Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Иллюстрация № 2
Рис. 4.1. Примеры взяты из Теста чернильных пятен Роршаха. Образцы пятен воспроизводятся здесь по набору карт Роршаха. Реальные карточки с пятнами имеют цвет. рый все время просит о том, чтобы его направляли, можно интерпретировать как зависимого. Испытуемого, который кажется напряженным, задает вопросы в осторожной форме и разглядывает оборотные стороны карт, можно интерпретировать как подозрительного, а возможно, и параноидального. Тест тематической апперцепции (ТАТ) Вероятно, самое большое распространение получил тест, разработанный Генри Мюрреем и Кристиной Морган (Christina Morgan), — тест, который получил название «Тест тематической апперцепции» (ТАТ). Тест состоит из фотографий, на которых изображены какие-то сцены. Большинство карточек показывают одного или двух человек в какой-то важной жизненной ситуации, хотя есть несколько карточек с более абстрактными изображениями. Испытуемого просят сочинить рассказ по каждой сцене, которую он видит на карточке, включая описание того, что происходит в данный момент, мысли и чувства участников сцены, то, что привело к данной сцене, и возможные последствия. Так Клиническое применение Иллюстрация 1. «Это изображение женщины, которая всю жизнь была очень подозрительной, молчаливо таящейся в себе. Она смотрит в зеркало и видит позади себя отражение той, какой она станет в старости — все такой же подозрительной и затаенной. Она не может вынести мысли, что это то, к чему жизнь постепенно приведет ее, и она разбивает зеркало, и выбегает из дома с криком, и сходит с ума, и живет в лечебнице всю оставшуюся жизнь». Иллюстрация 2. «Эта женщина всегда подчеркивала красоту в своей жизни. Когда она была маленькой девочкой, ее превозносили за красоту, а молодой женщиной она была способна привлечь своей красотой множество мужчин. Хотя она часто испытывала чувство тревоги и неуверенности в себе, ее внешняя красота помогала скрывать эти чувства от мира и иногда от самой себя. Теперь, когда прошли годы и ее дети покинули дом, она беспокоится о будущем. Она смотрит в зеркало и воображает себя в виде старой карги — худшее из того, кем она может стать, задумывается о том, что будущее готовит ей. Это трудное и тягостное время для нее». Рис. 4.2. Пример карты из Теста тематической апперцепции и реакций на нее. как сцены часто неопределенны и допускают множество истолкований, то при сочинении историй они дают достаточно простора для выражения индивидуальности. Тест базируется на хорошо известном факте: когда человек интерпретирует неопределенную социальную ситуацию, он склонен в одинаковой мере раскрывать и явление, о котором размышляет, и свою собственную личность (Murray, 1938, р. 530). Некоторые карточки ТАТ предъявляются и мужчинам, и женщинам, другие — представителям только одного пола. Примеры ответов на карточку ТАТ, данных двумя разными людьми, представлены на рис. 4.2. Эта карточка, предъявляемая только женщинам, описана Мюрреем как «Портрет молодой женщины. На заднем плане — странная старая женщина в платке, с лицом, искаженным эмоциональной гримасой». В ответах на вопрос о том, что изображено на этой карточке, общей темой оказываются истории о разочаровании в ком-то из родителей, о давлении со стороны родителей и о печальных мыслях о прошлом. Кроме того, екоторым женщинам кажется, что на карточке изображена молодая женщина в момент, когда ее посещает видение: либо это видение дурных сторон ее Я, либо видение ее собственного облика в старости (Holt, 1978). Истоки теста явно связаны с психодинамическими представлениями. По Мюррею (Murray, 1938), ТАТ обычно используется, чтобы вскрыть бессознательные и подавленные тенденции. Предполагается, что испытуемые не осознают, что на самом деле ведут речь о себе, и поэтому их защитные механизмы могут быть обойдены. «Если бы эта процедура выявляла только осознаваемые Глава 4. Психодинамическая теория фантазии и воспоминания, то и тогда она была бы достаточно полезной, но она делает больше. Она дает в руки экспериментатора блестящие подсказки к разгадке бессознательных тематических конструкций!» (р. 534). Ответы испытуемых по ТАТ можно обработать и систематически оценить в соответствии со схемой, разработанной Мюрреем, либо их можно интерпретировать в более «импрессионистском» плане. Этот тест применяется как в клинической практике, так и в экспериментальных исследованиях мотивации. ТАТ предполагает тесную связь между высказанными фантазиями (истории по картинкам ТАТ) и скрытой мотивацией, а также между фантазиями и поведением. Попытки проверить эти предположения привели к двоякому результату. Фантазия может сопровождать проявление мотива в реальном поведении, а может и замещать его. Так, например, человек с сильным мотивом агрессии выражает свою враждебность и в фантазиях (ТАТ), и в поведении; но человек может воплотить свой мотив в фантазиях и не дать ему выплеснуться в наблюдаемом поведении. Date: 2015-05-09; view: 541; Нарушение авторских прав |