Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иллюстрация № 2





Рис. 4.1. Примеры взяты из Теста чернильных пятен Роршаха. Образцы пятен воспро­изводятся здесь по набору карт Роршаха. Реальные карточки с пятнами имеют цвет.

рый все время просит о том, чтобы его направляли, можно интерпретировать как зависимого. Испытуемого, который кажется напряженным, задает вопросы в осторожной форме и разглядывает оборотные стороны карт, можно интер­претировать как подозрительного, а возможно, и параноидального.

Тест тематической апперцепции (ТАТ)

Вероятно, самое большое распространение получил тест, разработанный Генри Мюрреем и Кристиной Морган (Christina Morgan), — тест, который по­лучил название «Тест тематической апперцепции» (ТАТ). Тест состоит из фото­графий, на которых изображены какие-то сцены. Большинство карточек пока­зывают одного или двух человек в какой-то важной жизненной ситуации, хотя есть несколько карточек с более абстрактными изображениями. Испытуемого просят сочинить рассказ по каждой сцене, которую он видит на карточке, включая описание того, что происходит в данный момент, мысли и чувства участников сцены, то, что привело к данной сцене, и возможные последствия. Так


Клиническое применение




Иллюстрация 1. «Это изображение женщины, которая всю жизнь была очень подозрительной, мол­чаливо таящейся в себе. Она смотрит в зеркало и видит позади себя отражение той, какой она станет в старости — все такой же подозрительной и зата­енной. Она не может вынести мысли, что это то, к чему жизнь постепенно приведет ее, и она разби­вает зеркало, и выбегает из дома с криком, и сходит с ума, и живет в лечебнице всю оставшуюся жизнь».

Иллюстрация 2. «Эта женщина всегда подчер­кивала красоту в своей жизни. Когда она была ма­ленькой девочкой, ее превозносили за красоту, а молодой женщиной она была способна привлечь своей красотой множество мужчин. Хотя она часто испытывала чувство тревоги и неуверенности в себе, ее внешняя красота помогала скрывать эти чувства от мира и иногда от самой себя. Теперь, когда про­шли годы и ее дети покинули дом, она беспокоится о будущем. Она смотрит в зеркало и воображает себя в виде старой карги — худшее из того, кем она может стать, задумывается о том, что будущее готовит ей. Это трудное и тягостное время для нее».


Рис. 4.2. Пример карты из Теста тематической апперцепции и реакций на нее.

как сцены часто неопределенны и допускают множество истолкований, то при сочинении историй они дают достаточно простора для выражения индивиду­альности. Тест базируется на хорошо известном факте: когда человек интерпре­тирует неопределенную социальную ситуацию, он склонен в одинаковой мере раскрывать и явление, о котором размышляет, и свою собственную личность (Murray, 1938, р. 530).

Некоторые карточки ТАТ предъявляются и мужчинам, и женщинам, другие — представителям только одного пола. Примеры ответов на карточку ТАТ, данных двумя разными людьми, представлены на рис. 4.2. Эта карточка, предъяв­ляемая только женщинам, описана Мюрреем как «Портрет молодой женщины. На заднем плане — странная старая женщина в платке, с лицом, искаженным эмоциональной гримасой». В ответах на вопрос о том, что изображено на этой карточке, общей темой оказываются истории о разочаровании в ком-то из ро­дителей, о давлении со стороны родителей и о печальных мыслях о прошлом. Кроме того, екоторым женщинам кажется, что на карточке изображена молодая женщина в момент, когда ее посещает видение: либо это видение дурных сторон ее Я, либо видение ее собственного облика в старости (Holt, 1978).

Истоки теста явно связаны с психодинамическими представлениями. По Мюррею (Murray, 1938), ТАТ обычно используется, чтобы вскрыть бессозна­тельные и подавленные тенденции. Предполагается, что испытуемые не осоз­нают, что на самом деле ведут речь о себе, и поэтому их защитные механизмы могут быть обойдены. «Если бы эта процедура выявляла только осознаваемые



Глава 4. Психодинамическая теория


фантазии и воспоминания, то и тогда она была бы достаточно полезной, но она делает больше. Она дает в руки экспериментатора блестящие подсказки к разгадке бессознательных тематических конструкций!» (р. 534).

Ответы испытуемых по ТАТ можно обработать и систематически оценить в соответствии со схемой, разработанной Мюрреем, либо их можно интерпре­тировать в более «импрессионистском» плане. Этот тест применяется как в клинической практике, так и в экспериментальных исследованиях мотивации. ТАТ предполагает тесную связь между высказанными фантазиями (истории по картинкам ТАТ) и скрытой мотивацией, а также между фантазиями и поведе­нием. Попытки проверить эти предположения привели к двоякому результату. Фантазия может сопровождать проявление мотива в реальном поведении, а может и замещать его. Так, например, человек с сильным мотивом агрессии выражает свою враждебность и в фантазиях (ТАТ), и в поведении; но человек может воплотить свой мотив в фантазиях и не дать ему выплеснуться в наблю­даемом поведении.







Date: 2015-05-09; view: 541; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию