![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Важность раннего опыта
Приверженцы психоаналитической теории подчеркивают особую значимость событий раннего периода жизни для последующего развития личности. Другие же психологи считают, что на всем жизненном пути человека сохраняется гораздо более высокий потенциал изменчивости. Вопрос этот сложен, превалирующие точки зрения время от времени меняются, и консенсус до сих пор не достигнут (Caspi & Bern, 1990). Сложность этой проблемы можно проиллюстрировать на примере двух исследований. Первое, проведенное психоаналитиком Гаэнсбауэром (Gaensbauer, Глава 3. Психодинамическая теория 1982), было посвящено изучению аффективного развития в младенчестве. Девочка Дженни была впервые систематически обследована, когда ей было около четырех месяцев от роду. Перед этим, когда ей было три месяца, она подверглась жестокому обращению со стороны отца. В тот раз ее привезли в больницу с переломом руки и травмой черепа. Больничный персонал описывал ее как «милое дитя» — веселое, смышленое, контактное, но девочка не любила, чтобы ее прижимали к себе, держа на руках, и еще, она вся дрожала, если к ней приближался мужчина. После этой истории с насилием ее поместили в другую семью, где она получала хороший физический уход, но общение со взрослыми было сведено к минимуму. Это был слишком резкий контраст по сравнению с ее ранним опытом жизни с родной матерью, которая проводила с ней значительное время и кормила грудью по потребности. Первое систематическое обследование состоялось почти месяц спустя после помещения в приемную семью. На этот раз ее поведение полностью подпадало под диагноз депрессии: летаргическое состояние, апатия, потеря интереса, упадок сил. Систематический анализ мимики ребенка выявил пять отдельных аффектов, каждый из которых имел содержательную связь с ее уникальной историей. Печаль проявлялась, когда она находилась рядом со своей родной матерью. Страх и гнев были заметны, когда к ней приближался незнакомый человек мужского пола, но, если это была женщина, подобные эмоции не наблюдались. Веселье проявлялось короткими проблесками во время игровых сеансов. И наконец, интерес и любопытство отмечались, когда она вступала в контакт с незнакомыми женщинами. После этого обследования Дженни перевели в приемную семью, где она получила тепло и внимание. Через две недели такого обращения приемная мать снова привезла ее в больницу для дальнейшего обследования. На этот раз девочка в целом вела себя как нормальный контактный ребенок. Она не выказывала никаких признаков страдания и даже улыбалась незнакомому мужчине. По прошествии еще одного месяца жизни в этой приемной семье ее привезла в больницу для третьего обследования ее собственная родная мать. В общем, девочка была оживлена и радостна. Тем не менее, когда ее мать вышла из комнаты, она громко заплакала. Плач продолжался и после того, как мать вернулась, несмотря на все усилия успокоить ребенка. Очевидно, отделение девочки от родной матери продолжало вызывать сильную реакцию психологического страдания. В дополнение к этому у девочки часто наблюдались печаль и гнев. В возрасте восьми месяцев Дженни вернули ее родной матери, которая ушла от своего мужа и получила необходимую консультационную помощь. В возрасте 20 месяцев девочка была признана совершенно здоровой и имела замечательные отношения со своей матерью. Тем не менее реакции гнева и страдания, связанные с отделением ее от матери, продолжали сохраняться. Исходя из этих наблюдений мы можем заключить, что имеются свидетельства одновременно и преемственности и расхождения между ранним эмоциональным опытом Дженни и ее более поздними эмоциональными реакциями. В целом в возрасте 20 месяцев у нее все было хорошо и ее эмоциональные реакции были в норме. Но в то же время реакция гнева в ответ на отделение от матери и фрустрацию была очевидным звеном, связующим ее с прошлым. Психо- Психоанализ: теория личности аналитик, проводивший это исследование, предположил, что отдельные травмирующие события, возможно, менее значимы, чем повторяющиеся переживания, пусть не столь драматичные, но зато более «упорные». Другими словами, ранние годы жизни очень важны, но скорее не отдельными событиями, а целостным паттерном межличностных отношений. Второе исследование, проведенное группой специалистов по психологии развития, оценивало связь между ранними эмоциональными взаимоотношениями с матерью и возникшими впоследствии патологиями (Lewis, Feiring, McGuffog & Jaskir, 1984). В этом исследовании изучалась привязанность к матери девочек и мальчиков в годовалом возрасте. Наблюдение включало стандартную процедуру, заключающуюся в сеансе игры ребенка с матерью по специальной инструкции, за которым следовало расставание с матерью и ребенок оставался один в игровой комнате, после чего мать возвращалась и начинался второй игровой период, на этот раз по свободной программе. Поведение детей систематически фиксировалось и классифицировалось по трем категориям привязанности: избегание привязанности, уверенная привязанность и амбивалентная привязанность. Избегание и амбивалентность указывают на трудности в этой области отношений. Много позже, в возрасте шести лет, измерялась компетентность этих же детей с помощью вопросника «Профиль поведения детей», заполняемого матерями. Оценки, выставляемые матерями, сравнивались с аналогичными оценками, полученными от учителей. По результатам «Профиля поведения» дети разделялись на три группы: нормальную, группу риска и клиническую группу. Какой же была связь между характером ранней привязанности и патологией, наблюдаемой позднее? Особенно существенными являются следующие два результата, полученные в этом исследовании. Во-первых, связи были совершенно различными у девочек и у мальчиков. У мальчиков тип привязанности в возрасте одного года был значимо связан с выраженностью патологии в более позднем возрасте. Неуверенные в отношении к ним своих матерей мальчики чаще обнаруживали патологию в возрасте шести лет, чем мальчики, уверенные в отношении к ним матерей. В то же время у девочек не наблюдалось никаких связей между характером привязанности и последующей патологией. Во-вторых, авторы отмечают разницу между успешностью попыток предсказать (в перспективе) патологию, исходя из раннего опыта, и попытками объяснить (ретроспективно) последующую патологию через трудности отношений с матерью в раннем возрасте. Если начать с мальчиков, которые в шестилетнем возрасте попали в группу риска или в группу с патологическими нарушениями, то окажется, что 80% из них в годовалом возрасте имели избегающую или амбивалентную привязанность к матери, т.е. существует очень тесная статистическая связь. Вместе с тем, если взять всех мальчиков, неуверенных в позитивном отношении к ним со стороны матери (т.е. тех, чья привязанность была в годовалом возрасте классифицирована как избегающая или амбивалентная), и предсказать риск возникновения у них клинических патологий к шести годам, то прогноз подтвердится только в 40% случаев! Причина расхождения заключается в том, что мальчиков, которые были классифицированы как неуверенные в позитивном отноше- Глава 3. Психодинамическая теория нии к ним матерей, было гораздо больше, чем мальчиков, которые потом попали в группы риска или в группы детей, имеющих патологические нарушения. Таким образом, взгляд клинициста на уже имеющуюся патологию может дать четкие основания для предположения о тесных связях между патологией и затруднениями эмоциональных отношений с матерью в раннем детстве. В то же время данные прогнозирования дают намного более неясную и сложную картину и позволяют предположить наличие других важных переменных. Как признавал сам Фрейд, когда мы наблюдаем уже имеющуюся патологию, тогда слишком легко установить, как она образовалась. Но когда мы смотрим на эти явления в перспективе (т.е. из прошлого — в будущее), мы вынуждены признать разнообразие путей, по которым может идти развитие. Как уже отмечалось, проблемы, касающиеся роли раннего опыта для дальнейшего развития личности, очень сложны. Может быть, нам надо искать более дифференцированные подходы к этому вопросу, а не ответы по типу «все-или-ничего». Например, значимость раннего опыта для развития личности может зависеть от изучаемых характеристик. Может быть, некоторые личностные характеристики, однажды сформированные, оказываются более устойчивыми к изменениям, чем другие. Значимость раннего опыта может также зависеть от интенсивности определенных видов опыта, их продолжительности и других его видов, которые предшествуют и следуют за первыми. Так, например, влияние лишения материнского общения может зависеть от того, насколько серьезным и продолжительным было лишение, а также от влияния позитивного опыта как до, так и после этого лишения. И наконец, мы можем отметить явную разницу между тем, что может случиться, и тем, что случится обязательно. Психоаналитическая теория может правильно описывать возможные последствия раннего опыта, особенно те, что проявляются в разнообразных психологических нарушениях, структура которых складывается рано и сохраняется долго, но не может утверждать, что подобные последствия неизбежны. Date: 2015-05-09; view: 601; Нарушение авторских прав |