Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные положения. 1. Подход к личности с позиции теорий научения во главу угла ставит принципы научения и экспериментальную проверку четко сформу лированных гипотез
1. Подход к личности с позиции теорий научения во главу угла ставит принципы научения и экспериментальную проверку четко сформу лированных гипотез. С этим связан акцент на ситуативной специфич ности поведения, применение законов научения к изменению пове дения и отказ от медицинской модели психопатологии по типу «симп том—болезнь». 2. Уотсон сформулировал основания бихевиористского направления в психологии. 3. Работы Павлова по классическому обусловливанию (выработке клас сического условного рефлекса) показывают, как изначально нейт ральный стимул может стать стимулом, вызывающим реакцию, бла годаря своей ассоциативной связи со стимулом, который автомати чески порождает ту же самую или сходную реакцию (например, собака выделяет слюну на звонок, ассоциирующийся с кормом). Генерализа ция, дифференцировка и угашение — это три самых важных процес са, изучавшихся Павловым. 4. Процедура классического обусловливания предполагает, что многие патологические формы поведения являются условными реакциями на неподходящие стимулы. Случай маленького Альберта, описанный Уотсоном и Рейнер, демонстрирует формирование такой условной эмоциональной реакции. Практическое применение законов класси ческого обусловливания можно увидеть в классическом случае Пите ра, испытывавшего страх перед белым кроликом, на примере тера пии ночного недержания мочи у детей и в терапии по методу систе матической десенситизации. При систематической десенситизации Глава 9. Подходы теорий научения к личности
происходит контробусловливание воображаемых и упорядоченных по силе условных стимулов, прежде ассоциировавшихся с тревогой, с тем чтобы они вызывали реакцию релаксации. 5. Случай Маленького Ганса, описанный Фрейдом, был реинтерпрети-рован в соответствии с принципами классического обусловливания. Фобия была рассмотрена как условная реакция тревоги, возникшая при виде падающей лошади, а не как выражение внутренних конф ликтов. 6. Скиннер, являющийся, по мнению многих, величайшим современ ным американским психологом, разработал принципы оперантного обус ловливания. В центре внимания находятся спонтанные реакции, или действия, производимые организмом (операнты), и режимы подкреп ления, которые формируют поведение. Сложное поведение формирует ся путем последовательного приближения к конечному результату. 7. Скиннеровская интерпретация психопатологии выделяет поведенчес кие дефициты, а также неадаптивные реакции, которые закрепляют ся благодаря подкреплениям со стороны среды. Поведенческая диаг ностика включает анализ условий, Предшествующих интересующему нас поведению, анализ самого Поведения и анализ Последствий по ведения — получается ППП-диагностика (или ABC-диагностика) по ведения. Проводится различие между знаковым и непосредственным подходами к диагностике. Если при знаковом подходе из тестовых поведенческих реакций благодаря умозаключениям выводятся харак теристики личности, то в случае непосредственного подхода изучается само поведение и его изменение под влиянием условий среды. Основные положения 8. Хотя не существует какого-то единого метода поведенческой тера пии, или модификации поведения, тем не менее все эти процедуры так или иначе опираются на теории научения. В случае модификации поведения, воплощающей скиннеровские принципы оперантного обусловливания, требуемые действия формируются в процессе пос ледовательных приближений. Экспериментальные процедуры АБА, или процедуры сравнения испытуемого с самим собой, можно привести как пример того, что подкрепления, если ими умело манипулиро вать, становятся причиной процесса изменения. Приложение этих принципов к регуляции поведения в жестко регламентированной об становке (например, в клинике) воплощается в жетонной системе поощрения. 9. Согласно инструментальному подходу к научению («стимул-реакция»), разработанному Халлом, Доллардом и Миллером, привычки фор мируются благодаря подкреплению связок «стимул-реакция» (С—Р). Подкрепление заключается в ослаблении (редукции), внутренних побудительных стимулов (драйвов) — либо первичных, врожденных драйвов, либо вторичных, приобретенных драйвов, таких, как трево га. Рост и развитие рассматриваются как приобретение привычек в результате подкрепления и подражания. Интерпретация психопатоло гии с позиции теории «стимул-реакция» наибольшее значение при дает роли конфликта «приближение—избегание» и побудительным стимулам (драйвам) тревоги. Как и при других подходах к научению, считается, что основные принципы научения адекватно объясняют патологическое поведение. 10. Подходы к научению различаются своими специфическими особен ностями. Тем не менее, выступая единым фронтом как одно направ ление, они противостоят традиционным теориям личности, подчер кивая роль общих законов научения, а также специфичность поведе ния в зависимости от ситуации. 11. Все подходы, связанные с научением, роднит приверженность экс периментальному исследованию, и в целом они представляют собой теории, открытые для изменения и развития. К достоинствам теорий можно отнести также признание важной роли среды и прагматичес кий подход к терапии, который способствовал созданию новых мето дов изменения поведения. В то же время эти подходы склонны упро щать личность и пренебрегать важными личностными феноменами. Кроме того, единой унифицированной теории научения пока не су ществует, а утверждения о высокой эффективности терапии еще надо доказать. КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ: теория личных конструктов, разработанная Джорджем А. Келли Date: 2015-05-09; view: 621; Нарушение авторских прав |