Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психодиагностика: проективные тесты
Хотя психоаналитическая теория может использовать самые различные личностные тесты, проективные тесты связаны с теорией теснее всего. Проективные тесты содержат относительно неопределенные стимулы, на которые испытуемый волен реагировать, как хочет, и при этом он практически не может догадаться, как экспериментатор проинтерпретирует его ответы. Термин «про-екция» был впервые использован по отношению к методам психодиагностики Генри Мюрреем (Henry A. Murray) в 1938 г., но важность проективных тестов была наиболее четко показана Л.К. Франком (L.K. Frank) в 1939 г. Франк возражал против использования стандартизованных тестов, которые, как он считал, классифицируют людей, но мало говорят об их индивидуальности. Он ратовал за применение тестов, которые давали бы возможность заглянуть во внутренний мир человека, мир значений и чувств. Такие тесты позволяли бы индивиду привнести в стимульный материал структуру и организацию, которых изначально в нем не было, и выражали бы тем самым динамическую концепцию личности. В этом разделе мы рассмотрим два проективных теста: Тест чернильных пятен Роршаха и Тест тематической апперцепции (ТАТ*). Оба они неструктурированы, т.е. позволяют испытуемому реагировать в собственной уникальной манере. Это тесты с хорошо замаскированными целями, которые испытуемые, как правило, не осознают; они не догадываются ни о целях, ни о том, какую именно интерпретацию получат их индивидуальные ответы. Теория психоанализа связана с проективными тестами по следующим позициям: 1. Теория психоанализа подчеркивает индивидуальные различия и слож ную организацию функционирования личности. Личность рассматри вается как процесс, посредством которого индивид организует и струк турирует внешние стимулы в окружающей среде. Проективные тесты позволяют испытуемым отвечать совершенно свободно и по содержа нию, и по форме. 2. Психоаналитическая теория подчеркивает важную роль бессознатель ного и защитных механизмов; в проективных тестах инструкции и сами стимулы содержат очень мало указаний, каким образом надо отвечать; и цели теста, и интерпретации ответов скрыты от испытуемого. * В данном переводе сохраняется привычная англоязычная аббревиатура — ТАТ, поскольку она соответствует начальным буквам русских слов, входящих в название «Тест тематической ап-
хотя и расположенных в ином порядке. (Примеч. пер.) Глава 4. Психодинамическая теория 3. Психоаналитическая теория подчеркивает холистское понимание личности, обращая внимание на взаимодействие между частями, в отличие от интерпретации поведения как выражения отдельных частей или характеристик личности. Проективные тесты в целом тоже приводят к холистской интерпретации, основанной на паттернах ответов и на взаимосвязи между ними, а не на интерпретации каждого отдельного ответа, выражающего конкретную отдельную характеристику. Обсудив некоторые общие взаимосвязи психоаналитической теории и проективных тестов, рассмотрим теперь два этих теста более подробно. Date: 2015-05-09; view: 507; Нарушение авторских прав |