Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура. В теории Келли ключевое структурное понятие, описывающее человека как ученого, — это понятие конструкта





В теории Келли ключевое структурное понятие, описывающее человека как ученого, — это понятие конструкта. Конструкт — это способ конструирования, или интерпретации, мира. Это понятие, которое использует индивид, чтобы разнести события по категориям и наметить курс поведения. По Келли, чело­век предвосхищает события, наблюдая за их паттернами и повторами. Человек переживает события, интерпретирует их, структурирует и наделяет их значени­ями. Переживая события, индивид замечает, что некоторые события имеют общие характеристики, которые отличают их от других событий. Индивид раз­личает сходства и контрасты. Он наблюдает, что одни люди — высокие, а дру­гие — низкие, что одни люди — мужчины, а другие — женщины, что есть вещи твердые, а есть — мягкие. Именно это конструирование сходства и контраста и формирует конструкт. Не будь конструктов, жизнь была бы хаотична.

По меньшей мере три элемента необходимы, чтобы сформировать конст­рукт: два элемента должны восприниматься как похожие друг на друга, а тре­тий элемент должен восприниматься как отличный от этих двух. Конструирова­ние двух элементов как похожих формирует полюс сходства конструкта; их про­тивопоставление третьему элементу формирует контрастный полюс конструкта. Например, наблюдая, как два человека помогают кому-то, а третий бьет кого-то, можно прийти к конструкту «добрый—жестокий», при этом добрый образу­ет полюс сходства, а жестокий — полюс контраста. Келли придавал большое значение осознанию того, что конструкт строится на основе сходства—контра­ста. Это означает, что нам не понять природу конструкта, если мы будем ис­пользовать только полюс сходства или только полюс контраста. Мы не узнаем, что значит для человека конструкт «уважение», пока мы не установим, какие события человек относит к этому конструкту, а какие воспринимает как прямо



Глава 10. Когнитивная теория личности


противоположные ему. Интересно, что, какие бы конструкты не использова­лись индивидом для описания других людей, потенциально они приложимы и к нему самому. «Никто не может назвать другого человека ублюдком, не начав в то же время и себя оценивать по этому параметру» (Kelly, 1955, р. 133).

Конструкт не представляет собой континиуум из множества точек между полюсами сходства и контраста. Оттенки в конструировании событий создают­ся через использование других конструктов — таких, как конструкты качества и количества. Например, конструкт «черный—белый» в комбинации с конст­руктом количества дает четырехбалльную шкалу черного, слегка черного, слег­ка белого и белого (Sechrest, 1963).







Date: 2015-05-09; view: 569; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию