Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие процессов мышления





Психоаналитическая теория развития мышления фокусируется на переходе от первичного процесса мышления ко вторичному процессу. Первичный процесс мышления осуществляется на языке бессознательного, в котором реальность и фантазия неразличимы. Аспекты первичного мышления обнаруживаются в сно­видениях. В них события происходят одновременно в нескольких местах, харак­теристики различных людей и предметов переплетаются между собой, события быстро перемещаются назад и вперед во времени и с легкостью происходит то, чего не может происходить в состоянии бодрствования. Вторичный процесс мышления предполагает использование языка сознательного и проверку реаль­ностью. Параллельно этому процессу идет развитие Я и Сверх-Я. С развитием Я индивид дифференцируется от остального мира как самость и его поглощен­ность собой снижается.

Недавно Эпштейн (Epstein, 1994) ввел похожее типологическое различение между непосредственным и рациональным мышлением. Эти два типа мышления рассматриваются как два фундаментально различных способа познания, причем один ассоциируется с чувствами и непосредственным опытом, а другой — с интеллектом. Непосредственное мышление, как и первичное мышление, считается более ранним этапом эволюционного развития и характеризуется целостностью, конкретностью и сильным влиянием эмоций. Оно часто ис­пользуется в межличностных отношениях, будучи эмпатическим и интуитивным. Рациональное мышление, аналогичное вторичному мыслительному процессу, рассматривается как более поздний этап эволюции и определяется как более абстрактное, аналитическое и управляемое логикой и фактами. Например, ра­циональное мышление используется в решении математических задач.

Потенциальный конфликт между двумя системами мышления можно на­блюдать в эксперименте, в котором испытуемых просили выбрать одно из двух: вытаскивать призовую красную конфетку из сосуда, содержащего десять конфет, только одна из которых — красная, или из сосуда, содержащего сто конфет, восемь из которых — красные (Denes-Raj & Epstein, 1994). Зная долю красных конфет в обоих сосудах, испытуемые прекрасно понимали, что разумнее было бы выбрать сосуд с их большим процентным содержанием, т.е. тот, где была одна красная конфета из десяти. Однако, несмотря на это, многие испытуемые чувствовали, что у них больше шансов с сосудом, в котором было больше красных конфет, несмотря на более низкий процент их содержания. Этот конфликт между тем, что чувствовали испытуемые и что они понимали, выра-


Психоанализ: теория личности



жает конфликт между непосредственной и рациональной мыслительными сис­темами. По Эпштейну (1994), эти две системы функционируют параллельно и могут действовать как в согласии друг с другом, так и в конфликте. Вероятно, это и происходит в большинстве видов творческой деятельности. Кроме того, существуют индивидуальные различия по степени развития каждой системы и по возможности использовать ее в тех или иных видах деятельности.







Date: 2015-05-09; view: 561; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию