Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взгляды Келли на человека





Все теории личности неявно содержат допущения о природе человека. Часто эти допущения могут быть раскрыты только в том случае, если мы специально изучаем, почему автор исследует один феномен, а не другой, и если мы анали­зируем, как ученый выходит за рамки полученных данных, привнося в них значения, имеющие отношение к его собственному жизненному опыту. Что касается Келли, то его взгляды на природу человека, как правило, эксплицит­ны. Фактически, он начинает изложение психологии личных конструктов с представления своих взглядов на человека. Основное предположение, которое делает Келли о человеческой природе, заключается в том, что каждый человек по своей природе — ученый-исследователь. Ученый стремится предвидеть и



Глава 10. Когнитивная теория личности


контролировать явления. Келли считает, что психологи, действуя как ученые, стремятся предсказывать и контролировать поведение, но чего они не предпо­лагают, так это того, что их испытуемые действуют аналогичным образом. Кел-ли так описывает эту ситуацию:

Психолог как будто говорит себе: «Я, будучи психологом и поэтому ученым, провожу этот эксперимент, чтобы улучшить предсказуемость и контроль над определенными феномена­ми человеческого поведения; но мой испытуемый, будучи просто человеческим организ­мом, обычно побуждается неотвратимыми влечениями, заполняющими его целиком, или, другими словами, он жаждет убежища и пищи».

Источник: Kelly, 1955, р. 5

Ученые создают теорию, проверяют гипотезы и взвешивают эксперименталь­ные доказательства. Келли считал, что в равной мере это можно сказать и в от­ношении всех людей. Как отмечалось в главе 1, все люди переживают события, обращают внимание на сходство и различия в этих событиях, формулируют понятия, или конструкты, чтобы упорядочить явления, и на основе этих кон­структов стремятся предвосхитить события. В этом смысле все люди — ученые.

Взгляд на человека как на ученого влечет за собой целый ряд важных выво­дов. Во-первых, это ведет к представлению о том, что мы существенным обра­зом ориентированы на будущее. «Именно будущее мучает и соблазняет челове­ка, а не прошлое. Все время он стремится заглянуть в будущее через окно насто­ящего» (Kelly, 1955, р. 49). Во-вторых, этот взгляд заставляет предположить, что мы обладаем способностью «репрезентировать» среду, а не просто реагиро­вать на нее. Точно так же как ученые могут создавать альтернативные теорети­ческие формулировки, так и индивиды могут интерпретировать и реинтерпре-тировать, познавательно конструировать и переконструировать окружающую их среду. Жизнь — это репрезентация, или познавательное конструирование реальности, и это позволяет нам создавать и пересоздавать самих себя.

Одни люди могут смотреть на жизнь под разными углами зрения, тогда как другие «зацикливаются» на однажды сложившейся интерпретации. Тем не ме­нее все люди мо/ут воспринимать события только в рамках определенных кате­горий (конструктов), которые им доступны. Пользуясь языком Келли, мы воль­ны познавательно конструировать события, но наши интерпретации связывают нас по рукам и ногам. Таким образом, мы приходим к новому пониманию свободы воли и детерминизма. По Келли, мы одновременно и свободны, и детерминированы. «Система личных конструктов дает ему [человечеству] как свободу решений, так и ограничения действий: эта система дает свободу пото­му, что она позволяет ему иметь дело со значениями событий, а не беспомощно подчиняться этим событиям, а ограничения она ставит потому, что челове­чество никогда не сможет сделать выбор за пределами того мира альтернатив, который само создало для себя» (Kelly, 1958a, р. 58). Загнав себя в «рабство» этими познавательными конструкциями, мы способны вновь обрести свободу, если будем снова и снова реинтерпретировать окружающую среду и жизнь в целом. Таким образом, мы перестаем быть жертвами прошлой истории или нынешних обстоятельств, если только не захотим интерпретировать себя имен­но таким образом.


Взгляды Келли на науку, теорию и эмпирические исследования 381







Date: 2015-05-09; view: 526; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию