Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пример применения проективных тестов в научном исследовании и оценка их возможностей
Проективные тесты используются в самых разнообразных исследованиях, как связанных с психоанализом, так и далеких от него. В качестве примера, демонстрирующего применение проективных тестов и психодинамический подход, может служить исследование комедиантов, клоунов и актеров (Fisher & Fisher, 1981). Цель этого исследования — понять происхождение, мотивацию и личностные особенности тех, кто заставляет людей смеяться, в сравнении с обычными актерами, которые просто развлекают людей, играя роли в театральных представлениях. Профессиональных клоунов, комедиантов и обычных актеров интервьюировали и тестировали по Роршаху и ТАТу. Что может добавить подобное исследование к пониманию комедиантов и клоунов? Во-первых, обнаружилось, что они были смешными и забавными еще в детстве, особенно в школьные годы, несмотря на то что родители не очень-то поддерживали их достижения на комическом поприще. Во-вторых, как оказалось, не один, а сразу несколько мотивов сыграли свою роль в их решении стать комедиантами. Судя по данным исследования, в числе мотивов были следующие: 1. Власть. Возможность управлять аудиторией и заставлять людей сме яться. 2. Озабоченность борьбой добра и зла и представление о себе как о носи теле добра. «Мы предположили бы, что для комедиантов главный мотив стремления рассмешить состоит в том, чтобы доказать, что сами они не являются дурными или противными людьми. Их навязчи во преследует желание отстаивать свою добродетельность» (р. 69). 3. Маскировка и отрицание. Юмор используется, чтобы убежать от труд ностей, как экран, за которым можно спрятаться, когда возникает чувство стыда или неполноценности. 4. Анархия. Комедианты преуменьшают значение общепринятых норм, все подвергают осмеянию, для них нет ничего святого. Клиническое применение Давайте рассмотрим, как с помощью данных теста Роршаха можно проиллюстрировать наличие двух мотивов из четырех. Первый мотив касается озабоченности противопоставлением «плохой—хороший» или «добродетель—зло». Было подсчитано, насколько часто подобные темы упоминались в ответах испытуемых. Выбирались ответы, которые прямо относились к дихотомии плохой—хороший (например, плохой человек, благородный облик), ответы, которые были связаны с религиозной тематикой (например, церковь, ангел, дьявол, небеса, чистилище), и ответы, в которых упоминались персоны, часто связанные с проблемами добра и зла (например, полицейский офицер, преступник, судья, грешник). Оказалось, что в ответах 35 комедиантов и клоунов темы, связанные с проблемой добра и зла, встречаются гораздо чаще, чем в ответах 35 актеров-некомедиантов. Второй мотив касается маскировки и отрицания. Оказывается, во многих ответах по тесту Роршаха встречается отрицание того, что вещи, которые кажутся плохими или угрожающими, таковыми на самом деле и являются. Для примера приведем следующие ответы: «Лица. Выглядят злыми... Зло не слишком злое. Притворяется». «Мефистофель... очаровательный характер». «Тиф. Милый тигр». «Монстр... Он симпатичный». «Человек-волк... Его не понимают... Люди боятся. Если подойти к нему и заговорить, он очень порядочный, славный». «Два дьявола. Забавные дьяволы. Не надо принимать всерьез». При анализе ответов комиков по тесту Роршаха обнаружилось, что в них встречалось гораздо больше таких «не плохих» образов, чем в ответах актеров. Кроме того, у комиков в описаниях чернильных пятен значительно чаще, чем у актеров, попадалась и тема маскировки (слова «тайное укрытие», «маска», «маскировка», «магия», «фокусы»). И наконец, последнее, что надо отметить в данном исследовании, это повышенное внимание клоунов и комедиантов к определенным частям своего тела или к своей персоне в целом. Вспомним, например, шутки Джимми Дуранта (Jimmy Durante) по поводу его носа. Или обратимся к фильмам с участием комического актера Марти Фелдмана (Marty Feldman), фирменным знаком которого были его выпученные глаза. Вот что он сам говорит о своей внешности: «Это трагедия всей моей жизни. Если бы я хотел стать Робертом Редфордом (Robert Redford), я прооперировал бы глаза, выпрямил бы нос и закончил бы как любой паршивый актер второстепенной ролью в сериале "Коджак"*, а так, оставаясь самим собой, я постоянно щекочу нервы, я новинка, я сенсация» (The New York Times, December 4, 1982). Короче говоря, комедия рассматривается комедиантами как способ преодолеть чувство собственной неполноценности. Анализ данного исследования позволяет нам глубже понять достоинства и недостатки подобных исследований и самих проективных тестов. Как и другие проективные тесты, тест Роршаха — замечательный инструмент, если нужно уловить мимолетный проблеск фантазии или сложность внутренней организации отдельного индивида. Однако возникают огромные трудности в проверке теоретических гипотез или в установлении надежности и валидное™ самого теста. Те, кто работает с проективными техниками, постоянно подчеркивают, * «Kojak» — популярный в 70-е годы в Америке телесериал, главный герой которого — лысый детектив по имени Коджак. (Примеч. пер.) Глава 4. Психодинамическая теория что только эти тесты могут охватить все богатство личности. Неопределенные стимулы вызывают индивидуальные, идиосинкразические реакции. Тест Рор-шаха иногда сравнивают с психологическим микроскопом или рентгеновскими лучами, способными проникать в глубины личности. Данные других тестов на этом фоне кажутся тривиальными и отрывочными. В то же время подобное стремление дать многомерную картину целостной личности создает проблемы для проведения строгих эмпирических исследований. Так, очень трудно определить степень надежности и валидности теста Роршаха, да и других проективных тестов. Здесь мы снова сталкиваемся с противоречием между богатством психодинамических, клинических данных и строгими научными требованиями к систематическому исследованию. Это противоречие будет оставаться с нами и тогда, когда мы перейдем к психоаналитической трактовке психопатологии и личностного изменения. Date: 2015-05-09; view: 539; Нарушение авторских прав |