или с другими людьми, важными для испытуемых. Как и предполагалось, женщины, имеющие высокую самооценку, по сравнению с женщинами, имеющими низкую самооценку, Когнитивные структуры
и по сравнению с мужчинами в целом имели лучшую память на слова, которые они закодировали через ассоциации с другими людьми. Эти результаты соответствуют исходной гипотезе: предположительно, женщины, высоко ценящие себя, имеют лучшую память на слова, относящиеся к другим людям, потому что отношения с другими важны, или Я-релевантны, для них. И наконец, в исследовании № 3 изучались реакции на угрожающую информацию о Я. Испытуемые заполняли якобы личностный тест и затем получали придуманную экспериментатором обратную связь о своих а) индивидуальных достижениях и б) о достижениях в межличностных отношениях. Как и ожидалось, когда мужчины, имеющие высокую самооценку, получили негативный результат тестирования своих индивидуальных достижений, они компенсировали эту угрозу своей самооценке, заявляя, что улучшат свой результат в следующем тесте. Подобным же образом, когда женщины, имеющие высокую самооценку, получили негативные результаты тестирования навыков межлич- ностного общения, они компенсировали эту угрозу своей самооценке, прогнозируя улучшение в следующий раз. Эти факты показывают, что и мужчины, и женщины чувствуют угрозу свой самооценке, когда они не могут соответствовать своим Я-схемам. Но содержание этих схем различается: независимость и индивидуальные достижения являются более важными для мужчин, а связи с другими и взаимозависимость являются более значимыми для женщин. Сведенные вместе, результаты этих трех исследований демонстрируют, что тендерные нормы влияют на то, как у нас формируется самооценка. Исследования также показывают, как Я-схемы определяют способы обработки информации: как мы сравниваем себя с другими (эксперимент № 1), какую информацию мы запоминаем (эксперимент № 2) и как мы компенсируем угрожающую информацию (эксперимент № 3). Это все важные когнитивные процессы, в которых наши Я-схемы играют решающую роль. Источник: Josephs, Markus & Tafarodi, 1992. бывает очень разным, пребывает во множестве мест, встречается со многими людьми. И поэтому у нас есть много зависящих от контекста Я-концепций, каждая из которых имеет свой набор характеристик. Некоторые характеристики этих контекстуальных Я будут пересекаться между собой, а другие будут различаться. Возвращаясь к табл. 14.1, мы увидим, что у Дженнифер есть Домашнее Я, Школьно-производственное Я, Я с друзьями и Неопределенное Я. С каждым контекстуальным Я связана группа ситуаций, чувств и действий. Ее различные Я содержат несколько пересекающихся характеристик, а также несколько различающихся. Возможно, если перейти на более высокий уровень обобщения, то мы обнаружим Хорошее Я (Good Self) и Плохое Я (Bad Self), причем первое характеризуется ситуациями, в которых она озабочена делами друзей, а последнее — ситуациями, в которых она хладнокровна и обособлена. Таким образом, каждый из нас располагает семейством Я, содержание и организация которых 500 Глава 14. Когнитивно-информационные подходы к личности уникальны. Внутри этого семейства Я может быть прототипическое Я, т.е. Я-концепция, о которой мы говорим: «Это то, что Я есть на самом деле». И внутри этого семейства Я могут быть и туманные, неясные Я, или те части нас, в отношении которых мы не уверены, как они соотносятся с другими Я. Короче говоря, информационно-процессуальный подход предполагает, что Я можно рассматривать и подвергать эмпирическому исследованию так же, как и все остальные категории, отдавая дань его особой потенциальной значимости в функционировании человека. В этом смысле данная позиция похожа на предположение Келли о том, что если на Я смотреть как на конструкт, то оно оказывается частью системы конструктов человека. Однако, обращаясь с Я как со схемой в рамках информационно-процессуального подхода, сторонники когнитивной психологии личности получают возможность сопоставлять свои исследования с другими исследованиями, выполненными в других областях когнитивной психологии. Это дало и продолжает давать важный материал для дальнейшего продвижения в психологии личности (Banaji & Prentice, 1994). Date: 2015-05-09; view: 961; Нарушение авторских прав |