Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тест чернильных пятен Роршаха





Тест чернильных пятен Роршаха был разработан Германом Роршахом (Hermann Rorschach), швейцарским психиатром. Хотя чернильные пятна ис­пользовались и до него, Роршах первым по достоинству оценил потенциаль­ные возможности реакций человека на эти пятна для изучения его личности. Роршах капал чернила на бумагу и складывал ее пополам так, чтобы получались симметричные, но совершенно неопределенные фигуры. Эти пятна показывали находящимся на лечении в больнице пациентам. Путем проб и ошибок подбирались пятна, конфигурация которых по-разному трактовалась группами пациентов с разными психиатрическими диагнозами, в то время как пятна, конфигурация которых воспринималась одинаково, отбрасывались. Роршах эк­спериментировал с тысячами пятен и в конце концов остановился на 10.

Роршах был хорошо знаком с работами Фрейда, понятием бессознательного и динамической теорией личности. Его тест, безусловно, был создан под влиянием этих представлений. Роршах считал, что данные теста чернильных пятен улучшат понимание бессознательного и будут полезны для психоанали­тической теории. Он сам активно использовал теорию психоанализа в интер­претациях ответов пациентов.

Тест Роршаха состоит из 10 карточек, содержащих чернильные пятна. Пока­зывая карточки, экспериментатор пытается помочь испытуемым расслабиться и чувствовать себя комфортно, давая им в то же время необходимую информа­цию для успешного выполнения задания. Так, тест представляется как «просто один из многих способов, используемых в наши дни для лучшего понимания людей», и экспериментатор старается не давать лишней информации: «Лучше не знать заранее о процедуре, пока вы не пройдете через нее». Испытуемых просят посмотреть на каждую карточку и рассказать о том, что они видят, обо всем, что, по их мнению, может быть на карточке. Пациенты вольны выбирать, что они видят, где они это видят и почему они видят именно это. Все ответы записываются в тестовых протоколах.

Приступая к интерпретации теста Роршаха, специалист особенно интере­суется тем, как формировался ответ, или образ, каковы причины данного ответа и его содержание. Основная гипотеза заключается в том, что способ, которым индивид формирует свое восприятие теста, связан с тем общим способом, которым он организует и структурирует стимулы в окружающем его мире. Об-


Клиническое применение



Тест чернильных пятен Роршаха. Психолог, интерпретирующий ответы, пред­полагает, что личность испытуемого проецируется на неструктурированные стимулы, в частности на чернильные пятна. Рисунок Росса (Ross).

© 1974, The New Yorker Magazine, Inc.

разы, которые адекватно соответствуют структуре чернильного пятна, означают хороший уровень психологического функционирования, хорошую согласо­ванность с реальностью. Вместе с тем информационно бедные ответы, которые не соответствуют структуре пятна, свидетельствуют о нереалистических фанта­зиях или неадекватном поведении. Содержание ответов испытуемых (видят ли они в основном одушевленные или неодушевленные предметы, людей или жи­вотных, несут ли в себе ответы любовь или ненависть) в значительной степени определяет интерпретацию личности испытуемого. Сравните, например, ин­терпретации, которые можно было бы сделать по двум наборам ответов, в од­ном из которых постоянно присутствуют животные, дерущиеся друг с другом, а в другом — человеческие существа, которые делятся друг с другом и сотруд­ничают в совместной деятельности.

Кроме того, содержание может быть истолковано и в символическом плане. Взрыв может символизировать вспышку ненависти, свинья — тенденцию к об­жорству, лиса — тенденцию к хитрости и агрессии, пауки, ведьмы, осьминоги — негативный образ доминантной матери, гориллы и гиганты — негативное отно­шение к доминантному отцу, а страус — попытку спрятаться от конфликтов (Schafer, 1954). На рис. 4.1 приведены примеры двух стимулов и реакции на них.

Важно понимать, что тест Роршаха интерпретируется не на основе одного отдельно взятого ответа, а на основе всей совокупности ответов, вместе взятых. Тем не менее каждый ответ используется, чтобы выдвинуть какие-то гипотезы или возможные интерпретации, касающиеся характеристик данной личности. Такие гипотезы сопоставляются с интерпретациями других ответов, с общим паттерном ответов по всему тесту, с наблюдениями за поведением пациента во время выполнения теста. Что касается поведения, экспериментатор старается отмечать все необычные черточки и использует свои наблюдения как источник данных для последующей интерпретации. Так, например, испытуемого, кото-



Глава 4. Психодинамическая теория



Реакция: «Два медведя касаются друг друга ла­пами, играя в ладушки, или, может быть, они дерутся, и красное пятно — это кровь, пролитая в драке».







Date: 2015-05-09; view: 715; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию