Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конфликт и защита





По Фрейду, вся психопатология связана с желанием удовлетворить инстинкты, которые зафиксировались на более ранних стадиях развития. Таким образом, в патологических случаях индивид все еще стремится получить сексуальное или агрессивное удовлетворение в детских формах. Тем не менее из-за возможной связи патологии с прошлой травмой выражение этого желания может означать угрозу Я и вести к переживанию тревоги. В результате создается конфликтная ситуация, в которой одни и те же действия ассоциируются и с удовольствием, и с болью. Например, человек может стремиться к зависимости от других, но боится, что, если это удастся, он или она окажутся подвержены риску фрустрации и утраты (т.е. боли). Еще один пример этого — желание позволить себе сексуальное удовольствие, которое (желание) блокируется переживаниями чувства вины и страха перед наказанием или оскорблением. Третий пример этого — конфликт между желанием отомстить тем, кто наделен властью (аналог родительских фигур), и страхом, что эти фигуры в свою очередь отомстят им насилием и разрушением. В любом случае мы имеем дело с конфликтом между желанием и тревогой. Результат в подобной ситуации, как правило, таков: индивид не может сказать «нет», не может проявлять настойчивость и так или иначе чувствует себя несчастным и несвободным (табл. 4.2).

Как отмечалось выше, важнейшим элементом конфликта является тревога. Чтобы снизить болезненное чувство тревоги, приводятся в действие защитные механизмы, которые обсуждались в главе 3. Так, например, человек может от­рицать свои агрессивные чувства или проецировать их на других. Короче говоря, в случае патологии мы имеем конфликт между влечением или желанием (инстинктом) и ощущением опасности (тревогой), которая грозит субъекту в случае, если желание будет выражено (реализовано). Чтобы защититься от этого и предотвратить появление тревоги, используются защитные механизмы. На языке структуры личности, невроз есть результат конфликта между Оно и Я. На языке личностных процессов, стремление инстинкта реализовать себя за­пускает процесс возникновения тревоги, а это в свою очередь приводит к вступ­лению в действие защитных механизмов.

Во многих случаях конфликт между Оно и Я, между инстинктом и защитой приводит к развитию симптома. Симптомы — такие, как тики, психологические параличи или навязчивые действия, представляют собой искаженное вы­ражение подавленного побуждения. Значение симптома, природа опасного ин­стинкта и сущность защиты — все остается неосознанным. Например, мать мо­жет быть поглощена навязчивым страхом за ребенка. За этим страхом может скрываться гнев на собственного ребенка и тревога за тот вред, который этот гнев может ему причинить. Симптом навязчивости выражает как переживания матери, связанные с тем, что она могла бы причинить вред (вплоть до телесных повреждений) своему ребенку, так и ее защиту от этих переживаний в виде



Глава 4. Психодинамическая теория


Таблица 4.2. Психоаналитическая теория психопатологии

Примеры конфликтов Действие защитных механизмов

ЖЕЛАНИЕ ТРЕВОГА ЗАЩИТА

Мне хотелось бы иметь сек- Так чувствовать — это нехо- Отрицание всякого сексуаль-
суальные отношения с ро шо, стыдно, за это нака- ного поведения, навязчивое
этим человеком. зывают. внимание к сексуальному

поведению других людей.

Мне хотелось бы изничто- Если я буду проявлять свою Отрицание желания или стра-
жить всех, кто заставляет враждебность, они мне ото- ха: «Я никогда не испыты-
меня чувствовать свою не- мстят и реально причинят ваю злости», «Я никогда не
полноценность. мне боль. боюсь никого и ничего».

Мне хотелось бы иметь бо- Если я это сделаю, они пода- Чрезмерная независимость
лее тесные отношения с вят меня своей опекой или в и избегание близких отно-
людьми, чтобы они корми- какой-то момент меня бросят, шений с людьми либо флук-
ли меня и заботились обо туации поведения: то при-

мне. ближение, то отталкивание.

Навязчивая потребность за­ботиться о других.

навязчивой озабоченности благополучием ребенка. Возьмем другой пример — навязчивый ритуал мытья рук, когда человек чувствует непреодолимое побуж­дение постоянно мыть руки. Этот симптом может выражать одновременно и желание быть грязным или делать «грязные» вещи, и защиту от этого желания в виде навязчивой чистоплотности. В обоих приведенных случаях человек не осознает ни желания, ни защиты и обеспокоен только симптомом. Многие люди не страдают от именно таких проблем или симптомов, но аналитики, тем не менее, считают, что все психологические проблемы могут быть истолкованы по описанной схеме.


Итак, согласно психоаналитической теории психопатологии, в развитии личности встречаются задержки, связанные с конфликтами между желаниями и тревогой, или страхом. Желания и страхи, которые были характерны для определенного временного периода в детстве, переносятся в отрочество и зре­лость. С помощью защитных механизмов человек пытается справиться с трево­гой, которая является болезненной составляющей конфликта. Однако, если конфликт становится слишком сильным, использование защитных механиз­мов может привести к развитию невротических симптомов или к характерному для психозов уходу от реальности. Симптомы выражают бессознательный кон­фликт между желанием (или влечением) и тревогой. В каждом случае патоло­гического поведения наличествует бессознательный конфликт между желанием и страхом, который восходит к более раннему периоду в детстве. Итак, у нас, взрослых, частично сохраняются детские модели поведения, которые во время стресса и при некоторых других обстоятельствах могут стать более активными и причинять беспокойство.


Клиническое применение



АКТУАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

ПОДАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЗДОРОВЬЕ


Более пятидесяти лет назад пси­хоаналитики предположили, что су­ществует связь между личностной динамикой и здоровьем, в частности связь определенных конфликтов с конкретными соматическими нару­шениями. С развитием психосомати­ческой медицины любое нарушение стало рассматриваться как результат особого эмоционального состояния. Например, язва желудка, получившая прозвище «Уолл-Стритовский жи­вот», считалась результатом бессоз­нательного страстного желания любви и зависимости, от которого человек защищался с помощью активного, продуктивного и агрессивного обра­за жизни. Гипертония, как предпола­галось, присуща тем индивидам, ко­торые проявляют мягкость и благо­родство в поведении, но кипят от гнева и раздражения внутри.

Увлечение этим направлением прошло, потому что отношения меж-


ду психологическими факторами и соматическими болезнями оказа­лись гораздо более сложными, чем предполагалось сначала. В настоящее время, хотя и в иных формах, воз­вращается интерес к некоторым ста­рым психоаналитическим представле­ниям. В частности, есть доказательства того, что длительное подавление эмо­ций может весьма пагубно сказаться на здоровье человека. Например, оно может сыграть негативную роль в раз­витии рака, язвы и сердечных забо­леваний. И напротив, открытое вы­ражение или отсутствие сдерживания эмоций может быть активным, адап­тивным способом справляться с труд­ностями, который снижает риск за­болеваний и служит хорошим пред­знаменованием для выздоровления в случае развития какой-либо болезни.

Источники: Jensen, 1987; Levy, 1984; Pennebaker, 1985, 1990; Temoshok, 1985, 1991.


Изменение поведения

Как происходит изменение поведения? Если у человека сложился паттерн поведения, определенный образ мышления и реагирования на разные ситуации, то за счет чего личность может измениться? Согласно психоаналитической теории личностного роста, существует нормальный путь развития личности, который имеет место благодаря оптимальному уровню фрустрации. Когда фрустраций становится слишком много или слишком мало, личность перестает развиваться нормально и фиксируется на данной стадии развития. Когда это происходит, индивид начинает повторять усвоенные паттерны поведения неза-



Глава 4. Психодинамическая теория


висимо от изменений в ситуации. Если возник подобный невротический сбой, то как можно прорвать этот замкнутый круг и продвинуться вперед?







Date: 2015-05-09; view: 589; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию