Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когнитивная сложность—простота





Как уже отмечалось, можно описывать людей не только по содержанию конструктов, но и по структурным особенностям их системы. Pen-тест и его модификации и здесь оказываются весьма полезными. Первой попыткой взгля­нуть на структурные аспекты системы конструктов было исследование Бьери (Bieri, 1955). Бьери полагал, что когнитивная сложность—простота системы кон­структов выражается в степени ее расчлененности по уровням иерархии, или в



Глава 10. Когнитивная теория личности


АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

РЕП-ТЕСТ ДЛЯ ДЕТЕЙ: КАК ОНИ КОНСТРУИРУЮТ ЛИЧНОСТЬ?


Какие конструкты вы используе­те, чтобы различать людей, которых вы хорошо знаете? Например, в чем ваши отец и мать похожи друг на дру­га, но не похожи на вас? Изменился ли способ, которым вы конструиро­вали сходство и различие между ва­шими родителями и собой, со вре­мен вашего детства? Недавнее иссле­дование Донахью (Donahue, 1994) показывает, что ваша система конст­руктов изменилась и по содержанию, и по форме. Донахью применил уп­рощенную версию Pen-теста Келли, чтобы извлечь конструкты, исполь­зуемые для описания личности один­надцатилетними детьми. Дети долж­ны были назвать девять человек: себя, лучшего друга, сверстника противо­положного пола, который «сидит ря­дом с тобой в классе», неприятного сверстника, мать (или заменяющую ее фигуру), отца (или заменяющую его фигуру), любимого учителя, иде­альное Я и неприятного взрослого. Имена этих людей дети написали на карточках, и исследователь затем предъявлял им триады из этих кар­точек. Например, чтобы сформулиро­вать первый конструкт, дети должны были сопоставить себя, лучшего дру­га и любимого учителя. Затем они придумывали слово или фразу, что­бы описать, чем первые две фигуры похожи друг на друга и чем третий человек отличается от двух других. Таким способом каждый ребенок ге­нерировал девять конструктов.


Какие конструкты использовали дети? По содержанию Донахью рас­пределил конструкты в соответствии с параметрами Большой Пятерки: экстраверсия, доброжелательность, сознательность, эмоциональная ста­бильность и открытость опыту (см. главу 8). Хотя дети использовали кон­структы из всех факторов Большой Пятерки, подавляющее большинство их конструктов относилось к парамет­ру «доброжелательность» (например, «приятный—лезет в драку») и к па­раметру «экстраверсия» (например, «хочет командовать—любит играть спокойно»). По сравнению с тем, как описывали личность взрослые, дети гораздо меньше использовали осталь­ные три параметра Большой Пятер­ки. Таким образом, большая часть их конструктов имеет межличностную природу, отражая важность умения ладить со сверстниками, родителями и учителями.

По форме Донахью выделил и обо­значил шесть различных способов структурирования или выражения личных конструктов: факты («из Ок­лахомы»), привычки («ест много сла­достей»), навыки («чемпион по шах­матам»), предпочтения («любит ко­миксы»), поведенческие склонности («всегда спорит с учителями») и чер­ты («стеснительный»). Как и ожида­лось, дети использовали меньше слов, описывающих черты личности, и на­много больше слов-фактов, чем взрос­лые. Эти результаты приводят к выво-


Теория личности, предложенная Джорджем А. Келли



 


ду, что системы конструктов у детей отличаются большей конкретностью и по мере взросления становятся более абстрактными и психологичными.

Эти факты показывают, что Реп-тест позволяет нам увидеть, как с воз­растом изменяются по форме и по со­держанию системы личных конструк­тов. Конечно, возможны и другие


интересные сравнения. Например, как вы думаете, различаются ли системы конструктов у мужчин и у женщин? А как обстоит дело с разными этни­ческими группами или разными куль­турами? Pen-тест позволяет нам об­наружить, что уникально и что уни­версально в способах интерпретации нами окружающего мира.


степени ее дифференцированности. Когнитивно сложная система содержит много конструктов и обеспечивает значительную дифференциацию в восприятии явлений. Когнитивно простая система содержит мало конструктов, и диффе­ренциация восприятия при этом будет слабой. Когнитивно сложный человек воспринимает людей очень дифференцированно, полагая, что они обладают большим разнообразием качеств, тогда как когнитивно простой человек вос­принимает других людей недифференцированно, вплоть до использования од­ного-единственного конструкта (например, «хороший-плохой»). Применив мо­дифицированный Pen-тест, Бьери сравнил когнитивно сложных и когнитивно простых испытуемых по их точности в прогнозировании поведения других лю­дей и по способности проводить различие между собой и другими. Как и пред­сказывалось, когнитивно сложные испытуемые оказались более точны в про­гнозировании поведения других людей, чем когнитивно простые. Более того, когнитивно сложные испытуемые лучше распознавали различия между собой и другими. По-видимому, большее количество конструктов, доступное когнитивно сложным испытуемым, дает им большие возможности как для более точного прогнозирования, так и для осознания различий.


Бьери пошел еще дальше, предложив когнитивную сложность—простоту в качестве обобщенного параметра личности, характеризующего процесс перера­ботки информации. «Когнитивную сложность можно определить как способность интерпретировать социальное поведение по множеству параметров» (Bieri et al., 1966). В одном исследовании, где изучались способы обработки информации, было обнаружено, что испытуемые, имеющие высокий уровень когнитивной сложно­сти, отличались от испытуемых, имеющих низкий уровень когнитивной сложно­сти, своим отношением к противоречивой информации о человеке. Испытуемые, имеющие высокий уровень сложности, при формировании впечатления стара­лись противоречивую информацию использовать, тогда как испытуемые, имею­щие низкий уровень сложности, были склонны сформировать согласованное, непротиворечивое впечатление о человеке, отбросив всю информацию, которая этому впечатлению противоречила (Mayo & Crockett, 1964). В дальнейших иссле­дованиях было также показано, что когнитивно сложные индивиды в большей степени способны смотреть на мир глазами других людей (Adams-Webber, 1979, 1982; Crockett, 1982). Если прибегнуть к параметрам Большой Пятерки, описан-



Глава 10. Когнитивная теория личности


АКТУАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ, ЛИДЕРСТВО И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРИЗИСЫ


Целая серия потрясающих иссле­дований показывает, что когнитив­ный стиль, в особенности параметр когнитивной сложности—простоты, могут иметь важные последствия для лидерства и международных отноше­ний. Например, предполагал ли кто-нибудь, что большая или меньшая когнитивная сложность может стать достоинством для революционного лидера? При изучении успешных и неуспешных лидеров четырех револю­ций (американской, русской, китай­ской, кубинской) было обнаружено, что низкая когнитивная сложность связана с успехом на стадии револю­ционной борьбы, а высокая когни­тивная сложность связана с успехом на стадии консолидации после окон­чания революционной борьбы. На основе этих фактов было высказано предположение, что категоричный односторонний подход желателен на ранней стадии, но на поздних стади­ях совершенно необходим более гиб­кий и интегрированный взгляд на мир. Когнитивная сложность, види­мо, могла бы представлять ценность для управления большой корпораци­ей, поскольку успешные корпоратив­ные лидеры должны уметь разраба­тывать гибкие планы, включать в свои решения разнообразные виды инфор­мации и увязывать решения воедино.


Как когнитивная сложность свя­зана с международными проблема­ми? Факты показывают, что уровень когнитивной сложности дипломати­ческих переговоров, которые пред­шествуют международным кризисам заканчивающимся войной, является более низким, чем уровень перего­воров, которые предшествуют кри­зисам, не приводящим к войне. На­пример, уровень сложности перего­воров между Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом, про­водившихся перед тем, как разрази­лась Корейская война, был намного ниже, чем уровень сложности пере­говоров, которые велись перед бло­кадой Берлина или перед Карибским кризисом, связанным с размещени­ем советских ракет на Кубе. Точно так же анализ речей арабских и израиль ских деятелей на Генеральной Ассам блее ООН показал, что когнитивная сложность значительно снижалась перед каждой из четырех войн на Ближнем Востоке (1948, 1956, 1967 1973). Можно ли использовать подоб ные показатели, чтобы предсказать и по возможности предотвратить бу­дущие войны, или здесь слишком легко обмануться?


Источники: Suedfeld & Tetlock, 1991 Tetlock, Peterson & Berry, 1993.


Теория личности, предложенная Джорджем А. Келли 393

ным в главе 8, то сложность теснее всего связана с пятым фактором — откры­тостью новому опыту (Tetlock, Peterson & Berry, 1993).

Таким образом, Pen-тест можно использовать для определения содержания и структуры индивидуальной системы конструктов, а также для сравнения раз­личных структур конструктов по их эффекту. Достоинство Pen-теста заключает­ся в том, что он вырос непосредственно из теории и позволяет испытуемым генерировать их собственные конструкты, а не навязывает им параметры, раз­работанные исследователем.

Келли постулирует, что структура личности образована системой конструк­тов индивида. Индивид — это то, как он интерпретирует себя и других, а Реп-тест — это средство установить природу его конструктов.







Date: 2015-05-09; view: 1065; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию