Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Терапевтический процесс: перенос
Таким образом, психоанализ рассматривается как процесс научения, в результате которого индивид возобновляет и доводит до конца процесс развития, который был прерван неврозом. Основной принцип, который реализуется в данном процессе, заключается в том, чтобы вновь вернуть пациента, но только при более благоприятных обстоятельствах, в те эмоциональные ситуации, с которыми невозможно было справиться в прошлом. На подобный возврат к прошлому сильное влияние оказывают отношения переноса, или трансфера, и развитие трансферного невроза. Термин перенос (transference) относится к развитию у пациента определенного отношения к своему аналитику: оно формируется на основе ранее сложившегося отношения к родительским фигурам. Если понимать перенос как искажение реальности, основанное на прошлом опыте, то он постоянно присутствует и в повседневной жизни, и во всех видах психотерапии. Например, имеются экспериментальные подтверждения того, что у людей есть ассоциирующиеся с эмоциями психические образы, сформировавшиеся в результате межличностных отношений в раннем возрасте. Эти эмоционально окрашенные психические образы влияют на то, каким образом мы будем воспринимать других людей и реагировать на них. Часто это влияние осуществляется автоматически, бессознательно (Andersen & Baum, 1994; Andersen, Glassman, Chen & Cole, 1995). Выражая перенесенное эмоциональное отношение к своему аналитику (т.е. осуществляя трансфер), пациент воспроизводит в терапии свои взаимоотношения с людьми, сложившиеся в течение жизни, а также свои прошлые взаимоотношения со значимыми фигурами. Например, если пациенты считают, что тот факт, что аналитик записывает их слова, может привести к их эксплуатации со стороны аналитика, то тем самым они скорее всего выражают установки, которые сложились у них по отношению к другим людям — к тем, с которыми они повседневно встречаются, и к значимым фигурам из прошлого. В своих свободных ассоциациях индивиды орального типа могут беспокоиться, дают ли они достаточно «пищи», чтобы «насытить» аналитика, и достаточно ли аналитик дает им взамен; индивиды с анальным характером будут беспокоиться о том, кто контролирует ситуацию во время сеансов; индивиды с фаллическим характером могут быть обеспокоены тем, кто выиграет в конкурентной борьбе. Подобные установки, составляющие часть бессознательного существования пациента в повседневной жизни, выходят на свет в процессе психоанализа. Глава 4. Психодинамическая теория Хотя перенос — всего лишь часть многообразных форм терапии и возникающих в ее процессе взаимоотношений, психоанализ отличается тем, что активно использует его как движущую силу в изменении поведения. Множество формальных характеристик психоаналитической ситуации подобраны так, чтобы стимулировать развитие переноса. То, что пациент лежит на кушетке, помогает развитию отношений зависимости. Режим частых встреч (до пяти-шести раз в неделю) усиливает эмоциональную значимость аналитических взаимоотношений в повседневной жизни пациента. И наконец, тот факт, что пациенты привязываются к своим психоаналитикам, мало что зная о них как о людях, означает, что их реакции почти полностью определяются их невротическими конфликтами. Аналитик служит зеркалом или пустым экраном, на который индивид проецирует свои желания и тревоги. Провоцирование переноса или создание обстановки, которая позволяла бы его развить, часто приводит к возникновению трансферного невроза. Именно тогда пациент разыгрывает по полной схеме все свои старые конфликты. Пациенты наделяют свои отношения с аналитиком желаниями и тревогами прошлого. Цель уже видится не в том, чтобы выздороветь, а в том, чтобы получить от аналитика то, без чего они вынуждены были обходиться в детстве. Вместо того чтобы искать выход из конкурентных отношений, они могут желать кастрации аналитика; вместо того чтобы стремиться стать более независимыми от других, они могут стремиться к тому, чтобы заставить аналитика удовлетворить их потребность в зависимости. Тот факт, что эти установки развиваются внутри психоаналитического процесса, позволяет и пациентам, и их аналитикам увидеть и понять инстинктивные и защитные компоненты исходных детских конфликтов. Так как пациент вносит в ситуацию нешуточные эмоции, углубление ее понимания также является эмоционально значимым. Изменение происходит, когда наступает инсайт, когда пациент начинает понимать как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровне природу своего конфликта и чувствовать себя достаточно свободным, чтобы удовлетворять свои инстинкты продуктивным, бесконфликтным способом в рамках нового восприятия себя и мира. В то время как чувство вины и тревога мешали в прошлом развитию личности, аналитическая ситуация позволяет индивиду по-новому среагировать на старые конфликты. Почему реакция на этот раз будет иной? В основном благодаря трем психотерапевтическим факторам. Во-первых, в анализе конфликт не такой интенсивный, как это было в исходной ситуации. Во-вторых, аналитик относится к пациенту не так, как относились его родители. И, наконец, в-третьих, пациенты к моменту анализа стали старше и взрослее, они теперь способны использовать те стороны своего Я, которые достигли достаточного развития, чтобы справиться с теми сторонами своего функционирования, которые остались неразвитыми. Эти три фактора, обеспечивая возможность переучивания, создают базис для того, что Александер и Френч (Alexander, French, 1946) назвали «корректирующим эмоциональным опытом». Психоаналитическая теория полагает, что благодаря проникновению внутрь старых конфликтов, благодаря пониманию своего желания удовлетворять потребность инфантильным способом и в то же время благодаря осознанию своих потенциальных возмож- Анализ конкретного случая: Маленький Ганс ностей удовлетворить ее зрелым способом, а также благодаря пониманию застарелых тревог и осознанию того, что они никак не связаны с текущей реальностью, пациенты могут достичь максимально полного удовлетворения инстинктов, ограниченного только реальностью и собственными моральными убеждениями Date: 2015-05-09; view: 545; Нарушение авторских прав |