Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные понятия основные положения. Глава 10. Когнитивная теория личности
Глава 10. Когнитивная теория личности В фокусе главы Вы только что закончили чтение романа, доставившее вам большое наслаждение. Взволнованный, вы звоните другу, чтобы порекомендовать ему книгу, рассказать о потрясающих деталях в описаниях персонажей и ситуаций. К вашему разочарованию, ваш друг сообщает, что уже читал ее и, что еще хуже, эта книга ему совершенно не понравилась! Как это возможно? А он заявляет, что ему кажется, что сюжет выстроен слабо, действие разворачивается не динамично. Вы оба читали одну и ту же книгу, но прочли разное. Вы оба обращали внимание на разные аспекты рассказанной истории, и каждый из вас конструировал свою собственную личную интерпретацию прочитанного. Именно этому посвящена теория личных конструктов, разработанная Джорджем Келли: как каждый индивид уникальным образом воспринимает, интерпретирует и концептуализирует мир. Все мы конструируем этот мир по-разному, подобно тому, как вы и ваш друг по-разному прочли книгу. В клинической когнитивной теории Келли человек рассматривается в качестве ученого, который создает теорию {систему конструктов), чтобы понять мир и прогнозировать события. Самый важный вклад в диагностику личности Келли сделал своим Pen-тестом. Реп-тест — это процедура, предназначенная для извлечения системы личных конструктов индивида, помогающая тем самым понять его личность. Вопросы, на которые отвечает данная глава 1. В чем люди уподоб ляются ученым в своем психологическом функциони ровании? 2. В какой степени личность определяется тем, как человек конструирует мир? То есть если вы узнали, как индивид сконструировал или интерпре тировал события, будете ли вы знать, что он представляет собой как личность? 3. Можно ли говорить о мотивированном поведении в терминах, отличных от фрейдовской модели снижения напряжения—стремления к удоволь ствию или от роджеровской модели самоактуализации? 4. Как ведут себя люди в непредсказуемых ситуациях? Стремятся ли они к полной предсказуемости, даже если это означает потенциальную моно тонность или скуку? В предыдущих главах обсуждались две клинические теории личности — психодинамическая теория Фрейда и феноменологическая теория Роджерса. Обе теории появились из клинических контактов с пациентами; обе опираются на индивидуальные различия; обе считают, что индивиды характеризуются некоторой согласованностью во времени и в разных ситуациях, и обе воспринимают человека как целостную систему. Фрейд и Роджерс пытались понять, предсказать, концептуализировать поведение и влиять на него, не разделяя человека на части, слабо связанные между собой. Несмотря на то общее, что их объединяет, эти две теории были представлены как разные подходы к личности. Вопросы, на которые отвечает данная глава В этой главе мы изучаем третью теорию, представляющую клинический подход к пониманию личности. Теория личных конструктов, разработанная Джорджем Келли, как и теории Фрейда и Роджерса, возникла главным образом из терапевтических контактов с пациентами. Подобно теориям Фрейда и Роджерса, теория личных конструктов Келли подчеркивает целостность личности. Как заметил Келли, основной предмет теории личных конструктов — отдельный человек, индивид, а не какая-нибудь его часть, не группа людей и не конкретный процесс, выхваченный из поведения человека. Клиницист, разделяющий теорию личных конструктов, не может делить клиента на части и сводить его проблему к одной-единственной теме. Напротив, клиницист должен изучать пациента с нескольких точек зрения одновременно. Хотя эти особенности характерны и для других клинических теорий, однако теорию Келли отделяет от теорий Фрейда и Роджерса огромная пропасть. Теория Келли интерпретирует поведение в когнитивных терминах, т.е. она занимается способами, которыми мы воспринимаем события, способами, которыми мы интерпретируем эти события в соответствии с уже существующими знаниями, и способами, которыми мы действуем в соответствии с этими интерпретациями. Для Келли конструкт — это способ восприятия или интерпретации событий. Например, понятия «плохой-хороший» — это конструкт, который часто используют люди, когда они обсуждают какие-то события. Личная система конструктов человека состоит из имеющихся у него конструктов, или способов интерпретации событий, и связей между этими конструктами*. Как можно охарактеризовать теорию Келли, особенно по отношению к другим теориям личности? Это немалая проблема, поскольку специалисты интерпретировали эту теорию самыми разнообразными способами, а сам Келли отказывался приклеивать к ней какой-либо ярлык. Теорию Келли считают феноменологической, поскольку она занималась способами, которыми индивид конструирует мир. Но ее также воспринимали и как экзистенциальную, поскольку она провозглашала человека активным агентом в его взаимоотношении с окружающей действительностью. А в связи с тем что подход Келли к терапии делает упор на то, что люди могут делать, чтобы изменить свой образ мыслей, теорию личных конструктов иногда называли и поведенческой (бихе-виоральной). А поскольку теория подчеркивает важность взаимодействия между элементами индивидуальной системы конструктов и поскольку, как отмечалось, Келли смотрел на человека как на активного в своих взаимодействиях с миром деятеля, теорию конструктов можно было бы отнести и к динамическому подходу. Хотя Келли действительно считал свою теорию динамической, как правило, он отказывался наклеивать на нее тот или иной ярлык (Winter, 1992). В этой книге мы рассматриваем теорию личных конструктов как когнитивный подход к личности. Следовало бы заметить, что Келли отвергал термин * Словосочетание «personal construct», обозначающее основное понятие теории Дж. Келли, мы переводим на русский язык словами личный конструкт. Определение личный указывает на принадлежность конструкта данному конкретному человеку в качестве своеобразной интеллектуальной собственности. Данный перевод является более точным, чем распространенное в отечественной литературе словосочетание «личностный конструкт». (Примеч. науч. ред. и пер.) Глава 10. Когнитивная теория личности «когнитивный» из-за того, что, по его мнению, он имеет слишком узкий смысл и подразумевает искусственное разделение между познанием (мышлением) и аффектом (чувством). Несмотря на это, самой популярной классификацией теории Келли остается все-таки когнитивная, и на то существуют достаточно веские причины (Neimeyer, 1992; Winter, 1992). Теория Келли — это конструктивистская теория, т.е. она подчеркивает, что мир познавательно конструируется человеком. А это когнитивный процесс. Обращая внимание на то, как индивид приписывает (атрибутирует) значения событиям, и на попытки человека прогнозировать события, теория личных конструктов четко обнаруживает свою когнитивную природу. Еще одна причина, которая позволяет отнести теорию Келли к когнитивным теориям, и причина, по которой она рассматривается в нашей книге именно с этой точки зрения, состоит в том, что она явно предвосхитила более поздние когнитивные направления в теории личности. Большая часть современной теории личности, так же как и современная психология вообще, стала более когнитивной. В последующих главах книги многие из этих открытий и тенденций будут описаны подробно, и теория Келли служит мостиком к ним. Таким образом, как заметил один из сторонников теории личных конструктов, «по счастливой иронии судьбы, по мере старения теории Келли суждено становиться все более современной» (Neimeyer, 1992, р. 995). Итак, в этой и следующей главах мы рассмотрим теорию личности, выросшую, по преимуществу, из клинического опыта, теорию, которая имеет отчетливое сходство с некоторыми, уже рассмотренными теориями и которая тем не менее отличается от них своим когнитивным акцентом. Как уже говорилось, создатель этой теории настаивал на том, что ее нельзя отнести ни к одной из известных психологам категорий. Вместо этого Келли предложил нам осмыслить его теорию в новых терминах, точно так же, как он осмелился переконструировать, т.е. реинтерпретировать, саму психологию. Это был сильнейший вызов, труднейшая задача, которая одновременно и вдохновляла, и пугала. Но, как мы увидим, эти чувства — это как раз тот материал, из которого, как предполагал Келли, и «соткан мир», так что мы тоже можем настроиться на эту грандиозную задачу. Date: 2015-05-09; view: 906; Нарушение авторских прав |