Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Когнитивная сложность—простота
Как уже отмечалось, можно описывать людей не только по содержанию конструктов, но и по структурным особенностям их системы. Pen-тест и его модификации и здесь оказываются весьма полезными. Первой попыткой взглянуть на структурные аспекты системы конструктов было исследование Бьери (Bieri, 1955). Бьери полагал, что когнитивная сложность—простота системы конструктов выражается в степени ее расчлененности по уровням иерархии, или в Глава 10. Когнитивная теория личности АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕП-ТЕСТ ДЛЯ ДЕТЕЙ: КАК ОНИ КОНСТРУИРУЮТ ЛИЧНОСТЬ? Какие конструкты вы используете, чтобы различать людей, которых вы хорошо знаете? Например, в чем ваши отец и мать похожи друг на друга, но не похожи на вас? Изменился ли способ, которым вы конструировали сходство и различие между вашими родителями и собой, со времен вашего детства? Недавнее исследование Донахью (Donahue, 1994) показывает, что ваша система конструктов изменилась и по содержанию, и по форме. Донахью применил упрощенную версию Pen-теста Келли, чтобы извлечь конструкты, используемые для описания личности одиннадцатилетними детьми. Дети должны были назвать девять человек: себя, лучшего друга, сверстника противоположного пола, который «сидит рядом с тобой в классе», неприятного сверстника, мать (или заменяющую ее фигуру), отца (или заменяющую его фигуру), любимого учителя, идеальное Я и неприятного взрослого. Имена этих людей дети написали на карточках, и исследователь затем предъявлял им триады из этих карточек. Например, чтобы сформулировать первый конструкт, дети должны были сопоставить себя, лучшего друга и любимого учителя. Затем они придумывали слово или фразу, чтобы описать, чем первые две фигуры похожи друг на друга и чем третий человек отличается от двух других. Таким способом каждый ребенок генерировал девять конструктов. Какие конструкты использовали дети? По содержанию Донахью распределил конструкты в соответствии с параметрами Большой Пятерки: экстраверсия, доброжелательность, сознательность, эмоциональная стабильность и открытость опыту (см. главу 8). Хотя дети использовали конструкты из всех факторов Большой Пятерки, подавляющее большинство их конструктов относилось к параметру «доброжелательность» (например, «приятный—лезет в драку») и к параметру «экстраверсия» (например, «хочет командовать—любит играть спокойно»). По сравнению с тем, как описывали личность взрослые, дети гораздо меньше использовали остальные три параметра Большой Пятерки. Таким образом, большая часть их конструктов имеет межличностную природу, отражая важность умения ладить со сверстниками, родителями и учителями. По форме Донахью выделил и обозначил шесть различных способов структурирования или выражения личных конструктов: факты («из Оклахомы»), привычки («ест много сладостей»), навыки («чемпион по шахматам»), предпочтения («любит комиксы»), поведенческие склонности («всегда спорит с учителями») и черты («стеснительный»). Как и ожидалось, дети использовали меньше слов, описывающих черты личности, и намного больше слов-фактов, чем взрослые. Эти результаты приводят к выво- Теория личности, предложенная Джорджем А. Келли
ду, что системы конструктов у детей отличаются большей конкретностью и по мере взросления становятся более абстрактными и психологичными. Эти факты показывают, что Реп-тест позволяет нам увидеть, как с возрастом изменяются по форме и по содержанию системы личных конструктов. Конечно, возможны и другие интересные сравнения. Например, как вы думаете, различаются ли системы конструктов у мужчин и у женщин? А как обстоит дело с разными этническими группами или разными культурами? Pen-тест позволяет нам обнаружить, что уникально и что универсально в способах интерпретации нами окружающего мира. степени ее дифференцированности. Когнитивно сложная система содержит много конструктов и обеспечивает значительную дифференциацию в восприятии явлений. Когнитивно простая система содержит мало конструктов, и дифференциация восприятия при этом будет слабой. Когнитивно сложный человек воспринимает людей очень дифференцированно, полагая, что они обладают большим разнообразием качеств, тогда как когнитивно простой человек воспринимает других людей недифференцированно, вплоть до использования одного-единственного конструкта (например, «хороший-плохой»). Применив модифицированный Pen-тест, Бьери сравнил когнитивно сложных и когнитивно простых испытуемых по их точности в прогнозировании поведения других людей и по способности проводить различие между собой и другими. Как и предсказывалось, когнитивно сложные испытуемые оказались более точны в прогнозировании поведения других людей, чем когнитивно простые. Более того, когнитивно сложные испытуемые лучше распознавали различия между собой и другими. По-видимому, большее количество конструктов, доступное когнитивно сложным испытуемым, дает им большие возможности как для более точного прогнозирования, так и для осознания различий. Бьери пошел еще дальше, предложив когнитивную сложность—простоту в качестве обобщенного параметра личности, характеризующего процесс переработки информации. «Когнитивную сложность можно определить как способность интерпретировать социальное поведение по множеству параметров» (Bieri et al., 1966). В одном исследовании, где изучались способы обработки информации, было обнаружено, что испытуемые, имеющие высокий уровень когнитивной сложности, отличались от испытуемых, имеющих низкий уровень когнитивной сложности, своим отношением к противоречивой информации о человеке. Испытуемые, имеющие высокий уровень сложности, при формировании впечатления старались противоречивую информацию использовать, тогда как испытуемые, имеющие низкий уровень сложности, были склонны сформировать согласованное, непротиворечивое впечатление о человеке, отбросив всю информацию, которая этому впечатлению противоречила (Mayo & Crockett, 1964). В дальнейших исследованиях было также показано, что когнитивно сложные индивиды в большей степени способны смотреть на мир глазами других людей (Adams-Webber, 1979, 1982; Crockett, 1982). Если прибегнуть к параметрам Большой Пятерки, описан- Глава 10. Когнитивная теория личности АКТУАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ, ЛИДЕРСТВО И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРИЗИСЫ Целая серия потрясающих исследований показывает, что когнитивный стиль, в особенности параметр когнитивной сложности—простоты, могут иметь важные последствия для лидерства и международных отношений. Например, предполагал ли кто-нибудь, что большая или меньшая когнитивная сложность может стать достоинством для революционного лидера? При изучении успешных и неуспешных лидеров четырех революций (американской, русской, китайской, кубинской) было обнаружено, что низкая когнитивная сложность связана с успехом на стадии революционной борьбы, а высокая когнитивная сложность связана с успехом на стадии консолидации после окончания революционной борьбы. На основе этих фактов было высказано предположение, что категоричный односторонний подход желателен на ранней стадии, но на поздних стадиях совершенно необходим более гибкий и интегрированный взгляд на мир. Когнитивная сложность, видимо, могла бы представлять ценность для управления большой корпорацией, поскольку успешные корпоративные лидеры должны уметь разрабатывать гибкие планы, включать в свои решения разнообразные виды информации и увязывать решения воедино. Как когнитивная сложность связана с международными проблемами? Факты показывают, что уровень когнитивной сложности дипломатических переговоров, которые предшествуют международным кризисам заканчивающимся войной, является более низким, чем уровень переговоров, которые предшествуют кризисам, не приводящим к войне. Например, уровень сложности переговоров между Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом, проводившихся перед тем, как разразилась Корейская война, был намного ниже, чем уровень сложности переговоров, которые велись перед блокадой Берлина или перед Карибским кризисом, связанным с размещением советских ракет на Кубе. Точно так же анализ речей арабских и израиль ских деятелей на Генеральной Ассам блее ООН показал, что когнитивная сложность значительно снижалась перед каждой из четырех войн на Ближнем Востоке (1948, 1956, 1967 1973). Можно ли использовать подоб ные показатели, чтобы предсказать и по возможности предотвратить будущие войны, или здесь слишком легко обмануться? Источники: Suedfeld & Tetlock, 1991 Tetlock, Peterson & Berry, 1993. Теория личности, предложенная Джорджем А. Келли 393 ным в главе 8, то сложность теснее всего связана с пятым фактором — открытостью новому опыту (Tetlock, Peterson & Berry, 1993). Таким образом, Pen-тест можно использовать для определения содержания и структуры индивидуальной системы конструктов, а также для сравнения различных структур конструктов по их эффекту. Достоинство Pen-теста заключается в том, что он вырос непосредственно из теории и позволяет испытуемым генерировать их собственные конструкты, а не навязывает им параметры, разработанные исследователем. Келли постулирует, что структура личности образована системой конструктов индивида. Индивид — это то, как он интерпретирует себя и других, а Реп-тест — это средство установить природу его конструктов. Date: 2015-05-09; view: 1065; Нарушение авторских прав |