Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тревога, страх и угроза





До сих пор система Келли представляется довольно простой и прямолиней­ной. Взгляды на процесс существенно усложняются с введением понятий тре-


Теория личности, предложенная Джорджем А. Келли 395

воги, страха и угрозы. Келли определяет тревогу следующим образом: тревога есть признание того, что события, с которыми приходится сталкиваться, ле­жат за пределами зоны применимости имеющейся системы конструктов. Тре­вожно, когда оказываешься без конструктов, когда «теряешь контроль за струк­турой событий», когда «ты брошен своими конструктами». Люди защищаются от тревоги разными способами. Сталкиваясь с событиями, которые они не мо­гут интерпретировать, т.е. с теми событиями, которые лежат за пределами зоны применимости их конструктов, индивиды могут расширить конструкт и позво­лить себе применять его к большему разнообразию событий или они могут сузить свои конструкты и сфокусироваться на мелких деталях. Например, пред­положим, что индивид, у которого был конструкт «заботливый человек-эгои­стичный человек» и который считал себя заботливым, вдруг обнаруживает, что сам поступает эгоистично. Как ему интерпретировать себя и события? Он может расширить конструкт «заботливый человек», чтобы включить в него свое эгои­стичное поведение, или (что, может быть, более вероятно в этом случае) огра­ничит содержание конструкта «заботливый человек» заботой об узком круге наиболее важных для него людей, а не о людях вообще.

В отличие от тревоги страх переживается, когда появляется новый конст­рукт, претендующий на то, чтобы вторгнуться в уже существующую систему конструктов. Еще более значимым является переживание угрозы. Угроза опреде­ляется как осознание неотвратимо надвигающегося глобального изменения в центральной структуре конструктов. Человек чувствует угрозу, когда вот-вот должно произойти серьезное потрясение в его системе конструктов. Смерть пе­реживается как угроза, если кажется близкой и если она означает радикальные изменения в центральных конструктах. Смерть не несет в себе угрозы, когда не кажется близкой или не интерпретируется как событие, фундаментальное для смысла человеческой жизни.

Угроза имеет особенно широкий спектр проявлений. Когда бы люди ни бра­лись за какую-то новую деятельность, они ставят себя под угрозу и не могут избежать состояния замешательства. Индивид переживает угрозу, когда пони­мает, что вот-вот откроется что-то, чем его система конструктов будет потря­сена до основания. «Это момент угрозы. Это порог между замешательством и уверенностью, между тревогой и скукой. Именно в этот самый момент мы ис­пытываем наибольшее искушение повернуть назад» (Kelly, 1964, р. 141). Реак­цией на угрозу может быть отказ от авантюры — возвращение к старым конст­руктам с целью избежать паники. Угроза нависает над нами, когда мы отважи­ваемся на новое понимание другого человека и когда мы находимся на пороге глубоких преобразований в самих себе.

Угроза — это осознание неизбежных обширных изменений в своих ядерных (центральных) конструктах, и она может переживаться по многим поводам. Рассмотрим, например, переживания студентов, специализирующихся в му­зыке, которые собираются играть перед музыкальным жюри, решающим, ус­пешно ли они закончили данный семестр или нет. Какова вероятность, что они будут испытывать угрозу, связанную с возможностью провала? Почему одни студенты будут переживать большую тревогу при исполнении программы, чем другие? Следуя идеям Келли, два психолога проверили гипотезу, согласно ко-



Глава 10. Когнитивная теория личности


торой студенты будут переживать угрозу возможного провала перед музыкальным жюри в той мере, в какой подобный провал повлечет за собой реорганизацию их конструктов, используемых при интерпретации самих себя. Чтобы проверить эту гипотезу, в начале семестра студентам-музыкантам предъявляли вопросник под названием Индекс Угрозы {Threat Index), состоящий из 40 центральных конструк­тов (например, «компетентный—некомпетентный», «продуктивный—непродуктив­ный», «плохой—хороший»), по которым они оценивали сначала себя, а затем себя в случае провала. Индекс Угрозы определялся количеством центральных конст­руктов, по которым Ян Я в случае провала оценивались противоположно. Уровень тревоги измерялся по специальному вопроснику в начале семестра и за три дня перед заседанием жюри. В полном согласии с теорией личных конструктов у тех студентов, которые ожидали, что провал перед жюри повлечет за собой самые широкие изменения в их интерпретации себя, наблюдался наибольший рост тре­воги при приближении даты выступления перед жюри (Tobacyk & Downs, 1986).


К сожалению, исследователи в этом эксперименте использовали понятие тревоги в том смысле, который не обязательно совпадал со взглядами Келли. Еще более существенным упущением было то, что не изучались переживания студентов, ожидавших, что они выступят перед жюри намного лучше, чем это вытекало из их самоинтерпретации. То есть будет ли значительное изменение, наступившее в результате неожиданно великолепного выступления, тоже ассо­циироваться с угрозой? Это важно знать, так как в соответствии с представле­ниями Келли именно осознание близких всеобъемлющих изменений в системе конструктов несет в себе угрозу, а не неудача сама по себе.

В последнее время некоторые психологи — сторонники теории конструк­тов — сосредоточили свое внимание на отношении к смерти как с точки зре­ния способов интерпретации смерти, так и с точки зрения величины угрозы, которая ассоциируется со смертью (Moore & Neimeyer, 1991; Neimeyer, 1994). Если говорить о способах конструирования смерти, то исследование показыва­ет, что люди используют для интерпретации такие конструкты, как «целена­правленная—бесцельная», «позитивная—негативная», «принятие—отвержение», «ожидаемая-неожиданная» и «конец-потусторонняя жизнь». Чтобы оценить ве­личину угрозы, связанной со смертью, в исследовании измерялось расхожде­ние между способами конструирования себя и способами конструирования смерти. С точки зрения теории личных конструктов, угроза смерти высока, ког­да человек не способен конструировать смерть в связи с самим собой. По ре­зультатам измерения с помощью Индекса Угрозы, индивиды оценивали себя и свою собственную смерть в таких конструктах, как «здоровый—больной», «сильный—слабый», «предсказуемая—случайная» и «полезная—бесполезная». Индивидуальный показатель угрозы представляет собой разницу между двумя наборами оценок — себя и смерти. Предполагалось, что в случае большого расхождения между оцениванием себя и оцениванием смерти, интерпретация конструкта смерти как имеющего отношение к Я повлечет за собой значитель­ные изменения в системе конструктов. Было обнаружено, что определенная таким образом угроза смерти была ниже у пациентов хосписа*, чем у обычных

* Хоспис — учреждение, где находятся безнадежно больные люди и где создается обстановка, помогающая сделать их уход из жизни психологически менее болезненным. {Примеч. пер.)


Теория личности, предложенная Джорджем А. Келли 397

пациентов, находящихся на лечении в больнице, ниже у индивидов, открытых чувствам, по сравнению с теми, кто подавляет свои чувства, и ниже у самоак­туализирующихся индивидов по сравнению с индивидами, менее ориентиро­ванными на рост и самоактуализацию.

Что делает понятия тревоги, страха и угрозы такими значимыми, так это то, что они вводят новое измерение в систему взглядов Келли на человеческое функционирование. Теперь видно, что динамика функционирования личности включает взаимодействие между желанием индивида расширить систему кон­структов и стремлением избежать угрозы разрушения этой системы. Индивиды всегда хотят сохранить и расширить свои системы предсказания. Однако перед лицом тревоги и угрозы индивиды могут ригидно держаться за узкую и ограни­ченную систему, вместо того чтобы отважиться на риск расширения своей си­стемы конструктов.







Date: 2015-05-09; view: 554; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию