Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оно, Я и Сверх-Я
В 1923 г. Фрейд разработал более формальную структурную модель психоанализа, в основе которой лежат понятия Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Superego), относящиеся к различным аспектам человеческой жизнедеятельности*. В соответствии с этой теорией Оно представляет собой источник всей побудительной энергии. Необходимая для человеческой жизнедеятельности * Id (в немецком оригинале 3. Фрейда — Es), Ego (в немецком — Ich) и Superego (в немецком — Uber-Ich) переводятся в книге соответственно как Оно, Я и Сверх-Я, хотя существуют и другие переводы этих слов в виде «кальки» с английского: Ид, Эго и Супер-эго. Обратим внимание также на то, что слово Я (Ego) в психоанализе используется для обозначения одной из трех личностных подсистем (или «инстанций») и это его значение не совпадает (или не полностью совпадает) с рефлексивным Я (self), с которым мы встретимся в других теориях и теоретических подходах. (Примеч. науч. ред. и пер.) Психоанализ: теория личности энергия изначально присуща сексуальным и агрессивным влечениям, инстинктам жизни и смерти, которые составляют существенную часть Оно. В своем функционировании Оно стремится к высвобождению («разрядке») возбуждения, напряжения и энергии. Эта подсистема действует в соответствии с принципом удовольствия - ищет наслаждения и избегает боли. Действуя таким образом, Оно стремится к немедленной и тотальной разрядке, напоминая избалованного ребенка: Оно хочет то, что хочет, тогда, когда этого захочет. То есть Оно не выносит фрустраций и свободно от любых запретов, не обращает никакого внимания на реальность и может находить удовлетворение как в реальном действии, так и в фантазиях, воображая, что уже имеет то, что хочет; воображаемое удовлетворение ничем не хуже реального; Оно вне резонов, вне логики, вне ценностей, вне морали. В итоге, Оно требовательно, импульсивно, слепо, иррационально, асоциально, эгоистично и, наконец, обожает удовольствия. Полной противоположностью Оно является Сверх-Я, представляющее моральную ветвь нашего существования. Сюда относятся идеалы, за которые мы боремся, и наказания (чувства вины), которых мы ожидаем, когда нарушаем свой этический код. Эта структура функционирует, чтобы контролировать поведение в соответствии с правилами общества, предлагая награды (чувство гордости, любви к себе) за «хорошее» поведение и наказания (чувства вины и неполноценности, а также самонаказание в виде так называемых несчастных случаев) за «плохое» поведение. Сверх-Я может функционировать на очень примитивном уровне, будучи относительно неспособным считаться с реальностью и менять свои действия в зависимости от обстоятельств. В таком случае человек не в состоянии отличать мысль от действия, переживая чувство вины за дурные помыслы, даже если они не приводят к проступку. Более того, индивид ограничивает себя суждениями типа «все-или-ничего», «черное-или-белое» и стремится к совершенству. Чрезмерное увлечение такими словами, как хороший, плохой, приговор, суд, говорит о строгом Сверх-Я. Но Сверх-Я может быть также понимающим и гибким. Например, люди бывают способны прощать себя или кого-то другого, если для них очевидно, что все произошло случайно или совершено в состоянии сильного стресса. В ходе развития дети учатся различать столь важные тонкости и смотреть на вещи не только с позиции «все-или-ничего», «правильно-или-не-правильно», «черное-или-белое». Третья подсистема, выделенная Фрейдом, — это Я. В то время как Оно ищет удовольствия, а Сверх-Я — совершенства, Я стремится к реальности. Функция Я заключается в том, чтобы выразить и удовлетворить желания Оно, согласовав их с реальными обстоятельствами и с требованиями Сверх-Я. В то время как Оно действует в соответствии с принципом удовольствия, Я действует в соответствии с принципом реальности: удовлетворение инстинктов откладывается до того момента, когда можно будет получить наибольшее удовольствие при минимуме болезненных и неприятных последствий. В соответствии с принципом реальности энергия Оно может блокироваться, отводиться в сторону или освобождаться постепенно в полном согласии с требованиями реальности и совести. Подобная стратегия не противоречит принципу удоволь- Глава 3. Психодинамическая теория АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАК ИЗМЕРИТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ «Я»: ТЕСТ НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, РАЗРАБОТАННЫЙ Д. ЛОВИНДЖЕР Фрейд не очень-то верил в способность Я эффективно осуществлять «руководящую функцию» в урегулировании требований Оно, Сверх-Я и реальности. Джейн Ловинджер думала иначе. Ее теория развития Я (Loevinger, 1976) фиксирует внимание на огромных индивидуальных различиях в функционировании Я. Функционирование Я представляет собой специфический способ, с помощью которого человек интерпретирует свой опыт и воздействует на окружающий мир: этот способ проявляется в том, как человек перерабатывает информацию, как контролирует свои импульсы и как строит отношения с людьми. Опираясь на теорию психоанализа, так же как и на другие психологические теории, Ловинджер заявляет о существовании последовательных стадий в функционировании Я. Эти стадии охватывают весь процесс развития Я, который представляет собой последовательное, прогрессивное продвижение ко все более зрелым, как их называет Ловинджер, уровням функционирования Я. На низших уровнях развития Я индивиды думают упрощенно и стереотипно, они импульсивны, склонны к самозащите. На среднем уровне развития Я индивиды воспринимают мир в категориях добра и зла, ценят конформность по отношению к правилам и лояльность к друзьям и семье, они погло- щены приспособлением к социуму. На высших уровнях развития Я индивиды мыслят сложно, в своих отношениях с людьми пытаются соединить близость и независимость, принимают многоаспектность и амбивалентность жизни. Человек может остановиться на каждой из перечисленных стадий развития, так что в любой возрастной группе люди будут резко различаться по уровню развития Я. Как можно измерить такой широкий и всеобъемлющий конструкт? Ловинджер разработала Тест незаконченных предложений (Sentence Completion Test) (Loevinger & Wessler, 1970), состоящий из 36 начальных заготовок фраз (например: «Женщине всегда следовало бы...»), которые испытуемые заканчивают, как хотят. По собственным словам Ловинджер, «Тест незаконченных предложений, будучи тестом со свободными ответами, позволяет раскрыть внутреннюю систему координат респондента. Это дает возможность заглянуть в структуру личности, к которой не могут подобраться объективные тесты» (1993, р. 12). В приведенной ниже таблице для примера представлены две начальные заготовки фраз и ответы, данные индивидами, имеющими низкий, средний и высокий уровни развития Я. Эти ответы на два незаконченных предложения наглядно демонстрируют последовательность продвижения Психоанализ: теория личности
Уровень развития Я Низкий: Средний: Высокий: (1) Женщине всегда следует... ...добиваться того, что она хочет. ...пытаться выглядеть привлекательно. ...выбирать такие роли в жизни, какие, по ее мнению, отражают ее истинное Я. (2) Когда меня критикуют... ...я прихожу в ярость и наношу ответный удар. ...я чувствую себя глубоко задетым и мне кажется, что критикующий меня не любит. ...мне это нравится, потому что я могу поучиться у других и увидеть в себе то, что видят во мне окружающие.
по уровням, которое Ловинджер описывает как развитие Я. На низшем полюсе мы видим довольно простую интерпретацию опыта (т.е. импульсивное удовлетворение сиюминутных потребностей), в то время как на высшем полюсе индивиды демонстрируют наличие намного более сложной и более интегрированной системы координат. Все эти завершения пред- ложений получены от взрослых и иллюстрируют огромный диапазон индивидуальных различий в функционировании Я у людей одной и той же возрастной категории. В то время как Фрейд уделял относительно мало внимания Я, теория стадий Ловинд-жер и ее эксперименты проливают свет на значение Я в жизнедеятельности личности. ствия, а скорее свидетельствует о временном отступлении. Она служит для того, чтобы, по словам Бернарда Шоу, «можно было выбрать линию наибольшей выгоды, а не линию наименьшего сопротивления». Я способно отделить желание от фантазии, может выдержать напряжение и компромисс и может изменяться со временем. Соответственно в Я выражается развитие перцептивных и когнитивных навыков, способность воспринимать больше информации и думать в более сложных терминах. Например, с какого-то момента человек может начать думать в терминах будущего и с позиции того, что хорошо в долговременной перспективе. И эти качества резко отличаются от нереалистичного, неменяющегося и требовательного Оно. По сравнению со своим вкладом в разработку бессознательного и Оно Фрейд относительно мало внимания уделял Я. Он изобразил Я как слабую структуру, бедное существо, которое служит сразу трем суровым господам — Оно, реальности и Сверх-Я. «Бедное» Я переживает тяжелые времена, обслуживая трех господ, и призвано согласовывать жалобы и требования каждого из них. Особое значение имеет отношение Я к тирании Оно. Можно сравнить отношение Я к Оно с отношением, существующим между всадником и лошадью. Лошадь дает движущую энергию, а прерогатива всадника — определять цель и направлять движение своего могучего коня к этой цели. Но слишком часто между Я и Оно мы наблюдаем менее идиллическую картину, когда всадник вынужден направлять свою лошадь туда, куда она сама хочет скакать. Источник: Freud, 1933, р. 108 Глава 3. Психодинамическая теория Итак, по Фрейду, Я — логичный, рациональный, устойчивый к напряжению «руководящий орган» личности, но оно же — бедный всадник на стремительной лошади Оно и находится под властью трех господ. Только незадолго до своей смерти Фрейд начал больше внимания обращать на важность Я для личности. Эта тема в дальнейшем разрабатывалась его дочерью Анной Фрейд и рядом других психоаналитиков, чьи труды были позднее отнесены к психологии Я (ego-psychology). Хотя, согласно ранним представлениям, Я не имеет своей собственной энергии и вынуждено править туда, куда захочет Оно, согласно более поздним представлениям, Я отводится особая роль в разрешении конфликтов и в процессе адаптации. Эта точка зрения допускала, что удовольствие индивид может испытывать не только от разрядки энергии Оно, но и от бесконфликтного функционирования Я. Согласно Я-психологии, Я имеет свой собственный источник энергии и находит удовольствие в овладении окружающей средой. Эта концепция связана с понятием мотивации компетентности, предложенным Р. У. Уайтом (R.W. White, 1959). При описании личности эта концепция особое значение придавала способам, с помощью которых люди активно осваивают окружающий их мир, а также способам их мышления и восприятия. Хотя по-прежнему можно было бы считать, что эти способы освоения и познания мира обслуживают Оно и смягчают конфликт, в них теперь стали видеть и независимые адаптивные функции, и самостоятельную важность. Психологи попытались изучить индивидуальные различия в функционировании Я. Так, например, были разработаны процедуры измерения для таких понятий, как Сила Я (Barren, 1953), развитие Я (Loevinger, 1976, 1985, 1993) и Я-контроль и Я-упругостъ (Block, 1993; Block & Block, 1980; Funder & Block, 1989). Хотя в деталях эти понятия, так же как и методы их измерения, различаются, но их объединяет внимание к таким свойствам, как способность выносить отсрочку удовлетворения потребности, способность выносить фрустрацию и справляться со стрессом, четкое ощущение себя, способность строить отношения с другими на основе близости и взаимности, наличие интернали-зованной системы ценностей и относительная бесконфликтность жизнедеятельности. Понятия сознательного, бессознательного, Оно, Я и Сверх-Я в высшей степени абстрактны и не всегда определяются с большой точностью. Более того, определенная нехватка ясности связана с тем, что значение некоторых понятий менялось по мере развития теории, но конкретный характер этих изменений никогда отчетливо не проговаривался (Madison, 1961). В конце концов надо ясно понимать, что эти понятия суть концептуализации реальных феноменов. Хотя язык живописен и конкретен, мы не должны смотреть на понятия как на реальные вещи. Внутри нас нет электростанции с маленьким гномом, распределяющим энергию. Речь не идет о том, что в нас «сидят» Оно, Я и Сверх-Я, а только о том, что, согласно теории, существуют такие свойства человеческого поведения, которые полезно концептуализировать в данных структурных понятиях. Структуры приобретут большую определенность, если обратиться к процессам, с которыми они связаны; это мы сейчас и сделаем. Психоанализ: теория личности Date: 2015-05-09; view: 754; Нарушение авторских прав |