Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оно, Я и Сверх-Я





В 1923 г. Фрейд разработал более формальную структурную модель психо­анализа, в основе которой лежат понятия Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Superego), относящиеся к различным аспектам человеческой жизнедеятельности*. В соответствии с этой теорией Оно представляет собой источник всей побудительной энергии. Необходимая для человеческой жизнедеятельности

* Id (в немецком оригинале 3. Фрейда — Es), Ego (в немецком — Ich) и Superego (в немецком — Uber-Ich) переводятся в книге соответственно как Оно, Я и Сверх-Я, хотя существуют и другие переводы этих слов в виде «кальки» с английского: Ид, Эго и Супер-эго. Обратим внимание также на то, что слово Я (Ego) в психоанализе используется для обозначения одной из трех личностных подсистем (или «инстанций») и это его значение не совпадает (или не полностью совпадает) с рефлексивным Я (self), с которым мы встретимся в других теориях и теоретических подходах. (Примеч. науч. ред. и пер.)


Психоанализ: теория личности



энергия изначально присуща сексуальным и агрессивным влечениям, инстинк­там жизни и смерти, которые составляют существенную часть Оно. В своем функционировании Оно стремится к высвобождению («разрядке») возбужде­ния, напряжения и энергии. Эта подсистема действует в соответствии с прин­ципом удовольствия - ищет наслаждения и избегает боли. Действуя таким об­разом, Оно стремится к немедленной и тотальной разрядке, напоминая изба­лованного ребенка: Оно хочет то, что хочет, тогда, когда этого захочет. То есть Оно не выносит фрустраций и свободно от любых запретов, не обращает ни­какого внимания на реальность и может находить удовлетворение как в реаль­ном действии, так и в фантазиях, воображая, что уже имеет то, что хочет; воображаемое удовлетворение ничем не хуже реального; Оно вне резонов, вне логики, вне ценностей, вне морали. В итоге, Оно требовательно, импульсивно, слепо, иррационально, асоциально, эгоистично и, наконец, обожает удо­вольствия.

Полной противоположностью Оно является Сверх-Я, представляющее мо­ральную ветвь нашего существования. Сюда относятся идеалы, за которые мы боремся, и наказания (чувства вины), которых мы ожидаем, когда нарушаем свой этический код. Эта структура функционирует, чтобы контролировать по­ведение в соответствии с правилами общества, предлагая награды (чувство гор­дости, любви к себе) за «хорошее» поведение и наказания (чувства вины и неполноценности, а также самонаказание в виде так называемых несчастных случаев) за «плохое» поведение.

Сверх-Я может функционировать на очень примитивном уровне, будучи относительно неспособным считаться с реальностью и менять свои действия в зависимости от обстоятельств. В таком случае человек не в состоянии отличать мысль от действия, переживая чувство вины за дурные помыслы, даже если они не приводят к проступку. Более того, индивид ограничивает себя суждени­ями типа «все-или-ничего», «черное-или-белое» и стремится к совершенству. Чрезмерное увлечение такими словами, как хороший, плохой, приговор, суд, гово­рит о строгом Сверх-Я. Но Сверх-Я может быть также понимающим и гибким. Например, люди бывают способны прощать себя или кого-то другого, если для них очевидно, что все произошло случайно или совершено в состоянии силь­ного стресса. В ходе развития дети учатся различать столь важные тонкости и смотреть на вещи не только с позиции «все-или-ничего», «правильно-или-не-правильно», «черное-или-белое».

Третья подсистема, выделенная Фрейдом, — это Я. В то время как Оно ищет удовольствия, а Сверх-Я — совершенства, Я стремится к реальности. Функция Я заключается в том, чтобы выразить и удовлетворить желания Оно, согласовав их с реальными обстоятельствами и с требованиями Сверх-Я. В то время как Оно действует в соответствии с принципом удовольствия, Я действует в соответствии с принципом реальности: удовлетворение инстинктов от­кладывается до того момента, когда можно будет получить наибольшее удо­вольствие при минимуме болезненных и неприятных последствий. В соответ­ствии с принципом реальности энергия Оно может блокироваться, отводиться в сторону или освобождаться постепенно в полном согласии с требованиями реальности и совести. Подобная стратегия не противоречит принципу удоволь-



Глава 3. Психодинамическая теория


АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

КАК ИЗМЕРИТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ «Я»:

ТЕСТ НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ,

РАЗРАБОТАННЫЙ Д. ЛОВИНДЖЕР


Фрейд не очень-то верил в спо­собность Я эффективно осуществлять «руководящую функцию» в урегули­ровании требований Оно, Сверх-Я и реальности. Джейн Ловинджер дума­ла иначе. Ее теория развития Я (Loevinger, 1976) фиксирует внима­ние на огромных индивидуальных различиях в функционировании Я. Функционирование Я представляет собой специфический способ, с по­мощью которого человек интерпре­тирует свой опыт и воздействует на окружающий мир: этот способ про­является в том, как человек перера­батывает информацию, как контро­лирует свои импульсы и как строит отношения с людьми.


Опираясь на теорию психоанализа, так же как и на другие психоло­гические теории, Ловинджер заявляет о существовании последовательных стадий в функционировании Я. Эти стадии охватывают весь процесс раз­вития Я, который представляет со­бой последовательное, прогрессивное продвижение ко все более зрелым, как их называет Ловинджер, уровням фун­кционирования Я. На низших уров­нях развития Я индивиды думают упрощенно и стереотипно, они им­пульсивны, склонны к самозащите. На среднем уровне развития Я инди­виды воспринимают мир в категориях добра и зла, ценят конформность по отношению к правилам и лояльность к друзьям и семье, они погло-


щены приспособлением к социуму. На высших уровнях развития Я индиви­ды мыслят сложно, в своих отноше­ниях с людьми пытаются соединить близость и независимость, принима­ют многоаспектность и амбивалент­ность жизни. Человек может остано­виться на каждой из перечисленных стадий развития, так что в любой воз­растной группе люди будут резко раз­личаться по уровню развития Я.

Как можно измерить такой ши­рокий и всеобъемлющий конструкт? Ловинджер разработала Тест неза­конченных предложений (Sentence Completion Test) (Loevinger & Wessler, 1970), состоящий из 36 начальных за­готовок фраз (например: «Женщине всегда следовало бы...»), которые ис­пытуемые заканчивают, как хотят. По собственным словам Ловинджер, «Тест незаконченных предложений, будучи тестом со свободными отве­тами, позволяет раскрыть внутрен­нюю систему координат респондента. Это дает возможность заглянуть в структуру личности, к которой не могут подобраться объективные тес­ты» (1993, р. 12). В приведенной ниже таблице для примера представлены две начальные заготовки фраз и от­веты, данные индивидами, имеющи­ми низкий, средний и высокий уров­ни развития Я.

Эти ответы на два незаконченных предложения наглядно демонстриру­ют последовательность продвижения


Психоанализ: теория личности



 


Уровень развития Я

Низкий: Средний:

Высокий:


(1) Женщине всегда следует...

...добиваться того, что она хочет.

...пытаться выглядеть привле­кательно.

...выбирать такие роли в жиз­ни, какие, по ее мнению, от­ражают ее истинное Я.


(2) Когда меня критикуют...

...я прихожу в ярость и наношу ответный удар.

...я чувствую себя глубоко за­детым и мне кажется, что кри­тикующий меня не любит.

...мне это нравится, потому что я могу поучиться у других и увидеть в себе то, что видят во мне окружающие.


 


по уровням, которое Ловинджер опи­сывает как развитие Я. На низшем полюсе мы видим довольно простую интерпретацию опыта (т.е. импуль­сивное удовлетворение сиюминутных потребностей), в то время как на выс­шем полюсе индивиды демонстриру­ют наличие намного более сложной и более интегрированной системы координат. Все эти завершения пред-



ложений получены от взрослых и ил­люстрируют огромный диапазон ин­дивидуальных различий в функцио­нировании Я у людей одной и той же возрастной категории. В то время как Фрейд уделял относительно мало внимания Я, теория стадий Ловинд-жер и ее эксперименты проливают свет на значение Я в жизнедеятель­ности личности.


ствия, а скорее свидетельствует о временном отступлении. Она служит для того, чтобы, по словам Бернарда Шоу, «можно было выбрать линию наибольшей выгоды, а не линию наименьшего сопротивления». Я способно отделить жела­ние от фантазии, может выдержать напряжение и компромисс и может изме­няться со временем. Соответственно в Я выражается развитие перцептивных и когнитивных навыков, способность воспринимать больше информации и ду­мать в более сложных терминах. Например, с какого-то момента человек может начать думать в терминах будущего и с позиции того, что хорошо в долговре­менной перспективе. И эти качества резко отличаются от нереалистичного, неменяющегося и требовательного Оно.

По сравнению со своим вкладом в разработку бессознательного и Оно Фрейд относительно мало внимания уделял Я. Он изобразил Я как слабую структуру, бедное существо, которое служит сразу трем суровым господам — Оно, реаль­ности и Сверх-Я. «Бедное» Я переживает тяжелые времена, обслуживая трех господ, и призвано согласовывать жалобы и требования каждого из них. Особое значение имеет отношение Я к тирании Оно.

Можно сравнить отношение Я к Оно с отношением, существующим между всадником и лошадью. Лошадь дает движущую энергию, а прерогатива всадника — определять цель и направлять движение своего могучего коня к этой цели. Но слишком часто между Я и Оно мы наблюдаем менее идиллическую картину, когда всадник вынужден направлять свою лошадь туда, куда она сама хочет скакать.

Источник: Freud, 1933, р. 108



Глава 3. Психодинамическая теория


Итак, по Фрейду, Я — логичный, рациональный, устойчивый к напряжению «руководящий орган» личности, но оно же — бедный всадник на стремительной лошади Оно и находится под властью трех господ.

Только незадолго до своей смерти Фрейд начал больше внимания обра­щать на важность Я для личности. Эта тема в дальнейшем разрабатывалась его дочерью Анной Фрейд и рядом других психоаналитиков, чьи труды были по­зднее отнесены к психологии Я (ego-psychology). Хотя, согласно ранним пред­ставлениям, Я не имеет своей собственной энергии и вынуждено править туда, куда захочет Оно, согласно более поздним представлениям, Я отводится особая роль в разрешении конфликтов и в процессе адаптации. Эта точка зрения допускала, что удовольствие индивид может испытывать не только от разрядки энергии Оно, но и от бесконфликтного функционирования Я. Согласно Я-психологии, Я имеет свой собственный источник энергии и находит удо­вольствие в овладении окружающей средой. Эта концепция связана с понятием мотивации компетентности, предложенным Р. У. Уайтом (R.W. White, 1959). При описании личности эта концепция особое значение придавала способам, с помощью которых люди активно осваивают окружающий их мир, а также способам их мышления и восприятия. Хотя по-прежнему можно было бы счи­тать, что эти способы освоения и познания мира обслуживают Оно и смягчают конфликт, в них теперь стали видеть и независимые адаптивные функции, и самостоятельную важность.


Психологи попытались изучить индивидуальные различия в функциониро­вании Я. Так, например, были разработаны процедуры измерения для таких понятий, как Сила Я (Barren, 1953), развитие Я (Loevinger, 1976, 1985, 1993) и Я-контроль и Я-упругостъ (Block, 1993; Block & Block, 1980; Funder & Block, 1989). Хотя в деталях эти понятия, так же как и методы их измерения, различа­ются, но их объединяет внимание к таким свойствам, как способность выно­сить отсрочку удовлетворения потребности, способность выносить фрустра­цию и справляться со стрессом, четкое ощущение себя, способность строить отношения с другими на основе близости и взаимности, наличие интернали-зованной системы ценностей и относительная бесконфликтность жизнедеятельности.

Понятия сознательного, бессознательного, Оно, Я и Сверх-Я в высшей степени абстрактны и не всегда определяются с большой точностью. Более того, определенная нехватка ясности связана с тем, что значение некоторых понятий менялось по мере развития теории, но конкретный характер этих изменений никогда отчетливо не проговаривался (Madison, 1961).

В конце концов надо ясно понимать, что эти понятия суть концептуализа­ции реальных феноменов. Хотя язык живописен и конкретен, мы не должны смотреть на понятия как на реальные вещи. Внутри нас нет электростанции с маленьким гномом, распределяющим энергию. Речь не идет о том, что в нас «сидят» Оно, Я и Сверх-Я, а только о том, что, согласно теории, существуют такие свойства человеческого поведения, которые полезно концептуализиро­вать в данных структурных понятиях. Структуры приобретут большую опреде­ленность, если обратиться к процессам, с которыми они связаны; это мы сейчас и сделаем.


Психоанализ: теория личности









Date: 2015-05-09; view: 754; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию