Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философская проблема законодательной социологии. Биологические аналогии
В социологии напрашиваются биологические аналогии, ибо она изучает социальное тело, в котором возможны как здоровые, так и болезненные процессы. Различие нормального и патологического традиционно занимает важное .место в дискуссии о соотношении сущего и должного, факта и нормы. Это различие может быть использовано .как против нормативной социологии, так и к ее выгоде. В первом случае задают вопрос: разве, выводя норму должного из факта, мы не рискуем, что в ее основе окажутся нездоровые, болезнетворные явления? Во втором — утверждают, что такая норма выводится не из любых фактов, а только из тех, которые считаются нормальными. Однако тем самым наталкиваются на другую проблему: где же проходит граница между патологическим и нормальным? Чтобы установить эту границу, многие прибегали к критериям статистического порядка. По их мнению, нормальным и могущим быть возведенным в норму должен- .ствования является такое поведение, которого придерживается большинство участников данного вида отношений. Это особое большинство, нечто более значимое, чем большинство проголосовавших на выборах, ибо оно образует консенсус. Другое дело — нормальное поведение, которое не может быть возведено в норму; оно — исключение из общего поведения. С этой позиции развод и усыновление .оказываются анормальными явлениями, поскольку их явное меньшинство. Однако такая конструкция не может не вызвать возражений юристов потому, что те явления, которые объявляют исключительными и не могущими поэтому быть возведенными в норму, в действительности не меньше, чем другие, нуждаются в правовой регламентации. Более того, практика показывает, что нередко они нуждаются даже в более развернутой регламентации. Имеется и другой подход к проблеме, восходящий к авторитету Дюркгейма36, который, как известно, уделил много внимания разграничению нормального и патологического. Этот подход также носит статистический уклон, но не в рамках одной отдельно взятой лравовой системы, а в масштабе всех существующих правовых систем, во всяком случае, тех, которые находятся на одинаковой стадии развития. Институт с этих позиций будет рассматриваться как нормальный, если он признан большинством правовых систем. Здесь проявляется, но в социологической форме, та самая идея, которая была столь дорога первым компаративистам, и в частности Эдуарду Ламбе-ру, — идея выявления общего законодательного права всех народов. Впрочем, концепции Дюркгейма следует отдать должное. Она существенна для определенной статистической •оценки самых различных юридических явлений. Если, как •мы уже отметили, бессмысленно объявлять институт развода анормальным, то вовсе не лишена пользы оценка масштабов бракоразводности во Франции путем ее сравнения с данными по другим индустриальным обществам. Бракоразводность может считаться нормальной, если в среднем совпадет с показателями других стран. Деятельность законодателя получает в этой связи научное основание в виде социологических констатации: если масштабы бракоразводности сильно превысят средний, нормальный показатель, то можно ожидать, что в парламенте сразу же начнется движение и будет предложена реформа материального или процессуального права, ограничивающая возможность развода; предположив обратное, а именно ситуацию, когда масштабы бракоразводности окажутся ниже средней, можно поручиться, что законодатель в этом случае не будет принимать мер, облегчающих развод. Биологические аналогии могут иметь и другую форму, к которой также обращался Дюркгейм37. Естественные науки знают, что в ходе эволюции видов природа иногда сбивалась с пути. Имеется немало несоответствий, тупиков, осложнений. Естественный отбор не устранил таких вредных атавизмов, как аппендикс у человека и рога у некоторых животных. Нечто сходное можно наблюдать и в эволюции обществ и правовых систем. Она проходила не без противоречий и перебоев. Поскольку априори считается, что эволюция в целом ведет к прогрессу, то и задача человечества состоит в том, чтобы помогать эволюции, устранять все те явления, которые мешают ей. Применительно к правовой системе это означает, что, познав направление ее эволюции, нужно законодательным путем способствовать ее движению в этом направлении, приспособляя систему к социальным изменениям, устраняя ее внутренние противоречия, отметая то, что ей мешает (подобно хирургу, удаляющему аппендикс). Ярким примером может служить отмена феодальных прав и привилегий. Чем являлся феодализм во Франции в середине XVIII века? Пережитком и обузой для общества, в котором складывался индивидуалистский режим земельной собственности. Это и определило законодательное решение: феодализм упраздняется. Однако проведенной концепции можно противопоставить принципиальные возражения. Никак не доказано, что эволюция всегда хороша и прогрессивна38. В раннее средневековье произошла трансформация собственности в том виде, как ее знало римское право, в собственность феодальную. В исторической ретроспективе было бы весьма рискованно утверждать, что долг социологического законодателя, если таковой имелся в ту эпоху, состоял в том, чтобы ускорить эту трансформацию, а не противиться ей. Точно так же никак не доказано, что противоречия правовой системы — это ее слабое место. Они могут быть сбалансированы, вылиться в разумный компромисс, что свидетельствует о жизнеспособности права. Благодаря такому компромиссу сегодня в нашем договорном праве весьма продуктивно сосуществуют либеральная основа и дирижистские начала. Видеть идеал социологического законодательства в искоренении всех противоречий в праве значило бы заключить союз социологии с традиционной рационалистической кодификацией, которая предназначена сделать любую правовую систему по возможности однородной и непротиворечивой. Мы же считаем, что ничто не находится так далеко от социологии как кодификации такого рода, ибо социальная действительность неоднородна и иррациональна. '•''-', 14. ЭМПИРИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ ' : • В ПОЛЬЗУ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ Дискуссия о легитимности законодательной социологии хотя и имеет основания, но страдает тем, что она слишком обща. Право в том виде, как оно предстает в этой дискуссии (нередко на его месте вообще оказывается мораль), трактуется весьма узко. Это то право, которое существует в представлении философов. Нельзя сказать, что •это чисто воображаемое право. В нем есть кое-что от уголовного права, те категорические императивы, котррые так восхищают неюристов, а по существу своему дублируют мораль. В действительности же реальное право, и особенно частное право, бесконечно более богато, сложно и гибко. Профессиональный опыт юристов, далекий от метафизических сложностей, постоянно показывает им взаимопереходы факта и пряна. Стоит только обратиться к собственно юридической практике, как сразу можно увидеть, как факт становится правом и право создается из факта 39 Date: 2015-05-08; view: 539; Нарушение авторских прав |