Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взгляды Келли на науку, теорию и эмпирические исследования





Многие идеи Келли, включая его взгляды на науку, базируются на фило­софской позиции конструктивного альтернативизма. Согласно этой позиции, нельзя открыть ни объективной реальности, ни абсолютной истины — их не существует. Вместо этого мы можем говорить о попытках конструировать собы­тия — интерпретировать явления, чтобы понять их*. Всегда есть альтернатив­ные конструкции, из которых можно выбирать. Это верно как для ученого, так и для остальных людей, которые ведут себя как ученые. С точки зрения Келли, научное предприятие — это не открытие истины или, как мог бы предполо­жить Фрейд, вскрытие того, что предварительно было спрятано в глубинах психики. Скорее это попытка разработать системы конструктов, которые по­лезны для предвосхищения событий.

Келли беспокоили догматические тенденции в психологии. Он считал, что психологи верят в реальное существование таких конструктов, как внутренние состояния и черты, не понимая, что это всего лишь «вещи», существующие в голове ученого. Если кого-то называют интровертом, мы склонны проверять, действительно ли этот человек является интровертом, вместо того чтобы про­верять того, кто это утверждает. Позиция Келли, направленная против абсо­лютной «истины» и научной догмы, имеет огромное значение. Эта позиция позволяет придерживаться «открытой установки» («invitational mood»), при ко­торой каждый волен допускать множество альтернативных интерпретаций од­них и тех же феноменов и рассматривать предположения, которые на первый взгляд кажутся абсурдными. «Открытая установка» — необходимое условие для исследования окружающего мира как для профессионального ученого, так и для пациента, обращающегося за терапевтической помощью. Эта установка срод­ни той, которая характерна для романиста-сочинителя, но там, где писатель публикует заведомо выдуманное и может даже и не беспокоиться о доказатель­ствах, подкрепляющих его конструкции, профессиональный ученый стремится минимизировать придуманность мира и сосредоточиться на доказательствах.

Согласно теории Келли, именно свобода фантазии и открытой установки позволяет выдвигать и придумывать все новые гипотезы. На гипотезу нельзя так полагаться, как на установленный факт, но зато она позволяет ученому отсле­живать все возможные следствия из нее, как если бы она была верна. Келли считал теорию гипотетическим выражением того, что уже установлено наблю­дением, и того, что ожидается в будущем. Любая теория имеет свою зону приме­нимости, задающую рамки той области явлений, которую может охватить тео-

* Глагол to construe, обозначающий процесс познавательного конструирования реальности, и существительное construct, обозначающее познавательный конструкт, являются ключевыми в из­ложении теории Дж. Келли. Однако в русском языке, в отличие от английского, процесс позна­вательного конструирования реальности, о котором говорит Келли, обозначается тем же глаголом «конструировать», что и процесс физического ее конструирования. Чтобы устранить в переводе двусмысленность, для описания познавательного конструирования реальности и его результатов мы часто используем термины «интерпретировать», «интерпретация» и другие близкие по смыслу слова. (Примеч. пер. и науч. ред.)



Глава 10. Когнитивная теория личности


рия, и фокус применимости, указывающий на те точки внутри этих рамок, в которых теория работает лучше всего. Например, теория Фрейда имеет широ­кую зону применимости, интерпретируя почти все аспекты личности, но в ее фокусе находится понятие бессознательного и патологическое поведение. Тео­рия Роджерса имеет более узкий диапазон применимости, а ее фокус направ­лен на Я-концепцию и на процесс личностного изменения. В фокусе примени­мости теории черт находится структура личности и широкие обобщения, каса­ющиеся диспозиционных различий между индивидами. Различные теории имеют различные диапазоны и различные фокусы применимости.

С точки зрения Келли, все теории подвержены изменениям и преходящи. В конце концов теория модифицируется или отбрасывается, когда начинает не­верно предсказывать поведение или просто перестает порождать новые предска­зания. Как для ученых, так и для простых людей дело вкуса и стиля — как долго стоит держаться за теорию перед лицом противоречащей ей информации.

Взгляды Келли на науку не уникальны, но отличаются ясностью изложения и четко расставленными акцентами (рис. 10.1). Они имеют несколько ответвле­ний. Во-первых, так как «фактов» не существует и разные теории имеют разные зоны применимости, нам не нужно спорить, истинна ли теория А или теория Б: это просто разные конструкции. Во-вторых, подход Келли содержит критику чрезмерного увлечения измерением. Келли считал, что такое увлечение может привести к тому, что понятия будут восприниматься как вещи, а не как позна­вательные конструкции и психологи превратятся из ученых в техников. В-тре­тьих, взгляды Келли на науку допускают использование клинического метода как антитезы эксперименту. Келли считал клинический метод полезным, пото­му что он говорит языком гипотез, способствует появлению новых переменных и, наконец, фокусируется на самых важных проблемах. В этом заключается чет­вертый существенный аспект представлений Келли о науке: следует концент­рироваться на важных, значимых проблемах. По убеждению Келли, многие


1. Не существует ни объективной реальности, ни «фактов». В разных теориях содержатся разные конструкции (интерпретации) феноменов. Эти теории обладают различными зонами применимости и различными фокусами при менимости.

2. Теории должны приводить к исследованиям. Однако чрезмерный перенос центра тяжести на измерение может оказаться серьезным ограничением и привести к взгляду на понятия как на «вещи», а не всего лишь как на реп резентации.

3. Клинический метод полезен, потому что порождает новые идеи и привле кает внимание к важным вопросам.

4. Хорошая теория личности должна помогать нам решать проблемы человека и общества.

5. Теории обречены на то, чтобы пересматриваться и отбрасываться.

Рис. 10.1. Некоторые компоненты представления Дж. Келли о науке.


Теория личности, предложенная Джорджем А. Келли 383

психологи боятся заниматься тем, что может быть не признано наукой, и вслед­ствие этого отказываются браться за важные аспекты человеческого поведения. Тем самым они перестают быть учеными и заниматься пониманием людей. Кел-ли считал, что хорошая научная теория должна вдохновлять на изобретение новых подходов к решению проблем человека и общества.

И наконец, как уже отмечалось, Келли занимал твердую позицию против догм. Он сожалел, что многим ученым приходится тратить слишком много вре­мени на то, чтобы развенчать притязания своих коллег и получить возможность предложить свою интерпретацию. Нужно отдать должное Келли, его чувству юмора, ощущению перспективы и полному отсутствию озабоченности по по­воду защиты своей собственной работы, когда он пишет об одной из своих теоретических статей, что она содержит только «полуправды», и когда он рас­сматривает свою теорию как вклад в ее собственное будущее крушение. Именно эту теорию — теорию личных конструктов — мы и начинаем сейчас обсуждать.







Date: 2015-05-09; view: 591; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию