Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура. В теории Келли ключевое структурное понятие, описывающее человека как ученого, — это понятие конструкта
В теории Келли ключевое структурное понятие, описывающее человека как ученого, — это понятие конструкта. Конструкт — это способ конструирования, или интерпретации, мира. Это понятие, которое использует индивид, чтобы разнести события по категориям и наметить курс поведения. По Келли, человек предвосхищает события, наблюдая за их паттернами и повторами. Человек переживает события, интерпретирует их, структурирует и наделяет их значениями. Переживая события, индивид замечает, что некоторые события имеют общие характеристики, которые отличают их от других событий. Индивид различает сходства и контрасты. Он наблюдает, что одни люди — высокие, а другие — низкие, что одни люди — мужчины, а другие — женщины, что есть вещи твердые, а есть — мягкие. Именно это конструирование сходства и контраста и формирует конструкт. Не будь конструктов, жизнь была бы хаотична. По меньшей мере три элемента необходимы, чтобы сформировать конструкт: два элемента должны восприниматься как похожие друг на друга, а третий элемент должен восприниматься как отличный от этих двух. Конструирование двух элементов как похожих формирует полюс сходства конструкта; их противопоставление третьему элементу формирует контрастный полюс конструкта. Например, наблюдая, как два человека помогают кому-то, а третий бьет кого-то, можно прийти к конструкту «добрый—жестокий», при этом добрый образует полюс сходства, а жестокий — полюс контраста. Келли придавал большое значение осознанию того, что конструкт строится на основе сходства—контраста. Это означает, что нам не понять природу конструкта, если мы будем использовать только полюс сходства или только полюс контраста. Мы не узнаем, что значит для человека конструкт «уважение», пока мы не установим, какие события человек относит к этому конструкту, а какие воспринимает как прямо Глава 10. Когнитивная теория личности противоположные ему. Интересно, что, какие бы конструкты не использовались индивидом для описания других людей, потенциально они приложимы и к нему самому. «Никто не может назвать другого человека ублюдком, не начав в то же время и себя оценивать по этому параметру» (Kelly, 1955, р. 133). Конструкт не представляет собой континиуум из множества точек между полюсами сходства и контраста. Оттенки в конструировании событий создаются через использование других конструктов — таких, как конструкты качества и количества. Например, конструкт «черный—белый» в комбинации с конструктом количества дает четырехбалльную шкалу черного, слегка черного, слегка белого и белого (Sechrest, 1963). Date: 2015-05-09; view: 569; Нарушение авторских прав |